Центр домашнего обучения » Статьи » Переход на домашнее обучение
Сейчас все чаще семья принимает решение о переводе на СО (так же известное как «домашнее образование», «индивидуальное обучение») школьника исходя из различных соображений.
Поменять форму образования, согласно федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», семья вправе самостоятельно в любое время. После принятия решения родителям достаточно написать заявление о переходе на домашнее обучение. Школа, в свою очередь, составляет локальный акт, в котором прописывается частота и периоды аттестаций. «Экстерны» остаются учащимися школы и имеют равные права с остальными учащимися.
Школа не имеет права препятствовать или отказать в переводе, это будет считаться нарушением законодательства.
Основные причины перехода на семейное образование — недовольство системой образования или подходом педагога по одному или нескольким предметам. Если родители считают, что учитель позволяет себе непозволительное поведение, категоричные высказывания, оскорбляющие учеников, мало уделяет внимания преподаванию предмета, то они могут перевести ребенка на домашнее обучение. Возможны ситуации, при которых в единственной территориально доступной школе, по мнению родителей, система образования устарела, а само учебное заведение не имеет должного оборудования.
Важной причиной перевода на домашнее образование могут стать отношения внутри коллектива, которые имеют особенность обостряться в подростковом возрасте. Дети могут быть жестокими и обижать «непохожих» на них — тех, кто лучше учится, проводит много времени за учебой, выглядит или одевается не так, как все остальные. Такое отношение может серьезно повлиять на психику ребенка и мешать ему получать образование и правильно вести себя в обществе. Если перевод в другую школу невозможен (например, из-за ее расположения), то переход на домашнее станет лучшим выходом. Негативное влияние окружения (нежелание других школьников учиться, вредные привычки, прогулы) также можно предупредить.
Помимо «конфликтных» причин могут быть и более нейтральные — например, стремление родителей обеспечить индивидуальный подход к образованию ребенка, который часто невозможен в большом классе. Учитель не способен уделить равное внимание всем ученикам, что может привести к непониманию какой-либо темы и задержке в образовании.
Также родители зачастую считают школьное образование нерациональной тратой времени. Готовность сделать обучение более сжатым и «концентрированным» освободит время для других увлечений и занятий ребенка, таких как спортивные кружки, музыкальная или художественная школа.