Центр домашнего обучения » Статьи » Навыки XXI века. Какие они и почему важны?
Сегодня помимо профессиональных умений (hard skills) все большее значение приобретают так называемые soft-skills (от англ. «мягкие навыки») – универсальные компетенции, которые позволяют человеку быть успешным независимо от того, какой вид деятельности он выбирает. Прежде всего, это умение взаимодействовать с другими людьми и работать в команде, креативность в решении задач, способность логически и творчески мыслить.
О том, почему эти навыки так важны и как их развивать мы поговорили с психологом нашей школы.
Наталья Скачкова,
педагог-психолог высшей квалификации, лого-терапевт
Социальные навыки или навыки эффективного взаимодействия и собственного роста в социуме, развиваются с рождения, когда ребёнок понимает, что он не один и другой человек ему важен. К сожалению этим навыкам не придавали значения в сфере воспитания и образования, но сейчас это задача не из последних, как средство развития эмоционального интеллекта, который бесконечно важен для становления личности, уровня её роста. В век новых технологий и автоматизации многих процессов именно гибкие навыки становится бесконечно важными для работодателей.
Переоценить важность их развитости в школьном возрасте невозможно и нужно чётко понимать, что это сродни развитию академического интеллекта и вектор будущих успехов в жизни. Если интерпретировать даже, казалось бы, взрослые достижения, то становится понятно, что без них ребёнок может потерять смысл в обучении вообще, а затем и мотивацию в дальнейшем развитии и амбиции останутся не реализованными, а лишь отдекларированными, а это путь к деградации и зависимости от допинговых схем.
Всё просто: с момента вхождения в коллектив сверстников, то есть с дошкольного возраста, с 3 лет и плотно! А целенаправленно с начала школьного обучения, поставив это целью!
Чтобы понимать, какие навыки «зависают» и требуют дополнительной доработки, необходимо видеть достижения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, понимание ребёнком своих способностей, нужно определить как слабые, так и сильные стороны личности и без диагностики не обойтись. Диагностики комплексной и расширенной. Тут важно определить и интеллектуальные способности, и личностные особенности.
Методик очень много и , обратившись к специалисту, можно получить возможность диагностического обследования, с последующими выводами и рекомендациями. В зависимости от результата: самостоятельно следовать рекомендациям и черпать знания их специальной литературы или, непосредственно, работать с психологом-всё индивидуально. Надо понимать, что пассивность в этом вопросе очень «дорого» может стоить, ибо: «Способности – функция выделительная, их надо реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. Человек, который не смог направить свои способности на продуктивную деятельность, реализует их в неврозах, психосоматических заболеваниях, конфликтах и т.д.»