Сексуальное воспитание — Часть 1

Половое воспитание подростков: два подхода, школьный и домашний

Общим местом современной психолого-педагогической литературы о подростковом периоде развития человека является заявление о ведущей роли, которую играет половое созревание для формирования личности подростка. Между тем, мы считаем, что данному вопросу уделяется недостаточное внимание, поскольку основной акцент любых публикаций на данную тему, как правило, ограничивается физиологией (реже – психологией) полового созревания. В настоящее время первоочередным в данной области считается вопрос о половом просвещении детей и подростков, и в первую очередь — вопросы о контрацепции, раннем сексе, употреблении алкоголя и наркотиков, беременности несовершеннолетних, болезнях, передаваемых половым путем. Вся эта обойма информации неизбежно вываливается на головы родителей и детей, стоит им хотя бы на минуту задуматься о том, что же все-таки происходит с личностью подростка во время пресловутого полового созревания. Какая же информация при этом действительно необходима, без какой возможно обойтись, а какая является откровенно ложной и недобросовестной?

Нам ответ на этот вопрос кажется очевидным: не следует доверять той информации, которая представляет подростка как существо, целиком и полностью определяемое физиологией (хотя, безусловно, она имеет значительное влияние). Зачастую авторы многочисленных популярных пособий о психологии полового созревания пишут о сексуальном интересе и сексуальной активности подростков как о теме, которая по умолчанию находится в центре внимания большинства из них; при этом аспекты этического, психологического и интеллектуального созревания, происходящего параллельно физиологическому, и имеющего не меньшее, если не большее значение для взросления человека, как правило, остаются без должного внимания. Такой перекос неизбежно формирует искаженное представление о том, что современных подростков вообще ничего не интересует, кроме секса и других способов получения удовольствия – что совершенно не соответствует действительности. Попробуем остановиться на предмете «полового воспитания» (как было принято его называть в СССР) или «полового просвещения» (как это повелось на Западе) более детально.

 

От «сексуального просвещения» до «этики и психологии семейной жизни»

Что же входит в понятие «половое воспитание»/« половое просвещение»? Каково его содержание и как оно реализуется на практике?
Получить примерное представление об этом предмете можно из специальных статей в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Половое_просвещение
и http://ru.wikipedia.org/wiki/Половое_воспитание

Эти статьи нам помогут сориентироваться в ситуации с половым воспитанием/ просвещением в разных странах мира. Из них мы сможем узнать, что:

— в большинстве стран Европы, Америки «половое просвещение» стало школьным курсом в 70-е годы прошлого века. В России в эти же годы в школьной программе появляется курс для старшекласников «этика и психология семейной жизни»

— в понятие «половое просвещение» вошли такие темы, как сексуальная анатомия, репродукция человека, половое сношение, репродуктивное здоровье, эмоциональные отношения, репродуктивные права и обязанности, воздержание, контрацепция и другие аспекты человеческой сексуальности;

— в европейских странах курс полового просвещения вошел, как составная часть, в курс биологии человека. Главные цели, которые ставили перед собой создатели курса — снижение риска ранней беременности и заражения венерическими заболеваниями (через ознакомление с контрацепцией), то есть человеческая сексуальность вне контекста семьи и брака. В то же время, в России, где в это время «секса не было», в основу курса была положена не физиологическая, а этическая составляющая, и весь курс был ориентирован на «построение гармоничной советской семьи». Советский курс, в отличие от его западных аналогов, не имел успеха и был бесславно удален из школьной программы;

— предмет «половое просвещение» в ряде стран мира является обязательным (например, в Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Нидерландах), в некоторых – факультативным (например, в Британии, Уэльсе, Северной Америке);

— существуют два подхода к половому воспитанию подростков: один из них, так называемое «полное половое воспитание», направлен на предоставление подросткам полной информации обо всех аспектах половой жизни и буквальную подготовку к сексуальной активности в возрасте от 15 лет и старше (в школах Финляндии, например, 15- летним подросткам выдают специальный «вступительный сексуальный пакет», в который входит ознакомительная брошюра, мультик об истории любви и презерватив); второй подход называется «половое воспитание, ограниченное воздержанием». Данный курс (http://ru.wikipedia.org/wiki//Половое_просвещение,_ограниченное_воздержанием)
предполагает сужение тематики предмета в контексте воздержания до брака (в связи с чем в таких курсах нет информации о контрацепции, профилактике беременности, венерических заболеваниях и о других практических аспектах проблемы);

— в ряде европейских стран «полный курс полового просвещения» начинается еще в детском саду, и включает в себя, в частности, информацию о гомосексульных отношенях наряду или даже в приоритетном отношении по сравнению с гетеросексуальным (как, например, в Нидерландах и Германии);

— в курс «полового просвещения» большинства европейских стран практически не входит информация о построении здорового брака и крепкой семьи (гетеросексуальной). С другой стороны, детям широко предоставляется информация о семейной жизни гомосексуальных пар;

— европейские демографы связывают снижение подростковых беременностей с эффективностью государственной образовательной политики в области полового просвещения, и считают, что наиболее эффективной в этом смысле является образовательная программа Германии (11,7 случаев подростковой беременности на 1000 человек населения), а наименее эффективной – Канада (42,7 на 1000), Великобритания (62,6 на 1000), и США (93,0 на 1000). Более полную, хотя и несколько отличающуюся по численным показателям картину дает другая статья из той же Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Частота_подростковой_беременности_в_странах_мира
где также можно найти данные по России (по данным на 2002 год).

Изучив и обобщив полученную информацию, легко сделать вывод о том, что государственная политика сексуального просвещения является эффективной и (что подтверждается европейским опытом, в особенности – Голландским), а концентрация курса на чисто биологическом и даже техническом аспекте человеческой сексуальности — оправданной. Особенно это очевидно на фоне фиаско, постигшего советский курс «Этика и психология семейной жизни». Но все ли, что очевидно – истинно?

 

По ту сторону полового просвещения

На наш взгляд, факт, что обучение технике секса и основам контрацепции, безусловно, снижает риски, связанные с ранним вступлением подростков в сексуальные отношения, не вызывает сомнения. В самом деле, светскому государству ничего более от данного образовательного курса и не нужно. Будут подростки заниматься сексом или нет – государство не интересует. Его задача – ограничить до минимума неизбежное социальное зло, которое влечет за собой подростковая беременность и беспорядочная ранняя сексуальная активность. Если подростковый секс неизбежен (а сегодня принято считать, что это так), то он должен быть гигиеничным, техничным и безопасным. Разумная прагматичность и гуманистическая демократичность данного подхода подкупают и усыпляют бдительность. Между тем, если всмотреться повнимательнее, станут очевидными кое-какие дополнительные скрытые аспекты такого подхода.

Всем известно, что секс, как и наркотики, был, есть и будет наиболее прибыльным бизнесом в любой части мира. В этот бизнес, как его составные части, входят целые индустрии – от публичных домов и индивидуальной проституции до модного бизнеса и косметики. Очевидно, что для максимальной прибыльности данного бизнеса в потребление его продуктов должно быть втянуто максимум клиентов самого перспективного возраста – а это, собственно, и есть подростки, которые, в отличие от взрослых, еще не имеют достаточного опыта и достаточного самообладания, чтобы сопротивляться соблазну. Ну, а для того, чтобы приобщить подростка к секс-индустрии в том или ином ее аспекте, необходимо половое просвещение. В самом деле, самый короткий путь превращения подростков в потребителей контрацептивов лежит через школьную систему полового просвещения. Аналогично: самый короткий путь на порносайт лежит через игровые и образовательные ресурсы, ориентированные на подростков и юношество.

Одним словом, заинтересованность государства в снижении риска от раннего секса – это далеко не основная (но, безусловно, наиболее приглядная) причина введения в школьную программу курсов полового просвещения. Первой и основной его причиной являются деньги и мощное лобби разномастных дельцов от секс-индустрии. Из этого следует, что посредством школьных курсов полового просвещения государства мира так или иначе пытаются решать последствия проблемы, которая ими же и создается. Исключением из этого правила следует признать программы полового воспитания, ориентированные на воздержание – в самом деле, их сложно обвинить в скрытой пропаганде секс-индустрии. Однако у этих программ, которые действуют в государствах, где традиционно сильна роль Церкви, есть другой недостаток – зачастую они искажают информацию о сексе и контрацепции, что, с одной стороны, вводит подростков в заблуждение, а с другой – дает много козырей в руки их идейных противников – защитников курса «полного сексуального просвещения».

В России рынок секс-индустрии с одной стороны, сложился и созрел, но, с другой стороны, не достиг еще предела интенсивного роста за счет взрослой части населения – поэтому в российских школах до сих пор нет аналогичного западному курса полового просвещения. Хотя, возможно, просто-напросто соответствующее лобби пока еще не сумело договориться с государственными структурами (в первую очередь, образовательными). Между тем, дискуссия о перспективах введения такого курса (наряду с курсом этики) ведется уже давно, и на настоящий момент привела к формированию как бы компромиссного и чисто русского по своей химеричности явления – скандально известного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого ученики 4-5 классов (!) получат порцию полового просвещения вперемежку с религиозными заповедями и беседами о Боге и спасении души. Понятно, что этот курс не может устроить ни светских, ни религиозных заказчиков, и скандал вокруг его внедрения еще только начинается.

 

Роль полового воспитания в домашнем обучении

Как же следует относиться к половому воспитанию родителям нешкольников, которых как бы не касаются все вышеперечисленные проблемы? Безусловно, внимательно и крайне бережно. Ни в коем случае нельзя игнорировать фактор полового воспитания в домашнем обучении детей и подростков – поступать так значит совершать ужасную ошибку. Зачастую, сложности в обучении и проблемы с формированием тех или иных личностных качеств подростков обусловлены именно особенностями их полового созревания, следовательно, родители должны уделять последнему максимум возможного внимания. Однако, в отличие от школьного подхода, путь семейного обучения лежит не через физиологию, а через этику и психологию полового созревания (что отнюдь не исключает предоставления чисто технической информации по мере необходимости). Почему? Да потому что подростков, на самом деле, не настолько интересует секс как таковой, секс в его физиологическом аспекте. Скажем так – он интересует их не более, чем пугает. Исследования, проведенные в США различными фондами, показали, что значительная (от 25 до 33% опрошенных) часть подростков, проявивших раннюю сексуальную активность, указала, что вступление в отношения с противоположным полом произошло под влиянием давления общественного мнения, а вовсе не из непосредственного желания (прочесть об этом можно, в частности, в статье Википедии о подростковой беременности: http://ru.wikipedia.org/wiki//Подростковая_беременность).

Действительно, в обществе, где вступление подростков в ранние половые контакты считается нормальным и, главное, прогрессивным явлением, соответствующим мнению большинства, и где ни семья, ни церковь ничего всерьез не могут противопоставить этому мнению, кроме потерявших весомость требований, юношам и девушкам бывает очень сложно сопротивляться давлению общепринятой «нормы». Зачастую они выбирают соответствие этой «норме» просто чтобы не выделяться из массы и не вызывать на себя огонь критики сверстников и холод социальной изоляции.
И наоборот, в сообществах, где существует консолидированное мнение по поводу сексуальной этики, отличное от общепринятого, и соответствующее ему поведение взрослых, дети и подростки с готовностью делают иной выбор. Просто потому, что вступление в половые отношения – это весьма рискованный шаг, и немалая часть молодежи вовсе не стремится его совершать, предпочитая покой и безопасность целомудрия. Поэтому очень важно, чтобы семья могла давать детям пример мироощущения и поведения, отличного от общепринятого: пример верности взрослых друг другу и семейным ценностям, уважительного отношения к сексуальности друг друга, понимание смысла подобного поведения, умение и готовность к передаче этого смысла другим.
Следующим важным моментом, часто подталкивающим молодежь к раннему сексу, является элементарная скука и однообразие их жизни. Если у подростка нет увлекающих его занятий, если он празден, если его эмоциональная жизнь холодна и невыразительна – нечего удивляться тому, что он будет пытаться заполнить свою пустоту самым простым и на первом этапе эффективным заменителем подлинного интереса и радости – сексом. В первую очередь такой секс от скуки бывает сексом с самим собой, то есть банальной мастурбацией. Известно, что малоактивные подростки с отсутствием сильных интересов склонны к упорной мастурбации. Получение удовольствия от взаимодействия с собственным телом успокаивает и утешает их. Запреты и запугивание, равно как и принудительное лечение, в данном случае малоэффективны, а скорее порождают новые проблемы; единственное, что может принести подлинное излечение от данной проблемы – появление сильного интереса или сильной привязанности в жизни подростка.

И, наконец, третья, и наиболее серьезная причина, влекущая за собой раннюю сексуальную активность подростков – это свойственный молодости авантюризм и готовность рискнуть ради приобретения самостоятельного опыта (та самая жажда свободы выбора, жажда самостоятельного познания добра и зла, которая в более раннем возрасте толкает маленьких детей к опасным экспериментам с огнем, химическими веществами и электроприборами). Собственно, только эту проблему и следует признавать этической в полном смысле этого слова, поскольку она, как правило, связана со знанием нормы и сознательным ее нарушением. И как раз в этом случае родители почти всегда бессильны: свободной воле очень сложно противопоставить систему запретов, подростка невозможно запереть за высокими стенами, изолировать от жизни – так или иначе его воля найдет способ реализовать свой выбор. Увы, есть категория молодых людей (и она весьма многочисленна), которая может научиться правильному поведению только на основании собственного опыта, даже если последствия такого опыта будут ужасны в своей разрушительности. В данном случае от родителей требуется в первую очередь терпение, мужество и готовность разделить со своим ребенком его проблему, если он по собственной опрометчивости ее наживет. С такими авантюристами следует быть особенно внимательными и морально устойчивыми, поскольку они, скорее всего, будут повторять свои рискованные поступки неоднократно, до тех пор, пока этический урок не будет извлечен с очевидностью. Увы, таких искателей приключений на свою голову среди современных подростков вполне достаточно, чтобы создать представление об особенной распущенности современной молодежи (на самом деле, скорее всего, процент таких «этических авантюристов» примерно одинаков во все времена).

 

Воспитание или просвещение? Полное или ограниченное?

Для родителей подростков, да и для родителей детей помладше, эти два вопроса – наиболее актуальные из всех. Информировать или воспитывать? Если информировать – то насколько глубоко и насколько подробно? Как оценивать с точки зрения этики? Если же задумываться о воспитании – то что именно воспитывать?

Многим родителям до сих пор кажется, что главное в половом воспитании – это честно отвечать на вопросы ребенка, а когда он вырастет – рассказать о контрацептивах, после чего выдохнуть и постараться не вмешиваться в его или ее личную жизнь.

Между тем этого совершенно недостаточно, потому что половое воспитание (да и просвещение, если рассудить, тоже) простирается далеко за рамки простого информирования о технической стороне вопроса. Главное в половом воспитании – помочь вашему мальчику или девочке гармонично превратиться в юношу или девушку, а затем найти свой образ женственности и мужественности. Вот это и есть подлинная сверхзадача, которая стоит перед родителями, а вовсе не профилактика ранней беременности (в конце концов, дети – это не домашние животные, в обращении с которыми главное – решить проблему течки или «гульбы»). А в процессе полового воспитания попутно еще придется разбираться с такими проблемами, как дружба и любовь. Вот эти вопросы действительно занимают каждого подростка. Что касается секса как такового – то он обычно является не более чем практическим приложением к одному или нескольким из основных психоэтических вопросов, принципиальных для выбора.

Наталья Геда.

6 комментариев к статье "Сексуальное воспитание — Часть 1"

  1. Автор поста Инна пишет:

    Никогда не сталкивалась со специальными учебными курсами на тему полового воспитания, поэтому плохо представляю себе цель таких курсов. Если — предотвращение ранней беременности, а для этого учат детей пользоваться презервативами, то это печально. Если же подходить к этой теме так, как пишет Наталья, то становится понятно, что никакого курса не хватит, поскольку изначально речь идет о нравственности. Поэтому надо и называть курсы, которые вводятся в школе «техника половых отношений». Чему еще могут научить неизвестные дети и тети, которые с непонятными целями начинают преподавать такие курсы.

  2. Автор поста Инна пишет:

    Ой, дяди и тети, конечно.

  3. Автор поста Наталья Геда пишет:

    У меня вызывает сомнение необходимость таких курсов.Несмотря на статистические данные, которые, скорее всего, соответствуют действительности. Такие курсы не решают проблему, а игнорируют ее, создавая ложное впечатление, что это и не проблема вовсе, а так, небольшая недоработка, которую можно быстренько исправить путем обучения подростков технике использования изделия №1. Этот подход в долгосрочной перспективе ведет к уничтожению семьи и плановой репродукции (на фоне полной либерализации сексуальной сферы). Ну, а при том, что семья лежит в основе любой человеческой культуры и цивилизации, то значит, речь идет не более не менее как о прекращении таковой. Смотреть на промежуточные показатели снижения подростковой беременности и радоваться достигшнутым успехам — на мой взгляд, значит проявлять исключительную недальновидность.

  4. Автор поста Екатерина Асонова пишет:

    Связывать половое воспитание с темой ранней беременности — это страшное зло!
    О взаимоотношениях полов и с детьми, и с подростками говорить нужно. Важно создать условия для формирования адекватного гендерного самовосприятия, важно учить уважать противоположный пол и т.д. Секс в данном случае — одна из важных, но не единственных тем. Задача взрослого показать насколько сложны и многогранны отношения людей, показать, как они могут приносить радость. Но для этого важно научиться этой радости самому.

  5. Автор поста Анастасия пишет:

    Действительно, так часто задачу полового воспитания сводят к информации об анатомии и контрацептивах, что она и вправду стала восприниматься как основная. И это стало восприниматься в связке, т.е. появился какой-то штамп общественного сознания.
    Недавно попалось пособие для школьников, уже переведенное на русский, которое используется где-то в Европе. Так это в чистом виде пособие по технике секса. Я понимаю про лобби и т.д., но ведь есть родители, педагоги, почему же это становится возможным? У нас помню про скандал, кажется, в Екатеринбурге, из-за пособия для школьников, которое тоже пришло с Запада. Там это каждый раз решается школой или такие курсы вводятся государством?

  6. Автор поста Наталья Геда пишет:

    Пока решение о введении таких курсов принимается на уровне школьной администрации. В России на гос. уровне сейчас будет проводиться попытка введения в программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ), в котором, в светском блоке, скорее всего, будут присутствовать элементы полового просвещения. Пробные уроки по новому курсу пойдут в 19 регионах России уже с 4 четверти этого года (http://mon.gov.ru/press/reliz/5660/). Думаю, что для младших школьников «секспросвет» производиться, конечно, не будет, а вот курсы для старших классов в «светсткой» составляющей просто не смогут обойтись без элементов полового просвещения. Почему, спросите Вы? А потому что сейчас неэтичным считается как раз недонесение до подростков информации о технике секса и контрацептивах — ведь это нарушение их прав на свободную реализацию в сексуальной области (в нашей стране возраст сексуального согласия -16 лет, а возраст вступления в брак вообще снижен до 14 лет). Поэтому можно проводить подобные уроки с чистой совестью, как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

Яндекс.Метрика