Что такое стихотворный размер и для чего он нужен

Выражение творческих мыслей и порывов в стихотворениях приводит к созданию абсолютно различных интеллектуальных достояний. Литераторы изучают их, классифицируют и систематизируют. Одним из факторов, которому уделяют внимание специалисты — стихотворный размер.

Слова в каждой строке формируют определенное чередование безударных и ударных слогов в произведении. Каждый способ организации звука имеет свои особенности. Поэтому такое творчество классифицируется литераторами на виды по чередованию слогов.

Какие бывают виды стихотворных размеров

Стихотворные размеры оцениваются в стопах. Такая единица измерения состоит из нескольких слогов. Как правило, только один из них является ударным. Исключением является спондей, где могут находиться два ударных слога по соседству и относиться к одной стопе.

Эксперты отмечают, что наиболее популярные размеры стихов: двусложные и трехсложные стопы. Каждая из их разделяется на несколько подвидов размеров, которые имеют индивидуальные признаки и особенности.

Двусложные размеры стихотворений

Двусложники имеют по две стопы и два ударных слога, соответственно. В зависимости от порядка чередования ударных и безударных элементов, определяется, к какому виду относится двусложный стих.

Размер хорей

Ударный слог находится на нечетной позиции, безударный занимает четную.

Примеры:

  1. Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет
    Ви́хри сне́жные крутя́;
    (А.С. Пушкин)
  2. Ла́сточки пропа́ли,
    А вчера́ заре́й
    Всё грачи́ лета́ли
    Да, как се́ть, мелька́ли
    Во́н над то́й горо́й.
    (А. Фет)

Размер ямб

Ударный слог располагается на четном месте, безударный находится на нечетном.

Примеры:

  1. “Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,
    Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть…”
    (А.С. Пушкин)
  2. “Ты погрусти́, когда́ умрет поэ́т,
    Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
    Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
    Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.”
    (Уильям Шекспир)

Трехсложные размеры стихотворений

Трехсложники состоят из трех стоп и трех ударных слогов, соответственно. Порядок чередования ударных и безударных элементов, определяет, к какому виду относится трехсложный стих.

Размер дактиль

Такое творчество состоит из стоп, где ударение падает на первый слог.
Пример:
“В рабстве спасённое
Сердце народное —
Золото, золото
Сердце народное!”
(Н. Некрасов)

Размер амфибрахий

Амфибрахий отличается постоянным ударением на второй слог.

Пример:
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.”
(Н. Некрасов)

Размер анапест

Анапест выделяется сохранением ударения на последнем элементе стопы.

Примеры:

  1. “Принимаю тебя, неудача,
    И удача, тебе мой привет!
    В заколдованной области плача,
    В тайне смеха — позорного нет!”
    (А. Блок)
  2. “Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.”
    (А. Фет)

Размер дольник

Дольник не имеет метра, поэтому его определяют сильные слоги — икты. Они чередуются неравномерно, по всей длине присутствуют различные интервалы между ними. В дольнике преобладают двусложные доли, что дополнительно выделяет трехсложные.

Пример:

“Стамати был стар и бессилен,
А Елена молода и проворна;
Она так-то его оттолкнула,
Что ушел он охая да хромая.
Поделом тебе, старый бесстыдник!
Ай да баба! отделалась славно!”
(А.С. Пушкин)

Размер логаэд

Логаэд, аналогично с дольником, не имеет метра, поэтому он состоит из различных долей. Могут встречаться от 2 до 4-морные стопы, которые чередуются неравномерно и присутствуют по всей длине произведения.

Пример:

“Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло…
Солнца еще не видать,
А на душе благодать.”
(А.А. Фет)

Сверхсхемные ударения стиха

Поскольку авторы стихотворных произведений не ориентируются на количество долей, не стараются привести вид строк к определенному размеру, установленные ранее правила могут не выполняться. Это приводит к появлению новых стоп, которые выделяются иными особенностями. Такие части могут сочетаться со стандартными схемами размещения ударений. Схемы, которые отличаются от стандартных, называются сверхсхемными.

Такие варианты структуры отличаются от ранее рассмотренных, поскольку они предполагают ударение на слабой доле. При этом, слоговой объем не должен выходить за рамки зафиксированной слабой доли. В противоположном случае происходит нарушение правила разделения: безударные слоги не могут располагаться на смежном сильном месте, где должен быть икт.

Сверхсхемные ударения наиболее часто присутствуют в трехсложниках.

Стихотворная стопа спондей

Доли в спондее состоят из двух долгих слогов. Такие единицы еще называют ямбическими, которые отличаются от стандартных наличием сверхсхемных ударений. Это предполагает формирование двух силовых ударений к ряду.

Пример:

“Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.”
(А.С. Пушкин)

Пропуски метрических ударений в стихах

Литераторы часто сталкиваются с ситуацией, что в установленной схеме для конкретного произведения, происходят изменения в сочетании ударных и безударных слогов. Если на месте, где ожидается слог под ударением, размещается безударный слог, считается, что произошел пропуск метрического ударения.

Стихотворная стопа пиррихий

Пиррихий образовывается на основе двудольников, где вместо стандартных схем чередования ударных и безударных частей, присутствуют только безударные. Если длина долей варьируется из-за невозможности выразить отдельные моры в более длинных вариантах, такие пиррихии называются иррациональными.

Пример:

“Ты взорами орлица,
Достойная отца;
Душею голубица,
Достойная венца.
Приятности дивятся
Уму и красотам,
И в плясках все стремятся
Лишь по твоим следам.
Явишься ль в Петрополе, —
Победы поженешь:
Как флот отец твой в море,
Так ты сердца пожжешь.”
(Г.Р. Державин)

Тонические размеры стихотворений

Тоническая система стихосложения предполагает наличие ритмичности, которая формируется упорядоченным размещением ударных слогов. Наиболее часто тонические стихотворения встречаются в языках, где присутствует сильное динамическое ударение, которое совмещается с редукцией безударных гласных звуков.

В тоническом стихотворении литераторы выделяют чисто-тоническое и слабо-тоническое стихосложение. Чисто-тонические учитывают только количество ударений в произведении. Силлабо-тонические дополнительно принимают во внимание расположение ударных слогов. Кроме того, между основными тониками существует несколько переходных форм.

Строгие силлабо-тонические стихосложения предполагают четкое чередование слабых и сильных мест. При этом, на слабых местах не могут присутствовать фонологические ударения, а на слабых могут.

Менее строгие силлабо-тонические стихосложения предполагают возможность переменного объема в слабых местах, которые могут присутствовать на начале произведения.

Размер тактовик

Тактовик относится к менее строгим силлабо-тонических стихосложениям, поскольку в нем присутствуют икты переменной величины. Они могут варьироваться в пределах от одного до трех слогов. Также тут могут присутствовать строки дольника.

Пример:

“У берега зеленого на малой могиле
В праздник Благовещенья пели псалом.
Белые священники с улыбкой хоронили
Маленькую девочку в платье голубом.

Все они – помощью Вышнего Веления –
В крове бога Небесного Отца расцвели
И тихонько возносили к небу курения,
Будто не с кадильницы, а с зеленой земли.”
(А.А. Блок)

Акцентное стихотворение

Акцентные стихи определяются как чисто-тонические стихосложения, где практически всегда соблюдается строгое равенство количества ударений в строках. При этом, интервалы между иктами могут варьироваться в произвольном порядке.

Пример:

“За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп.”
(В.В. Маяковский)

Как правильно понять какого размера стихотворения?

Чтобы классифицировать любое стихотворение, понадобится позаботиться про определение его размера. Определить размер довольно просто, если знать, какие стопы присутствуют в произведении. Для этого понадобится определить отдельные слоги и объединить их в стопы, согласно их распределению. Дополнительно, понадобится выделить, куда падает ударение в каждом слове.

Не запутаться во всей информации, которую необходимо собрать, легко увидеть особенности конкретной строки и строфы поможет составление схемы стихотворения.

Если рассматривать каждое слово по отдельности, начинающий литератор может столкнуться с трудностями, поскольку многие слова имеют несколько вариантов ударений, каждый из которых является верным, согласно правилам языка. Однако, для определения размера стихотворения это не “играет на руку”, поскольку неправильное выделение ударных слогов не позволит корректно разделить доли, идентифицировать размеры строк.

Многие испытывают трудности в определении размеров стихов, если пытаются действовать только на основе теории, которую дают литераторы про различные распространенные размеры стихотворений. Помочь в данной ситуации помогут популярные методы, которые позволяют быстро справиться с поставленной задачей.

Метод cкандирования

Скандирование становится отличным решением, когда необходимо определить классические метры.

Чтобы правильно определить размеры стиха, необходимо прочитать стихотворение в голос, с выражением, четко скандируя каждое слово. Необходимо приблизиться к тому скандированию, которое часто можно услышать на трибунах, когда болельщики в едином порыве выкрикивают кричалки и поддерживают любимые команды.

Такой подход поможет выявить, как проявляется ритм в рассматриваемом произведении. Достаточно немного практики, чтобы легко начать чувствовать ритмы, выделять ударения там, где они не присутствуют изначально, но необходимы для поддержания схемы, и наоборот, не выделять ударения, которые изначально, вроде как есть, но для поддержания ритма они не требуются. Когда ритм легко заметен, то и отделить слоги в каждой строке очень легко.

При этом, абсолютно неважно, как распределяются ударения, поскольку их можно определить позднее, с выражением прочитав стихотворение, а не рассматривая каждое слово по отдельности. Благодаря этому можно выделить ударные слоги без ошибок.

Метод стиховеда А.А. Илюшины «Ваня»

Стиховед Александр Илюшин предложил оригинальный метод для определения размеров. Он провел аналогию между звучанием строк, в зависимости от тонических размеров, с разнообразными формами имени Иван. Для классических простых схем используется по четыре копии формы имени на строку.

Таким образом, нет необходимости заучивать различные признаки, которые присутствуют в разных размерах стоп. Достаточно выучить, какая форма имени соответствует определенному размеру. В последующем, понадобится лишь проскандировать строку, выделяя ритм, а затем — сравнить его с формами имени. Какая форма будет наиболее схожей — та и определит стихотворный размер.

Графический метод, составление ритмической схемы

Для определения размера стихотворения с помощью составления ритмической схемы, понадобится выделить слоги. Для этого достаточно посмотреть на каждое слово и, учитывая гласные буквы, разделить его на слоги.

Разделяя слоги, необходимо записывать стихотворение в графической форме. Каждому слогу отвечает черточка. Таким образом, вместо привычных слов, произведение выглядит как набор черточек, между которыми есть промежутки, как и между словами.

Далее необходимо с выражением прочитать произведение, чтобы определить, где именно ударение падает, на какой слог оно попадает. Ударные элементы стоит отметить на графической схеме, выделив их отметкой над черточкой.

Благодаря сформированной схеме, можно сразу увидеть, сколько слогов присутствует в строке, какое количество из них являются ударными, а также — какие особенности чередования проявляются. Это позволяет оперативно сравнивать разнообразные варианты тонических размеров, называть их без ошибок, а также — увидеть уникальные особенности и отклонения, которые присутствуют в конкретном стихотворении. Такие схемы называют ритмическими, поскольку составляются на основе ритма, который присутствует в стихотворении.

Как не перепутать размеры стихов?

Разнообразные размеры стихотворений являются еще одной возможностью для авторов выразить свои чувства, дополнить основное изложение новыми эмоциями, атмосферой, которые сделают результат очередной творческий порыв настоящим шедевром. Соблюдение определенного размера делает стихотворение более простым и доступным для понимания.

Поэтому знания в данной области позволяют читателям больше узнать про само произведение, позволяют больше узнать про автора, его мотивы и способы передачи эмоциональной составляющей. В связи с этим, почитатели такой творчества изучают данную тему, стараются избежать ошибок при разборе каждого интересующего творения.

Не совершить лишнюю ошибку важно и при изучении данной темы в школе. Оценки с каждого урока влияют на общую успеваемость ученика. Поэтому детальное изучение и разбор помогут вникнуть в тему, понять ее значимость и научиться определять метрику стихотворений.

Чтобы снизить количество ошибок при определении размеров, рекомендуется прислушаться к нескольким советам:

  1. Попробовать различные популярные методики для определения размеров, чтобы найти наиболее предпочтительную.
  2. Использовать несколько способов разбора материала. Например, сочетание метода скандирования и графической схемы, позволяют одновременно фиксировать элементы строк независимыми способами, что помогает выявить несостыковки, разобрать, где именно ошибки, выбрать правильный вариант. Кроме того, сочетание нескольких методов позволяет быстрее разобраться в определении размеров, поскольку так информация запоминается лучше.
  3. Создание собственных условных схем или использование ранее предложенных различными известными литераторами, для наиболее распространенных размеров, помогает быстрее запомнить их.
  4. Регулярная практика поможет лучше ориентироваться в любых стихах, справляться даже со сложными вариантами без особых трудностей.
Яндекс.Метрика