Центр домашнего обучения » Статьи » Нацеленность на результат и творческое мышление: что дают ребенку занятия по ТРИЗ
Что делать, если забыли дома важные документы, как заставить ребенка надеть шапку в мороз, как поливать цветы, когда уезжаете в отпуск — каждый день вы сталкиваетесь с задачами, которые требуют смекалки и фантазии. В основе поиска оптимальных решений лежат алгоритмы ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. В этой статье расскажем, как с детства научиться мыслить нестандартно и быстро находить выход из любых ситуаций.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась благодаря советскому инженеру Генриху Альтшуллеру. Он разработал алгоритм для поиска решений, благодаря которым максимальный результат можно получить с минимальными затратами. В процессе поиска такого решения подключаются и творческие способности человека, и воображение, и системное мышление.
Сначала теорию использовали только в технической отрасли. Но благодаря своей эффективности ТРИЗ быстро вышла за пределы инженерии. А потом появилась и ТРИЗ-педагогика — развитие у детей гибкого мышления, способности справляться с задачами, которые, на первый взгляд, вообще не имеют решения.
Одно дело — приходить к решению таких задач интуитивно. И совсем другое — получить набор инструментов, осознанно отбрасывать стереотипы и управлять процессом поиска ответа. Вот этому и учат на занятиях ТРИЗ.
Находить эффективные решения, видеть ситуацию объемно, видеть причинно-следственные связи и просчитывать идеальную стратегию — эти навыки пригодятся вашему ребенку в жизни. На занятиях по ТРИЗ они развиваются легко и естественно: задачи решаются в игровой форме и основаны на реальных жизненных историях.
-Логика и системное мышление. Ребенок учится видеть ситуацию во всей полноте и рассматривать с разных сторон, находить связь между предметами.
-Нацеленность на результат. Главное в ТРИЗ — найти наилучший результат из всех возможных. Генерируя идеи, дети учатся выбирать из них оптимальные и сосредоточиваться на цели.
-Фантазия и творческое мышление. На занятиях дети придумывают, ищут и творчески подходят к любой задаче — бытовой, психологической или учебной. В результате расширяется круг представлений, обогащается словарный запас, улучшаются память и воображение.
-Умение вычленять главное. Сегодня в плотном информационном потоке очень важно уметь включать фильтры. Навыки быстро ориентироваться и отсекать ненужное — то, чему тоже научит ТРИЗ.
-Раскованность. В задачах ТРИЗ нет единственного верного ответа, поэтому у ребенка не будет страха ошибиться. Школьник становится активнее, не боится спорить, учится подбирать аргументы и отстаивать свою точку зрения, работая в команде.
ТРИЗ уже давно вышел далеко за рамки своего первоначального применения. Реклама, искусство, IT — во всех этих отраслях используют принципы теории, разработанной Альтшуллером. Элементы ТРИЗ стали частью стратегий многих крупных корпораций.
Самый известный пример — компания Samsung, где ТРИЗ превратился в настоящую корпоративную религию. Чтобы построить карьеру в Samsung, навыки ТРИЗ обязательны. Они помогают искать идеи, сокращать ресурсы и время. Среди компаний, которые использовали методы ТРИЗ — немало других бизнес-гигантов: Rolls-Royce, Ford, Johnson & Johnson, Boeing, NASA, Xerox, LG, Procter & Gamble.
Без успешного решения ТРИЗ-задачек вас могут не принять на работу в Yandex, Microsoft или Google. Вот задача,которую любят задавать на собеседованиях в IT-компаниях. И не только программистам, но и бухгалтерам, маркетологам и даже специалистам службы поддержки:
«У вас есть неограниченное количество воды и два ведра объемом три и пять литров. Как отмерить четыре литра?» Ответ. Наливаем воду в пятилитровое ведро, из него наполняем трехлитровое. В большом ведре остается два литра. Опустошаем маленькое ведро и выливаем в него два литра из большого. Снова наполняем большое ведро. Из него доливаем недостающий один литр в маленькое. В результате в большом ведре останется четыре литра.
Неожиданный подход, правда? Это и есть решение по ТРИЗ, и научиться ему ребенка можно уже сейчас — на курсе в школе «Алгоритм».
Курс «Учись мыслить смело» в школе Алгоритм разработали известные специалисты по ТРИЗ Анатолий и Евгения Гин, которые больше 25 лет занимаются темой развития креативных навыков и образования детей нового поколения.
«Благодарна вам за курс, это очень важная тема в современном образовании».
Светлана, мама Даниила Петракова, 7 класс
На занятиях дети решают различные задачи, экспериментируют, совершенствуют предметы и придумывают новые, развивают творческое воображение. В результате школьники получают опыт творческой работы в команде, учатся генерировать идеи и критически мыслить, углубляют научные знания и понимают, как они связаны с реальностью. А занятия для детей 11-16 лет проходят 1 раз в неделю — по субботам.
«Мне очень понравился курс «Учись мыслить смело», он проходил в приятном режиме, мы решали занимательные задачки и осваивали методики. По итогу курса я смог понять важные приёмы ТРИЗа. Было очень интересно!»
Леня Осетинский, 8 класс