Центр домашнего обучения » Статьи » Школы без домашнего задания
Процесс обучения складывается из получения информации от учителя, выполнения заданий под контролем преподавателя и самостоятельной работы. Однако часто такая система дает сбой. Ребенок, проявляющий усердие в школе на уроках, испытывает настоящие муки в процессе выполнения домашнего задания. Эту особенность заметили учителя и родители. Чтобы решить возникшую проблему, были выдвинуты предложения о создании школы без домашних заданий. Систему внедрили в некоторых учебных заведениях в других странах. Однако такой подход находит поддержку не у всех педагогов. Чтобы понять, следует ли перенимать подобную систему в России, необходимо узнать ее преимущества и недостатки.
Содержание
Школы без ДЗ действительно существуют. Они есть даже в Москве. Примером выступает международная школа «Алгоритм». Они решили освободить родителям время на личную жизнь и запустили онлайн-школу без домашних заданий. Обучаться можно прямо с первого класса. Пять дней в неделю ребенок будет заниматься онлайн, а после учебы выполнять домашнюю работу вместе с учителем в онлайн-классе.
Система построена как в живой школе, только круче. Есть Учебный портал со всеми материалами для учебы, Планер, где школьники видят свое расписание, оценки и комментарии учителя, даты контрольных работ. По отзывам родителей, недели достаточно, чтобы ученик освоился с системой.
Пока школы без домашних заданий работают в частном порядке. Однако их наличие указывает на то, что отказ от ДЗ возможен.
Домашнюю работу задают испокон веков. Еще менторы Древнего Рима просили учеников выполнять часть заданий самостоятельно. Однако долгое время наличие самостоятельной работы, которую задают на дом, не было обязательным. Потребность в ее выполнении закрепили в Германии в 18 веке. Учителя того времени посчитали, что, решая задачи без помощи преподавателя, ученик повторяет пройденный материал по предмету, лучше усваивает информацию, которая обсуждалась на занятии. Постепенно подобная практика перешла в Россию.
Однако все оказалось не так однозначно. Уже в 19 веке начались споры о том, на сколько эффективно выполнение ДЗ. Некоторые ученые не понимали, почему дети должны тратить время на решение примеров, которые не приносят пользу для образования ребенка в целом. Большое количество ДЗ лишало свободного времени. Дети, которые не справлялись с ними, вынуждены были бросать обучение.
Революция 1917 года повлекла за собой отмену ДЗ. Однако причиной принятия подобного решения стал вовсе не гуманизм. Образование сделали обязательным для всех, в том числе для детей крестьян, которые вынуждены были много работать. У них не хватало времени на самостоятельное обучение. Однако в 1930 году было принято решение вернуть ДЗ в школы. Оно было связано с ростом общего уровня грамотности населения.
До 2000-х годов вопросы, касающиеся отказа от ДЗ в школе, не поднимали. Однако сейчас вновь началась активная дискуссия по поводу его необходимости.
Начиная вникать в суть работы с ДЗ в школе, ученые находят большое количество минусов. Они связаны как с низкой эффективностью самостоятельного обучения, так и с психологической составляющей. Домашние задания способны стать причиной конфликтов, отбить у ребенка желание учиться.
Этот минус находится без детального анализа. ДЗ в школе задают по всем предметам. Ученика просят отметить страны или события на карте, решить примеры, выучить стихотворения, рассказать, куда ходили в походы древнерусские цари. Часто все это нужно сделать для подготовки к одному учебному дню. Ребенок просто физически не способен запомнить и переработать такой объем информации. Он испытывает сложности, лишается свободного времени, сталкивается с физическими проблемами в виде головных болей из-за перегрузки.
Рассматриваемая проблема напрямую вытекает из предыдущей. Как уже говорилось ранее, освоить такое большое количество информации невозможно. В результате выполнение домашнего задания не приносит положительного эффекта и не позволяет повысить уровень знаний. Кроме того, наблюдается негативная реакция. Ребенок, который ежедневно сталкивается с большим объемом ненужной, как ему кажется, информации и постоянной попыткой родителей заставить его делать домашнее задание, испытывает протест, что также не способствует запоминанию.
Чтобы хоть как-то успеть подготовиться к уроку и не получить негативную оценку, дети начинают искать ответы на задание. В результате выполнение домашнего задания перерастает в банальное списывание. В такой ситуации ребенок не способен узнавать что-то новое. Он начинает работать не на результат, а для получения оценки.
Сложности с домашними заданиями вызывают ссоры в семье. Родители хотят, чтобы их ребенок учился и получал знания. Мать и отец стремятся следить за тем, чтобы их сын или дочь делают все, что задают в школе на дом. Однако подобный контроль сталкивается с негативной реакцией ребенка, который устал и не хочет учиться вне школы. Это приводит к ссорам и конфликтам, которые способны разрушить отношения между детьми и родителями.
Если выполнить поиск информации о выполнении ДЗ в других странах, можно заметить, что последние годы сформировалась тенденция к значительному сокращению объема домашней работы. Например, в Южной Корее и Японии в начальной школе задания на дом не задают вовсе. Аналогичная тенденция прослеживается в США. Здесь ученики начинают получать домашнюю работу только с 5 класса.
Общее количество времени на выполнение домашних заданий ограничено. Оно не должно превышать 6 часов в неделю. В ряде европейских стран, например, в Германии, объем самостоятельной работы не может быть больше 3 часов в неделю.
Уже сейчас есть школы, которые полностью отказались от домашних заданий. Такие учебные заведения располагаются во многих городах мира. Обучение проводится онлайн и офлайн. Выделились целые системы, предполагающие отказ от выполнения домашнего задания. В эту категорию входят:
Их создатели уверены, что отмена домашнего задания в школе является единственно верным решением. Так у ребенка не исчезнет желание продолжать осваивать знания, и он сможет лучше запоминать материал.
Однако следует отметить, что полный отказ от домашних заданий в школе сегодня не рассматривается. Не следует позиционировать самостоятельное обучение, как зло, которое только мешает ребенку. Оно способно стать эффективным дополнением к учебе в школе. Главное, чтобы работы были интересными и побуждали ребенка к обучению.