Центр домашнего обучения » Статьи » Адаптация ребенка к школе, советы родителям первоклассников
Когда ребенок отправляется в школу впервые, ему предстоит столкнуться с абсолютно новыми для себя задачами, правилами, режимом дня, социальным взаимодействием. Эти факторы, с учетом неокрепшей психики и отсутствия аналогичного опыта ранее, часто приводят к трудностям, которые возникают у школьника.
Психологическое состояние первоклассника, желание регулярно возвращаться в школу, физическое самочувствие будет напрямую зависеть от способности адаптироваться к новым условиям. Если ребенок сталкивается с определенными проблемами в процессе, на это стоит уделить больше внимания. Иногда может потребоваться участие психолога, который поможет пройти этот непростой этап и избежать аналогичных проблем в последующем.
Содержание
Процесс адаптации подразумевает физическое и психологическое привыкание ребенка к новым условиям, которые присутствуют в учебном учреждении. Когда процесс завершен, ребенок без труда переходит на системное обучение. Длительность процесса варьируется, поскольку зависит от множества факторов. Стандартно, понадобится около четырех месяцев на полную адаптацию.
Среди трудностей адаптационного периода, с которыми сталкиваются практически все школьники, выделяют следующие:
Пока адаптация не завершена, учеба ребенка может сопровождаться перепадами настроения, отказом идти в учебное заведение, манипуляциями со стороны ребенка, другими поведенческими и эмоциональными проблемами. Кроме того, состояние постоянного стресса сказывается и на физическом состоянии ребенка. Поэтому такие дети могут жаловаться на слабость, часто болеть.
Такие проблемы также сказываются и на успеваемости школьника. Он не может усваивать необходимый материал, испытывает трудности с усидчивостью, не имеет достаточной мотивации, чтобы поработать над домашним заданием.
Процесс адаптации также сказывается на взаимоотношениях школьников в коллективе. Это приводит к конфликтам, дракам, трудностям с поиском коллектива по интересам, травле.
Поэтому, если родители замечают, что у ребенка адаптация затягивается, либо он испытывает значительные трудности в процессе, рекомендуется уделить этим вопросам больше внимания. Это позволит обеспечить школьнику необходимую для него поддержку, он быстрее пройдет этот непростой период для себя.
Поскольку школа оказывает влияние буквально на все факторы жизни ребенка, то адаптацию нельзя рассматривать как одну линию. Ее стоит рассматривать как совокупность показателей, которые будут свидетельствовать о прохождении школьником того или иного этапа адаптации.
Адаптацию можно разделить на несколько видов:
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка могут наблюдаться различные отклонения, которые проявляются в разных видах адаптации. Процесс происходит неравномерно.
На скорость приспособления ребенка влияют различные факторы:
Если дети физиологически адаптировались к условиям школы, тогда у них уровень работоспособности стабилен, не появляются длительные периоды отсутствия мотивации, других факторов, влияющих на способность выполнять повседневные задачи. У школьников сохраняется прекрасный аппетит, спокойный сон.
Самочувствие ребенка находится на оптимальном уровне. У него не чаще обычного проявляются различные заболевания, организм не подвергается частым инфекционным заболеваниям, хронические патологии, при их наличии, не обостряются.
Социально-психологическая адаптация указывает на стабильное эмоциональное состояние, наличие мотивации к получению знаний, готовности справляться с новыми и трудными задачами, которые появляются в рамках изучения нового материала. Психологический возраст ребенка соответствует текущему, у него сохраняется адекватная самооценка.
Уровень социального взаимодействия, когда адаптационный период прошел, предполагает нормальные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Ребенок понимает особенности различных социальных ролей, принимает адекватную позицию для себя.
О том, что ребенку нравится учиться в школе, указывают различные признаки:
Время, которое потребуется для привыкания к учебе в школе, для каждого ребенка индивидуально. На процесс влияет множество факторов, поэтому нельзя указать точных сроков, которые универсальны для любого школьника.
В норме процесс адаптации может занимать от нескольких недель до полугода. В сложных случаях процесс затягивается, адаптация проходит медленнее, может продолжаться до года. Если родители не наблюдают улучшений, по прошествию данного периода времени, стоит задуматься о посещении детского психолога.
Профессионалы выделяют три ключевые этапа адаптации:
Ориентировочный этап характерен быстрыми реакциями. Поэтому организм начинает работать на максимум. Школьник начинает быстро изучать незнакомую ему обстановку и пытается подстроить свое поведение, согласно внутренним правилам в школе. Ориентировочный этап занимает примерно несколько недель.
Неустойчивый этап предполагает постепенное нахождение оптимальных норм поведения в обстановке школы. Ребенок начинает меньше реагировать на происходящее.
Устойчивый этап адаптации предполагает, что ребенку школьная обстановка становится привычной. Поэтому он начинает испытывать намного меньше дискомфорта. Организм перестает работать так активно, как в ориентировочном этапе, возвращаясь к привычному функционированию.
Также специалисты выделяют три уровня адаптации:
Положительный уровень адаптации предполагает, что школьник думает положительно, по отношению школы, учебы. Ребенок работает над школьными заданиями без трудностей, выполняет просьбы учителей, справляется с поставленными задачами. Он легко находит контакт с одноклассниками. Школьник смог привыкнуть к новому окружению за несколько месяцев.
Умеренный уровень адаптации предполагает, что у школьника складывается хорошее мнение о школе. Он получает хорошие отметки, легко преодолевает задачи среднего уровня сложности. Ребенок может отвлекаться, если учитель не проконтролирует его внимание к материалу. Ему легко общаться с учителями и одноклассниками. Такие дети адаптируются к школьным условиям до полугода.
Дезадаптация предполагает равнодушное мнение ребенка о школе. Учеба происходит только под постоянным надзором учителей. Школьник не может сфокусироваться на задаче, часто не выполняет домашнее задание. Таким детям сложно поддерживать самодисциплину, поэтому они не всегда поддерживают хороший контакт с другими детьми, могут проявлять неуверенность, или наоборот, агрессивность. В таких случаях родителям рекомендуется обратиться к детскому психологу и неврологу, чтобы комплексно решить проблему.
Если у ребенка медленно протекает процесс адаптации, либо происходит дезадаптация, это приводит к появлению таких признаков:
Поскольку у каждого ребенка происходит адаптация по индивидуальной схеме, важно всегда смотреть на общую картину, а не ориентироваться только по одному типу признаков.
Многие дети не испытывают значительных проблем с адаптацией. Поэтому они быстро переживают этот процесс. Однако, если у ребенка все чаще проявляются признаки дезадаптации, это требует повышенного внимания со стороны родителей.
Помочь ситуации смогут изменения внутри семьи, так как школьник значительную часть времени проводит в окружении близких, они составляют для него авторитет, от них он всегда ожидает поддержки и помощи.
Отношения внутри семьи и эмоциональное состояние родителей оказывают значительное воздействие на процессы адаптации в школе. Различные регулярные стрессы, от которых невозможно отдалиться или избегать их, негативно скажутся на состоянии ребенка. Поэтому важно соблюдать спокойствие, выражать адекватные эмоциональные реакции, избегать конфликтных ситуаций в семье, особенно на глазах у ребенка.
Каждый ребенок ожидает поддержки от своих родителей, вне зависимости от обстоятельств. Поэтому завышенные требования и постоянная критика негативно отражаются на самооценке любого школьника. Это скажется и на процессах адаптации.
Выражение поддержки для ребенка в трудной ситуации, радость за каждый его успех — главные ключи к успеху, которые помогут наладить контакт и позаботиться про восстановление оптимального взаимодействия школьника с учебным заведением. Не стоит уделять повышенное внимание его ошибкам. Рекомендуется больше опираться на опыт прожитой ситуации и выводы, которые из нее можно сделать.
Ухудшение самочувствия ребенка из-за обострения хронической болезни или появления иного заболевания, обязательно сказывается на его поведении на уроках, успеваемости и отношении к школе. Снижение остроты зрения приведет к тому, что ребенок физически не сможет осваивать новую информацию качественно, если ведутся записи на доске. О некоторых подобных проблемах школьник может бояться сообщить, либо не замечать долгое время.
Поэтому важно своевременно проводить плановые медицинские осмотры, обращаться к врачам при возникновении жалоб. Создание близких взаимоотношений с ребенком позволит ему не бояться рассказать о любых проблемах, которые его беспокоят.
Интерес к жизни ребенка позволяет продемонстрировать ему, что он важен для родителей, они рады его достижениям и с радостью готовы обсудить любой вопрос. Это очень мотивирует детей на совершение различных достижений, которыми он сможет поделиться с родителями.
Если ребенок испытывает трудности с адаптацией, это непременно приводит к некоторым последствиям, например неуспеваемости в школе. Если такая ситуация сохраняется продолжительное время, школьнику трудно самому изучить то, что уже пройдено, чтобы влиться в учебный процесс заново. Поэтому у него не хватает мотивации на такие действия.
Родителям стоит объяснять ребенку трудные моменты, разбирать примеры, показывать последовательные решения задач, чтобы он смог освоить необходимую информацию. Кроме того, помощь указывает на поддержку со стороны родителей ребенку.
Поскольку первоклассники впервые сталкиваются со школьными условиями, они испытывают наиболее ощутимые трудности с адаптацией. Им приходится за короткое время узнать множество новых правил, которые не совпадают с их привычным ходом жизни, научиться усидчивости и запоминать много информации в рамках учебной программы.
Поэтому процесс адаптации у первоклассников сопровождается разными проблемами, к которым стоит подготовиться заранее. Например, продолжительность процесса нередко затягивается, по сравнению с адаптацией детей более старшего школьного возраста.
Первоклассникам труднее всего адаптироваться к школе. Если в детском садике практически все свободное время уделяется интересному досугу и играм, то в школе от детей требуется усидчивость, соблюдение тишины на уроках, подается большой объем информации, которую понадобится обработать и запомнить.
Поэтому длительность адаптации первоклассника может занимать немного больше времени, нежели у других возрастных категорий школьников. Стандартно, она будет длиться от нескольких месяцев до полугода. Однако, некоторым первоклассникам понадобится целый учебный год для адаптации.
Федеральные государственные стандарты утвердили новые подходы к образованию и адаптации первоклассников. Поэтому программа в учебном заведении должна быть направлена на создание благоприятных условий для школьников, не создавать неблагоприятных воздействий на здоровье и самочувствие детей. Оптимально, если во внимание принимаются индивидуальные особенности каждого ребенка в классе.
Согласно установленным стандартам, новые учебные программы должны способствовать достижению личностных результатов для учеников, научить их использовать полученные знания в школе для реализации своих целей.
Для составления такой программы необходимо привлечь профильного психолога, медработника, педагогов и администрацию в школе, родительский комитет.