Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Значение физкультуры в домашнем обучении


Значение физической культуры для домашнего обучения на грамматическом этапе

Лето подошло к концу, родителям и детям предстоят учебно-трудовые будни. Как не растерять накопленные за лето энергию, хорошее самочувствие и позитивное настроение?Ответ, как водится, один: для этого необходимо иметь представление о том, что такое физическая культура, из каких элементов она складывается, как приобретается и каким образом развивается. Роль физической культуры в домашнем обучении сложно переоценить: на грамматическом этапе это одна из базовых дисциплин, поскольку именно физическая культура призвана стать фундаментом для прочих видов развития детей — эмоционального, психологического, интеллектуального и т.д. и т.п.. Как известно, гармонично развитый в физическом отношении ребенок, скорее всего, хорошо развит эмоционально и интеллектуально; и наоборот, физическое недоразвитие почти всегда влечет за собой эмоциональный дисбаланс и задержки в интеллектуальном развитии.Что такое физическая культура?

Наверняка для большинства читателей понятие «физическая культура» в первую очередь вызовет ассоциации со школьными уроками физкультуры или со спортом.

Между тем это не совсем так.

Физическая культура в самом общем смысле – это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.Сегодня все больше специалистов в области как медицины и педагогики, так и спорта, признают, что школьные уроки физкультуры, а тем более – занятия спортом никак не способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, а, наоборот, наносят ему непоправимый ущерб. Еще меньше учителя на уроках физкультуры или тренеры в спортивных секциях заботятся о гармоничном психофизическом развитии детей: до этих тонких материй профессионалам, увлеченным погоней за наивысшими показателями, попросту нет дела. А вот те родители, которым есть до всего этого дело, явно не будут переживать из-за отсутствия своих детей на школьных уроках физкультуры или тренировках в спортивных секциях: несданные нормативы и незавоеванные медали явно не так сильно портят жизнь, как бесконечные физические и психологические травмы, неизбежно сопровождающие взросление юных спортсменов.

 

Под физической культурой ребенка родителям детей 7-11 лет следует в первую очередь понимать 2 момента:

1. сохранение и укрепление здоровья ребенка;

2. гармоническое развитие всех психофизических способностей ребенка: не только силы, быстроты, выносливости и ловкости, как это было принято при сдаче норм ГТО, но, в первую очередь, всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, моторных навыков, а также таких психологических качеств, как внимание, выдержка, находчивость, изобретательность, смекалка.

 

Разумеется, родители могут ставить перед собой и более сложные задачи в области физического воспитания: как то, развитие каких-то особых психофизических умений и навыков (например, в области боевых искусств, спортивных игр или экстремальных видов спорта), но, очевидно, только после того, как первые две задачи уже решены. А они могут быть решены только силами самой семьи, потому что только родители могут обращать на особенности психофизического развития своего ребенка столько внимания, сколько это действительно необходимо. Ни учитель в школе, ни тренер секции не будут это делать ни за какие деньги. Таким образом, разработка комплекса физического развития ребенка на грамматическом этапе обучения есть первостепенная задача его родителей. Причем следует отдавать себе отчет в том, что если не обращать на физическую сторону обучения ребенка самого серьезного внимания, он рискует довольно быстро потерять свое здоровье от высоких учебных и психофизических нагрузок.

Разные подходы к физическому развитию детей в культурах Запада и Востока

Прежде чем начинать разработку комплекса физической культуры для вашей семьи, следует получить хотя бы самое общее представление об основных подходах к физическому воспитанию детей в традиционных западных и восточных культурах.

Традиционный западный вариант: спорт и соревнование

Для стран Запада свойственно любое физическое развитие рассматривать в первую очередь через призму соревнования. Идеальной моделью физической культуры ля этих стран является античный подход к развитию физических способностей человека для участия в спортивных соревнованиях – и. разумеется, победы в них. Идеальным примером для подражания — фигура атлета на Олимпийских играх, и не какого-нибудь, а обязательно чемпиона. По сути, традиционный атлет Запада развивает свои физические способности отнюдь не в поисках гармонии, а с вполне практической целью – победить своих соперников и стать абсолютным чемпионом хотя бы в каком-то виде спорта.

То же касается и групповых видов спорта, только индивидуальная победа здесь меняется на командную. В этом смысле известная пословица «Главное не победа, главное участие» является совершенно не западной по своему духу: для западной культуры процесс не значит ничего без результата.

Такой подход к физическому развитию детей в западных культурах способствует, в итоге, формированию повышенной активности и предприимчивости. С раннего возраста каждый американский ребенок мечтает стать чемпионом; почти каждый пытается им стать – индивидуально или в команде. Дух спортивного соревнования пронизывает все сферы жизни западного общества, от политики до шоу-бизнеса; индивидуализм и стремление к победе любой ценой определяет в ней все.

Традиционный восточный вариант: управление жизненной энергией (праной, ци)

Для традиционных восточных культур подобный подход к развитию физических способностей является неприемлемым по этическим соображениям и профанным по духовным. Дело в том, что в восточных культурах, в отличие от западных, никогда не делается ставка на соревнование. Физическая культура Востока носит массовый характер: развивать свои способности следует главным образом для того, чтобы быть крепким телом и душой в интересах своего сообщества. Если же речь идет все-таки об индивидуальном развитии психофизических способностей – то такое обучение всегда происходит в тайне, вдали от шума и суеты повседневного мира, за стенами монастыря или дома мастера. На Востоке идеальной моделью физической культуры является не спортивное соревнование и поединок, но скорее – уклонение от поединков (и тем более ­ соревнований), создание ситуации, когда они излишни; идеальной фигурой для подражания при таком подходе оказывается мастер боевых искусств (и/или духовный уситель). Однако путь воина и мастера – для единиц; он скрыт от глаз профанов, а не демонстративен, как взлет чемпиона. Основное внимание в восточных системах массового физического развития уделяется вовсе не достижению максимальной результативности отдельных мышц или отдельных способностей, как на Западе, а овладению силой жизненной энергии (ци, или праны) и обучению управления ею. Поэтому восточные системы физического развития (такие, как китайская гимнастика ушу, тайцзи или индийская хатха-йога) носят подчеркнуто интеллектуальный характер (по сравнению с западными) и направлены в первую очередь на управление дыханием, мягкую растяжку связок и тканей, повышение гибкости суставов и костей. Восточные системы физической культуры, в отличие от западных, весьма физиологичны и действительно способствуют сохранению здоровья (если, конечно, не касаться темы боевых искусств – а здесь мы не будем их касаться).

 

Какой же из подходов к физическому воспитанию более подходит для детей, находящихся на домашнем обучении? Если ребенок в семье один, и особенно если это девочка, очевидно, что восточная модель в таком случае предпочтительна. Если же в семье несколько детей, и в первую очередь, если это мальчики, то избежать соревнований между ними практически невозможно, и в таких семьях нужно разумно и продуманно сочетать оба подхода. На самом деле, естественное стремление мальчишек постоянно соревноваться можно весьма продуктивно направлять на их же благо: соперничая, они быстрее и лучше овладевают всеми умениями и навыками, как интеллектуальными, так и физическими.

Найти в современном городе неплохого инструктора по йоге или ушу не так уж и сложно; позанимавшись в группе полгода-год можно с успехом приложить полученные знания к физическому воспитанию ребенка в домашних условиях. Однако большинство родителей все-таки предпочитают традиционный западный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей ; этот подход в основном и будет рассматриваться далее.

Этапность физического развития детей школьного возраста

На школьные годы приходятся 3 периода психофизиологического развития человека: второе детство, подростковый возраст, юношеский возраст. Интересующий нас период – второе детство (7-11 лет) характерен тем, что в эти годы мышечный корсет ребенка не развит, кости и суставы слишком мягки и подвижны, связки слишком эластичны, следовательно, их очень просто повредить. Всевозможные дефекты осанки, которые формируются у большинства современных детей в первых классах школы, возникают в основном из-за фиксации нефизиологической позы в мягких костных тканях, где она запечатляется, как трафарет в глине или гипсе. К сожалению, учебные занятия, которые зачастую усиливают эти фиксации, провоцируют развитие таких дефектов.

Поэтому основные задачи физического воспитания на этом этапе такие:

— развитие мышечного корсета ребенка (за счет комплекса специально подобранных физических упражнений и массажа);

— развитие гибкости костей, суставов, связок (за счет мягких растяжек тканей во время фиксирования специально подобранных физиологичных поз);

— укрепление психоиммунной системы (за счет ритмичного чередования периодов физической и умственной активности и отдыха).

 

На раннем этапе физического развития не следует гнаться за результатом, перегружать ребенка чрезмерными физическими нагрузками, требовать от него быстрых достижений, тешащих самолюбие родителей. Следует помнить, что главной задачей на этапе второго детства является общее укрепление костно-мышечной системы и психики ребенка, которое достигается через овладение азбукой физической культуры, элементы которой изложены в следующем разделе статьи. Эта азбука довольно элементарна и совершенно лишена внешней эффектности: ребенок овладевает методикой выполнения простейших физических упражнений; однако, если азы пройдены, на следующем этапе развития , подростковом, можно будет без особых проблем перейти к гораздо более сложным упражнениям и серьезным нагрузкам.

Элементы физического воспитания детей в домашних условиях

1. Режим сна и бодрствования; биоритмы детей.

Основу физической культуры ребенка составляют такой базовый элемент, как режим дня.

Для детей школьного возраста более-менее регулярных распорядок дня совершенно необходим – несмотря на то, что домашнее обучение позволяет делать его куда более гибким.

1.1. Продолжительность сна

В первую очередь, режим дня предполагает определенный ритм сна и бодрствования. За первые годы обучения следует постепенно уменьшить длительность сна ребенка с 10 часов (обязательных для дошкольника) до 8 часов. Делать это нужно постепенно, последовательно уменьшая длительность сна на 15минут каждый год – так, чтобы к 10-11 годам ребенок научился нормально высыпаться за 8 часов, поскольку на следующем этапе обучения его нагрузки резко возрастут и количество занятий увеличится.

1.2. Время подъема и отхода ко сну

Нужно всеми силами стремиться к тому, чтобы время подъема ребенка и отхода его ко сну (по крайней мере, в будние дни) было фиксированным. Для этого нужно понаблюдать за поведением ребенка, чтобы понять, какие часы оптимальны для этого.

Примерный режим подъема и отбоя для ребенка на первом этапе обучения может быть следующим:

— 7 лет: подъем – 8.00, отбой – 22.00

— 8 лет: подъем – 7.45, отбой – 22.00

— 9 лет: подъем – 7.45, отбой – 22.15

— 10 лет: подъем –7.30, отбой – 22.15

— 11 лет: подъем – 7.30, отбой – 22.30

Более ранний подъем и более поздний отбой в этом возрасте являются нефизиологичными и возможны только в виде исключения (если, к примеру, ребенок – ярко выраженный жаворонок или сова), а не системы, рекомендованной для всех.

1.3. Начало и конец учебных занятий; продолжительность урока.

Согласно многочисленным научным исследованиям, у большинства людей наблюдается 2 пика работоспособности: с 9 до 12 часов и с 15 до 18 часов. Соответственно, нужно стараться с пользой использовать эти, наиболее благоприятные для всех видов активной деятельности, часы, с тем, чтобы остальное время посвятить менее интенсивным занятиям и отдыху.

Интересно, что многочисленные эксперименты по переносу начала активных занятий на более раннее время продемонстрировали неэффективность такого подхода. У детей, в течение длительного времени начинавших занятия в ранние утренние часы (7 утра и ранее), значительно снижались общие показатели эффективности процессов обучения по сравнению с детьми, продолжавшими обучение с 9 часов утра. Это связано с тем, что организм не успевает восстанавливаться за вторую половину ночи, поскольку из-за раннего подъема он вынужден очень быстро настраиваться на предстоящую работу, вместо того, чтобы полноценно отдыхать. Таким образом, родители, считающими целесообразным приучать детей к ранним подъемам и ранним занятиям , поступают не совсем рационально: если не считать крайних случаев (ребенок — ярко выраженный «жаворонок»), во всех остальных оптимальным временем начала занятий следует считать именно 9 часов утра.

Далее очень важно правильно дозировать учебную нагрузку. Ни в коем случае нельзя первоклассника усаживать сразу же за 45-минутный урок. Первые занятия не следует продолжать более 20-25 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 30-40 минут минут к концу первого года обучения. Перерывы между занятиями в первые месяцы обучения должны быть довольно продолжительными (20-25 минут) – с тем, чтобы к концу года уменьшиться до 15 минут.

На втором году обучения урок должен длиться 30-40 минут с перерывами по 15 минут

На третьем и четвертом годах продолжительность занятия должна достигнуть стандартных 45 минут с перерывами 10-15 минут.

Во время перерывов ребенок должен иметь возможность осуществить полноценную двигательную активность: попрыгать, повисеть на шведской стенке, полазать по лестнице, покувыркаться на ковре или мате: для этих целей в жилом помещении должен быть выделено место под хотя бы самый скромный спортивный комплекс.

Первый пик активности целесообразно использовать под базовые занятия; второй – под дополнительные, а также занятия в кружках или секциях. Время между двумя пиками активности имеет смысл заполнять обедом и прогулкой (тренировкой); время после второго пика активности – на самостоятельные занятия чтением и творчеством.

2. Температурный режим

Следующим важным фактором для сохранения здоровья ребенка является поддержание оптимального температурного режима в помещении. Что такое оптимальный температурный режим, каждый понимает по-своему. Некоторые родители, беспокоясь о здоровье малыша, склонны слишком тепло его одевать и постоянно держать в теплом и даже жарком помещении (с температурой +20-23 градуса). Между тем, ни к чему хорошему это не приводит: дети, выросшие в таких тепличных условиях, простужаются от малейшего сквозняка. Однако не совсем верно поступают и родители, стремящиеся во что бы то не стало закаливать своего малыша. Таким родителям свойственно одевать ребенка не по сезону легко и держать в прохладных помещениях (с температурой +14-16 градусов). Возможно, здоровье ребенка при таком спартанском температурном режиме и укрепляется, однако считать такой режим комфортным для учебных занятий никак нельзя.

Поэтому оптимальным следует считать компромиссный вариант: создавать в жилом помещении теплую (с температурой 18-20 градусов) и прохладную (с температурой 14-16 градусов) зоны – с тем, чтобы ребенок мог в течение дня по многу раз переходить из одного помещения в другое, получая контрастные воздушные ванны. В теплой зоне следует проводить учебные и творческие занятия; в прохладной – заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные игры. Одевать ребенка следует легко (в теплую погоду на нем должен быть один слой одежды, в холодную – максимум два, если не считать особенно морозных дней или периодов нездоровья). Ходить дома лучше всего босиком – но только по паркету или ковровому покрытию. Хождение босиком по линолеуму, особенно в холодную погоду, можно смело приравнять к хождению по цементу. Спать ребенок обязательно должен в хорошо проветренном помещении, при температуре не выше 18 градусов (лучше, если в комнате будет всю ночь открыта форточка )

 

3. Режим правильного дыхания

Не может быть здоровым ребенок, который не умеет правильно дышать.

Что мы называем правильным дыханием?

Это полное (то есть, диафрагмальное) трехфазное (вдох-выдох-пауза) дыхание через нос, причем выдох должен быть длиннее вдоха. Частота дыхания у ребенка 7 лет должна составлять 20-22 дыхательных движений в минуту, у ребенка 10-11 лет – не более 18-20 движений. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12 % чаще, чем люди с сильной нервной системой – поэтому следует с раннего детства приучать детей дышать размеренно и глубоко.

В первую очередь, важно отучить ребенка дышать ртом. Носовое дыхание – важнейший ключ к гармонизации физического состояния детей. Верхние дыхательные пути, в первую очередь носовая полость, представляет собой ярко выраженную рефлексогенную зону. Носовые ходы связаны с рядом важнейших нервных структур спинного мозга, которые управляют деятельностью внутренних органов человека. Важно помнить, что правая ноздря связана с активизирующими структурами мозга, левая – с расслабляющими. Гармоничное дыхание возможно только при нормальной проходимости обеих ноздрей.

Если правая ноздря дышит активнее левой (левая заложена), ребенок склонен к перевозбуждению, гиперактивности. Если наоборот – к вялости, подавленности.

Поэтому восточные системы физического развития самое пристальное внимание уделяли нормализации и гармонизации дыхания, в первую очередь — прочистке обоих носовых проходов.

Родители должны уделять самое пристальное внимание состоянию верхних дыхательных путей своего ребенка, особенно – его носовой полости. Совершенно недопустимо не обращать внимания на хронический насморк и даже просто хроническую заложенность носа. Заложенный нос нужно промывать по утрам солевым раствором при помощи устройства для промывания носа типа «Дельфин»; насморк обязательно нужно лечить, установив его природу при помощи ЛОР-врача. Главное, нужно уяснить, что насморк – это совсем не мелочь, и чем младше ребенок, тем больше проблем доставляет ему затрудненное дыхание и заложенный нос. Кроме промываний носовой полости, следует обязательно 1-2 раза в день по 10-15 минут делать дыхательные упражнения — либо по системе хатха-йоги http://www.sunhome.ru/religion/12233/p2, либо по Стрельниковой (если у ребенка, помимо насморка, наблюдаются еще и частые фарингиты или ларингиты) http://www.medkurs.ru/respiration/exercise/method_strelnikovoi/.

 

4. Укрепляющий и расслабляющий массаж

Формирование мышечного корсета – одна из основных задач физического воспитания на этапе второго детства. Эта задача решается при помощи комплекса физических упражнений (см. ниже), однако, упражнения не пойдут вашему ребенку впрок, если до начала систематических занятий вы не подкорректируете его мышечный тонус.

Как сегодня известно всем, дети появляются на свет с врожденным гипертонусом, либо гипотонусом мышц. В первом случае физическое развитие ребенка стимулируется курсом расслабляющего массажа; во втором – укрепляющего.

Чем укрепляющий массаж отличается от расслабляющего?

В расслабляющем массаже преобладает поглаживание, мягкое разминание, растирание, потряхивание – то есть, приемы, направленные на снижение тонуса гладких мышц спины, шеи, сгибателей, косых мышц живота. В укрепляющем массаже, напротив, преобладают вибрации: (встряхивание, похлопывание, поколачивание, рубление, пунктирование). Если у ребенка серьезные неврологические проблемы, непосредственно перед началом систематического обучения необходимо пройти курс лечебного массажа (и далее повторять его не реже раза в полгода).Однако это не снимает с родителей необходимости самостоятельного владения основными приемами расслабляющего и укрепляющего массажа, для того, чтобы иметь возможность применять его столько раз, сколько это необходимо. Особенно велика роль массажа на первом году обучения, когда ребенок еще не привык к постоянным нагрузкам и сильно устает. Регулярно повторяемые простейшие приемы массажа помогут родителям привести мышечную систему ребенка в сбалансированное состояние. В этом им помогут курсы массажа, специальная литература или Интернет: http://massaging.ru/technique/

 

5. Утренняя зарядка

Если мышечная дистония ребенка устранена или хотя бы взята под контроль – наступает время введения в режим дня ребенка утренней гимнастики. Утренняя гимнастика совершенно необходима ребенку; как уже говорилось выше, это также азбука — только, на этот раз, азбука двигательной активности И на этом этапе не особенно важно, какую именно азбуку вы выберете – азбуку восточных практик (йоги, ушу, цигун), или азбуку традиционной западной легкой гимнастики и легкой атлетики. Для ребенка важно просто научиться правильно двигаться, правильно дышать во время движения, доводить до конца все элементы упражнения.

Комплекс утренней зарядки не должен быть очень продолжительным или очень сложным; в него не следует включать более 10 упражнений. Задача родителей – научить ребенка выполнять эти упражнения с полной отдачей, энергично и эффективно, а не кое-как, для создания видимости физической активности.

При подборе физических упражнений следует избегать упражнений, потенциально опасных для здоровья ребенка 7-9 лет – а таких упражнений полно даже в популярных комплексах упражнений для средней школы. Среди таких упражнений спортивные медики называют: прыжки на 1 ноге с поворотом на 90 и 180 градусов; прыжки с высоты до 70 см., прыжки в длину и в высоту, кувырки вперед и назад (через голову), стойка на лопатках без поддержки таза руками («свечка», «березка»); глубокие наклоны вперед, назад, вбок, особенно с утяжелением (детские гантели по 0,5 кг) и т.д.и т.п. Полный перечень всех гимнастических и легкоатлетических упражнений, противопоказанных для младших школьников, приводится в книге Т. И. Виленской «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста» http://www.ozon.ru/context/detail/id/3482363/.

В этой же книге приводится комплекс упражнений для развития основных постуральных (то есть, относящихся к осанке) мышц:

— мышцы, выпрямляющей позвоночник (разгибание спины назад из положения лежа);

-прямой мышцы живота («качание» пресса);

-наружной и внутренней мышц живота (качание пресса с поворотами вправо и влево до угла 45 градусов);

— большой ягодичной мышцы (подъем и удержание в воздухе обоих бедер в положении лежа на животе);

— ромбовидных мышц (отжимание).

Этих 5 упражнений, по большому счету, вполне достаточно для того, чтобы научить ребенка заниматься физкультурой, а также развить его мышечный корсет. Первый год обучения вполне можно использовать только их, постепенно увеличивая число повторений упражнения до 10-15 раз. В последующие годы можно осторожно вводить в комплекс новые упражнения (приседания, наклоны вперед, вбок, вращение туловищем, головой), с постепенным увеличением количества повторений до 50 раз.

Если у ребенка имеются хронические заболевания, лучше использовать курс лечебной гимнастики, разработанной с учетом основного заболевания (к вышеупомянутой книге Виленской приведены 7 комплексов лечебной физкультуры, включая комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой).

 

6. Прогулки, пробежки, тренировки

Однако утренней зарядки, даже ежедневно и тщательно проводимой, все-таки не достаточно для полноценного физического развития вашего ребенка. Для этого необходимо дополнить его распорядок дня такими пунктами, как прогулка, пробежка, тренировка.

1. Ребенок младшего школьного возраста должен научиться ходить пешком на длительные расстояния. Для этого следует несколько изменить подход к организации прогулки: если в дошкольном возрасте ее целью была игра на свежем воздухе, то теперь главной целью прогулки является воспитание выносливости, наблюдательности, смекалки. Достижению таких целей служат дальние (не менее 2-3 км на 1-2 году обучения; не менее 4-5 – на 3 и 4 годах обучения) пешеходные прогулки в парке и в городе (особенно в историческом центре города) с элементами ориентирования на местности. Такие прогулки целесообразно совершать не реже 1 раза в неделю

2. Ребенок младшего школьного возраста должен научиться бегать на короткие ((50-100 метров) и длинные (500-1000 м) дистанции. Как правило, самопроизвольный бег детей этого возраста малоэффективен и нефизиологичен (это зачастую бег с опущенной головой, сутулой спиной, с ногами, загребающими внутрь; прыгающий или скачкообразный бег). Во время прогулок родителям следует познакомить ребенка с основами техники бега:

— во время бега не следует опускать голову или мотать ею из стороны в сторону;

— не следует прогибаться в поясничном отделе ни вперед, ни назад, спина должна быть абсолютно прямой;

— кисти должны быть слегка сжаты в кулак;

— плечи опущены, руки свободно двигаются вперед-назад;

— мышцы лица расслаблены, челюсть опущена (не следует сжимать зубы во время бега);

— ноги работают ровно, не загребая носками внутрь и не разбрасываясь носками наружу;

— беговой шаг ровный, не увеличенный искусственно, но и не «семенящий», без подскоков.

Основной принцип обучению технике бега на начальном этапе – это сочетание бега с ходьбой в пропорции: 5 минут бега – 15-20 минут ходьбы, восстановление дыхания и спокойного сердцебиения для 1-2 года обучения и 10-15 минут бега – 10-15 минут ходьбы для 3-4 года.

Такие пробежки во время прогулки рекомендуется совершать не реже 2-3 раз в неделю — а при желании, и ежедневно.

 

3. Ребенок младшего школьного возраста должен научиться совершать регулярные тренировки на свежем воздухе

Для этого подойдет любая ближайшая к вашему дому спортивная площадка.

Во время такой тренировки можно сочетать отдельные элементы утреннего комплекса упражнений с занятиями на гимнастических стенках, брусьях, бумах (лазание по стенке вверх и вниз, «перебирание руками» по перекладинам горизонтальной лестницы, хождение по бревну, подтягивание на турнике).

Завершить тренировку можно энергичной пробежкой, переходящей в шаг с выполнением дыхательных упражнений.

Периодичность выполнения таких тренировок – 1-2 раза в неделю.

 

7. Водные процедуры

К водным процедурам следует, в первую очередь, отнести домашние водные процедуры, такие, как ежедневный прохладный (или, в холодное время года, контрастный) душ после зарядки. Такие водные процедуры тонизируют нервную и мышечную системы, заряжают ребенка энергией на весь учебный день.

Чрезвычайно полезны также водные процедуры для полости носа: регулярные промывания носоглотки прохладными слабыми солевыми растворами. Такие водные процедуры особенно следует рекомендовать детям, часто болеющим ОРЗ: в медицинской литературе эта практика называется закаливанием верхних дыхательных путей.

Ну, а пользу занятий ребенка плаванием в оздоровительной группе сложно переоценить – это один из явно полезных видов спорта, которые следует ввести в режим дня почти любого ученика (если только в бассейн не нужно ехать на другой конец города).

 

8. Короткие и длинные туристические походы; скаутинг

И, наконец, венцом физической культуры и физического развития ребенка на грамматическом этапе обучения, безусловно, следует считать туризм (все равно – пеший, велосипедный, или водный) и скаутинг (правда, не совсем в классическом его варианте) . Почему? Просто потому, что туризм – это сочетание умеренных физических нагрузок с удовольствием от активного отдыха и общения всей семьи на лоне природы. Трудно найти маленького ребенка (еще не испорченного комфортом и ленью), который не мечтал бы пойти в поход вместе с семьей, спать в палатке, разжигать костер и готовить на нем пищу. И, пока естественная тяга к приключениям еще не убита в нем цивилизацией и сервисом, следует использовать эту склонность для того, чтобы придать физической активности ребенка целенаправленность, самостоятельность и осмысленность.

Что касается скаутинга, то эта система воспитания юношества, возникшая в конце XIX века, является настоящей азбукой юного искателя приключений. Именно скаутинг помогает ребенку систематично и последовательно овладеть всеми основными навыками лагерной жизни в лесу: разведке, выслеживанию, ориентированию на местности, познанию природы, организации лагеря и выживанию в нем. Скаутинг поможет вашему ребенку научиться вязать узлы, правильно складывать и разводить костры в сырую погоду, ставить и убирать палатку, строить шалаши и походные постели, готовить еду в походных условиях, читать следы, вести разведку на местности, обмениваться информацией при помощи кодов и шифров – словом, всем премудростям «настоящего мальчишки» или «настоящей девчонки», которые всегда будут уважаемы в любом коллективе сверстников. И не следует смущаться из-за того, что скаутинг изначально был системой массового патриотического воспитания английских подростков: если отбросить массовость и имперский патриотизм, скаутинг следует признать просто очень удачной и гармоничной системой развития органов чувств и всех физических способностей ребенка (силы, ловкости, выносливости, быстроты и т.д.). В цели данной статьи не входит подробный рассказ об этой системе: для этого Вам будет достаточно прочесть книгу Баден-Поуэла «Как воспитать из юноши настоящего мужчину» http://www.ozon.ru/context/detail/id/1626804/ и/или принять участие в работе ближайшей к вашему дому секции юных скаутов, которых в современной России вполне достаточно.

 

В заключение мне хотелось бы от всей души пожелать всем детям и их родителям, чтобы эта статья помогла им сохранить крепкое здоровье, бодрость и энергию в течение всего долгого и трудного учебного года! И даже если вам не удастся последовать всем приведенным в ней советам, не беда: главное, в суматохе будней не забывать, что здоровье есть величайшая ценность, которой мы обладаем, и сберечь эту ценность за долгие годы обучения не менее важно, чем сдать ЕГЭ и получить аттестат зрелости.

Наталья Геда.

4 комментария к статье "Значение физкультуры в домашнем обучении"

  1. наталья пишет:

    Спасибо. уважаемый автор, как всегда познавательно, вовремя и хорошо изложено!

  2. Наталья Геда пишет:

    В моем журнале можно еще прочитать дополнение к этой статье — подробности о том, как проводить с ребенком зарядку (http://digital-geda.livejournal.com/70808.html)

  3. Анна пишет:

    Мы установили турник в квартире (и добились постоянного его использования). Хотелось бы отправить ребёнка в секцию, но не знаем, как втиснуть это в расписание.

  4. Наталья Геда пишет:

    Единственное место, куда мы точно пойдем — это в бассейн, который наконец-то открыли рядом с нашим домом. А спортивные секции — это точно не для нас — вредно для здоровья, отнимает кучу времени и вообще бессмысленно.

    А вот турник дома. или, еще лучше — шведская стенка — это дело.