Центр домашнего обучения » Статьи » Домашнее Обучение в России
О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в Интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады на эту тему для политических партий.
Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли только по каким-то уважительным причинам.
Чем эти формы обучения отличаются друг от друга? В общем, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании.
Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад. Сейчас же объединения родителей-хоумскулеров стали общественной силой, пренебрегать которой невозможно. На домашнем обучении находится более 2 миллионов детей, причем ежегодно их количество растет в среднем на 10%. Именно в США проводились независимые исследования выпускников школ и домашних детей, которые показали преимущества домашнего обучения. Однако, такие благоприятные условия существуют не везде. В некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.
Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей. Так, в ответ на проект нового Закона «Об Образовании» в Российской Федерации, который не предусматривал семейное обучение, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования).
Основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из Интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению. А с учетом активной жизненной позиции родителей домашних детей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей мне представляется вполне реальной. Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго.
Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Думаю, что общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5-10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении. Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах». И элитарным домашнее образование становится не из-за материального положения родителей, а благодаря качеству образования, которое получают эти дети.
Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего говорят о возможности индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости задержаться на изучении какого-либо предмета.
Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, это позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, у них есть возможность и желание попробовать себя в самых разных видах деятельности. На домашнем обучении часто встречаются случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года.
Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ. Они просто ищут альтернативу школе и готовы пойти в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. И когда этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае. Сейчас же можно говорить о главной причине этой тенденции – о кризисе школьного образования во всем мире, о кризисе образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества.
Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе — итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена.
Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается. В мае 2010 года во время официальной части выпускного вечера выпускница Coxsackie-Athens High School Эрика Голдсон (Erica Goldson) произнесла яркую речь, которая стала известной далеко за пределами США. Вот цитата из этой речи: «Большинство школьников пропускают через техники промывания мозгов, чтобы создать покорную рабочую силу…». Принято считать, что школа дает системное образование, по крайней мере, ту основу, фундамент, которые позволят выпускнику учиться дальше и быть успешным в жизни. Откройте школьные учебники, по которым учатся ваши дети и убедитесь, что они мало чем отличаются от тех, по которым учились вы.
Набор архаичных знаний мы называем системным образованием, при этом массу необходимой информации школа просто не дает, а самое главное, она не учит ребенка работать с информацией. Наши школьники огромное количество времени проводят над изучением математики. Кто-нибудь может ответить на вопрос: «Зачем?». Содержание математики, изучаемой в школе, по сути, не меняется несколько столетий.
Классик французской математики Эмиль Борель в 1914 году писал: «…Математика, преподаваемая в нашей средней школе, есть лишь схоластический пережиток, тогда как миром правит другая математика, и лишь очень малому числу избранных дано восторгаться гордой мощью этой математики. Но всякий образованный человек должен, по крайней мере, знать, что эта математика существует, а не воображать себе всех математиков вроде маньяков, проводящих дни и ночи за извлечением кубических корней». Прошло почти сто лет, мы продолжаем изучать все ту же математику. Но даже элементарная математика в последние десятилетия была вытеснена «вступительной математикой», а теперь будет вытеснена «математикой ЕГЭ».
Размыта цель школьного образования, школа постепенно превратилась в камеру хранения детей и подростков, чтобы им было где проводить время, когда их родители работают. Одни жалуются на перенасыщенность школьных программ, другие – на их явную слабость. И те, и другие правы. Потерял свой смысл сам стандарт образования. Посмотрите на десяток-другой известных успешных людей, посмотрите вокруг себя. Многие ли работают в соответствии с полученным дипломом? Для разработки стандартов профессионального образования привлекаются работодатели, чиновники пытаются получить от них прогноз по перечню востребованных профессий хотя бы на ближайшие годы, чтобы обеспечить работой выпускников. Все понимают, что это невозможно, но система должна работать. Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний. Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом.
Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять не только содержание образования, придется менять формы и методы обучения. Это становится очевидным не только для родителей, это уже понимают и сами учащиеся. Все это делает неизбежным увеличение количества сторонников домашнего обучения, а появление практического опыта родителей придает им уверенность. С чего же начать переход на домашнее обучение? С попытки ответить на вопрос: какое образование вы хотите дать своему ребенку? Останутся ли для вас главным в содержании образования школьные программы? У ребенка останется масса свободного времени после их изучения, чем вы готовы занять его? Кто будет заниматься с ребенком? Нужна ли вам помощь профессиональных учителей? Что вы хотите от школы? По действующему российскому законодательству у родителей, которые хотят забрать ребенка из школы, существует 2 варианта: экстернат и семейное обучение.
Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате, накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения. В Москве эта форма обучения практикуется уже много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10, реже в 9 классе. Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились 2-3 раза в неделю. Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его. И учащиеся, и родители видят, что большая часть занятий в школе превращается в подготовку к ЕГЭ, зачем тогда школа, если можно это сделать гораздо более эффективно? C семейным обучением дело обстоит сложнее.
Порядок организации и финансирования семейного образования в настоящее время законодательно не урегулирован: статьи Закона РФ «Об образовании», предусматривающие выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, все вопросы по организации семейного обучения сейчас решаются на региональном уровне. Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявляются родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращается в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием. Действующее законодательство РФ не ограничивает возраст учащихся на экстернате или семейном обучении, число таких учащихся уже с начальной школы ежегодно растет. В Москве существует информационная служба по домашнему обучению, где можно получить консультации по всем вопросам домашнего обучения. Помимо информационной службы, куда обращаются родители из разных городов России, на сайте www.school4you.ru создан Дискуссионный клуб, где публикуются и обсуждаются статьи на актуальные темы по домашнему обучению, в том числе из личного опыта родителей. И в центре внимания — чему и как учить ребенка. Отсутствие педагогического образования у родителей не становится преградой при переходе на домашнее обучение. В Центре домашнего обучения можно посетить семинар для родителей, получить необходимые консультации, организовать занятия с ребенком. Комплексная программа развития включает развитие внимания, памяти, мышления, воображения, причем для детей любого возраста.
Возможности, которые открываются перед детьми и родителями, освободившимися от необходимости отбывать время на изучение стандартных программ, заставляют их быть всегда в творческом поиске своего собственного пути. Школьные программы – это обязательный минимум, но даже здесь на домашнем обучении есть свобода выбора сроков и темпа обучения, учебников. Что касается проблем с социализацией, о которой почему-то чаще всего говорят в связи с домашним обучением. Самое интересное в том, что об этих проблемах не знают сами домашние дети и их родители. Дети легко и свободно общаются со своими ровесниками и со взрослыми. Они не только имеют собственное мнение, но и умеют отстаивать его. Да, эти дети чаще всего не оглядываются на реакцию окружающих, когда формируют свою собственную позицию, но они ценят это право у других людей. А отсутствие сурового опыта многочасового ежедневного пребывания в течение многих лет в стихийно сформированном детском коллективе отрадно сказывается на их психическом и физическом здоровье. В завершение можно добавить еще один весомый плюс домашнего образования – это неизбежное укрепление семейных отношений.
Галина Мисютина.