Центр домашнего обучения » Статьи » Система оценивания в школе
Содержание
Чтобы определить уровень знаний ребенка, стимулировать его к дальнейшему развитию, применяется система оценки знаний учащихся. Следует обратить внимание на тот факт, что она может меняться. Все зависит от положений действующих нормативов, установленных стандартов и выбора, который сделала сама школа, если его возможность предусмотрена. Сегодня популярностью пользуются десятибалльная и пятибалльная система оценивания. Чтобы понять ее особенности, выявить плюсы и минусы, необходимо провести тщательный анализ.
В РФ действует пятибалльная система оценок. Она действует довольно давно. Систему начали применять с первой половины 19-ого века. Однако изначально способ оценивания сильно отличался. Так, оценку «Пять» ставили отстающим ученикам. Балл считался самым низким. Учащиеся, которые отлично освоили предмет и продемонстрировали требуемый уровень знаний, получали оценку «Единица».
До введения пятибалльной системы оценки оценивание достижений учеников также осуществлялось. Однако единая система выполнения процедуры отсутствовала. Обычно учителя ограничивались комментариями, позволяющими понять уровень знаний студента или школьника. Например, отношение к учебе могло быть оценено как «посредственное» или «похвальное». Соответствующая информация доносилась до родителей. Получив сведения об оценке ребенка, они могли гордиться им или, напротив, стимулировать к дальнейшему обучению.
Примечательно, что вышеуказанная система оценивания продолжает применяться во многих школах других стран до сих пор. В частности, ее используют частные школы, которые работают в том числе и в России. Однако большинство СОШ перешло на пятибалльную систему оценивания знаний.
Балльная система оценивания прочно закрепилась в сфере образования. В Российской Федерации учитель может поставить ученику от 1 до 5 баллов. Существует специализированная шкала, в соответствии с которой определяют значение оценки. Если учащийся получил за работу:
Пятибалльная система привычна российским школьникам и их родителям. Однако в процессе детального анализа становится понятно, что она несовершенна. В частности, у пятибалльной системы оценивания знаний присутствует целый комплекс минусов. Например, она не способна продемонстрировать точный уровень знаний ученика. Чтобы отметить, как именно школьник знает предмет, учителя используют полулегальные промежуточные оценки, такие, как «4-» или «3+».
Балльная система оценок способна негативно сказаться на самооценке ученика и отношении к нему. Например, если обучающийся часто получает «неудовлетворительно», он способен утратить веру в себя и отказаться проявлять внимание к учебе, сосредоточившись на списывании. Дополнительно низкие баллы формируют предвзятое отношение со стороны учителя, даже если он еще не успел узнать школьника и понять, что он из себя представляет.
Еще один недостаток пятибалльной системы оценки знаний – невозможность отметить старания ученика. Например, если он не дотягивает до установленных критериев, но активно работает над проблемой, учитель все равно будет вынужден поставить низкий балл, никак не поощрив обучающегося.
Из-за недостатков пятибалльной системы оценивания некоторые страны и учебные заведения стали использовать современную десятибалльную систему. Она позволяет лучше отслеживать процесс обучения, замечать и поощрять успехи обучающегося, его достижения. Однако пока эта схема оценивания не получила массового распространения. Ее применяют отдельные школы и иные учебные заведения.
Главный плюс системы – более углубленная классификация знаний ребенка. Он может получить следующие оценки:
Примечательно, что максимальную оценку могут поставить только в том случае, если ребенок продемонстрировал нестандартный подход к решению задачи и блестяще справился с ней, показав, что превосходно знает рассматриваемый материал.
Используемые системы оценки крайне важны, поскольку они оказывают прямое влияние на личность ребенка. Учащемуся важно получать одобрение и поощрение со стороны людей, которые являются для него авторитетом. Ежедневное оценивание во многом позволяет ребенку занять свое место в социуме, а также заранее сформировать представление о том, на что он способен.
Когда начинается обучение в школе, оценки выходят на первый план. Это приводит к расслоению общей массы учащихся. В начальных классах это не так заметно, однако в последующем ситуация меняется. Часто уровень знаний влияет на то, на какой ступени школьной иерархии окажется ребенок. По этой причине крайне важно не загонять его в самый низ и не внушать ему, что он ни на что не способен.
В других странах применяют разнообразные оценочные системы. Они не всегда балльные. Их выбор во многом зависит от применяемых образовательных стандартов. Задача иностранных систем оценивания состоит в побуждении школьников учиться, демонстрировать хороший результат и грамотно выполнять задания, способствующие улучшению уровня знаний.
Сегодня существует так называемый Международный бакалавриат. В его рамках функционирует GPA. Метод оценивания относится к категории балловых. Сдав задание, ученик может получить от 1 до 7 баллов в зависимости от уровня продемонстрированных знаний. Высшей считается оценка 7, а низшей – 1. Ее получают обучающиеся, которые совсем не разбираются в предметах.
В Европе существует сразу несколько схем, применяемых для оценивания качества результата и уровня знаний. Причем большинство их применяемых систем являются комбинацией разных методов. Многое зависит от рассматриваемой страны. Например, в Швеции и Молдове применяют румынскую шкалу оценивания.
В Азии оценка школьных знаний в течение учебного года проводится с использованием буквенной или балловой схемы. Например, в Израиле используют второй вариант определения понимания предмета. Ученик может получить от 1 до 10 баллов. Максимальная оценка – 10. Ее ставят, если школьник отлично знает предмет. А вот обучающиеся, которые вовсе не обладают знаниями, получают 1.
В Японии также применяют балловую схему оценивания. Однако здесь ученики могут заработать от 0 до 100 баллов за выполнение задания. Это позволяет максимально точно определить уровень знаний студента и поощрить его за старания.
В странах Северной Америки используют преимущественно буквенную систему оценивания уровня знаний. Подобный метод считается относительно новым. Выполнив задание, ученик может получить от А до E/F. Причем максимальная оценка составляет А. Ее получают студенты, показавшие отличный уровень знаний. В некоторых странах используется А+. Ее применяют, чтобы отметить обучающихся, идеально выполнивших задания, использовавших креативных подход для решения проблем. E/F – низший бал. Его проставляют, если отсутствует понимание предмета.
В Австралии применяется смешанная система оценивания. Ученик может получить от 0 до 100%. В зависимости от количества процентов, определяется класс обучающегося. Его могут отнести к классу лучших или в 1 группу, в которую попадают отстающие ученики.
В институтах также действует процентная система оценивания. Однако количество групп значительно меньше. Если в школе их 7, то здесь всего 5. Оценивание выполняется как в случае с 5-балльной схемой, однако присвоение той или иной оценки зависит от количества набранных процентов.
Несмотря на разнообразие систем оценивания, у них у всех присутствует общий недостаток. Все рассматриваемые схемы загоняют учеников в рамки и подавляют творческое мышление. Это может негативно сказаться на личности ученика, его способностях. Кроме того, рассматриваемые рейтинговые и балловые схемы не всегда побуждает человека учиться. В результате возникает потребность в разработке нового метода оценивания, который начали бы применять в Москве и других городах. Однако пока отсутствует альтернатива, способная составить достойную конкуренцию современным системам.