Центр домашнего обучения » Статьи » Что такое ФГОС? Все о Федеральных государственных образовательных стандартах
Все образовательные учреждения нашей страны должны работать по единому стандарту, который регламентируют их деятельность. С этой целью разработаны и внедрены ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты.
Этот свод правил должен выполняться всеми образовательными учреждениями, как государственными, так и частными, Они разработаны в соответствии с положениями закона РФ «Об образовании».
До принятия ФГОС каждый субъект федерации и даже отдельные образовательные учреждения могли разрабатывать собственные нормы обучения. Это привело к разобщению в оценивании и несоответствии образовательных программ и аттестатов нормам качества. Разногласия в требованиях стали причиной значительного расхождения в критериях оценивания. Как результат, уровень отличника одной из школы мог соответствовать уровню ученика с посредственными оценками в аттестате из другого учебного заведения. Введение единых норм и требований позволило консолидировать все образовательные программы и сделать так, чтобы они отвечали вызовам современной действительности.
Содержание
Свод норм и требований был создан для обеспечения необходимого уровня образования вне зависимости от того, в каком субъекте РФ он обучается. ФГОС определяет минимальный уровень получения информации и знаний учениками, на основе которого разрабатываются учебники, пособия и другие образовательные материалы, а также строится учебный процесс.
Главная цель единых стандартов образования — это обеспечение единства и преемственности образовательного пространства страны, необходимого для духовно-нравственного, личностного и познавательного развития ученика. Эти цели распространяются на все виды образовательных учреждений: дошкольного образования, школы и высшие учебные заведения.
Соблюдение ФГОС способствует:
ФГОС регламентируют количество часов на изучение различных предметов и дисциплин, выдвигают единые нормы к составлению учебно-методических материалов, обеспечивают порядок проведения аттестации учебных заведений.
Разработка ФГОС осуществлялась в три этапа. Первая попытка была сделана еще в 2004-2005 годах, когда учебным заведениям были предложены рекомендации, нацеленные на учебный результат, но не учитывающие необходимость личностного развития.
На втором этапе с 2005 по 2020 годы разработка стандартов была ориентирована на получение студентами знаний, умений и навыков, а с 2021 года были внесены очередные изменения в стандарты. Они предусматривают результат и развитие универсальных учебных действий, коррективы времени на реализацию тех или иных направлений в образовательном процессе, внесение рекомендаций по адаптации учеников с индивидуальными особенностями здоровья.
Программа направлена на создание развивающей среды, необходимой для становления личности ребенка в дошкольном возрасте и подготовку детей к получению школьного образования. Согласно разработанным требованиям, ребенку, посещающему детский сад, должны быть созданы условия для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
ФГОС определяют цели дошкольного образования как обеспечивающие эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей, способствующие ориентированности на возрастные и индивидуальные интересы ребенка, поддержку его любознательности и инициативности, стимулирование доброжелательного отношения детей к своим сверстникам.
Стандарт устанавливает совокупность требований к организации образовательного и воспитательного процесса детей младшего школьного возраста. Программа этого этапа обучения отражает формирование основ гражданской идентичности, овладение навыками адаптации в образовательном мире, воспитание эстетических потребностей, активное использование речевых средств в процессе обучения, познания и коммуникации.
ФГОС начального образования предоставляет ряд требований к изучению таких предметов как русский язык, литературное чтение, математика, иностранный язык, обществознание, искусство, музыка.
Соблюдение норм ФГОС к общему образованию способствует:
В данном ФГОС разработаны нормы и требования к обучению таких предметов как русский язык, литература, история, география, математика, обществознание, физика, химия, информатика, биология, искусство, музыка, физическая культура. ФГОС разработаны для учащихся 5-9 классов.
Стандарт был создан для учеников 10-11 классов. На этом этапе среднего образования большое внимание уделяют изучению предметов профильных классов. Приоритет отдается предметам, которые необходимы ученику в его дальнейшей профессиональной деятельности, для сдачи ЕГЭ при поступлении в высшее учебное заведение.
Одна из главных целей данного стандарта — это гарантия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это корректирующие программы, направленные на создание максимально комфортных условий, способствующих раскрытию ментальных и психических возможностей ребенка и его адаптации к последующей жизни в социуме.
Организация корректирующей работы предусматривает:
Коррекционное обучение должно способствовать достижению трех целей — образовательной, коррекционной и воспитательной.
Образовательные стандарты дают четкое представление, что должен знать и уметь ученик при переходе из одного уровня обучения на другой. Задачи ФГОС заключаются в:
Разработкой ФГОС для дошкольного и среднего образования занимается Министерство просвещения, создание ФГОС для высших учебных заведений входит в компетенцию Министерства науки.
С целью создания или изменения ФГОС создают специальный совет. В него входят представители исполнительной власти, работники системы образования, общественных организаций, научно-исследовательских институтов.
Проект стандартов размещают на официальном сайте Министерства просвещения для того, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие. Граждане РФ имеют право высказывать свое мнение и вносить предложения о правках. После рассмотрения проекта советом стандарты утверждают или отправляет на доработку.
Требования ФГОС являются обязательными к соблюдению в процессе организации образовательного процесса. Этот предусматривает, прежде всего, выбор учебной литературы, соблюдение принципов обучения, обеспечивающих требования государственных стандартов. К ним нельзя относиться только как рекомендациям. Соблюдение ФГОС является обязательным и обеспечивает надлежащее качество образования каждого ученика.
После введения новых стандартов изменились также некоторые правила и требования к проведению ЕГЭ. Было уменьшено количество заданий, которые предусматривают выбор одного правильного варианта ответа, где есть определенная вероятность угадывания. Больше баллов предусмотрено за задания с развернутым вариантом ответа.
ФГОС напрямую связаны с вызовами, которые возникают перед современным образовательным процессом. Они обязательно учитывают все достижения науки, технологий и мировых тенденций развития образования. Рассмотрим некоторые факты, свидетельствующие о том, как важно учитывать изменения в современном мире, отражающиеся на организации и осуществлении образовательных программ.
Улучшить качество образовательного процесса помогают интерактивные доски, наличие компьютеров и смартфонов, выполнение заданий, в том числе тестов, в электронном формате.
Особенно актуальным применение современных технологий оказалось во время пандемии коронавируса, когда практически все учебные заведения были вынуждены на длительное время перейти на дистанционный формат обучения. Современные технологии позволяют сделать процесс подачи и усвоения материала более живым, увлекательным и познавательным, активизирующим интерес и мотивацию детей к приобретению знаний и навыков.
Электронная среда помогает учителям эффективно проводить занятия, объективно и быстро оценивать результаты обучения. Могут использоваться образовательное видео, подкасты, тесты, интерактивные игры. При помощи современных технологий ученики учатся взаимодействовать между собой, сформировать своё портфолио.
Для обеспечения эффективного обучения в режиме онлайн необходимо оборудовать учебные заведения компьютерами или ноутбуками, мультимедийной техникой, разработанными программами онлайн обучения.
Ранее дистанционное образование онлайн могли получать студенты университетов, которые хотели совмещать обучение и работу. Количество студентов, обучающихся дистанционно, еще совсем недавно было относительно невелико. Но с развитием современных технологий и широким использованием компьютеров и смартфонов расширило возможности получения образования в онлайн школах, на курсах подготовки в ОГЭ или ЕГЭ, в ходе проведения различных конкурсов, онлайн презентаций и интенсивов.
Благодаря возможности получения образовательных услуг онлайн, ученики могут выполнять задания в комфортных для них условиях, экономить время на передвижении, пользоваться всеми преимуществами, которые обеспечивают современные компьютерные программы.
Задача учителей, работающих онлайн, заключается в умении пользоваться цифровыми сервисами, применять инетерактивные методы на занятиях, адаптировать традиционные способы преподавания к современным технологическим реалиям.
В целях и задачах новых программ подчеркивается важность и необходимость не только получения знаний и навыков, но и формирования всесторонне развитой личности. Задачи ФГОС включает воспитание и формирование устойчивых привычек поведения, соответствующих общепринятым правилам социума.
Государственные федеральные стандарты большое значение уделяют формированию практических навыков учеников наряду с овладением теоретическим материалом. Практические и лабораторные занятия, проведение экспериментов особенно эффективны при изучении таких предметов как физика, биология, химия. Практико ориентированным предметом является иностранный язык, где приоритетной целью есть формирование практических навыков и умений. Ориентация обучения на приобретение учениками практических навыков имеет целью подготовку к будущей профессиональной деятельности и адаптацию к потребностям современного мира.
ФГОС не являются неизменной догмой, они регулярно подвергаются критике, анализу, обсуждению с привлечением общественности и дальнейшим изменениям. Это необходимо для соответствия требованиям, которые возникают в ходе развития общества и появления новых вызовов.
С 1 сентября 2022 года началось внедрение ФГОС третьей волны. В новых требованиях вместо размытых формулировок включены детализированные указания, что и в каком объеме должен уметь ребенок. Требования к образовательных программам и учебным матпериалам стали идентичными.
Среди внесенных изменений выделим:
Проекты изменений публикуют на сайте Министерства просвещения для ознакомления и обсуждения. Свое мнение могут высказать ведущие и начинающие педагоги, общественные деятели, представители администрации. Всеобщее обсуждение позволяет учесть все детали новых вызовов относительного образовательного процесса и воплотить инновационные методики.
Современные общественные реалии требуют приведения к единым нормам и стандартам требования к организации образовательного процесса. С этой целью были разработаны ФГОС 2021 года, которые называют стандартами третьего поколения. Они приведены в максимальное соответствие с законом РФ “Об образовании”. Их строгое соблюдение позволяет достичь повышения качества образования во всех субъектах страны.