Дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это образовательный процесс на расстоянии, основанный на применении современных технологий. Дистанционное обучение характеризуется самостоятельностью учащихся, взаимодействием педагогов и учащихся посредством форм и методов, предусматривающих интерактивность.

Понятие дистанционное образование возникло еще в 18-19 столетиях, тогда оно называлось “корреспондентским” обучением, поскольку получение книг и учебных материалов, а также общение между сторонами учебного процесса осуществлялось по почте. Бурное развитие в 20 веке телеграфа, телевидения и особенно интернет-технологий способствовало распространению идеи обучения на расстоянии.

Первый в мире дистанционный университет был основан в Великобритании в 1969 году. Он получил название Открытый Университет Великобритании. Из названия видно, что основатели этого учебного заведения ставили своей целью доступность образования для широких масс населения. Во второй половине 20 века университеты с дистанционным образованием были открыты в таких странах как США, Германия, ЮАР, Австралия. В России экспериментальное дистанционное образование было разрешено на официальном уровне с 1997 года.

Несмотря на существование отдельных учебных заведений, предлагающих обучение на расстоянии, такая форма образования до 21 века значительно уступала по популярности и распространению традиционным очным способам обучения.

Всерьез о дистанционном образовании на массовом уровне заговорили в 2020-2021 годах, в период пандемии коронавируса, когда применение современных интерактивных технологий позволило обеспечить процесс обучения в школах, колледжах и университетах.

Что такое дистанционное обучение в школе

Дистанционное образование позволяет получать знания, находясь за тысячи километров от своего учителя. Это одна из успешных форм получения образования на дому. Если еще десять-двадцать лет назад дистанционное образование было характерно преимущественно для вузов, то сегодня появляется всё больше онлайн-школ.

Суть дистанционного обучения школьников

Использование дистанционного обучения в 2020-2021 годах носило поначалу спонтанный характер и вызывало немало трудностей. К нему не были готовы ни большинство педагогов, ни ученики, ни их родители.

Связано это с тем, что дистанционные методики обучения еще очень мало используется в обычных школах. Юридически такой формы образования не существует, официально ученики находятся на заочной или семейной форме обучения.

Такой формат получения образования подойдет ученикам, чьи родители часто переезжают, а также детям, профессионально занимающимся спортом или музыкой, учащимся, которые демонстрируют более высокий уровень в знаниях, чем их сверстники.

Формы дистанционного образования

Удаленная учеба получила толчок к развитию вместе с появлением и распространением современных технологий. Соответственно с их помощью можно организовать и воплотить в жизнь различные формы дистанционного образования, а именно:

Обычно в ходе обучения на расстоянии используется несколько форм взаимодействия между учеником и педагогом. Например, выполненные контрольные работы ученик высылает на почту или загружает на специальный сервис, а во время видеоконференции происходит обмен мнениями и обсуждение наиболее важных практических вопросов.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться, благодаря ряду несомненных преимуществ. К ним относятся:

Однако, дистанционное обучение имеет также ряд недостатков.

Наиболее существенный из них — это недостаток мотивации. Успешные результаты при дистанционном обучении показывают только мотивированные студенты, со сформированными навыками самоконтроля и самокоррекции. Но если студентам вузов легче в этом плане, то школьникам самоорганизация дается намного сложнее, учитывая их возрастные особенности.

Второй существенный недостаток — это дефицит живого общения. Никакие гаджеты не заменят преимущества непосредственного живого разговора, что важно для некоторых форм работы, в частности при изучении такого предмета как иностранный язык.

Среди других недостатков называют нехватку практических заданий, критическую зависимость от наличия и скорости интернета, низкую компьютерную грамотность педагогов старшего поколения, трудоемкость разработки интерактивных заданий, сложности с идентификацией (нет возможности проверить насколько самостоятельно ученик выполнил то или иное задание).

Дистанционное обучение в России

На данный момент дистанционное обучение принимает всё большие масштабы, особенно в Москве и других больших городах, где всегда есть стабильный доступ к интернету.

Своеобразным стимулом к развитию дистанционных технологий в обучении послужила пандемия коронавируса, когда большинство школ и университетов были вынуждены перейти на такие отдаленные площадки как ZOOM, Google Classroom, Microsoft Teams и другие.

Критика дистанционного образования

Многие родители, педагоги, журналисты и представители общественности выступают с активной критикой дистанционного образования. Они отмечают:

Для некоторых детей, в силу особенностей их характера, во время обучения и общения важна эмоциональная составляющая. При дистанционном обучении она отсутствует, это вызывает у учащихся уныние и скуку.

Формы, методы, средства дистанционного образования

Содержание дистанционного образования аналогично очному: состоит из объяснения теоретического материала, выполнения практических заданий и проведения контроля.

В ходе образовательного процесса в таком формате к наиболее популярным и распространенным формам обучения относятся видеоконференция, лекция, онлайн вебинары.

Способы дистанционного обучения — это технологии и инструменты для бесперебойного образовательного процесса. Условия для удаленного обучения — это прежде всего техническая оснащенность.

Доставка теории

На образовательном сервере, к которому прикреплен каждый учащийся, содержится вся необходимая для студента информация. Здесь также можно найти учебные программы, критерии оценивания, видеолекции, материалы практических и контрольных заданий.

Теоретическая часть предмета может быть представлена в электронном курсе. Это широкое понятие, которое включает электронный учебник, методические разработки, задания для практического выполнения, дополнительные материалы по обучению.

Электронный курс — это не просто загруженные материалы в электронном виде. Над образовательным курсом в электронном формате работают также веб-дизайнеры, программисты. Наличие анимации, примеров с иллюстрациями и геймофицированных элементов в электронном курсе повышает мотивацию и вызывает неподдельный интерес к изучению предмета.

В электронный курс также входят видеолекции, которые преподаватель записывает не только для объяснения материала, но и для демонстрации наглядных примеров, решения актуальных задач, использования виртуальной доски. Обычно преподаватели стараются включить в видеолекции материал, которого нет в учебнике.

Очень полезной наглядностью при дистанционном формате являются мультимедийные презентации. Они представлены в виде слайдов, могут содержать иллюстрации, видео, интерактивные задания, графику. Удачно составленная мультипрезентация повышает мотивацию и облегчает восприятие сложного теоретического материала.

Для облегчения инструкции по работе с программами используют скринкасты, записанные действия с экрана компьютера с комментариями своих действий.

Телеприсутствие — участие студента в онлайн лекции, когда обучающийся может связаться с преподавателем с помощью аудио или видеосвязи.

Отработка навыков

После введения материала переходят к его усвоению, приобретению практических навыков и умений. При традиционном формате обучения для этого проводят практические занятия, семинары или лабораторные.

Дистанционное образование предлагает следующие виды работы:

Контроль

При дистанционном формате обучения своевременный контроль играет решающую роль. Он необходим на всех этапах: по окончанию определенной темы, итоговый (аттестации в школе или сессионные экзамены в вузе).

Наиболее эффективный и объективный метод контроля — это тестирование. Тесты на образовательных площадках часто предполагают не только оценивание приобретенных навыков и умений, но также являют собой дополнительную тренировку. Обычно выполнение тестов ограничено во времени, система автоматически подсчитывает набранные баллы. Это дает возможность максимально объективно оценить студента. Используются различные виды тестов: с одним верным ответом, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.

Но специфика многих учебных дисциплин предполагает использование и многих других методов контроля. Это могут быть выполнение проектов, создание презентаций, запись говорения на аудио или видео, написание творческого эссе.

Итоговый контроль — это участие в экзамен или зачете, написание заключительной контрольной работы. Обычная выдача заданий для выполнения снижает эффективность проверки, поскольку нет возможности узнать, насколько самостоятельно студент выполнил задание.

Тесты для контроля обычно ограничены во времени, их можно пройти только в определенное время, имея конкретное количество попыток.

Работы на итоговых экзаменах и зачетах могут быть зашифрованы, когда преподаватель не знает, чью работу он проверяет. Это тоже увеличивает объективность и точность оценивания.

При дистанционном обучении в вузе студенты пишут курсовую и дипломную работы. Сначала они отправляются на проверку, а затем проводится защита проектов перед комиссией.

Основы успешного дистанционного обучения

Основы дистанционного обучения учитывают:

Дистанционное образования является сегодня альтернативой традиционному очному способу получения теоретических знаний и практических умений. При продуманной организации этого способа обучения учащиеся демонстрируют хорошие результаты и значительно расширяют свои возможности саморазвития и обучения на протяжении всей жизни.

Яндекс.Метрика