Центр домашнего обучения » Статьи » Ребёнок не успевает в школе: причины и как преодолеть неуспеваемость
Зачастую ожидания родителей не всегда соответствуют результатам обучения ребёнка. Дети испытывают трудности с успеваемостью на разных возрастных этапах – в силу естественных причин. Неудовлетворительные оценки – не повод обвинять ребёнка в безответственности, несерьёзном отношении к учёбе, а, тем более, наказывать и запрещать заниматься любимыми видами деятельность на досуге и посвящать всё свободное время урокам. Наверняка такой подход только усугубит ситуацию. К тому же, эта стратегия поведения вызовет дополнительные сложности в установлении гармоничных и доверительных взаимоотношений в семье.
Есть много действенных способов повысить успеваемость. Но для этого нужна мотивация самого школьника – осознанная, устойчивая и значимая. Поэтому родителям следует сначала выявить причину трудностей, а только потом, в соответствии с ними – разрабатывать план дальнейших действий.
Содержание
Причины неуспеваемости могут быть самыми разными. Все они глубоко тяжело переживаются любым ребёнком.
Начальная школа – принципиально новая среда для развития ребёнка. Детям приходится привыкать к новым требованиям, форме, расписанию. Процесс смены ведущей деятельности вызывает закономерные трудности. Адаптация к школе осложняется и погружением в принципиально новую социальную среду. Причин неуспеваемости может быть много.
Многие родители уделяют особое внимание подготовке дошкольников к обучению. Помимо занятий в детсадовской группе, дети нередко посещают дополнительные занятия и занимаются дома. На уроках материал кажется им знакомым. Поэтому ученики отвлекаются на игры, разговоры и другие дела, пропуская и важный новый материал. Со временем пробелы в знаниях накапливаются.
Естественно, школьник начнёт отставать от программы. Даже одна пропущенная, непонятая или недостаточно отработанная тема запустит механизм систематического выставления неудовлетворительных оценок. Ведь для того, чтобы перейти к более сложному уроку, важно всесторонне осознать предыдущий, закрепить соответствующие навыки и запомнить формулы, теоремы, правила, аксиомы.
Иногда причиной школьной неуспеваемости становится потребность в элементарном родительском внимании. Когда актуально:
В таких стрессовых обстоятельствах дети стремятся добиться внимания родителей любыми путями, в том числе – неудовлетворительными оценками в школе. Эмоциональная окраска в данном случае не важна. Главное – сам факт того, что взрослый проявил хотя бы какой-то интерес к жизни ребёнка и абстрагировался от привычного режима.
Недостаточное развитие познавательных процессов также может влиять на успеваемость. Внимание, память, мышление, особенности восприятия – всё это напрямую определяет успешность обучения. Иногда детям попросту физиологически сложно сконцентрироваться на изучении, понять причинно-следственные связи, банально усидеть на месте.
В средней и старшей школе сфера интересов заметно расширяется. Кроме того, начинается подростковый кризис. Детей интересует больше не успеваемость в школе, а взаимоотношения со сверстниками, особенности собственного развития. Подростки активно познают взрослую жизнь, стремятся быть самостоятельными и независимыми. Нередко именно в этом возрасте появляются вредные привычки, неоправданные истерики. Личность подростка уязвима. Любое давление со стороны взрослых по поводу успеваемости может спровоцировать полноценный бунт, протест, замыкание в себе.
Подростки склонны списывать свои неудачи на предвзятое отношение учителей. Им кажется, что не все преподаватели одинаково относятся к школьникам, предъявляют завышенные требования, судят необъективно и придираются по мелочам.
Подросток в силах моментально увлечься чем-то другим, кроме учёбы, даже если до этого успеваемость долгое время была на высоте. Интересы могут быть как конструктивными, так и деструктивными:
Некоторые подростки так хотят быть самодостаточными, что начинают подрабатывать уже в школьные годы. Личные деньги заставляют всё больше уделять времени и сил трудовым обязанностям, пропускать уроки и закономерно отставать от школьной программы.
Банальное нежелание учиться – не менее распространённая проблема неуспеваемости. Не каждый школьник ясно осознаёт, зачем нужно посещать уроки и выполнять домашние задания. Мотивация должна быть конструктивной, положительно эмоционально окрашенной. Следует регулярно проводить с ребёнком беседы на тему того, как образование важно для будущего.
Закономерно и не каждый отдельный предмет вызывает у ребёнка желание его изучать. Но при этом любая дисциплина настолько многогранна, что найти интересный подход к её освоению не составит особого труда. Сюда же можно отнести и отсутствие возможности использовать полученные теоретические знания на практике. Любой обучение – это активное исследование окружающего мира и его возможностей, эксперименты. Поэтому так важны и соответствующие условия, в которых было бы наглядно видно, как дисциплина «работает». Вряд ли мотивация к учёбе у подростка сохранится при однообразном и типовом заучивании теоретического материала без какого-либо его отражения на практике.
Выпускные экзамены – обязательная процедура, независимо от того, после какого класса школьник решил уйти. О важности подготовки неустанно твердят все вокруг, что создаёт ещё большую стрессовую атмосферу. Помимо погружения в экзаменационные дисциплины, школьник вынужден и стараться не отставать по другим, не являющимися профильными. Неудачная сдача ОГЭ или ЕГЭ, ровно как и испорченный аттестат – существенная преграда на пути к профессиональной самореализации. Подросток чувствует на себе эту ответственность, нередко начинает неправильно распределять нагрузку – приближать эмоциональное выгорание.
Каждый человек, независимо от возраста, интересов и рода занятости, должен грамотно распоряжаться своими ресурсами, чтобы выполнять работу успешно. Непродуктивность обучения может быть связана с нестабильным расписанием дня. Ребёнку особенно важно:
Только когда эти базовые потребности будут сполна удовлетворены, можно рассчитывать на осознанные и эффективные занятия учёбой. Особенно это расписание важно в ситуациях, когда ребёнок посещает дополнительные секции, испытывает повышенную физическую или умственную нагрузку.
У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины – прокрастинация. Причём, настолько сильные, что заставляют принципиально отказываться от занятий, даже если у ребёнка есть очевидный талант, предрасположенность. Причиной тому – боязнь не оправдать ожидания, ошибиться или опозориться при выполнении задания повышенной сложности.
В каждом конкретном случае причины индивидуальны. Нельзя судить ребёнка, не разобравшись в ситуации, опираясь только на жалобы учителя или оценки в дневнике. Соответственно, и методы повышения успеваемости будут разными.
Особое значение имеет рабочее место, точнее – его правильная организация. Для выполнения домашних упражнений нужна соответствующая обстановка. Не должно быть отвлекающих факторов, посторонних раздражителей. Правильно подобранная мебель, хорошее освещение, достаточное свободное пространство – всё это необходимые условия для продуктивной деятельности.
Нельзя забывать и о том, что дети достаточно предприимчивы. Особенно, когда дело касается контроля со стороны. Родители должны интересоваться не только у ребёнка успехами в учёбе, но и ходить на школьные собрания, общаться с педагогами. Чем раньше будет выявлена проблема с успеваемостью, тем больше шансов быстро и эффективно разобраться с ней. Как заинтересовать учёбой:
При этом нельзя критиковать систему образования, особенно – при ребёнке. Даже если требования учителя и задания кажутся абсурдными. Иначе взрослый моментально и окончательно подорвёт авторитет школы в сознании ученика.
Помимо этого, не стоит распространяться и о личном негативном опыте, связанным с получением образования. Куда лучше подавать личный положительный пример – больше читать, постоянно интересоваться чем-то новым и т.д.
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
Мотивация может быть устойчивой или неустойчивой. В первом случае интерес к обучению стабилен. Никакие трудности и ошибки не могут заставить отступить и сдаться, перестать заниматься тем, что нравилось раньше. При неустойчивой мотивации всё наоборот – ребёнку нравится заниматься чем-то исключительно до тех пор, пока у него всё получается, пока хвалит общество, пока он получает какую-то выгоду – эмоциональную или более ощутимую.
Мотивация бывает внешней и внутренней – социальной и познавательной соответственно. В первом случае стимулом для ребёнка выступает поощрение или отсутствие наказания за неудачу. Он учится, готовится к сдаче экзаменов, исправляет оценки только потому, что в противном случае его ждёт порицание со стороны родителей, определённые ограничения в кругу семьи. При познавательной мотивации дети осознают, что всё, что они делают, пригодится им в будущем. Они искренне хотят узнать что-то новое, разобраться в сложном материале, чтобы в первую очередь доказать свою состоятельность самим себе. Безусловно, внутренняя мотивация более устойчивая, продуктивная, долгосрочная. Она вкладывает определённые коррективы даже в тип личности. Ребёнок, которым движет познавательная мотивация, на протяжении всей жизни будет:
На практике такой вид мотивации естественным образом вырабатывается далеко не у всех. Поэтому многие родители оправданно прибегают к стимуляции извне. В одних случаях выработанная и грамотно продуманная система поощрений и наказаний приводят к желаемому результату, в других – только усугубляет ситуацию.
Куда перспективнее потратить время и силы на формирование внутренней, познавательной мотивации – привлечь ребёнка к учебной деятельности, заинтересовать его, предложить альтернативные способы погружения в ту или иную профильную среду.
В норме система мотивов с годами меняется, проходит определённые этапы. Характер заинтересованности и вовлечённости младшего школьника заметно отличается от приоритетов старшеклассника. В соответствии с этим зависят и меры борьбы с неуспеваемостью.
В начальной школе у детей преобладают разные мотивы.
Со временем мотивы претерпевают закономерные изменения.
В норме в средней и старшей школе ученики ориентируются уже больше на собственное будущее. Каждый определяет для себя интересные, приоритетные дисциплины и делает на них соответствующий упор. Такие предметы чаще всего связаны с профессиональным самоопределением.
Хвалить ребёнка следует за любые успехи – но в меру, содержательно. Адекватная критика воспринимается детьми хорошо. Другими словами – важно дать понять, что выполненная хорошо работа – это несомненный повод для гордости, но одновременно с этим и всегда есть, к чему стремиться. Дети должны понимать, что пределов совершенства не существует, быть готовыми преодолевать трудности.
Ругать ребёнка за неудачи в принципе не стоит. Первостепенная задача родителя всегда – детально разобраться в ситуации, быть помощником и другом в любых обстоятельствах, оказывать соответствующую поддержку и внимание.
При выполнении домашнего задания активность и интерес должен проявлять именно ребёнок. Родитель может и должен оказывать соответствующую поддержку, но ни в коем случае не выступать собственно исполнителем. Взрослый направляет, уместно подсказывает, заставляет обратить внимание на допущенную ошибку – но не исправляет её самостоятельно. Задача родителя – научить определённому алгоритму обработки информации, её поиску, всестороннему анализу и разбиению на смысловые блоки.
Нельзя забывать о том, что оценки не являются безусловным и истинным критерием оценки знаний ребёнка. Обстоятельства могут складываться по-разному:
Нельзя судить ребёнка только по оценкам в дневнике. Тем более – принижать его интеллект и способности, пророчить заурядное будущее, развивать соответствующие страхи.
Самое главное – необходимо перестать расстраиваться и волноваться. Это негативно отражается на здоровье и психологическом состоянии и ребёнка, и родителя. Следует принципиально изменить само отношение к сложившейся ситуации.
Жизнь ведь не складывается из неудовлетворительных оценок, плохого почерка и отсутствия мотивации к учёбе. Школа не имеет глобального смысла, вселенского значения, хоть и, безусловно, важна для будущего. Смирение с ситуацией – лучший способ сохранить нормальные взаимоотношения и психологическое здоровье всех членов семьи, если репетиторы и другие методы не помогли.
Ребёнок вполне может не быть отличником в учёбе в целом или по отдельным дисциплинам, но при этом не исключено, что он не самореализуется, например, в творчестве. Плохая успеваемость – не повод не любить.
Речь не идёт о том, чтобы пускать образование на самотёк. Оценки вполне могут быть пограничными. Достаточно дотянуть их до минимума, а не заставлять ребёнка изучать те сферы, которые ему абсолютно не интересны.
Убедиться в перспективности такого подхода можно на ярком примере.
Ученице средней школы предстоит написание контрольной работы по русскому языку. С оценками у неё проблемы. Поэтому родители решают прибегнуть к помощи репетитора. В запросе указано – подтянуть знания и поработать над мотивацией. В ходе работы выяснилось, что особых пробелов в предмете и нет. С мотивацией всё обстоит иначе. Девочка предпочитает прогуливаться после школы на свежем воздухе, а не торопиться домой, чтобы делать уроки. А ещё она очень любит читать в свободное время. Всё это закономерно отражается на качестве выполнения домашних заданий. Родители не придумали ничего лучше, чем запретить прогулки и убрать все книги из комнаты дочери.
На такую ситуацию все дети реагируют одинаково. То, что под запретом, становится желанным ещё больше. Учёба закономерно уходила на всё дальний план.
Как можно решить ситуацию – поменять родителям отношение к сложившейся ситуации – найти компромисс, но ввести определённые правила. Ребёнок может гулять перед уроками, читать книги в свободное время после выполнения уроков. Прогнозируемые результаты такого подхода:
Каждому ребёнку нужен свой подход. Родители не должны забывать о том, что их любовь, признание и уважение можно заслужить исключительно хорошими оценками в школе. Решение проблемы с неуспеваемостью требует, прежде всего, спокойствия и рационализма.