УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ

Наш дом — планета Земля слишком мала, чтобы пренебрегать глобальными процессами во Вселенной. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ уже вручили Земле ВЕРИТЕЛЬНУЮ ГРАМОТУ под названием ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. И мы, люди Земли, объявляем мобилизацию СОЗНАНИЯ, ОПЫТА И ИНТЕЛЛЕКТА, привлекаем ИНТУИЦИЮ, ТАЛАНТ, ГЛОБАЛЬНУЮ ЭТИКУ и отправляемся в трудный, но благородный и благодарный путь для решения ЗАДАЧ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЕГО ВЫЗОВОВ И ПРОТИВОСТОЯНИЙ.

Глобализация неумолимо пришла в наш мир.
Неожиданно она оплодотворила наше сознание и ментальность, покрыла мегаполисы и города, поставила в зависимость провинциальные центры. Её признаки проявились в деревнях и на хуторах, вторглись в каждый дом, отразились в судьбе каждого человека. Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия. Она пришла невидимо, как радиация, и распространяется по планете, со скоростью огня в сухом лесу при ветреной погоде.

Независимо от нашего желания ГЛОБАЛИЗАЦИЯ либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её. Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может её остановить. Она — объективна, логична и неотвратима. Её нужно принять или стать её рабом, слугой без права голоса. Я — сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами. Я уверен, что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом процессе, избегая лобового столкновения.

Во враждебном столкновении с глобализацией гибель её неразумных малограмотных оппонентов даже не будет замечена ни ею самой, ни окружающим миром. Жертва будет бесславной, как хруст лягушки под колёсами трактора. Необходимо, пока не кончилась платформа разбега, вскочить на подножку поезда под названием «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ».

Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо управлять. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ неизбежно ведет к ликвидации границ и формированию некоего прототипа ми-рового электронного правительства. Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Многие страны и народы до конца не осознали этой необходимости и пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от неё можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объёмом достатка в позе ленивого присутствия на празднике жизни. Но благополучие уходит из-под ног каждого человека и может уйти из-под фундамента любой, даже богатой страны, если она застоится в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития. Такое миропонимание безрассудно.

Жизни в новых условиях нужно учиться.

Неумолимое время — важнейший фактор.

Осваивать БУДУЩЕЕ нужно в режиме форсажа.

Лучшим тренажёром для этого является наше с вами ОБРАЗОВАНИЕ. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний. Великий ученый Вернадский сказал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания!» Существующая ограниченная по производительности классно-урочная форма образования, устаревший, безнадёжно отстающий и неэффективный для глобализирующегося мира инструмент ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО. Нужны глобальные действия в ОБРАЗОВАНИИ, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.

Классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной. Старая система образования отстала от жизни по технологии и производительности, создав растущую цифровую пропасть и почти миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей. При этом остальная 5-ти миллиардная цивилизация также отстает от необходимых современных знаний.

Усугубляющим обстоятельством является 15-ти миллионный, дефицит преподавателей, что составляет 26% от общего их числа в 59 миллионов человек. Действующие педагоги сами нуждаются в обновлении своих знаний, консервативных взглядов на образование и освоении новых технологий распространения знаний. Учителя и их личные знания являются продуктом аналогового ПРОШЛОГО и при классно-урочной форме образования они сами являются её бесперспективными заложниками. Важно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции как «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Они упускают при этом, что их лекции и контенты существуют для жаждущего знаний человечества. Производительность сегодняшнего образования не соответствует требованиям процессов глобального управления.

Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно. Рассчитывать на личную беседу с автором курса — все более непозволительная роскошь.

Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопровождают их жизнь. Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Именно, безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов — больше половины — на два доллара в день. Сотни миллионов — живут в полной беспросветной нищете, далеко не дотягивая даже до этих, мало совместимых с цивилизованной жизнью цифр. Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей классно- урочной форме обучения невозможно и цифровая пропасть будет увеличиваться.

Перед вызовами УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ стратегической задачей мирового сообщества должно стать создание новых наднациональных инструментов ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ. В основе этого ПЛАНИРОВАНИЯ лежит общемировое непрерывное общедоступное ОБРАЗОВАНИЕ людей в течение всей сознательной жизни, т.е. с детства до глубокой здоровой старости. Нужно учитывать, что для получения и осуществления ДОСТОЙНОЙ РАБОТЫ нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние ЗНАНИЯ И НАВЫКИ. Рабочие места для всех и эффективная занятость на национальном и международном уровнях ставят под вопрос ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ и МИГРАЦИЯ — это органический сплав. В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми ФОРМУЛАМИ, ТЕХНОЛОГИЯМИ И ПРАВИЛАМИ. У ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ должны быть ГЛОБАЛЬНЫЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВИЛА.

Говоря языком финансистов, необразованные люди — «красное сальдо» и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию — её положительный баланс. Справиться с этой задачей может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие глобальные средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.

В то же время, ЗНАНИЯ для человечества ровным слоем, как масло по хлебу, по планете не размазаны. Получить их порой можно лишь из бережных рук или уст уникального учёного совсем на другом континенте и не на общепринятом языке массового употребления. Совершенно необходимо на ментальном уровне изменить старую формулу: «Знания — на всю жизнь!» на современный запрос и установку: «Знания — через всю жизнь!». По мере освоения современных технологий и инструментов доступа к МИРОВОМУ ЗНАНИЮ, ПЕРВИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМО трансформировать в ИЗУЧЕНИЕ. Важно превратить избирательные генетические способности человека в стимул, мотивированный интересом и успехом, тягой к глубокому пониманию предмета ИЗУЧЕНИЯ, как к удовольствию в основе качественной жизни и здорового долгожительства.

Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства — ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Сегодня, не будучи прописанной в КОНСТИТУЦИЯХ ГОСУДАРСТВ И УСТАВАХ МИНИСТЕРСТВ ОБРАЗОВАНИЯ, эта отрасль — экономический подснежник в государственной экономике. Однако, её оборот в два с половиной раза больше, чем совокупный бюджет государств на образование. Она самодостаточна, так как, является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи. Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они, автоматически превращаясь в рабочий инструмент криминального мира, будут использованы и будут преуспевать как заказные киллеры, курьеры в наркобизнесе, фанатичные террористы или «живые бомбы», чем могут похоронить не только спокойствие страны, но и само УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем.

Действительно, это важный фактор. Но, что поделаешь, если он уже не эффективен для общества Третьего тысячелетия. Преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели. Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции. Человечеству нужно опираться на принципиально новые знания.

Нужна высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приёмов и принципов жизни. Всё это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний. Они уже есть в распоряжении человечества.

Когда-то Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, прогуливаясь в беседах по саду. Ученики делали жизнь со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей. Однако, классно-урочная система сменила платоновскую, когда обществу потребовались тысячи образованных специалистов.
Пришло время распрощаться и с ней…

Ефим Малитиков.

Яндекс.Метрика