Центр домашнего обучения » РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ » Семейное образование – различные методики. Анскулинг
Джон Холт
Семейное образование и анскулинг – в чём разница?
Что же, собственно, представляет собой «не-обучение», или анскулинг? Согласно общепринятому определению, анскулинг – это философия домашнего обучения, позволяющая детям исследовать интересные им темы в комфортном для себя темпе, не подвергаясь никакому давлению со стороны взрослых. Родители при этом не составляют учебные планы, а выступают в роли помощников, обеспечивая детей всем необходимым, и следят за тем, куда приведут детей их изыскания. Семейное образование подразумевает составление программ обучения, ежегодную аттестацию и контроль со стороны министерства.
Сомневающиеся задают вопрос, как вообще дети могут усвоить какой-либо материал без руководства взрослых? Однако сами анскулеры, став взрослыми, превращаются в мотивированных, гармоничных и эрудированных людей, способных ставить цели и самостоятельно находить ресурсы для их реализации. Во всяком случае, в ВУЗах анскулеры добиваются результатов не хуже, чем другие молодые люди с семейным образованием.
Как возник анскулинг?
Термин «анскулинг» был введён в обиход реформатором американской системы образования Джоном Холтом в 1977 году. В это время он основал популярный журнал по семейному образованию «Растём без школы» (Growing without schooling). Бывший школьный учитель, Холт написал много книг о домашнем обучении, которые до сих пор пользуются успехом среди приверженцев этой системы. Среди них – «Научи себя сам» и «Учимся всё время». После смерти Холта его дело продолжил Патрик Ференга, который пишет книги и читает лекции об анскулинге.
Одно из ответвлений анскулинга – философия обучения, известная как «радикальный анскулинг». Этому ответвлению положила начало Сандра Додд. Его сторонники призывают родителей ставить интересы реб`нка во главу угла в каждом аспекте жизни, не только в сфере образования.
Что представляет собой анскулинг?
Стороннему наблюдателю может показаться, что при анскулинге вообще ничего не происходит. На самом деле, это не так. Дети, обучающиеся по системе анскулинга, черпают знания из повседневной жизни. Чтобы испечь печенье, нужно для начала прочитать рецепт. Чтобы правильно отмерить и смешать ингредиенты, нужно освоить деление и дроби. Такой подход близок к понятию «семейное образование», но подразумевает большую свободу в обучении. Вот примеры, как некоторые семьи практикуют анскулинг.
Пусть дома будет интересно. Родители не навязывают ребёнку занятия по тем или иным предметам, но создают дома обстановку, стимулирующую детскую любознательность и тягу к познаниям. Вокруг ребенка должны быть книжки и игры, материалы для творчества (рисования, музыки и т.д.). Самое главное при этом – уделять ребёнку время и разговаривать с ним о том, к чему у него есть интерес.
Не сидите в четырёх стенах. Анскулеры любят учиться вне дома. Родители не отказывают себе в удовольствии поучаствовать в занятиях младшего поколения: вместе гулять по лесу, строить шалаши, что-нибудь разбирать и устраивать беспорядок. Анскулеры рассматривают любого человека как потенциального наставника, который научит их чему-нибудь полезному.
Путешествие как источник знаний. Не имея над собой дамоклова меча школьной программы, анскулеры могут путешествовать в любое время и на любые расстояния. Оказавшись в новой обстановке, анскулеры впитывают знания о чужой культуре.
Позвольте детям углубиться в интересующий их предмет. Дети-анскулеры, как правило, имеют глубокие познания по теме, которая интересна им в данный момент. Они могут часами изучать книги и сайты по этой теме и сильно опередить своих сверстников в школе.
Используйте традиционные методы обучения без принуждения. Анскулинг не означает, что в процессе обучения вообще отсутствует система. Для достижения своих целей дети могут использовать учебники, задачники, интернет-ресурсы так, как считают нужным, без давления со стороны родителей.
В чём преимущества анскулинга?
В чём недостатки анскулинга?
Многих сторонников домашнего обучения привлекает идея анскулинга, по крайней мере, в некоторых аспектах обучения детей. От родителей можно услышать такое высказывание: «Мы применяем анскулинг к истории, но не к математике».
Патрик Фаренга
По словам Патрика Ференги, который в свое время работал вместе с Джоном Холтом и продолжает возглавлять основанную им компанию: «Люди находят разные способы подстроиться под идеи Джона Холта, но ни один стиль анскулинга или воспитания не определяет анскулинг, несмотря на то, что пишут во многих книгах».
Радикальный анскулинг
За последнее десятилетие сторонники радикального анскулинга развили основные принципы концепции «не-обучения». Как и многие родители, выбравшие семейное образование, они считают, что не существует различия между учёбой и жизнью. Радикальные анскулеры не просто дают детям свободу изучать то, что им интересно; они также воздерживаются от установки каких-либо ограничений во всех остальных аспектах жизни. Дети радикальных анскулеров могут сколько угодно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Для них нет строгих правил, когда садиться есть или идти спать. Родители уверены, что дети сами могут определить, чего они хотят и когда им уже достаточно. В результате, как считает один из защитников радикального анскулинга Сандра Додд, получаются более счастливые семьи, где меньше скандалов.
Сандра Додд
В России анскулинг пока законодательно не закреплён. Наиболее близкая форма к анскулингу — семейное образование — требует прохождения ежегодных аттестаций и экзаменов. Поэтому, возможности лишь два раза прийти в школу — в 1 классе и в 11 — пока нет. однако, движение анскулеров становится всё более мощным. В том числе, и благодаря интенсивным технологиям образования и техническому прогрессу.
См. также: Метод Марии Монтессори Вальдорфская система Программы развития Развитие памяти ребёнка — как проходят занятия