Центр домашнего обучения » Статьи » COOL или SCHOOL?
Домашнее образование – новое увлечение современных родителей или возвращение к корням с элитарным подтекстом? Могут ли родители вырастить самодостаточную личность на домашней грядке, или малышей с детства стоит систематично снабжать максимальным количеством знаний?
Форумы и группы в социальных сетях разрываются от споров. Мамочки и папочки ведут не всегда корректные диалоги о детском воспитании, образовании и возможностях, которые «первое плюс второе» должны предоставить ребенку в будущем. Мнения разделились, атмосфера накалена… «Школа не учит ребенка мыслить, учителя нагружают излишней и абсолютно не пригодной для жизни информацией, из детей выращивают будущих работников, но не управленцев», – доносится с одной стороны. «Ребенок растет избалованным, его кругозор создается по образу и подобию не всегда эрудированных родителей, у «домашних» детей полностью отсутствует системное мышление». Так в чем же суть, кем вырастут наши дети – попробуем расставить все точки над I.
Помните, лет двадцать пять назад даже представить было невозможно, что школу можно «прогулять» официально, а в качестве преподавателя увидеть любимую маму?Однако после 1992 года, когда указом президента вступило в силу обучение на экстернате, среди родителей спортсменов, детей с ограниченными возможностями, а главное – детей с высоким коэффициентом IQ, тут же нашлись желающие. Это и послужило началом переворота в уже сложившейся системе. И вот, сегодня здоровые, в меру талантливые дети, ведущие «обычный» образ жизни, быстрыми темпами переходят на домашнее обучение, всеми способами пытаясь выйти за уготованные школьными рамками отшлифованные методы. Новый тренд уже успели опробовать тысячи продвинутых семей – неожиданный поворот, не правда ли?
РЕБЕНОК В ЗАКОНЕ
В России на законодательном уровне существуют три формы получения образования: • Общедоступное • Семейное образование (с 1 по 9 класс) • Самообразование (с 10 по 11 класс)
Образование дома предполагает, что дети могут посещать любые уроки по своему желанию(напр., если математика дается дома со скрипом или тонкости ИЗО не подвластны родителям), однако большинство предметов будут проходить самостоятельно. С одной стороны – родителям предоставлена полная свобода. Гибкий график, подстроенный под особенности ребенка и семейный ритм жизни – вдруг часовые пояса для вас не больше, чем формальность, а путешествия – образ мысли; подробное изучение тех дисциплин, к которым малыш предрасположен: талантлив в музыке – изучай нотную грамоту хоть целый день, расположен к иностранным языкам – штудируй Т. Манна в оригинале; но самое важное, на чем приверженцы хоумскулинга делают акцент –ребенок находится в благоприятной домашней обстановке, никто ничего не навязывает, он сам взращивает свою личность.
Но стоит только дважды оступиться (получение неудовлетворительной оценки после второй пересдачи экзамена), как ребенок снова попадает за парту! Строгая форма наказания за родительскую халатность.
КТО ЗАМЕНИТ МАРЬИВАННУ?
Кто же обучает чадо? Мама – решившись отказаться от успешной карьеры в пользу будущего своего малыша. Учитель из школы – вызывается на дом, преподает свой предмет, но в ограниченное количество часов. Индивидуальный репетитор – мастер своего дела, специалист одного предмета. Интернет – любая программа на расстоянии одного клика. Вариантов много – но чаще всего наивные и чересчур заботливые мамы, проникшись идеей «естественного родительства» – отказа от всего навязанного и неестественного – колясок, кроваток, и как следствие – нянь, садиков, школ – предпочитают так называемый неразрывный подход. Это значит, что 24 часа в сутки они готовы играть роли всех, кто может окружать их чадо – мамы, учителя, друга, наставника… так некогда и зародился запрещенный в современной России анскулинг.Тогда Америка 1970-х перевернула систему знания вверх тормашками, ознаменовав тем самым свободу выбора.
КОГДА ДЕТИ САМИ СЕБЯ УЧАТ
Анскулинг (нонскулинг) – программа обучения на дому, которая полностью вычеркивает заранее спланированную деятельность. То есть – никаких ограничений! Дети обучаются, когда хотят, в удобном для них темпе. При этом игра и веселье – обязательные составляющие образовательного процесса. Смысл заключается в том, чтобы позволить ребенку думать самому и надеяться только на свои силы, посвящая себя любимым занятиям. Не нравится математика – не нужно, не пригодится в жизни строение головы кузнечика с его верхней губой, представляющей собой непарную пластинку… – тогда не стоит тратить на это время! Ребенка нужно слушать, направлять же БУДЕТ ОН САМ – не мама или папа.
Удивительно, но родителей, планирующих на 100% оторвать детей от школьной системы знания – много даже в России, хотя сама идея, увы, утопична! Желание оградить детей от ненужной и даже лишней информации (спорный момент), конфликтов с учителями и сверстниками, наклеивания ярлыков, дедовщины в какой-то момент может показаться прекрасной, однако подобный вид семейной заботы в России официально запрещен! Анскулинг имеет право быть, но от сдачи «нормативов» никто не освобождается.
СТРАШНЕЕ, ЧЕМ В ФИЛЬМЕ УЖАСОВ
Домашнее обучение изначально было введено с расчетом на детей, чей образ жизни выходит за рамки «нормальности» по разным причинам. Сегодня поводом к обучению на дому могут стать религиозные воззрения, частые семейные путешествия, негативные воспоминания о традиционной школе у родителей, ссора с одним из учителей, а может подвести простая логистика – семейное гнездышко расположилось за городом, добраться до школы по пробкам – проблематично. Но есть у современных родителей и более СИЛЬНЫЕ СТРАХИ:
• Школа на корню отбивает стремление к любознательности • Образование строится не на желании, а на принуждении • Индивидуальность детей не берется в расчет, все едины • Школа провоцирует целый список проблем со здоровьем: падает зрение, нарушается осанка, бесконечные простуды и стресс
Представителей классического формата сам хоумскулинг пугает ничуть не меньше:
• Дома дети замыкаются, привыкают к формату «один на один» – синдром белой вороны • Отсутствие фундаментальных знаний, необходимых для создания полноценной личности • Мамы не всегда способны организовать эффективную передачу знания своим детям • Система и порядок – понятия, которые не прорабатываются хоумскулерами
Быть в тренде или довериться годами проверенному пути – однозначно сказать сложно. Поколение домашних выпускников сегодня отследить довольно проблематично, поэтому доверьтесь собственному чутью. Главное, чтобы дети не сломились под грузом неподъемных знаний, с одной стороны, и родительской опеки – с другой.
P.S.: Успешным опытом и практикой удаленного образования сегодня может гордиться разве что США – это одна из немногих стран, имеющих Национальный исследовательский институт домашнего образования, а также профильный журнал «Исследователь домашней школы». Итог – более 1 млн. детей обучаются вне школьных стен!
Мы не берем в расчет ситуации, когда ребенок вынужден находиться на домашнем обучении по причинам, связанным с состоянием здоровья.
Опубликовано в журнале «Молоко» (Семья, свежий взгляд).