Центр домашнего обучения » Из опыта домашнего обучения » Трудовое воспитание подростков
Прочитав заголовок, многие наверняка будут удивлены – что такое «трудовое воспитание»? В самом деле, сегодня в плане образования принято говорить о трудовом обучении, подразумевая получение конкретных навыков — ведения домашнего хозяйства для девочек или основ ремонтного дела для мальчиков. Что такое «трудовое воспитание» не столь очевидно, хотя интуитивно понятно: это система действий, направленных на систематическое приучение детей к упорному и целенаправленному труду, причем не только к умственному, как на предыдущем, грамматическом этапе, но и к физическому и, в дальнейшем – к общественно-полезному. Давайте исследуем каждое звено в этой цепочке по отдельности.
Учеба – тот же труд
Это простое положение в нашем сегодняшнем обществе понятно далеко не всем. Особенно это относится к младшим ученикам. Зачастую родители (да и не только родители) маленьких детей склонны считать учебу особым видом развлечения или игровой деятельности. К сожалению, это заблуждение активно принимают и поддерживают и профессионалы – методисты начальной школы и детские психологи. Способствуют углублению этого заблуждения и постепенное стирание различий между дидактической и развлекательной литературой, а учебную мультимедиа-продукцию порой очень сложно бывает отличить от детских компьютерных игр. Между тем учеба, даже в младшем возрасте, является деятельностью, принципиально отличной от игры (несмотря на то, что некоторые черты сходства между ними существуют). Для того, чтобы это понять, достаточно сравнить словарные определения обоих понятий:
Игра — в обыденном понимании забава, шутливое соревнование, лицедейство и т.д., (Российский гуманитарный энциклопедический словарь);
или:
деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, и т.д., (Психология развития. Словарь);
Учеба (обучение) — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. (БСЭ)
целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, (Википедия).
То есть – в процессе обучения учитель ставит перед учеником некие безусловные и объективные цели, в отличие от условных и субъективных целей игры. Хотя, конечно, и правилам игры нужно учиться, а в процессе обучения вполне можно использовать элементы игры. Главное – не путать между собой эти понятия, и, в особенности – не ждать от процесса обучения, что он может быть таким же спонтанным и захватывающим, как игра (хотя даже игра далеко не всегда спонтанна и интересна – всем известно, что без участия взрослых, без сложных правил и определенной дисциплины и субординации детские игры быстро превращаются в утомительный и скучный хаос). Учеба требует от младших учеников – дисциплины, от средних и старших – упорного и последовательного труда.
В самом деле, для подростков на диалектическом этапе уже мало быть просто терпеливыми и прилежными. Это – детские добродетели. Главное внимание родителей подростков должно быть направлено на преодоление лени – этого главного врага обучения в подростковом возрасте.
В самом деле, родители подростков очень часто сталкиваются с малой эффективностью учебы их детей на диалектическом этапе обучения. Ученики, весьма успешные и дисциплинированные в младших классах, вдруг начинают сдавать позиции по всем предметам – несмотря на внешнее соблюдение дисциплины. Школьники ведут себя тихо и благопристойно на уроках. Нешкольники послушно высиживают положенные часы за учебниками. Ни те, ни другие не проявляют ни малейшей инициативы в учебе. Если вникнуть в учебный процесс таких «законопослушных ботаников», оказывается, что зачастую они не столько учатся, сколько имитируют процесс обучения. В подростковом возрасте дети уже достаточно умны, чтобы понимать, чего именно от них хотят взрослые, и могут эффективно имитировать требуемые действия, чтобы их оставили в покое. При этом они проявляют малую заинтересованность в действительно качественном усвоении учебного материала. Везде, где можно, они стараются получить хорошую оценку, не владея действительно прочными знаниями – в тех случаях, когда они не уверены в ответе, такие ученики стараются списать, подогнать ответ, или уйти от него (если это устный ответ).
В чем дело?
Во-первых, дело в том, что в средней школе объем как нового материала, который требуется усвоить, так и старого, который необходимо периодически повторять, уже довольно велик. И очень часто новый материал невозможно усвоить, не повторив старый. Вот это-то и ленятся делать подростки. Когда они натыкаются на пробел в своих знаниях (не вспомнил, забыл, не доучил), они стремятся «перепрыгнуть» через него, придумать или подогнать ответ – а не вернуться назад и повторить пройденное. Тем более не проблема это сейчас, когда почти в каждой квартире стоит компьютер и заполнить пробел в знаниях можно, просто введя поисковый запрос. Таким образом, отношение к учебе как к труду требует постоянного повторения пройденного материала при каждом возникшем затруднении.
Во-вторых, в средней школе возрастает объем информации, которая должна быть усвоена наизусть. Это в первую очередь – правила и формулы, кроме того – даты, факты и тексты. Подростки ленятся заучивать эту информацию и доводить свои знания до автоматизма, не понимая, что иного пути к овладению целыми разделами знания попросту не существует. Особенно сопротивляются заучиванию формул так называемые «правополушарные» дети, которые считают, при полной поддержке психологов и большинства педагогов, что им не нужно изучать точные науки. Между тем это совершенно неприемлемо. Из-за такого отношения «творческие» дети превращаются в элементарных лентяев – потому что любой вид творчества, на самом деле, предполагает рутинную отработку отдельных навыков, и нежелание учить математические или физические формулы зачастую выливается в точно такое же нежелание доведения до совершенства тех или иных художественных приемов и методов.
Итак, отношение к учебе как труду предполагает рутинную отработку элементов программы, в первую очередь – через заучивание наизусть.
В-третьих, в средней школе, для того, чтобы сносно знать материал курса, уже категорически не хватает материала, приведенного в учебнике. Точнее, в изучении любой дисциплины ориентацию на какой-либо один-единственный учебник следует признать решительно неприемлемой. Учебник можно признать в качестве отправной точки самостоятельных поисков ученика дополнительной информации по теме, которую он может получать из книг, фильмов, обучающих программ, интернета. Таким образом, отношение к учебе как к труду предполагает использование в учебном процессе широкого круга источников по изучаемой теме и выработку навыка анализа разнообразной, разноплановой и в чем-то противоречивой информации.
Все сказанное выше равным образом относится к подросткам обоих полов. Девочкам следует учиться интеллектуальному труду не менее усердно, чем мальчикам – даже тем (в особенности тем!) которые не имеют никаких успехов в этой области. Таким должен быть сознательный ответ родителей на вызов современности, которая требует от нас с первую очередь все более и более узкой специализации. Тогда как на самом деле сегодня более всего требуются универсалы – люди, способные мыслить обоими полушариями и имеющие системные знания по целому ряду предметных областей.
Физический труд. Разделение труда между подростками разных полов
Помимо учебы, в жизни подростков значительно большее время, чем в детском возрасте, должно отводиться физическому труду. На грамматическом этапе обучения основное внимание в плане воспитания навыков физического труда должно отводиться самообслуживанию – умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке. Разумеется, естественное стремление детей помогать родителям по хозяйству можно и нужно удовлетворять – но надо понимать, что ребенок обязательно превратит свою «помощь» в игру, от которой, скорее всего, будет больше хлопот и дополнительной работы, чем пользы. Между тем, эти первые проявления социальной ответственности следует принимать и поощрять, и, конечно, организовывать надлежащим образом (хотя все родители знают, как сложно заставить ребенка что-то сделать «как следует» — куда проще и быстрее все сделать самому). Обязательно следует методично и последовательно описывать ребенку порядок выполнения простейших бытовых обязанностей: как подметают пол, как моют тарелки, как чистят овощи, как пришивают пуговицы к одежде… Ребенку пока все интересно, и в контексте игры он готов упорно повторять самые нудные действия – до тех пор, пока хватит сил и внимания. Разумеется, рано или поздно он неминуемо заскучает и отвлечется, однако важно доводить каждый такой мини-процесс до конца, чтобы ребенок получил настоящий урок осмысленного отношения к труду: если он захотел подмести комнату – довести процесс до стадии собирания мусора в кучу и правильной уборки его (в мусорное ведро на совке, и чтобы ни одна пылинка не упала мимо); если почистить картошку – то чтобы хотя бы одна картофелина была дочищена до конца, и пусть он оставит на ней свою пометку, чтобы именно ее получить на обед; если пришивать пуговицу – то до тех пор, пока она не окажется надежно закрепленной на нужном месте с помощью узла и т.д. и т.п. И обязательно в конце каждого дела следует сказать ребенку, что он очень помог вам в благом деле превращения хаоса в космос в рамках одной вашей маленькой квартиры…
На диалектическом этапе требования к подростку уже совсем иные. В 10 лет ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя какую-то часть обязанностей по домашнему труду.
Эти обязанности должны быть жестко закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только таким образом возможно превратить физический труд в полезную привычку. Объем обязанностей для каждого ребенка устанавливается индивидуально, в соответствии с его силами и способностями.
Почему трудовое воспитание так важно на подростковом этапе? Потому что именно на этом этапе подросток впервые начинает активно социализироваться, то есть осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно вскрыть перед своим подростком смысл этих обязанностей и вытекающих из них прав (но не в коем случае не наоборот). Если давать свои объяснения именно в таком порядке, у подростка рано или поздно выстроится правильное отношение к труду (потому что права являются следствием обязанностей), если же на первое место ставить права – для подростка так никогда и не станет очевидным, что выполнение обязанностей как-то с ними связано. В самом деле, зачем трудиться, зачем бороться с ленью и эгоизмом, если права существуют безотносительно к обязанностям? Если труд – это право, то значит, родители должны создавать условия для реализации такого права (давать задания, следить за тем, чтобы подросток не перенапрягался, материально вознаграждать за труд – например, снабжать карманными деньгами). Если же труд – это обязанность, то подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения (как не ждут его и другие члены семьи, выполняя свою часть работ по дому).
Итак, следует определить круг обязанностей для подростка. Что это могут быть за обязанности? Я рекомендую, в качестве основной, сделать обязанность по обслуживанию семьи за столом.
Такая рекомендация может вызвать недоумение у многих — ведь в современных семьях зачастую принято есть каждому в свое время или в одно время – но в своей комнате и вообще не встречаться за общей трапезой (если не считать праздничных застолий). Между тем будет справедливым сказать, что общая трапеза есть один из центральных моментов, буквально цементирующих не только быт, но и бытие здоровой семьи.
Для того, чтобы сохранять близость и единство, домочадцам следует хотя бы один раз есть в одно время за одним столом. Я понимаю, что это сложно и накладно, знаю, что многие женщины вообще принципиально не готовят для своих домашних, считая, что каждый должен обслуживать себя сам – и, тем не менее, настаиваю на том, что это неправильно, потому что крайне обедняет семейную жизнь и лишает ее одной из мощнейших доминант.
Из истории культуры известно, что совместная трапеза есть основной способ демонстрации дружеской или братской любви людей друг к другу. Есть одну и ту же пищу за одним столом – значит доверять друг другу (минимум – не бояться, что тебя отравят, максимум – ценить кулинарные способности того, кто готовит пищу). Для детей собираться за одним столом с родителями значит каждый день убеждаться в единстве семьи, в том, что родители любят их и друг друга. Одни видят, что это важное общее дело – и, когда вырастают, оказываются готовыми к участию в этом важном коллективном действии. Как известно всем, кто хотя бы иногда накрывает общий стол хотя бы для гостей, совместная трапеза – дело очень затратное. Кроме самого приготовления пищи, в нее входят такие процессы, как сервировка стола, подача блюд, добавление приборов, уборка грязной посуды и множество других, еще более мелких и рутинных действий. Так вот, большую часть этой рутины следует поручать именно младшим подросткам. Сервировка стола – это вообще первый общественно-полезный труд, которому их следует обучить. Они должны понять принцип расстановки приборов на столе, порядок подачи и уборки блюд, а также научиться выполнять все действия по обслуживанию общей трапезы быстро, ловко и бесшумно. Последнего следует упорно добиваться: недопустимо, чтобы подросток служил за столом кое как, ползал как муха, ронял приборы, путал последовательность действий, ронял еду на пол и бил посуду. Разумеется, на первых порах они именно это в основном и будут делать – через такой период необходимо пройти, как через полосу препятствий. Он потребует от родителей ангельского терпения и выносливости – но без него не научить подростка служить вообще. А он должен именно служить – не тупо отрабатывать постылые обязанности для галочки, а именно служить своим домашним верой и правдой, как средневековые мальчики-пажи и оруженосцы – своим наставникам.
На этом месте может возникнуть закономерный вопрос – а как сделать совместную трапезу интересной и полезной для всех? Ведь не всегда у домочадцев найдутся темы для интересной для всех беседы. Ответ прост: если общую трапезу совместить с совместным просмотром совместно отобранных фильмов, то скучно не будет никому. Такие общие трапезы становятся центральным событием каждого прожитого маленьким семейным сообществом дня, во время которого они наслаждаются близостью друг к другу, совместными переживаниями от просмотра фильма и общими приятными ощущениями от вкусной пищи и тепла домашнего очага.
Почему я так подробно останавливаюсь на этой группе бытовых обязанностей? Потому что именно они, на мой взгляд, вырабатывают у подростка отношение к домашнему труду как к служению своим близким. Все прочие обязанности следует вводить уже потом, одну за другой, постепенно расширяя их спектр и объем.
Итак, какие обязанности следует вводить в каком возрасте?
Привожу свои рекомендации (разумеется, примерные и допускающие любые варианты с учетом особенностей каждой конкретной семьи).
В 10-11 лет подросток должен уметь: — вытирать пыль,
— чистить обувь и одежду,
— пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде,
— пылесосить комнату,
— расставлять книги в нужной последовательности в книжном шкафу,
— поливать цветы,
— выносить мусор,
— бегать в ближайший магазин за небольшим количеством покупок,
— мыть посуду (как минимум, после одного из неосновных приемов пищи),
— наводить порядок в ванной комнате;
— поддерживать порядок в своем платяном шкафу,
— ухаживать за домашними животными.
В 12-13 лет подросток должен уметь: — последовательно убирать комнаты в квартире по заранее сформулированному родителями алгоритму,
— ходить в магазин со списком покупок,
— готовить себе завтрак,
— мыть за собой посуду после каждого приема еды,
— чистить овощи для приготовления пищи,
— поддерживать в чистоту в санузле,
— загружать стиральную машину,
— гладить белье.
В 14-15 лет к перечисленным выше трудовым навыкам добавляются только несколько сложных умений, таких как: — самостоятельно готовить пищу (полностью организовывать общую трапезу),
— самостоятельно определять меню и список покупок для его приготовления;
— самостоятельно ставить перед собой трудовые задачи по обслуживанию квартиры и выполнения их по мере необходимости;
— самостоятельно держать свой гардероб в порядке (определять степень загрязнения одежды, вовремя стирать и гладить ее, убирать после окончания сезона и т.д.),
— ухаживать за младшими и престарелыми членами семьи,
— мыть и обслуживать машину (если таковая имеется).
Неплохо также обучить подростка навыкам ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья), не столько даже в качестве постоянной обязанности, сколько просто для общего ознакомления с процессом.
Разумеется, не все из перечисленных действий подросток должен выполнять ежедневно и в полном объеме. Этот список приводится лишь в качестве полного перечня всех процессов, подлежащих усвоению. Достаточно будет, если младший подросток имеет в качестве повседневных обязанностей не более 2-3 пунктов из списка. Однако, по мере взросления объем и сложность выполняемых обязанностей непременно должны возрастать. И старший подросток должен уже полностью замещать взрослых в случае необходимости (например, болезни или сильной загруженности родителей).
Что касается гендерного распределения обязанностей, то данный список следует считать универсальным, то есть подходящим как для мальчиков, так и для девочек.
В современной семье, где часто работают оба родителя, каждый из них должен уметь выполнять все необходимые для организации домашнего быта действия. Но, разумеется, каждый из них может выполнять все вышеперечисленные действия в своем темпе и в своем стиле (без ущерба общим интересам, разумеется).
Что касается гендерно окрашенных видов домашнего труда, то это, в первую очередь, разумеется, рукоделие и ремонтные работы по дому. Первому следует в обязательном порядке обучать девочек (особенно шитью), второму – мальчиков. Разумеется, можно и нужно учить мальчиков рукодельничать, а девочек – заниматься мелким домашним ремонтом, если у них есть к тому желание и интерес. Но следует помнить о том, что ремонтно-строительные работы всегда были обязанностью, гармонично формирующей личность и самосознание мужчины, как личности, призванной к устройству и управлению домашним хозяйством, в то время, как рукоделие во все времена было обязанностью, гармонично формирующей личность и самосознание женщины – как личности, ответственной за украшение дома и поддержание его в порядке. Если сами родители не имеют соответствующих навыков – следует обязательно найти их носителей среди ближайших знакомых или, на худой конец, отправить подростка в соответствующий кружок.
В целом, выполнение бытовых обязанностей в будние дни должно занимать от 0,5 до 1 часа в 10-11 лет до 2-3 часов в 14-15 лет (больше просто не позволит объем учебных обязанностей). В выходные, когда подростки вместе с родителями участвуют в генеральной уборке помещений, это время может возрастать до 2-3 часов для младшего подростка и 4-5 для старшего (не каждую неделю, по мере необходимости).
Общественно-полезный труд и выбор будущей профессии
Разумеется, все предыдущие формы деятельности являются лишь подготовительными по отношению к основным двум задачам для каждого человека: обучению навыкам общественно-полезного труда и выбору будущей профессии.
Чем общественно-полезный труд отличается от труда домашнего? По глубинной сути – принципиально ничем. Поскольку как домашний труд, так и общественный должны строиться на одном и том же принципе – служения ближним своими силами и талантами. Однако, в обществе царит гораздо более строгое разделение труда, чем в семье, и потому родителям следует заранее продумать спектр общественно-полезных действий, которые смогут выполнять ваши подростки. Разумеется, для этого следует учитывать уровень их физической и интеллектуальной подготовки. Разумеется, если сами родители не считают общественно-полезный труд обязательным, к нему не удастся приучить и подростков. Что имеется ввиду?
Уборка на лестничной площадке: следует выносить крупногабаритный мусор на помойку, не сорить на площадке перед дверью и убирать мусор перед ней, если таковой имеется. Когда мусор выбрасывается в мусоропровод, следует проследить, чтобы он упал вниз, а не забил мусоропровод. Если по вашей вине образуется засор, следует его устранить при помощи любых подручных средств.
Следует также следить за наличием лампочек на площадке: если они перегорают, их следует тут же менять. Весной желательно принимать участие в общественной уборке территории перед домом, а также, при наличии газонов, приучить подростка высаживать рассаду на клумбах перед домом. А потом следить за тем, как растения поднимаются, и поливать их время от времени. В зимнее время следует принимать участие в расчистке снега на территории перед домом. Можно предложить вашему подростку помогать соседям откапывать машины, увязшие в снегу и делать это самостоятельно, по желанию.
Летом главным общественно-полезным трудом является полив цветов на клумбах и ликвидация мелких пожаров. Одним из самых главных видов общественно-полезного труда для подростков является участие в организации праздников: изготовление подарков, украшение помещений, подготовка культурной программы (например, участие в спектаклях, концертах, рисование декораций, шитье костюмов для постановок и т.д.)
Разумеется, все эти действия должны выполняться бескорыстно – общественно-полезный труд является, по сути, даром любви человека миру, в котором он живет и людям, с которыми он живет. Такой дар, если он принесен от всего сердца, обязательно возвращается к тому, кто его принес. Быть может, не сразу и не в полном объеме — но всегда окупается. Родители, которые желают приучить своих детей к общественно-полезному труду, обязательно должны объяснить им это.
И, наконец, поднимем последнюю тему, возможно, самую сложную из перечисленных выше. Это – тема выбора будущей профессии. Понятно, что в основном она касается старших подростков, и становится актуальной лишь при достижении ими 14-летнего возраста. Обычно в это время они и начинают всерьез задумываться о своем будущем призвании – или, хотя бы, о способе получения самостоятельных доходов. На самом деле, тут выбор не должен стоять как «или-или» — скорее, как «и-и».
Дело в том, что, на мой взгляд, выбирать будущее призвание в расчете получить серьезное образование в научной или культурной области в одном из современных российских ВУЗов — почти на 100% бессмысленное дело в быстроменяющихся условиях послекризисной России. Исключение составляют, наверное, лишь жители российских столиц – в них сосредоточены абсолютно все остатки старых научных школ, еще существующих каким-то чудом в России. Если же ваша семья живет в любом из городов любой российской провинции, то выбор из существующих ВУЗов для вас – скорее всего, иллюзорный. Большая часть ВУЗов имеет в настоящее время очень слабую научную базу. Поэтому учат сегодня «чему-нибудь и как-нибудь», зачастую без особой цели и задачи действительно глубоко и всесторонне подготовить студента к будущей профессии – которая, к тому же, скорее всего так и останется невостребованной. Причина все та же – структурный кризис российского общества и, в особенности, российской науки и культуры. Очевидно, что окончить ВУЗ для поступивших в него – не такая сложная задача, как найти место после его окончания. Не секрет, что в российской провинции выпускники ВУЗов зачастую вообще не могут устроиться по специальности, и вынуждены браться за любую работу, хоть как-то связанную с полученной профессией. Между тем, выбирать сферу будущей деятельности все равно следует, и следует уже в старшем подростковом возрасте. На что же ориентироваться? Какие профессии, несмотря на развал в стране, все-таки имеют шанс остаться востребованными в ближайшие год-два (на более длительный период времени я не берусь загадывать).
Первая десятка наиболее востребованных в России профессий такова:
— программист, разработчик,
— юрист,
— водитель персональный /офисный,
— Web-программист,
— аудитор,
— менеджер по закупкам,
— врач (стоматолог, косметолог, хирург, гематолог),
— менеджер по продукту,
— инженер-проектировщик (трубопроводы, системы связи, энергетические объекты),
— повар, кондитер (полный список можно посмотреть на сайте РБК.ru: http://rating.rbc.ru/articles/2009/07/31/32514767_tbl.shtml?2009/07/31/32514766)
Как видим, среди перечисленных выше специальностей половина вообще не требует высшего образования. И среди этих специальностей нет ни одной, как-то связанной с наукой, искусством, культурой в целом.
Что же из этого следует? Неужели мы столько лет воспитывали детей, учили их искусствам, ремеслам, языкам, наукам – для того, чтобы они выбросили все это из головы и, наспех получив первую попавшуюся из «хлебных» специальностей, занялись бессмысленным прожиганием жизни и скупкой ненужных вещей, подобно множеству наших современников? Наверное, не такой участи мы хотим для наших детей.
Долгие размышления над этой перспективой привели меня к выводу, что поступление в ВУЗ вообще не должно стоять перед нашими детьми в качестве приоритетной задачи. Вложенные знания должны работать дальше и приносить плоды. Следует овладеть той или иной приносящей доход специальностью – не обязательно в ВУЗе, пусть это будет хороший колледж, не принципиально. Главное – чтобы ваш ребенок не терял интереса к занятиям науками и искусствами, на обучение которым ушло столько ваших сил и энергии. Пусть у государства нет никакого интереса к развитию культуры и знания. Если так – наша задача делать это самостоятельно. Делать в свободное от работы время, посвящая этому все свои силы, всю энергию, не растраченные на пустое прожигание жизни в примитивных удовольствиях. И потому не к выбору ВУЗа, и не к максимально тщательной подготовке к ЕГЭ следует готовить своего ребенка социально ответственным родителям – а к выбору сферы культурной деятельности, которой ваш ребенок, возможно, посвятит свою жизнь.
Поэтому для домашних детей не настолько осмысленным является обязательное окончание 11-летней школы: вполне достаточно закончить 9 класс, сдать госэкзамены и поступить в один из колледжей для получения необходимой для заработка на жизнь специальности. Разумеется, для родителей мальчиков весьма актуальным вопросом является ориентация детей к обучению в колледжах, дающих отсрочку от армии (в частности, таковыми являются все медицинские училища). Преимущества поступления в колледж после 9 класса мне кажутся очевидными: в последующие годы ваш ребенок получит не только свидетельство о получении среднего образования, но и какую-то профессию, которой он сможет зарабатывать на хлеб насущный. А после окончания колледжа он сможет уже как следует подумать о том, действительно ли он хочет продолжать образование в российском ВУЗе, учебном заведении за рубежом, или пустится в самостоятельные изыскания в области науки или культуры.
Все вышесказанное, опять-таки, относится к подросткам обоих полов. К сожалению, в современном обществе девочки очень редко могут рассчитывать на удачное вступление в брак, в котором они смогут полностью посвятить себя воспитанию и образованию детей. Это, безусловно, идеал для любой будущей матери – поэтому те девушки, которые не мыслят своего будущего без большой и дружной семьи, должны ориентироваться на получение педагогического или медицинского образования (хотя бы среднего). Те же, кто не чувствует в себе призвания к семейной жизни, должны понимать, что им предстоит непростая конкуренция с мужчинами на рынке труда – и крайне ответственно относиться к своей подготовке к будущей трудовой деятельности, не забывая, разумеется, и о культурной сверхзадаче, которая сегодня стоит буквально перед каждым человеком.
Возможно, многим родителям может показаться, что я напрасно усложняю и без того сложную задачу, стоящую перед нашими детьми – найти свое место в современном обществе. Но я исхожу из мысли, что место это должно быть особым. Что дети, получившие воспитание и образование в семье, должны стать той самой продуктивной закваской, которая сможет структурно изменить характер современного общества. А то, что нас пока мало – ну и что же; такие изменения обычно совершаются не количеством, а качественным составом людей.
Наталья Геда.
Замечательная статья, спасибо! Нам сейчас очень актуален вопрос выбора будущей профессии. Пока не определились, и не уверена, что хочется в колледж. Ребенок уже так привык к вольным хлебам :), что не хочет «снова в школу». Да и с направлением пока нет определенности, поэтому склоняемся к продолжению экстерната. А вот с трудовыми буднями с удовольствием отемтила, что все так и есть. Все освоено. Правда, не представляю, как такого добиться с менее «ехидной» мамой. Ведь мои осваивают все премудрости самообслуживания только потому, что иначе будут ходить голодными, рваными и пр. Не успеваю категорически. Это стимулирует их, но я все время комплексую, что у детей трудное детство (правда, они не жалуются). А вот как такое спартанское воспитание организовать без нужды — вопрос…
Мне кажется, что спартанские условия, если дети безусловно уверены в родительской любви, переносятся без всяких проблем, они просто воспринимаются как норма.
Если в семье все работают не за страх а за совесть, если никто не качает права и все знают свои обязанности — все в самом деле воспринимается как норма. И да, согласна с Анастасией — причина всему — необходимость. Я точно также не справлялась без помощи детей. и по мере того, как они подрастали, перекладывала на них какие-то посильные обязанности. А вот теперь оглядываюсь, и вижу — получилось нормальное такое трудовое воспитание:) Что касается колледжа — то можно выбрать с заочной формой обучения. Я сейчас рассматриваю такие варианты.
Согласна! Любовь, здравый смысл и порядок… Но у меня один вопрос (частный): что делать с «незлоумышленными» «неохота» и «я потом сделаю обязательно!»? Как не задёргать ребёнка («Рота! Подъём!»; «Граф, вас ждут великие дела!») и не задёргаться самой (если время расписано по минутам) — не превратиться в вечный «органайзер», пикающий некстати (помните несчастного Бузыкина из х/ф «Осенний марафон»)? Необходимость тут не работает (ребёнок мал)… Или просто перенести как должное (необходимость заработает позже)?
Вы, кажется, меня неправильно поняли… необходимость ребенок понимает не потому, что вы ему говорите, что нечто необходимо — а потому что он сам осознает и понимает эту необходимость, не столько на уровне ума, сколько на уровне кожи, чувственно. Мне не приходилось детям много говорить о том, что мне нужна их помощь, и что это необходимо — они сами прекрасно понимали (пусть не сразу, с после напоминания, но все равно понимали): если все хотят есть, а я буду возиться с обедом долго — то нужно всем включиться и помочь, кто чем может — тогда быстрее можно будет сесть за стол. Если брать на себя часть обязанностей — я буду чаще иметь досуг, чтобы играть, гулять и заниматься другими приятными вещами. Дети весьма умны и прекрасно понимают свою выгоду. Да и удовольствие от хорошо сделанной работы и от собственной дееспособности, включенности в общую жизнь я бы не стала сбрасывать со счетов. Да, конечно, преодолевать сопротивление, инерцию, нежелание что-либо делать приходится — но это и в отношении себя самой точно также. Ведь и взрослому человеку очень часто ничего не хочется делать, но надо — идешь, и делаешь. Понятно, что ребенку тоже не хочется. Но они тоже должны привыкать, что если не хочется , но надо — нужно встать и сделать, недолго рассуждая. Очень трудно объяснить, как это делается. И да, без настойчивости и твердости в этом деле не обойтись.
Наталья, как всегда, вы блещете четкими структурами: ни убавить, ни прибавить. Единственное, что мне кажется «страшно далеким от народа» — это общественно-полезный подростковый труд. Прямо призрачная картинка, настолько ничего этого нет вокруг…
Извиняюсь за занудство, но хочу уточнить свой вопрос. Если я творю общее дело (допустим, обед) и тороплюсь, то, конечно, остальные члены семьи мне помогут (тут никого в бой поднимать не нужно). Но если дурацкое нечто (банальная дыра в кармане, которая в отличие от дырки на колготках даже не видна) терзает нервы только мне, но не ребёнку («Да наплевать! Я уже привыкла не класть ключи в этот карман») — тогда как? Боюсь погрязнуть в замечаниях — они не делают чадо замечательнее, а только раздражают (а меня так раздражает сама мысль о необходимости сделать замечание и проследить его выполнение). Не всегда можно с юмором выйти из ситуации (да не всегда и нужно), иногда просто нет времени… «Может, у принцессы ангина, а я тут мучаюсь-переживаю?..» (король из «Обыкновенного чуда») Всё пройдёт само собой, нужно просто пережить?
Юля, общественно-полезный труд ничем принципиально не отличается от других видов труда. Во всяком случае, для ребенка. Что чистить дома картошку, что репетировать спектакль, сортировать мусор или откапывать машину соседа на улице — для ребенка разницы нет. Про машины я написала по горячим следам — в принципе, мне даже в голову не приходила такая мысль — а сыну пришла. И он даже мне об этом не рассказывал — просто однажды я выглянула в окно и увидела, что он вовсю помогает соседу выкопать машину из сугроба. Устал, пришел, выпил чаю, и побежал обратно на улицу — нужно было закончить… тогда я поняла, что мне удалось чему-то научить моего мальчика. То, что сейчас мало кто ставит перед собой такие цели в воспитании — не значит, что их вообще не имеет смысла ставить. Я старалась донести до детей мысль, что человеческий труд — это в первую очередь усилия по преобразованию хаоса в космос. А в каком масштабе идет это преобразование — это у кого насколько есть силы…В любом случае, масштабами собственной квартиры ограничиваться как-то странно. Ребенок это прекрасно понимает, чисто интуитивно — если , конечно, не учить его сознательно чему-то иному (например, что заботиться нужно только о себе и трудиться только ради себя одного)
Анна, боюсь, что вряд ли Вас утешу — родительские обязанности по определению включают в себя и обязанности делать замечания. А как же иначе? Они могут делаться строго, могут с юмором, могут даже гневно — если ребенок допустил серьезный проступок. Другое ждело, что часть труда, да еще и значительная, в самом деле, носит неявный характер. тут Вы совершенно правы. Дети , в принципе. легко выполняют обязанности, которые лежат на поверхности и результаты которых на виду. И очень трудно научить ребенка выполнять неявные виды труда. Например, трудно научить ребенка не просто подметать, а выметать углы, отодвигать мебель и подметать под ней, зашивать дырки в карманах, разбирать завалы в ящиках стола и на полках в шкафах и т.д. Этого можно добиться, только если постоянно совать нос в эти «темные углы» . Почему это важно? Потому что такой труд напоказ — это вид обмана. Такая уборка — это же типичное строительство «потемкинских деревень» — снаружи все блестит, а за привлекательным фасадом — все та же мерзость запустения. Дети знают, что обманывать нельзя. Если им объяснить, что некачественно выполненный труд — это вид обмана, они постепенно привыкают к более высокой ответственности за свои действия. Разумеется, в каждую такую «дырку» нос не засунешь , все заметить невозможно — но если уж глаз упал на какой-то вопиющий недодел -наш долг обратить на это внимание ребенка, как бы нам не было неприятно занудствовать. Это просто привычка, причем обоюдная. Важно только не превратиться в эдакую пилу, которая всех домашниъх перепиливает надвое за малейшую провинность. Во всем хороша мера и баланс. Как этому научиться? Не знаю, на практике приходит ощущение баланса — примерно как при езде на велосипеде. Да. здесь перегнул, там недогнул — но через какое-то время начинаешь ехать прямо и ровно.
Наталья, а ведь утешили… Я примерно так и думала…
Отличная статья! Согласна со всем, кроме просмотра фильмов во время еды. В нашей семье мы за ужином просто рассказываем друг другу, как прошел день, благо нас много (детей пятеро), поэтому пока каждый расскажет да на вопросы ответит … Но это, наверное, на любителя. К вопросу о пилении и усердии в труде. Согласна с Натальей — большая часть нашей работы как родителей и есть повторение. Для меня принципиально, чтобы дети выкладывались в любой работе (в Библии это называется «все делайте от души, как для Господа, не для человеков»), иначе это действительно обман, как Наталья и сказала. Конечно, нелегко самой бывает подавать пример. Но без этого качества в жизни многого не достигнешь, и общество наше страдает в том числе и потому, что большинство делают свою работу на «отвяжись». Кстати, мне одна учительница в школе открытым текстом сказала: «Дети обычно делают дом. задание на переменах, ваша что, не успевает?» Я постаралась объяснить, что мы это не поощряем потому, что это обман — хорошо сделать действительно не успевает, а абы как мы не принимаем — не хотим, чтобы это стало частью ее характера. Кстати, у нас бывают случаи, что ребенок не получает еду вовремя, если не успевает сделать что-то, что должен был к этому времени закончить (часто так происходит потому, что приходится переделывать по несколько раз из-за некачественного выполнения). Они должны понять, что тот кто не работает — не ест. Еще пару слов про общественно-полезный труд. Я считаю эту сторону воспитания очень важной. И это не обязательно какие-то супер подвиги — зайти к соседке поиграть с ее ребенком, пока мама сделает что-то по дому, выйти строить горку для малышей вместе с папой, убрать всей семьей листья вокруг дома по осени, сделать небольшие подарочки к празднику на каждую дверь в подъезде и т.д. Дома престарелых, детские дома, дети-инвалиды — если у вас есть знакомые, которые каким-то образом соприкасаются с этими людьми (кстати подобное волонтерство становится сейчас довольно популярным), попросите их взять ваших детей с собой, пусть и они что-то сделают (подарочки, споют, просто пообщаются). Польза будет для всех огромной!
Забавный случай, который стал для меня очень показательным. Наверное, целый год талдычила в разных исполнениях ребенку одно и то же и вдруг он как-то, услышав то, что я говорила в 1000-й раз, спрашивает почти возмущенно: «А почему ж ты раньше этого не говорила?». То ли я слово нужное, наконец, нашла, то ли он проснулся, то ли просто критическая масса моих слов появилась, кто его знает. Это к слову о «пилении».
это не правильно!!!!!