Семейное образование и Закон об образовании в РФ

Семейное образование и новый Закон об образовании в РФ

О семейном обучении авторы законопроекта сначала просто-напросто забыли, поэтому в первом варианте проекта закона эта форма отсутствовала вообще. В ответ на эту забывчивость поднялась волна возмущения, и уже в следующий вариант проекта закона семейное образование было возвращено.

Все формы получения образования по новому закону делятся на две категории: учащиеся обучаются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне этих организаций. Ко второй категории относятся семейное обучение и самообразование.

Так в чем же особенности Закона об образовании?

Если раньше учащиеся входили в основной контингент школы, то теперь этого не будет, ведь они получают образование «вне образовательной организации». Если раньше аттестация учащегося не регулировалась законом, единственным способом определить правила поведения сторон оставался договор между родителями и школой, теперь в законе четко написано, что учащиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию экстерном. Но в случае необходимости организации учебного процесса возможно дистанционное обучение.

Субъекты Федерации самостоятельно принимают документы, регулирующие организацию семейного обучения, а, следовательно, и выплату денежных компенсаций. Новый Закон принес многим родителям, практикующим семейное образование и получавшим ранее деньги от государства, много разочарований.

Что касается второго существенного изменения, то оно принесло облегчение многим родителям. Ведь до нового Закона им приходилось приходить в школу на бесконечные контрольные, зачеты, приносить тетради с выполненными домашними заданиями и. т.д. Теперь – только промежуточная и итоговая аттестации.

Раньше у родителей, которые хотели забрать ребенка из школы, существовало два варианта обучения: экстернат и семейное обучение.
Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе.

В Москве эта форма существовала много лет. Можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников ежегодно заканчивали школу в форме экстерната. Правда, переходили на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10-м, реже в 9-м классе.

Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить школу с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились два-три раза в неделю.

Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его.

C семейным обучением дело обстояло сложнее. Порядок организации и финансирования семейного образования законодательно не был урегулирован: статьи Закона РФ «Об образовании», предусматривающие выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, после чего все вопросы по организации семейного обучения решались на региональном уровне.
Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявлялись родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращалось в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием.

 

Семейное образование до нового Закона об образовании в РФ

Старым Законом РФ «Об образовании» были предусмотрены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное обучение, самообразование, экстернат. Все они были названы как отдельные и самостоятельные формы обучения.

Однако за все годы существования Закона и этих форм обучения федеральное положение было принято только по экстернату и семейному обучению, причем положение о семейном обучении утратило силу в 2004 году.

Никак не регламентировалось самообразование. Заочная форма достаточно хорошо была прописана в московском положении 2007 года.
Отсутствие внятных формулировок о каждой форме обучения в самом Законе, а также отсутствие вообще федеральных положений, регламентирующих эти формы, привело к тому, что помимо очной формы достаточно широко использовались только семейное обучение и экстернат.

На региональном уровне формы обучения регулировались крайне редко, большая часть региональных положений принималось под серьезным давлением родителей, да и то после утверждения московского положения.

Отсутствие достаточной правовой базы поставило в тяжелое положение и школы, и родителей. Ведь родителям при выборе альтернативной формы обучения ссылаться на Закон непосредственно в школе бесполезно. Школа должна было разработать учебный план и получить финансирование на его выполнение. А если не определены требования к учебному плану и источники финансирования, школа отказывалась принимать учащегося на эту форму.

Обеспечить реализацию предоставленных Законом об образовании прав учащихся и родителей обязаны органы управления образованием. Отсутствие в регионе школ, которые работают по альтернативным формам обучения, должно заканчиваться личной ответственностью руководителей органов управления образованием.

Поэтому мало прописать в законе ту или иную форму: нужно либо принимать федеральные положения, либо отдать регламентацию форм полностью регионам. В противном случае добиться реализации права на семейное обучение крайне сложно.

В апреле 2013 года на круглом столе в Общественной палате обсуждалась тема семейного образования. В работе круглого стола приняли участие родители, рассказавшие о многочисленных нарушениях своих прав на выбор обучения в форме семейного обучения. И основная причина таких нарушений – отсутствие регулирования семейного обучения на федеральном уровне.

В итоге не помогает даже обращение в суд. Например, в Липецкой области суд первой инстанции в своем решении заявил, что в отсутствии региональных регулятивных документов предусмотренное федеральным законом право на семейное образование реализовать невозможно, и оно остается «сугубо декларативным».

Такая ситуация сложилась после отмены статей Закона РФ «Об образовании», предусматривающих выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Тем не менее, накоплен большой практический опыт применения семейного обучения и экстерната в образовательных учреждениях. В Москве и экстернат, и семейное обучение практикуются уже много лет. Причем Москва продолжала выплачивать денежные компенсации родителям за семейное обучение и в прошедшем учебном году. Конечно, и в Москве не все так просто, но все-таки эти вопросы решаются.

При этом в столице в основном использовался экстернат, что было связано в первую очередь с наличием федерального положения об экстернате. Экстернат как форма обучения уже хорошо была отработана в Москве, учащимся и родителям было понятно, что их ожидает при переходе на эту форму. А в отличие от экстерната формулировки Примерного положения о получении общего образования в семье (утратившего силу) и московского положения 2007 года позволяли школе создавать для учащегося очень сложные условия, которые порой сводили на нет все преимущества. Школа, например, могла потребовать от учащегося регулярно сдавать тетради с выполненными домашними заданиями или писать контрольные работы вместе с классом.

Яндекс.Метрика