Центр домашнего обучения » Из опыта домашнего обучения » Роль информационных технологий на грамматическом этапе обучения
Современным информационным технологиям придается огромное значение в обучении детей. Сегодня ребенок начинает овладевать компьютером уже в 4-5 лет, а к школьному возрасту для многих детей компьютер начинает замещать собой друзей, окружающий мир и родителей, вместе взятых. Зачастую родители не видят в этом ничего дурного для детей, считая раннее приобщение к информационным технологиям полезным практическим навыком, который высоко ценится в современном обществе. Кроме того, компьютер часто становится спасительной «палочкой-выручалочкой» вечно занятых родителей – он может и дать урок ребенку в их отсутствие, и напомнить о невыполненных домашних обязанностях, и заполнить досуг.
Обратной стороной этих полезных свойств компьютера зачастую оказывается зависимость ребенка от компьютера, его привязанность к виртуальной реальности, им порождаемой. И если такая зависимость уже возникла – бесполезно запирать компьютер в кладовке: видимо, контакт ребенка с реальным миром сильно затруднен, из-за чего он ищет забвения и компенсации в мире компьютерных игр и мультимедийных программ. Что-то очень важное следует изменить в отношениях родителей и детей, для того, чтобы изменить эту ситуацию. И в первую очередь – вспомнить, что живой мир и живые люди учат и развлекают ребенка куда лучше, чем электронный помощник. Пусть даже самый умный.
Однако это тема для другой статьи. Нам же следует исходить из благой природы компьютерных технологий, из того, что они с легкостью могут быть применены с пользой для ребенка, (хотя, увы, еще проще – во вред), и наша и только наша задача – добиться первого и избежать второго.
Как? Довольно легко, если все время помнить, что компьютер – один из инструментов обучения, особенный, но вовсе не доминирующий на данном этапе обучения. В качестве второстепенного инструмента, используемого для разнообразия, отдыха и решения специфических задач, компьютер незаменим. В качестве универсального средства обучения и воспитания – скорее, вреден.
Так как же использовать компьютер с пользой для ребенка?
Играть или не играть – вот в чем вопрос?
Несомненно, над этим вопросом ломают головы все сознательные родители. Некоторые мамы, испуганные советами специалистов-психологов, вообще избегают любых компьютерных игр из боязни повредить психику или зрение ребенка.
В таких опасениях есть определенное рациональное зерно: известно, что кончики пальцев человека – мощная рефлексогенная зона, связанна с рядом отделов головного мозга, в том числе со зрительным нервом. В самом деле, если ребенку 5-6 лет позволяют неограниченное время бесконтрольно колотить по клавишам – он может испортить себе зрение. Кроме того, частое мерцание экрана компьютера (особенно на старых моделях ПК, которых в российских семьях довольно много) также имеет негативное влияние на формирующиеся психофизические функции детского — разумеется, если ребенок проводит перед компьютером часы.
В случае же, если при знакомстве с компьютером ребенка сразу же познакомили и с ограничениями его использования – скажем, отвели на игры не более 30-45 минут в день, то такой режим пользования никакой особой опасности для здоровья ребенка не имеет. Зато за это время можно познакомить ребенка с рядом интересных развивающих игр, которые весьма полезно иметь в обиходе для развития его интеллектуальных способностей – внимания, концентрации, наблюдательности, координации движений.
Какие игры следует считать в целом полезными для развития ребенка, а какие нет?
Безусловно, следует полностью исключить из детской игротеки стрелялки, драки, издевательства, плоские квесты, бессмысленные аркады. То есть, любая игра прежде, чем попасть к ребенку, должна пройти через цензуру родителей.
Каким игровым жанрам следует отдавать предпочтение?
1. логические игры. Имеются в виду не логические тесты и не так называемые «детские логические игры», которые на самом деле это не столько логические, сколько математические, заточенные на обучение детей основам арифметики.
К классическим логическим играм относятся такие виды, как «доминирование», «меморина», «крестики-нолики», «маджонг», и т.д.и т.п. (все эти, и многие другое виды классических логических игр представлены на сайтах типа Флешплейер.ру и ему подобных (http://www.flashplayer.ru/games.12_1_1.php).
2. квесты. Хороший квест всегда обращен к фантазии и предприимчивости ребенка, является вызовом для его интеллектуальных способностей и воли. Разумеется, компьютерные квесты – сравнительно простые задачи, несравнимые по значению с любой бытовой проблемой. С другой стороны, квест является простейшим способом поднять настроение вашего ребенка, помочь ему почувствовать себя героем и победителем. И тут очень важно обеспечить малышу обратную связь – например, похвалить за успешно выполненный квест. После чего, на волне энтузиазма, подкинуть ребенку пару-тройку практических задач – пусть попробует свои силы в реальном мире. Классическими квестами такого типа являются игры типа «помочь человечку», «поиск чего-либо», «Grow» и прочие.
3.стратегии. Наиболее полезными стратегиями следует признать военно-исторические (типа «Казаков», «Войны и мира», «Огнем и мечем») и экономические (типа «Цивилизации», «Ресторанной империи» и «SIM»). Фэнтезийные стратегии, типа «Варкрафта», «Моровинда» или «Героев меча и магии», безусловно, весьма увлекательны, и поражают воображение яркостью анимации и сюжетной линии — но именно в этом и заключается опасность, поскольку такие игрушки могут с легкостью захватить все внимание и волю ребенка и лишить его всех прочих интересов, в первую очередь – интереса к чтению. Поэтому родителям следует с крайней осторожностью знакомить ребенка с этим типом игр. А вот хорошие военно-исторические стратегии, основанные на реальных исторических событиях, скорее стимулируют интерес к чтению, чем наоборот – ребенку всегда интересно побольше узнать о той исторической коллизии, в которую он только что играл.
Обучение компьютерной грамотности
Мы начали наш обзор с игр потому, что именно с ними дети в первую очередь знакомятся в мире информационных технологий. Однако, если ребенок начал «вплотную общаться» с таким сложным техническим средством, как ПК, он немедленно должен пройти инструктаж по правилам использования этой умной машины. И распределять занятия нужно на «хардовые» – посвященные первичным навыкам обращения с компьютерным «железом» и «софтовые» — уроки обращения с базовыми программными продуктами.
1. «Хардовые» занятия. Нужно пояснить ребенку, из каких частей состоит компьютер, чем монитор отличается от процессора, клавиатура от мыши, через какие внешние устройства вводится и выводится информация. Ребенок должен понять, как корректно включается и выключается компьютер, какие кнопки на его панели следует трогать (и в каких случаях), а какие – нет. Такие занятия стоит провести как можно раньше, не дожидаясь, пока ребенок что-то испортил.
На втором-третьем году обучения неплохо было бы обучить ребенка навыкам самостоятельного подключения периферийных устройств к системному блоку и отключения их. Очень полезно, если ребенок представляет, как все части системы соединяются между собой – что, куда и как вставляется. Следите только, чтобы он не попытался окончательно разобрать сам системный блок, если, конечно, не знаете точно, как его собрать обратно – работающий компьютер все-таки полезнее и интереснее, чем груда отдельных занятных деталей…
2. «Софтовые» занятия. Начинать уроки набора текста с клавиатуры не стоит до того, как ребенок овладеет рукописным письмом – потому что это значительно проще. Поэтому самым разумным будет начать учить ребенка печатать на клавиатуре не раньше конца первого года обучения письменной речи, когда навыки письма сложились и хоть немного автоматизировались. Не страшно, если это случится позже; в данной области позже – почти всегда лучше.
Для обучения вводу текста лучше использовать стандартные Майкрософтовские продукты – Word и Power Point (для более сложных проектов, сочетающих элементы текста и мультимедиа). После ввода следует освоить приемы редактирования текста. Следует ли немедленно обучать ребенка 10-пальцевому методу? Скорее нет, чем да, потому что на первых годах обучения ребенку не нужно много работать на компьютере. И 10-пальцевый метод не будет им востребован. Конкретно этим навыком следует овладевать все-таки тогда, когда в нем появляется реальная надобность. Ребенок на грамматическом этапе, научившись владению письменной речью, еще почти не имеет что сказать – и потому нуждается в дополнительных стимулах, например, в виде почтового клиента. Почта и переписка по e-mail – прекрасный стимул для активизации навыка компьютерного набора текста. Если родители работают в офисе, им следует найти время на переписку со своим ребенком; в противном случае нужно найти малышу друга по переписке из ближайшего окружения.
Кроме текстовых редакторов, для этого возраста полезны простейшие графические редакторы типа Paint: такие программки «заточены» на рисование при помощи мыши, а не на дизайнерскую обработку изображений, и потому могут считаться вполне полезными для совершенствования графических навыков – разумеется, никак не заменяя реальных уроков рисования.
Кроме того, ребенка следует обучить процедурам установки и удаления компьютерных программ, а также пользованию DVD – плейером, чтобы ребенок мог использовать разнообразные мультимедийные возможности компьютера для своих учебных занятий в отсутствие родителей.
Что же это за возможности?
Мультимедийные обучающие программы
В настоящий момент на российском рынке имеется широкий спектр всевозможных обучалок – от аудиокниг и электронных энциклопедий до домашних репетиторов и мультимедийных учебников. Мы считаем наиболее актуальным дать обзор именно этих последних.
Для детей грамматического этапа обучения выбор здесь, на самом деле, не очень велик. Выбирать приходится, в основном, между линейками продуктов от компаний «Инис-Софт» (серия «Семейный наставник» — http://www.nastavnik.ru/products_home.shtml) и «Кирилл и Мефодий» (серия «Начальная школа Кирилла и Мефодия» — http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=1106). Продукты обеих серий имеют несколько режимов: урок с вариантами заданий, контрольная, работа над ошибками. Каждое задание оценивается, на каждом этапе выполнения урока можно запросить статистику и узнать, какое количество ответов правильные. В каждом из продуктов имеет место изложение теории перед проработкой упражнений и задач.
Чем различаются данные серии?
Продукты серии «Семейный наставник имеют весьма строгий и аскетичный интерфейс (не всегда интуитивно понятный), и ориентированы на учебу, но никак не на развлечение. По сути, это неплохой учебный тренажер, который позволяет отрабатывать стандартные темы основных учебных курсов как в привязке к конкретным учебникам (для этого скачивается дополнительный плагин), так и без таковой. Кроме того, «Семейный наставник» имеет дополнительный модуль для мониторинга успехов ребенка: по результатам выполнения каждого урока выдается не только полная статистика успеваемости и резюме – улучшились результаты или ухудшились, но и конкретные рекомендации – какие темы следует повторить, по каким выполнить дополнительные задания. Успеваемость ребенка за период представлена в виде графика.
Что касается «Начальной школы Кирилла и Мефодия», то этот продукт представляет собой не столько тренажер для отработки навыков, сколько полноценный мультимедийный продукт с богатой анимацией, инструментальной озвучкой и элементами компьютерных игр. Но в этих дополнительных возможностях продуктов «Кирилла и Мефодия» таятся очевидные подводные камни: ребенок, приученный заниматься по таким мультимедийным учебникам, очевидно, может стать невосприимчивым к другим способам подачи материала. Поэтому, если в семье настроены на организацию серьезного учебного процесса, применять продукты от «Кирилла и Мефодия» для начальной школы следует с особой осторожностью, поскольку по своему оформлению они с очевидностью предназначены не для семилеток, а для раннего развития детей 5-6 летнего возраста.
К сожалению, все программные комплексы, с которыми мы ознакомились в нашей семье, включали в себя ошибки – как программные, так и содержательные (принципиально нерешаемые примеры, ошибочные инструкции, неверные ответы в тестах). Тут, конечно, стоит быть внимательными, чтобы у ребенка не произошел нервный срыв от бесплодных попыток решить наконец задачку, чтобы увидеть обещанный космическим осликом мультик…
Основы программирования
Роль информационных технологий в обучении ребенка на грамматическом этапе обучения будет раскрыта не полностью, если мы не остановимся на описании специальных программных продуктов, направленных на обучение детей разных возрастов основам программирования.
Заслуженной популярностью во всем мире пользуется Scratch – программный продукт, основанный на принципах языка Logo и написанный на языке Squeak (http://letopisi.ru/index.php/%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%87)
Scratch представляет собой своеобразный «конструктор» для создания компьютерных программ – настоящий компьютерный «Лего», дающий ребенку богатый спектр возможностей для самостоятельного творчества. Нет необходимости запоминать операторы и сложные параметры к ним, как в обычных языках программирования. Программы на языке Scratch как бы «строятся» из визуальных разноцветных «кирпичиков» команд. Пользуясь интуитивно понятным интерфейсом программы, ребенок может самостоятельно «собирать» разнообразные мультимедиа-объекты, видоизменять их, создавать между ними связи и управлять ими. Научившись работать с объектами, ребенок может создавать простейшие компьютерные программы – электронные планы, таймеры, компьютерные игры, анимированные видеофильмы. Мой сын освоил Scratch в девять лет, и с тех пор он сопровождает его не только во время отдыха, но и, особенно, во время учебных занятий: в Scratch он довольно успешно моделировал даже такие неожиданные объекты, как нотный стан, основные теоремы геометрии и таблицу Менделеева. Безусловно, обучающая среда Scratch, хотя ее возможности и не безграничны, может дать для развития «компьютерного» мышления ребенка куда больше, чем утвержденные Министерством Образования программы для обучения младших школьников основам информационных технологий. Однако, для полноты картины желательно ознакомиться и с продуктами издательства «Бином» (http://metodist.lbz.ru/course_1.html) — поскольку Scratch позволяет обучить ребенка лишь элементам объектно-ориентированного программирования (впрочем, наиболее востребованного на современной рынке информационных технологий); в то же время, системное изучение развития различных языков программирования и знакомство с их принципами никогда не будет лишним в наше время.
Scratch является свободно распространяемой программой. Скачать его можно здесь: http://scratch.mit.edu/download
Образцы проектов, выполненных при помощи Scratch, можно загрузить и просмотреть на официальном сайте программы: http://scratch.mit.edu/channel/featured
Русскоязычное сообщество родителей и учителей, творчески использующих Scratch для обучения собственных детей (http://setilab.ru/scratch/), позволит вам ознакомиться с вариантами применения программы для решения разнообразных учебных задач.
Наталья Геда.
Никто ничего не написал пока. Будьте первым!