Центр домашнего обучения » Статьи » Школа превращается в магазин, отпускающий услуги
В российских школах учебный год только начался, а уже со всех концов страны доносятся жалобы о том, что старая добрая продленка теперь платная. Об этом было объявлено еще в середине лета, однако в то время большинство родителей не уделили этому достаточно внимания. Видимо, они по привычке надеялись, что как-нибудь обойдется. Но этого не случилось. Новые правила начнут действовать с 1 октября и позволят школам переименовать продленки в группы социально-педагогического развития, установив материальную оплату за их посещение.
В столице РФ стоимость продленки составляет до 12000 рублей в месяц, в Челябинске, для сравнения, — до 6000 рублей в месяц, а в Иркутске – до 4000 рублей в месяц. На первый взгляд суммы не очень большие, но для неполных семей, а также для семей с малым достатком – ощутимые, а иногда и неподъемные.
Продленка стала платной из-за принятия новой редакции закона об образовании, в котором она описывается не как часть общего школьного процесса, как было ранее, а как услуга присмотра за детьми и услуга их развития, за которую школьные заведения могут устанавливать и взимать плату.
По мнению независимого аналитика Александра Клюкина, российская школа постепенно превращается из храма знаний и общественно-образовательного центра в своеобразный магазин, который отпускает услуги. Современная школа предоставляет минимум знаний, согласно закону об образовании, бесплатно, а все остальное – по прейскуранту. Организация кружка для школьников, присмотр за учениками – за все это придется платить родителям.
Позиция государства в этом вопросе пока не до конца ясна. Министр образования еще в начале сентября сообщил, что московские школы и так хорошо финансируются, поэтому брать оплату за продленку у них нет оснований. Однако практика показывает, что школы берут деньги, и никто им этого не запрещает. Некоторые депутаты Государственной думы, после жалоб от родителей, создают специальную рабочую группу, которая призвана исправить закон об образовании. Клюкин отметил, что такой подход – это своеобразный национальный вид спорта: сначала закон принимают, не особо в него вчитываясь и не представляя его последствий, затем дожидаются, пока он начнет действовать, а потом ужасаются и начинают «ремонтировать поезд на полном ходу».
По словам аналитика, исправление существующего положения дел необходимо не только по причине того, что некоторые семьи не смогут оплачивать группы продленного дня. Сложившаяся ситуация в первую очередь порождает имущественное и, в некотором роде, социальное разобщение у школьников.
Таким образом получается, что если семья не имеет возможности оплатить школьные услуги, то ученик, в том числе и первоклассник, должен быть предоставлен сам себе: бродить на улице, ждать возвращения родителей с работы. И чем это обернется, когда «изгой продленного дня» вырастет, неизвестно.