Центр домашнего обучения » Из опыта домашнего обучения » Первоклассный личный опыт
Еще одна история про домашнее обучение. Знакомьтесь: Наталья – мама, Александра – первоклассница.
13.11
Когда моя старшая дочь была еще слинго-малышом, мы почти не встречали в районе, где жили, таких, как мы. А может, просто не очень старались в своих поисках, нам было тогда и так хорошо.
Будущие школьные годы виделись в то время еще очень туманно, как другая жизнь. Мой собственный школьный опыт нельзя назвать положительным. Хотя, он научил выживать в обществе, которое, в силу определенных причин, тебя не хочет принимать. К сожалению, разговор идет не только об учениках, но и об учителях тоже.
У меня не было сомнений (ну, почти не было), что моя дочь легко адаптируется в школьной среде. Общительности ей не занимать. Тех материальных и семейных проблем, что были в моем детстве, у нее нет. К тому же, я буду активно участвовать в школьной жизни — праздники, экскурсии, спектакли. Свое собственное отношение к нашей родимой системе образования постаралась закопать так глубоко, насколько это возможно, да еще и попрыгала сверху, для надежности. Но все это не помогло.
В определенный судьбой момент ситуация полностью вышла из-под нашего контроля.
У нас родился второй ребенок. Сложное неврологическое заболевание стало неприятной неожиданностью. Ужасной неожиданностью. Зато (капля меда в ложке дегтя) проблема того, как, когда и куда пойти учиться старшей дочери перестала быть проблемой. Все просто — как можно позже и в ближайшую районную школу, вот и все ответы на когда-то так волновавшие вопросы. Родительских сил и возможностей хватило только на выбор наиболее приличной из 4-5 ближайших школ, и то на скорую руку. Очереди к учительнице, которая показалась нам наиболее адекватной, не наблюдалось (она же не вела гимназический класс, а большая часть родителей именно туда мечтала определить своих детей). И на том спасибо.
И вот — первое сентября. Цветы, новенький портфельчик, белые блузки и колготки, радостная улыбка дочери — наконец-то долгожданная школа. Но уже спустя три дня дочь была твердо убеждена, что в школу ходить не хочет и не захочет никогда. Нет-нет, усидчивости и прилежности у нее хватит на двоих, учительница нормальная, ребята, как ребята. Но ведь она пришла в школу учиться. А спрашивают в основном тех, кто знает меньше, никто не собирается проявлять излишнее внимание идущим впереди (равно, как и идущим позади).
Может, перевестись в следующий класс? Идея не вызвала поддержки преподавательского состава — что это еще за лишние проблемы на их голову. Первая же принесенная старшей из школы инфекция вызвала очередное неврологическое ухудшение у младшей, слава Богу, временное. На инфекции с температурой так она реагирует.
Почти каждый утренний подъем новоиспеченной школьницы проходил со слезами.
А какая же социальная адаптация без школы — переживала я. Но дочь не поддержала меня «мне и так хватает ребят, я же и гуляю, и в гости, и в группы ходила… ненавижу эту школу! Опять там буду сидеть полдня и ничего не делать.» Ничего не делать — это потому, что все слишком быстро получается и неинтересно даже. Да и выполнение заданий и приступание к новым только по команде учительницы тоже вызвало неприятие. В итоге дочь на уроке занималась другими школьными делами, не теми, что делала большая часть класса, а учительница уже и не препятствовала этому.
Через 2-3 недели пошла я в школу писать заявление на временное наше отсутствие, на месяц, собственно (хотели уехать на дачу, младшей после врачей и больниц это было просто необходимо).
Волна школьного возмущения захлестнула нас. И тогда, наконец, я вспомнила идеи наших нестандартных друзей про домашнее обучение.
Долго мы не сомневались. Попытки завуча, учительницы, директора внушить нам что-то там о жизненной необходимости чего-то там в школе не достигли цели.
И вот мы на семейном обучении и опять принадлежим сами себе. Можем встречать папу, заработавшегося до темноты, гулять, пока руки не отмерзнут, ездить к бабушке, ходить в гости и приглашать гостей сами, ездить на дачу.
Наш распорядок дня не похож на распорядок нормального среднестатистического ребенка такого возраста, но это наш распорядок, собственный, уютный и привычный, под наши нужды и желания построенный.
А чего же тогда мы вам написали?
Ах, да! Есть одно неудобство в нашей жизни. Их, этих неудобств и неприятностей, конечно, в сумме немало, но с одним из них мы решили обратиться к вам. Ребята, с которыми мы раньше нередко встречались на улице, теперь в основном в школах или дома за уроками. А ведь мы большую часть сейчас уже недолгого, почти зимнего, светового дня проводим на прогулке вместе со старшей и с малышкой. И на улице встречаем только карапузов, а очень хотелось бы найти интересную компанию и для старшей (да и я сама с удовольствием пообщалась бы с другими мамашами). В нашем Бирюлево (Восточном) домашнее обучение, конечно, редкость, но наверняка кто-нибудь, да есть. Совместные прогулки-катания с горок, может, экскурсии по местным достопримечательностям. Давайте дружить, а? Родители тех, кто на домашнем обучении и кому 7-9-11 лет, отзовитесь.
20.11. Сейчас ноябрь близится к концу, через несколько дней мы пойдем первый раз сдаваться учительнице. Как сдадимся — обязательно расскажу.
Эти первые пара месяцев домашней учебы прошли спокойно и без проблем. Девочка у нас вполне самостоятельная, «усидчивая», учиться хочет, если не вставлять палки в колеса. Сама берет учебники-тетради, говорит «мам, я сегодня русской грамотой и окружающим миром позанимаюсь, ладно?» «Ага» — отвечаю я, не отрываясь от дел. Младшая ложится днем поспать, а наша первоклассница спокойно делает почти все сама. Иногда только подходит и спрашивает что-нибудь полушепотом у меня, непонятную задачку или способ написания новой буквы. А то и говорит строго «мам, отвлекись ты от своей книжки (посуды, готовки, компьютера), у меня к тебе серьезный вопрос!». Когда я пытаюсь ее больше контролировать и сама «веду урок»- она больше расслабляется и начинает поглядывать по сторонам, в окно, в потолок, короче говоря «считать ворон». А если участвую только при необходимости, да и то по ее настойчивым просьбам, то подход к делу становится гораздо более ответственным и, надо сказать, у нее это хорошо получается. Сама удивляюсь.
Если у нас возникает непредвиденный «выходной», т.е. отправились все вместе в гости, на похороны , в музей, то в дороге, пока папа нас везет, Алька сама пристает ко мне «мам, я сегодня не занималась, проверь меня хотя бы так, устно.» «А почему я?». «Пап, проверь меня, поспрашивай что-нибудь» и папа с радостью принимает участие в этом достаточно новом для него еще развлечении «сколько будет…. как получить… что больше… какую букву надо вставить» и т.д.
Конечно, я регулярно проверяю правильность сделанного или устраиваю маленькую контрольную или диктантик. Но в результате, суммарное время, потраченное мной на Алькины занятия, составляет 10-30 минут ежедневно. Иногда и 40, но это редко.
В качестве стимула к занятиям иногда хвалю. Желательно, при папе, при бабушке, при крестной. Если что-то я узнала новое для себя, благодаря дочкиным занятиям, искренне высказываю восхищение по данному поводу, мол, учиться никогда не поздно. Иногда удивляюсь допущенным ошибкам (не ругаю, по возможности), а что, «у» стала согласным звуком? Надо срочно сообщить в министерство образования! Дочка посмеется, исправит и обиды или стыда не будет.
Я сама довольно неорганизованный человек. Но наша Алька (Александра) обладает большей способностью к самоорганизации, наверное, это нас и выручает.
23.11. Мы так ждали нашей «сдачи» учительнице, но была просто 10-минутная консультация по непонятным моментам. Причем, оказалось, что на некоторые вопросы, абсолютно не выходящие за рамки учебника, учительница не может дать ответа. Но обещала разобраться Теперь будет еще пара консультаций и тестирование общее в конце года. Вот и все. А жаль. Мы бы с удовольствием показали бы преподавательскому составу свои знания в личном общении…
Наталья.
Наталья, а вы уверены, что сможете так заниматься и во 2, и в 3 классах и дальше? В 1 классе просто не ставят оценки и школа фактически не может провести аттестацию. А вот во 2 классе обнаружится, что вы одно, другое, третье делаете не так. Все-таки нельзя полагаться только на желание ребенка заниматься. Задания, наверное, все-таки вы сами даете Александре, откуда она знает, что ей нужно делать по каждому предмету? Мы учимся в 4 классе, но гулять вместе, к сожалению, не сможем не только потому что далеко от вас (мы на севере), но и потому что рапсисание достаточно жесткое, музыка, английский…
Здравствуйте. Очень приятно увидеть тут нашу историю, вдвойне приятно то, что кто-то ее читает с интересом. Сейчас в школах (в нашей, по крайней мере) занимаются не только по учебнику, но и делают задания в рабочих тетрадях. Не буду обсуждать достоинства и недостатки такой системы, но нам это упрощает дело. Алька просто делает по 3-4 страницы учебника и тетради каждый день. Занимается блоками — неделя русского и математики, неделя русского и окружающего мира. Потом опять меняем, так нам удобнее. Может, мы и будем что-то делать не так — отступать неправильное количество клеточек от края и т.д. Но нам главное — понять материал. Думаю, что уж первые несколько классов не составят для меня труда, два моих в/о, интернет, книги, умные друзья:))) Пока наши планы шире школьных — понемногу беремся посерьезнее за биологию,гоеграфию, историю и пр. описательные науки. Не в том смысле, что сидим и учим урок — читаем худ. литературу, интересные фильмы, сами выкладываем свои знания и, параллельно, обнаруживаем и для нас, для родителей, много интересного…
Пока этот интерес только увеличивается. Конечно, я догадываюсь, что в возрасте постарше, лет после 11-12 появятся совсем другие интересы. Поэтому и считаю, что надо попробовать усвоить побольше информации сейчас, пока ей все действительно интересно! Если честно, я ее ничем не заинтересовываю. Мне, правда, интересно. Интересно узнавать простенькие правила, объясняющие многое, чего я сама не понимала в школе. Именно этот мой щенячий интерес и увлекает дочку. Я давно хотела подтянуть свой английский, начинаю этим заниматься. Дочь по инерции тянется за мной. Не думаю, что когда-то она просто все швырнет в стену и уйдет гулять, слишком ответственная особа. Но, если этот момент настанет, будем обдумывать варианты. Пока мы в плюсе — материала усваиваем больше, чем предполагается школьной программой за меньшее время. Это уже неплохо. А чтобы ответственное отношение к самостоятельной учебе не пропало, думаю, надо побольше общаться с единомышленниками. А аттестация пока только по трем основным предметам, первый класс, все же. К сожалению, в виде теста.
Наташа, я думаю, многие , если не большинство, столкнулись с такой проблемой. Белую ворону пытаются сразу клюнуть. Но, как правило, это дети и родители, с которыми ребенку и нам неинтересно общаться. Поэтому их реакция хоть и неприятна, но зато наглядно демонстрирует их ограниченность. Зато с интересными родителями тема домашнего обучения становится одной из тем для разговоров, иногда споров, но всегда со взаимным интересом. То же самое происходит и у детей, дети таких родителей тоже пытаются понять, задают разные вопросы, они открыты для информации.
А почему Александра не ходит ни в какие кружки? Проблема общения хоть частично решилась бы. Вообще не понятно чем ребенок занимается, ведь если она не ходит в школу у нее очень много свободного времени. У меня дочь третьекласница — учится в школе с углубленным изучением испанского языка+занимается музыкой с преподавателем+ИЗО (2р по 2часа)+танцы(3р по 1,5ч)+заочный кружок по математике. И при этом свободные выходные и в будни успевает сама полепить-порисовать-поиграть. У школы главный недостаток — рано надо вставать, но бросать ее только из-за этого мне кажется не правильно, хотя я и думала об этом. Интересно, а сколько у вас по времени занимает учеба? Ведь 3-4 страницы для первоклашки это не так уж и мало?
Очень распространенно мнение о том, что школа и кружки дают много общения. Мы это мнение не поддерживаем. В кружки то ходим, то не ходим. Общение там по большей части… во время занятия? Т.е. мы, получается, приходим пообщаться под постоянное пошикивание преподавателя… Какое-то не очень качественное общение. Предпочитаем общение более свободное, не тайком во время занятия или в течении 10 минут после него, в раздевалке. Как-то так.
А заниматься в течение дня всегда есть чем. Мы много гуляем. Почти в любую погоду по 2-3 часа вместе с младшей. Много читает. Это, конечно, кроме занятий по школьной программе. Мы многое изучаем вместе, потому что это действительно интересно, научные фильмы, музеи. Мы с подругами делаем детский сайт, так Алька активный участник — постоянно мастерит поделки, делает аппликации, мы их фотографируем и размещаем на сайте. С папой катается на горных лыжах и коньках. Много помогает по дому. Прибирает, немного готовит, иногда пылесосит или присматривает за малышкой, может справиться с посудомоечной или стиральной машинкой.
Учеба занимает у нее от полутора до двух (примерно) часов в день. По ситуации, жестких рамок не ставим. Может вдруг сказать «мам, а дай мне еще примеров, так легко они стали решаться» и с удовольствием еще минут 20 просидит за ними. Я просто в восторге — мне-то математика давалась ой как… Если честно, вообще не давалась :)
За последние годы у меня создалось впечатление, что многие дети учатся, кто чему:
— танцевать — играть на музыкальном инструменте — иностранному языку — бисероплетению и многому-многому…
Только большинство из них так этим заняты, что у них просто не остается времени на то, чтобы научиться ЖИТЬ…
(Имеется перед глазами некоторое количество фактов, подтверждающих это предположение)
Наталья добрый день! Задумываюсь все чаще о домашнем обучении, нам в первый класс в сентябре. Только учить хотела не сама, а нанять преподавателей по основным предметам…и конечно не каждый день! вопрос вот в чем, нужны ли какие-нибудь справки, документы….что бы просто приходить в школу и сдавать тесты?
Нужно только ваше желание и уверенность. И наличие в уставе вашей школы семейного обучения. Об этом можно узнать у директора школы.
А дальше — просто берете у директора список документов (свидетельство о рождении, паспорт родителя, копии, счет, на который переводить денежку, если вы на семейном) и с этим набором документов и копий заполняете договор, который вам должен дать директор или секретарь.
Если у вас есть реальная или вымышленная причина, по которой вы уходите на домашнее — тем лучше. Нас все по-очереди , от учительницы до директора, пытались разубедить. Давили на психику немного, если честно. Но как только понимали, что у нас действительно проблемы — отставали.
А вот насчет медкарты точно не скажу. Мы же поступили сначала как обычные дети, с медкартой… Хотя, точно помню, надо было нам еще тащиться в поликлинику — чего-то там в карте не было дописано. А как только перевелись на домашку — вопрос отпал сам собой.
Удачи Вам, Ольга, и терпения. Не столько с занятиями ребенка, сколько с пробиванием общепринятых «норм», правил и мнений.
Тоже Ирина, С ужасом представляю себе, что мы будем с 5 класса приходить каждую четверть отчитываться перед каждым учителем. Это же сколько дней уйдет! Вы уже отработали план действий на ваш следующий учебный год? А что это за пилотный проект, я не знаю… А что тем лучше, чем семейников больше — абсолютно согласна! Чем нас больше, тем меньше будут смотреть на нас, как на боль… белых ворон :)))
Эх, если бы я знала, что моя младшенькая сможет учиться дома, ни за что не отдала бы ее в школу!!! Теперь она в 8 классе и нам просто пришлось СБЕЖАТЬ в экстернат!
Уже понимаю, что с 5-го класса, скорее всего, перейдем на экстернат. А то нас замучают сдачами. А сдавать большими массивами мы не против. По мне, так как раз очень удобно сдавать не все предметы в конце года, а разделить их хотя бы пополам. Блоками учить удобнее. Ольга, вероятно, нам очень повезло, что сообразили сбежать в ДО уже в первом классе :))) Но ведь действительно, через месяц школьной учебы интерес у ребенка пропал полностью. Теперь опять садится сама за уроки, предлагает выучить стихотворение, которое ей особенно понравилось, притащила с дачи древние школьные учебники для более старших классов, говорит, давай мне задания из них :))) Ольга, думаю, вам повезло, что вы все же ушли на до. Знаю несколько детей средне- и старше- классников, у которых со школой серьеееезные проблемы, но родителям страшно взять на себя ответственность за их образование, вот и мучаются , но не решаются пока перейти…
Мы в этом году перешли на экстернат, но я поняла, что нужны консультации учителей. Накопилось очень много вопросов, пришлось обращаться к репетитору, в школу с этими вопросами идти боюсь. Но насколько Есть ли какой-то вариант, чтобы можно было приходить на занятия или консультации периодически, по мере необходимости.
Натка, Мы в Южном Орехово-Борисово, дочь тоже первоклассница. После праздника иду к директору переводится на СО. Т.к. преподавание знаний далеко не главная задача нашего учителя :(, ее больше интересует наличие обложек на учебниках и подарки :(. Она ругала ребенка за то, что она, пока была на больничном, изучила все предметы на несколько тем вперед. Про домашнее задания заведомо «для родителей» вообще отдельная грустная история.
Марина, я не очень знакома с экстернатом, к сожалению. Все-таки обычно все школьные визиты обговариваются заранее, в договоре. А нельзя ли договориться с теми учителями, которые вам нравятся и с которыми получается общаться нормально, о том, чтобы время от времени подходить к ним с вопросами. За денежку. Но ведь это, наверняка, обойдется подешевле, чем репетитора нанимать. У нас даже в первом нашем классе, на семейном, возникали пару раз непонятки по русскому языку. Мы нашли через знакомых учительницу по русскому языку, звонили и спрашивали совета… А вообще, лучше полазить по форуму, про организацию экстерна поискать. Или свой конкретный вопрос в форум кинуть. Мне очень быстро здесь отвечали админы.
Уважаемые родители! В школах есть варианты, когда занятия проходят раз в неделю, раз в месяц, раз в четверть. Поэтому обращайтесь в информационную службу по тел.(495)781-10-30 Кроме того, в Центре домашнего обучения «Алгоритм» проводятся регулярные on-line занятия по расписанию, можно записаться на индивидуальные занятия с учителем. Мы проводим регулярные открытые (бесплатные!) вебинары для родителей, где обсуждаем не только общие вопросы домашнего обучения, но и вполне конкретные вопросы обучения по разным школьным предметам. Мы много внимания уделяем развитию детей, т.к. именно домашнее обучение позволяет заняться этим всерьез. Очень часто вебинары проводят педагоги-психологи, темы этих вебинаров посвящены и развитию детей, и психологическим проблемам. Много информации о работе Центра домашнего обучения есть на этом сайте. Пишите нам, звоните, мы будем рады помочь Вам.