Центр домашнего обучения » Статьи » Семейная форма образования
Современные родители всерьез обеспокоены качеством образования в средних школах: низкий уровень преподавания, «уравниловка», чрезмерные нагрузки и последующий за ними стресс у ребенка, конфликты с одноклассниками и учителями да и просто отрицательное влияние различных субкультур, быстро развивающихся в школьных стенах, заставляет родителей искать альтернативные пути обучения. Семейная форма образования на сегодняшний день является одним из вариантов создания для ребенка доброжелательной и дружественной образовательной среды, которая будет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого учащегося.
Однако у многих людей, не знакомых со спецификой семейного обучения, сразу же возникает вопрос: не страдает ли социальная адаптация детей при семейном образовании?
Мнение эксперта:
Законодательная база семейного обучения
Главными людьми в жизни каждого ребенка являются его родители, а значит, именно им решать, как и где его учить – об этом говорит не только здравый смысл, но и закон. Так, в статье 63 Семейного кодекса РФ о воспитании и образовании детей сказано: «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами». Права родителей в сфере образования закреплены в п.1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»: «родители имеют право выбирать формы получения образования, образовательные заведения, защищать интересы и законные права ребенка». В соответствии со ст.17 гл.2 п.1 нового закона «Об образовании в Российской Федерации», семейное образование могут получать все дети без ограничений.
Таким образом, родители имеют прекрасную возможность помочь ребенку распределить учебное время с учетом:
Сможет ли ребенок, обучающийся дома, пройти промежуточную аттестацию в школе?
Плюсы семейного образования
Домашнее обучение дает возможность построить учебный процесс более гибко, чем при школьном образовании, поэтому оно лучше отвечает индивидуальным потребностям ребенка. Так, родители имеют неограниченные возможности в организации обучения в соответствии с особенностями своего ребенка, степенью заинтересованности разными предметами, скоростью освоения материала. Это позволяет изучать более высокими темпами те учебные дисциплины, которые не вызывают у ребенка затруднений, и больше времени посвятить тем, в ходе изучения которых возникают проблемы.
Семейная форма образования обладает и более широкими возможностями в выборе методов проведения занятий. К примеру, в образовательный процесс могут быть включены прогулки на природе с образовательными и познавательными целями, просмотр учебных фильмов, экскурсии. Родители могу ввести в качестве дополнительного учебного предмета знакомство с классической литературой, искусством, музыкой.
Школьное же образование, из-за своей специфики, которая определяется массовым, коллективным характером обучения, не располагает и малой долей таких возможностей.