Центр домашнего обучения » Статьи » Главные способы конспектирования, составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Усвоить новую информацию, легко воспроизвести ее, помогают навыки ведения конспектов. Корректное конспектирование позволяет выявлять среди потока информации основные мысли, записывать их в процессе изучения новой темы, составлять сжатый, но понятный текст.
Такие навыки рекомендуется развивать еще в школьном возрасте. Они пригодятся в студенчестве, продвижении по карьерной лестнице, самостоятельном обучении в любом направлении.
Содержание
Конспект представляет собой краткую и емкую запись информации, которая составлена в удобной форме для создателя. Текст должен иметь логическую последовательность, чтобы при повторном ознакомлении с ним, автор смог воспроизвести данные без искажения и нарушения логики подачи темы.
Конспект может составляться в разнообразных формах, с применением различных дополнений, которые помогают быстро вспомнить важную информацию.
Написание конспекта должно быть с учетом ключевых требований:
Соблюдая эти требования, можно создать удобный и эффективный конспект в любом виде, вне зависимости от сложности темы.
Изложение ключевых аспектов в конспекте может подаваться в различных форматах. Поэтому выделяется несколько наиболее популярных видов записей:
Помимо записей, конспект может включать схематические изображения, графики, рисунки, которые помогают дополнить общую информацию.
Для создания качественного конспекта авторы нередко используют разнообразные схемы и методы, проверенные временем. Наиболее популярными являются методы Корнелла, схем, таблиц, интеллект-карт, предложений, индексов, течения, боксов, нумерации. Каждый из них имеет свои особенности, с которыми стоит ознакомиться более детально, чтобы определить, какой из методов лучше всего подойдет для создания записей.
Лист необходимо разделить на четыре части, с помощью линий. Верхняя линия проводится с самого верха листа, над ней необходимо указать дату выполнения работы и тему изложения. Нижняя линия находится практически с самого низа листа. Под ней нужно будет сделать краткие выводы по изложенной теме.
Основная часть листа разделяется на две части по вертикали, в соотношении 1:2. Слева понадобится записывать ключевые даты, термины, определения и события. Справа будет более обширная информация, которую необходимо зафиксировать, по мере изучения темы.
Рассмотрим применение данного метода на теме “История пирамид”. Тогда конспект будет выглядеть так
Термин “пирамиды” — это ..
Наиболее значимые пирамиды: …
Года создания…
Известные деятели, для которых строились пирамиды…
Схематический метод предполагает конспектирование материала в виде большого маркированного списка с подпунктами и уровнями. Основной пункт — ключевая мысль, средний — подтема, а остальные уровни выделяются на более и менее значимые тезисы.
Если необходимо законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу схем, то подача информации будет в таком формате:
1.1 Появление первых пирамид.
1.1.1- 1. 1…. тезисы по теме
1.2 Строительство пирамид различными династиями
1.2.1 …
И т. д.
Проводится разделение материала по тематическим блокам, темам, датам. Удобно разделить лист на несколько колонок, чтобы заполнить каждую из них необходимой информацией.
Когда необходимо сохранить значимую информацию по теме “История пирамид” по методу таблиц, конспект будет выглядеть так:
Пустые поля потребуется заполнить, в соответствии с названием в шапке таблицы.
Идеальное решение для разбора сложных тем, где важно не потерять логический ход мыслей, поскольку пропуск тезиса или очередности подачи не позволит полностью вникнуть в тему, быстро вспомнить ключевые аспекты.
Основная мысль в интеллект-карте размещается в центре. Вокруг нее записываются значимые данные, тезисы, даты, объяснения. Все элементы объединяются линиями, которые помогают в будущем воссоздать ход мыслей и изложение темы.
Если понадобится сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу интеллект-карт, конспект будет иметь следующий вид:
В таком методе каждая значимая мысль записывается с новой строки, а также ей присваивается определенный номер. Это позволяет сделать быструю отсылку к конкретному пункту, по мере написания новых мыслей.
Если понадобится законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу предложений, работа будет выглядеть так:
1.Пирамиды — это ….
2.Пирамиды создавались из…
———
Информация в таком конспекте помещается в различные кружочки, треугольники, прямоугольники, в зависимости от значимости. На полях обозначается, что значит каждый из индексов. Это позволит разделить информацию в объемной теме по значимости, уделять больше внимания ключевым записям. Например, можно выделить в треугольники только те данные, которые необходимо выучить, а в кружочки помещать информацию, которая требует уточнения.
Если необходимо сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу индексов, это будет выглядеть так:
Δ — характеристики пирамид
× — личности, повлиявшие на архитектуру пирамид
° — что важно уточнить после изложения
¡ — важные пирамиды
Используется для быстрых и емких записей по обширной теме, когда на конспектирование практически нет времени. Предполагается запись основных тезисов, главные факты которых дополнительно выделяются.
Если понадобилось записать информацию по теме “История пирамид” по методу течения, это будет выглядеть так:
Пирамиды — это сооружения, которые отличаются…
Характерные признаки: описание формы: .., методы возведения: .., используемые материалы: … и т. д.
Курсивом выделены главные элементы конспекта.
Система идеально подойдет для тех, кому проще запомнить информацию, которая подается визуально. Блоки тезисов размещаются в различных фигурах, хаотично по всему листу. Сверху фиксируется тема, а остальное пространство занимают фигуры с информацией.
Если потребуется записать информацию по теме “История пирамид” по методу боксов, это будет выглядеть так:
Различные фигуры на листе заполнены ключевыми тезисами по теме, которые помогут быстро восстановить информацию в памяти.
Подходит для конспектирования темы, когда на записи остается очень мало времени, из-за скорости подачи информации. Каждая мысль нумеруется, а между ними остается небольшое пространство для последующих дополнительных записей. Если выделять номера другим цветом, это позволит быстрее находить нужные тезисы.
Если нужно конспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу нумерации, это будет выглядеть так:
1.Пирамиды — … 2.Харак.особ.: … 3.Истор. лич.: …
Проверять текст на уникальность потребуется, если он создается в электронном виде и передается преподавателю на оценку. Иногда преподаватели проверяют конспекты на Антиплагиат, чтобы узнать, самостоятельно ли написан текст, или это просто копирование информации из свободных источников.
Если нужно повысить уникальность конспекта, стоит:
Рекомендуется заранее определить, как сделать конспект максимально понятным для себя, сформировать собственную схему подачи информации. Можно использовать систему стикеров, выделений разнообразными цветами важных элементов.
Отсутствие пропусков — признак красивого оформления. Стоит заполнить их, как только появится возможность.
Заголовки, темы и подтемы лучше оформить ярко, например, подчеркнуть или сделать запись заглавными буквами.
Вне зависимости от выбранного метода конспектирования эти советы помогут вести записи:
Объем конспекта зависит от размеров темы и сложности информации, которую потребуется запомнить. Кроме того, у каждого человека есть свои методы ведения записей, которые влияют на размеры.
Оптимально, чтобы весь объем записанной информации по теме можно было просмотреть и проанализировать в течение нескольких минут.
Конспектирование по различным видам текста отличается по рекомендованной методике изложения материала, которая поможет лучше обработать тему, в зависимости от формы ее подачи.
На конспектирование выделяется мало времени, поэтому необходимо записать главные тезисы и выделить свободное место для дополнения зафиксированной информации в ближайшее время.
Рекомендуется выделить главную мысль статьи, а затем дополнять ее тезисами, которые больше раскроют ее.
Стоит выделять главные мысли в каждом разделе, а затем — дополнять их, по мере ознакомления с материалом. Аналогично разделению тем в книге, записи также стоит разделять, для удобства при использовании конспекта в будущем.
Параграфы имеют подтемы, на которые и стоит разделить конспект. В каждой подтеме нужно зафиксировать наиболее значимые мысли и тезисы.
Если необходимо сделать записи по теме по информации с различных источников, важно расставить приоритеты и выбрать основной, который даст зафиксировать ключевые тезисы. Другие учебники станут хорошими источниками для дополнения тем, раскрытия важных вопросов более подробно.