Как перейти на домашнее обучение. План действий.

Часто родители, принимая решение отказаться от традиционных занятий ребенка в школе, задаются вопросом, как перейти на домашнее обучение и не потерять при этом связи с общепринятой системой образования, какую форму освоения знаний выбрать. Расскажем, с чего начать, какие действия предпринять и на что обратить внимание.

Образовательный процесс регулируется законодательными актами, всевозможными нормативными документами и локальными регламентами, поэтому сформировать для себя четкий план действий сложно. Для тех, кто предпочитает домашнее обучение и решил перейти на такую схему, мы подготовили пошаговую инструкцию, опираясь на которую, можно без ущерба для психического и интеллектуального развития ребенка организовать образовательный процесс.

1 ШАГ – ОЦЕНКА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ

Перед тем, как сделать выбор, нужно принять во внимание ряд фактов.

  1. Причина перехода на домашнее обучение. Напишите несколько ответов на этот вопрос, проанализируйте их. Оцените, достаточно ли аргументированы ваши причины, достаточно ли они весомы, чтобы сделать такой ответственный шаг.
  2. Понимание основ удаленного образования. Подумайте, хорошо ли вы понимаете принципы домашнего обучения, всю ли информацию по этому вопросу изучили. Большинство родителей вникают в систему, только начав заниматься с ребенком вне школы. Они пытаются решать проблемы по мере поступления, что вызывает дополнительные трудности. Проштудируйте заранее опыт тех, кто прошел подобный путь.
  3. Правовая форма обучения. Существует несколько вариантов взаимодействия со школой, начиная от абсолютного удаления от нее и заканчивая периодическими аттестациями. Также можно посещать некоторые уроки. Важно ознакомиться со всеми допустимыми вариантами и выбрать оптимальный для себя и ребенка. Получите консультацию специалиста, чтобы руководствоваться не эмоциями, а экспертным мнением.
  4. Распределение ответственности и логистика. Необходимо продумать обязанности. Кто преподает, кто полностью возлагает на себя ответственность за изучение предмета, кто частично? Нужна ли вам сторонняя помощь? Какие методики следует использовать?
  5. Сильные и слабые стороны. Важно адекватно оценивать собственные силы. Внимательно взвесьте возможности и подробно распишите: с чем вы справитесь, где нужна помощь, в чем вы уверены, в чем — не очень, где скрыты риски. Предусмотреть все, безусловно, не получится, однако четкое планирование на начальном этапе поможет избежать проблем в дальнейшем.
  6. Расчет трудозатрат. Домашнее обучение — дополнительная нагрузка на родителей. Придется не час и не два ежедневно сидеть за учебниками. Надо будет также разрабатывать с ребенком проекты, делать эксперименты, выполнять разные задания и тесты, оценивать результаты учебы, отслеживать динамику и прогресс. При этом секции, кружки и дополнительные занятия по разным предметам никто не отменяет. Потребуется сильно изменить свой образ жизни и составить график так, чтобы все успевать.
  7. Дополнительные расходы. Бюджет для домашнего обучения имеет второстепенное значение — организовать процесс можно самостоятельно или с привлечением репетиторов. При этом один из родителей, скорее всего, откажется от постоянной работы, что наверняка сократит доходы семьи.
  8. Общение с другими детьми. Важнейший этап воспитания и становления личности — социализация. При домашнем обучении вся ответственность за организацию общения ребенка со сверстниками ложится на родителей. Обычно именно в школе дети учатся находить надежных друзей, начинают понимать, что такое разделение ответственности, пробуют работать в группе и осознают, что такое поддержка и взаимовыручка. Обучаясь дома, получить такие важнейшие для жизни навыки тоже можно, однако потребуются дополнительные усилия. Помогут внеклассные занятия по интересам: театральный кружок, музыкальная школа, хореография, спорт, волонтерство.
  9. Ведение домашнего хозяйства. При переходе ребенка на семейное обучение кое-что для родителей останется без изменений. Речь о рутине: надо будет готовить, ходить за продуктами, делать уборку. При этом добавятся новые задачи, связанные с правильной организацией учебного пространства. Учтите, что дети чаще будут дома, следовательно, беспорядок тоже будет возникать чаще. В ваших силах ограничить учебное пространство так, чтобы квартира целиком не превратилась в классную комнату ребенка.
  10. Самоорганизация и дисциплина. Вам не нужно будет спешить к первому уроку и приходить в школу, чтобы забрать ребенка с занятий, но на вас ляжет ответственность за правильное планирование и распорядок дня. Важно выполнять намеченную программу и следить за успеваемостью. Придется освоить новые роли: наставника и учителя. А они сильно отличаются от ролей папы или мамы.
  11. Готовность к переходу на учебу дома. Если ребенок готов к новому формату обучения, то будет прилежно заниматься. Если же он против такой схемы, надо понять его страхи, попытаться найти совместное решение. Ребенок тоже должен осознавать, что в его жизни произойдут изменения и как они на нем отразятся. Отнеситесь внимательно и серьезно к вопросам, которые, возможно, будут его беспокоить.
  12. Страх перед сложными предметами. Как показали исследования, академическая успеваемость школьника не зависит от уровня образования и степени владения предметами родителей. Подумайте, при обучении каким дисциплинам вам может потребоваться помощь. Вероятно, понадобятся дополнительные учебные материалы, консультации или интенсивные занятия с репетиторами по некоторым темам. Помните, важно не самому знать предмет, а понимать, где можно найти информацию и консультации для правильной подачи изучаемых тем ребенку.

Проанализируйте причины, по которым другие родители выбрали домашнее обучение для своих детей. Многие из таких факторов совпадут с вашими, и многие проблемы, которых вы боитесь, уже успешно преодолены. Договоритесь с членами семьи, по каким параметрам вы по окончании года примете решение о продолжении или прекращении учебы вне школы.

2 ШАГ – ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Многие пропагандисты и «эксперты» школьного образования могут составить длинный список рисков, связанных с домашним обучением. Разберем потенциальные проблемы подробно.

  1. Какой у вас уровень стресса? Перед тем, как решиться уйти от школьного образования, родители должны ответить, насколько высок в их жизни стресс. Часть его источников пропадут при переходе ребенка на удаленное обучение (например, стресс, связанный с дорогой в школу и обратно). Но появляются новые источники: снижение семейного дохода, дополнительная ответственность. Важно взвесить все за и против. Стресс будет существенно ниже, если родители осознанно принимают решение и готовы к серьезным изменениям в жизни.
  2. Уверенность в своих силах. Если родитель, который, предположительно, будет основным куратором ребенка, не уверен в собственных силах, то удаленное образование, вероятно, не подойдет. Самооценка может быть снижена, если сначала дела пойдут хорошо, а потом возникнут проблемы. Если уверенность родителя пошатнется, то и ситуацию с учебой будет сложно исправить.
  3. Отношения с детьми. Родители иногда решают перевести ребенка на домашнее обучение из-за хороших отношений с ним. Они ожидают, что такие изменения усилят эмоциональную взаимосвязь. Однако новая роль, которую придется играть маме или папе, непременно повлияет на отношения. Переход должен быть спланированным, важно быть готовыми к изменениям.
  4. Что думает о вас ребенок? Серьезная проблема, которая часто возникает, — отношение ребенка к двойной роли родителя. Сможет ли школьник дифференцированно оценивать вас как учителя и как маму (или папу) одновременно. Сможете ли вы дифференцировать роль родителя от роли педагога.
  5. Нравится ли вам учить? Не каждый человек способен обучать. Если вы догадываетесь или точно знаете, что у вас нет такого потенциала, то стоит подумать о профессиональных центрах и репетиторах. Недостаточно просто знать предмет. Важно уметь доносить информацию до ребенка в понятном для него виде. Многие родители признаются в том, что без сторонней помощи сложно наработать навыки транслирования знаний и наладить процесс обучения.
  6. Ребенок и дисциплина. Иногда родители хотят уйти из школы, потому что сложившийся там порядок их не устраивает. Однако подумайте, сможете ли вы установить правильную дисциплину дома? Знаете ли вы, как держать ребенка в позитивном рабочем настрое? Не лучше ли, чтобы ученика дисциплинировал не член семьи, а кто-то другой?
  7. Отношения с окружающими людьми. В школе дети познают основные правила общения с людьми в целом и представителями противоположного пола в частности. Получают опыт распознания успешных и плохих примеров отношений, начинают отличать негативные и хорошие черты характера. Поэтому при домашнем обучении важно организовать регулярное общение ребенка со сверстниками.
  8. Советник и ментор вне семьи. Вне семьи люди часто находят друзей и наставников, которым можно доверить конфиденциальные жизненные вопросы, спросить совета. Важно, чтобы у ребенка тоже был такой человек. Иногда помогает общение с психологом. На старшей ступени обучения следует привлекать специалистов, способных помочь в выборе профессии.
  9. Важность соревнований и внеклассной активности. Какие увлечения есть у ваших детей? Занимаются ли они музыкой, спортом, танцами? Подумайте, придется ли отказаться от каких-то кружков. Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, узнайте, что именно важно для него самого, от чего он ни при каких условиях не готов отказываться. В планировании внеклассных занятий следует учесть также необходимость соревновательной активности. Она дает стимул к самосовершенствованию и дополнительный источник позитивных эмоций.
  10. Каков у ребенка стиль освоения материала? Для разных детей приемлемы разные способы изучения предметов. Об этом точно знают профессиональные педагоги. Существуют аудиалы и визуалы, для кого-то важна письменная работа. Сможете ли вы определить стиль восприятия материала у своего ребенка и организовать процесс обучения максимально эффективно? Если неправильно подавать информацию, высок риск навсегда отбить желание учиться.
  11. Специальное образование для обучения ребенка. Сторонники школьного образования скажут, что эффективнее отдавать детей в руки профессиональных преподавателей. Однако исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что дети на домашнем обучении зачастую опережают по успеваемости своих сверстников. Наличие педагогического образования у преподавателя не оказывает влияния на результаты ученика. Разные программы и развитие технологий упрощают родителям задачу преподавания дома, повышая уровень усвоения предметов детьми.
  12. Личная жизнь. Обязательства, отнимающие у вас время, — домашние дела, работа, пожилые родственники, — часто не позволяют найти необходимые часы на обучение детей. Но можно взглянуть на ситуацию иначе: не нужно возить ребенка в школу, тратить время на разбор домашнего задания. Стоит отметить, что эффективность индивидуальных занятий выше, чем групповых. Не нужно проводить дома 8 уроков ежедневно, чтобы освоить даже очень сложную программу. Главная задача — научить учиться, привить навыки самостоятельного поиска и обработки материала.
3 ШАГ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ШКОЛЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Учебный процесс сегодня может быть организован следующим образом:

  • обучением занимаются родители, родственники, друзья;
  • нанимаются репетиторы (профессиональные преподаватели);
  • проводятся индивидуальные или регулярные групповые занятия в школе;
  • проходят консультации и занятия в Центре домашнего обучения;
  • применяется дистанционный формат образования;
  • используются комбинированные варианты.

В любом случае ребенку необходимо проходить аттестацию в школе. Чтобы эта потребность не стала источником проблем, нужно учесть ряд факторов.

  • Родителям следует самим представлять уровень подготовки своего ребенка, а не ждать адекватной оценки исключительно от школьных учителей.
  • Подлинным результатом образования являются не только знания, но и способность самостоятельно учиться, искать и анализировать информацию, видеть задачу и находить адекватное решение, вести диалог — не только говорить, но и слушать.
  • Без особой необходимости старайтесь не отправлять ребенка на аттестацию в той школе, где кроме него нет детей, выбравших домашнее обучение.
  • Не останавливайте выбор на образовательной организации, не просмотрев действующее в ней положение об аттестации и не заключив с администрацией договор о проведении промежуточной аттестации.
  • Если услуги, предоставляемые школой, платные, обязательно зафиксируйте в договоре стоимость индивидуального и группового занятий и продолжительность их проведения. Имейте в виду: любые формы аттестации бесплатны для учащихся и родителей, и школа не имеет права требовать за них деньги.
  • Еще до начала учебного года лично познакомьтесь с предметниками, которые будут проводить аттестацию вашего ребенка. Даже если вы достигли полного взаимопонимания с директором и завучем школы, благополучно решили с ними спорные вопросы, это не является гарантией того, что с учителями у вашего ребенка не возникнет проблем.
  • Ведите себя просто и открыто, без претензий и агрессии. Если учителя или администрация позволяют себе высказывать сомнения в адекватности ваших требований — уверенно и твердо ссылайтесь на статьи законов и смело разоблачайте невежество обвинителей.
4 ШАГ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ШКОЛЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Хоть обучение и называется домашним, как правило, ребенок все равно не теряет связь со школой полностью. У каждой образовательной организации есть свой учебный план, и проходить аттестацию ребенок будет в соответствии с ним. Однако вы сами определяете методы обучения и время, которое отводится на каждую тему; количество материала, которое можно дать вне рамок программы, и т. д.

Бывают случаи, когда школа не хочет идти навстречу тем, кто выбрал семейное обучение и экстернат как форму аттестации. Родители значительную часть времени и сил вынуждены посвятить борьбе с государственной системой образования или доказательству ее представителям, что их ребенок получает действительно качественные знания.

Центр домашнего обучения «Иненсив» поможет вам построить отношения со школой так, чтобы у вас не возникало сложностей. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с образовательными учреждениями Москвы и других городов. Также важно отметить, что после принятия нового закона «Об образовании» отношения со школой претерпели положительные изменения.

  • Раньше. Между школой и родителями заключался договор, в котором указывались формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ, устанавливались финансовые взаимоотношения. Учащийся приглашался на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы.
  • Сейчас. Обучающиеся в формате семейного образования вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе экстерном. Те, кто был недоволен требованием посещать контрольные или другие занятия, вздохнули с облегчением. Зато те, кто регулярно приходил за консультациями (бесплатными!), могут об этом забыть как раз в результате изменения отношений с образовательными организациями.
Яндекс.Метрика