Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
contact@school4you.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Личный опыт

Счастье — это когда у Вас все дома, как говорилось в известном мультфильме. Как вы ответите на вопрос: «Чем измеряется счастье?» Недавно я услышала ответ: «Деньгами». Такое я придумать не смогла бы. Для меня счастье измеряется годами. Была жизнь до, а теперь жизнь после. И этот рубеж находится в одном замечательном человеке, которого я люблю. И вся жизнь вертится вокруг этого. Последствиями этих перемен стало еще большее потрясение: мое счастье преумножилось с рождением нового человечка. Теперь я стала просто уверена в том, что нахожусь в том самом месте и в то самое время.

Это было вступление, как вы поняли.

Тема семейного обучения встала перед нашей семьей внезапно, когда нас озарило, что школа мешает, отвлекает внимание от наших задач и их неотложных решений. Поэтому сомнений в этом шаге не было, а сейчас, пережив несколько независимых учебных лет, я понимаю, что свой шанс мы не упустили.

Жизнь наша внутренне не изменилась. Учение, как стиль жизни – это даже не правило, просто так всегда было. Предпочтение точных наук стало для нас с мужем выбором еще во времена 80-х, 90-х. Советская идеология и пропаганда жили в учебниках истории и литературы, поэтому так свободно дышалось на геометрии и физике, и не выбрать точные науки было нельзя.

Наш малыш, конечно, был дитем своих родителей. Математика стала его стихией. И уже втроем мы продолжали изыскания в играх.

Перелом произошел в момент перехода на семейное обучение. Теперь в репертуар изучаемых предметов попал и гуманитарный блок. Это оказалось интересным. «История» из хаоса вдруг стала складываться, как противоречивый узор. «Литература» повернулась многообразием мнений и трудных размышлений. К нашим телескопам, микроскопам, химическим и физическим лабораториям добавлялись книги по истории, литературе, энциклопедии, справочники.

Теперь к чтению трилогии «Искатели необычайных автографов, или странствия, приключения и беседы двух филоматиков» Владимира Левшина добавились книги исторических рассказов (например:«Небывалое бывает» Алексеева, книги серии «История для юных»).

Но обо всем по порядку…

Наш режим

За эти три учебных года мы испробовали не один график занятий. Ребенок растет, возможности его увеличиваются, режим занятий соответственно тоже меняли.

Проблемы были. Особенно это касается первого этапа: пятый класс. Именно тогда мы перешли на семейное обучение.

— ребенок у нас был не пишущий (переписать текст из пяти строк невозможно)
— проблема с правописанием, каллиграфией, скоростью письма
— материала по математике наоборот не хватало – все решаем устно, быстрее, чем мама прочитает задачу
— английский – отличные результаты только с использованием ушей: произношение, понимание, диалоги, интонации, объем лексики хороший. Проблемы: не пишет, не читает.

Плюс был огромный в том, что ребенок проглатывает материал в огромном количестве, с большой скоростью и с высокой мотивацией.

Опишу наш обычный день на сегодня. 7 класс. Такая схема действует ежедневно, 5 раз в неделю. 4 недели учимся, одну отдыхаем. (Летом обычно занимаемся, но график другой.)
8.00. русский
9.00. история
10.00. литература
За этот блок занятий отвечаю я.. Занятия бывают разные. Иногда полностью самостоятельная работа. В другой раз вместе занимаемся. Учебные планы школьные составлены, чтобы не успеть на уроке ничего. За три года я уже чувствую себя уверенно, поэтому сама распределяю время по темам: где-то сидим дольше и углубляемся, что-то пробегаем для ознакомления. Виды работы: чтение, чтение вслух, пересказ, конспект, тесты, сравнительные характеристики, просмотры учебных фильмов, дополнительные источники, сочинения, диктанты, изложения. Результат: грамотность возросла. На сто слов диктанта было 10-11 ошибок, сегодня 2-3. В прошлом году получили годовую «4». Просто я уступила: вместо переписывания из учебника мы вставляем буквы и дополнительные методики я покупаю такого же плана. Экономим время и успеваем сделать огромное количество упражнений.

По литературе добавляю произведения на возраст Ромы. Много читаем вслух всей семьей, обсуждаем, особенно летом. Объем художественного чтения меня пока не удовлетворяет, но Рома много слушает плеер. Там только фантастические рассказы: Шекли, Азимов, Гаррисон. Под их влиянием наговаривает свои рассказы.

С 11.00 до 19.00 Ромино время. Ответственность только на сыне. Распределить время надо так, чтобы все успеть. Алгебра, геометрия, музыка все предметы (по классу фортепиано), волейбол, бассейн, фитнесс-клуб.

С 19.00 до 22.00 Уроки папы. Это английский, физика, информатика. Позже проверить алгебру, геометрию. Столкнулись с проблемой, что вечером не успеваем проверить то, что Рома решил днем.

С английским языком тоже ситуация выправилась. Рома отлично читает и пишет. Аудирование его конек. Сейчас к нам ходит девочка 9 класс на эти уроки. Отлично взаимодействуют. Уровень языка примерно равный.

В выходные биология, география.

У нас существует понятие прогул, опоздание – это только для блока уроков 8.00-11.00. За пропущенный урок наказание 4 часа без электронных устройств: компьютера, телефона, телевизора, Интернета. Это наказание Роме нравится, иногда он объявляет о планируемом прогуле, но утром может поменять мнение.

Правила у нас четко всем известны, поэтому недельный план выполнять стараемся все.

Летом мы живем за городом и развлекаемся с Ромой по полной программе. (Папа нам не может много внимания уделять, но зарядку рано утром и пробежку осиливает с сыном. Подготовились к сибирскому марафону сами и соседскую овчарку.) В это лето углубленно изучали физику (за три четверти), геометрию (за две четверти). Держали на пульсе русский. Историю России просто читали, иногда работали с картами. Посмотрели много фильмов по программе литературы. Конечно, читали много. Прослушали аудиокурс английского. Пытались сделать работу по муравейникам, в этом году выбрали тему: колонии тлей.

Математика

Начальная школа спасла нас учебниками Петерсон. Рома с удовольствием вписывал цифры в пустые клетки учебника. А вот упражнений с палочками было мало – одна строчка внизу страницы. Эти упражнения игнорировались полностью. Такое же состояние наблюдалось в упражнениях «Раскрась картинку». Я приняла это упорство ребенка. И именно тогда, поняла, зачем нужен индивидуальный подход.

Рому очень интересовали разные методы решения одной и той же задачи. Были случаи, когда еще в начальной школе учитель полностью перечеркивал решение сына. А Роман, обсуждая и объясняя свою позицию, мог отстоять свой способ как правильный. Я эти истории узнавала совершенно случайно и, конечно, вспоминала саму себя.

Только в прошлом году Рома заинтересовался тестами Айзенка. Определить IQ сына мне хотелось очень давно, но даже серьезного разговора я об этом не заводила – ждала искру. Косвенно было понятно, что коэффициент интеллекта у него очень высокий. Около трех часов мы потратили на объяснение правил теста, пару тренировочных заданий, непосредственно сам тест и пару специализированных тестов на пространственное воображение. Результат оказался отличным.

При переходе в среднюю ступень обучения мы продолжали работать по Петерсон пятый и шестой класс, а в школе был учебник Виленкина. На этом этапе произошел переход на решение текстовых задач в общем виде. Очень полезный навык, который папа и Рома давно взращивали по капельке. Людмила Григрьевна Петерсон глубоко разработала эту теоретическую часть учебника. Ребенок без родителей может освоить весь материал.

В этом учебном году мы перешли на учебник «Алгебра» Сергея Михайловича Никольского. Отличная качественная разработка. Есть несколько существенных отличий от других учебников:
— очень похож на вузовские учебники;
— теоретической части отведено важное место, это именно учебник, а не набор примеров и задач;
— главы строго структурированы и последовательны: материал не перемешан по темам
— задачи после теоретической части расположены в порядке нарастающей сложности, и можно остановиться на том уровне заданий, который соответствует ребенку (Рома странно выбирает последовательность выполнения примеров: то начнет с самых сложных, то решает вразнобой.);
— есть отдельные разделы для повторения: именно здесь встречаются задания из разных тем и большой объем текстовых задач;
— присутствуют главы по истории математики;
— включены дополнительные параграфы для углубленного изучения.

Рекомендую обратить внимание на книги Шарыгина Игоря Федоровича. Мы их использовали летом для дополнительной работы по математике. Например: «Уроки дедушки Гаврилы, или развивающие каникулы». Это увлекательная повесть о мальчике и дедушке.

Важный момент. При обучении дома я столкнулась с проблемой большого количества тетрадей по предметам. Изменила ситуацию так. На каждый предмет заводится одна тетрадь формата А4. В этой тетради пишут все: Рома, мама, папа. И все виды работ попадают в нее: черновики, решения, размышления, дополнительные задачи, контрольные, тесты. Каждый день с новой страницы. В новом учебном году мы продолжаем писать в этой тетради, пока она не закончится. Это очень удобно. Вы ничего не потеряете, большой лист позволяет родителям размещать подробные замечания, исправления.

Устный счет. Эта проблема существует у всех детей и взрослых, поэтому ей нужно заниматься дополнительно, постоянно и желательно в паре. Методик для использования в работе очень много. Можно использовать классические методики высшей школы или остановиться на авторских разработках. В серии «Познавательно! Занимательно!» издательства Дрофа вышла книжка Коликовых «Изобретательность в вычислениях».

Можно придумывать ритуальные игры: каждый номер автобусного билетика превращать в число сто. Ромин последний билетик был такой: 166509. Расставьте математические знаки (+, -, * и /) и скобки так, чтобы получилось сто. Попробуйте. Это хороший устный счет на быстроту, ведь победить хочется всем, между ребятами возникает здоровая конкуренция в дороге.

Су-до-ку видел каждый в киоске союзпечати. Отличная игра на устный счет и логику. Начинаем с легких вариантов. Хорошая привычка в каждый рюкзак положить по одному журнальчику и карандашу с резинкой на конце. Чтобы сократить время на перекладывание учебников у нас разные сумки: сольфеджио, специальность, композиция, хоровая, спортивная.

Еще одна игра для длинной дороги или пробки. Алгебраические и геометрические прогрессии. Начинаем с самого простого. Перечисляем несколько членов последовательности, ребенок анализирует и говорит какому числу будет равен следующий член последовательности. Можно позже давать понятие формулы последовательности в общем виде. Даже если у вас получится поиграть только пару раз, ребенок быстро схватит тему. Дальше уже каждый придумывает последовательность, а другой отгадывает.

Игра «формулы на снегу». Так мы изучили квадратные уравнения и их решение. Зимой мы поехали за город, и по дороге Рома рассказал решение последнего текстового квеста из компьютерной игры «Космические рейнджеры». Мы были очень удивлены, потому что для решения нужно было вычислить дискриминант. Рома решил методом подбора и был заинтересован новым способом. Нам просто ничего не оставалось, как исписать все газоны вокруг дома – это подходящая площадка, только прутик нужен длинный.

Решение текстовых задач у нас вынесено в отдельный вид работы, но теперь взаимодействия с родителями требуется меньше. Это отличное развлечение для всех. Последний раз, когда мы принимали гостей, потребовалось срочно решить задачку шестого класса. Все восемь человек (четверо взрослых и четверо детей 7, 9, 10, 11 класс) решали. Конечно, наш папа раскусил ее за несколько секунд, а остальные попотели.

Задача: На складе: 64% пшеница,16% овёс, 20% кукуруза. В товарный состав загрузили всю пшеницу и всю кукурузу. Какой % погруженного зерна составила пшеница?

Остановимся на логике еще раз. Уже упоминалась книга: Льюис Кэрролл «Логическая игра». У нас издание 1991 года в серии «Библиотечка Квант». Эта книга написана в 1887 году, она знакомит нас с оригинальным графическим методом решения силлогизмов и соритов. Рекомендована для 8-10 классов, но у нас эта книга пошла намного раньше 4-5 класс.

Приведу пример задачи из математической олимпиады Кенгуру за 2005 год. По ней нами разрабатывался проект с использованием метода Кэрролла.

Для украшения класса к празднику 8 Марта купили воздушные шарики: синие, красные и зеленые. Некоторые из них длинные, а некоторые — круглые.
Известно, что все зеленые шарики — круглые, а все длинные — красные.
Тогда обязательно:
(вариант A) все красные шарики — длинные;
(вариант B) некоторые длинные шарики — синие;
(вариант C) все круглые шарики — зеленые;
(вариант D) все синие шарики — круглые.
Выберите правильный вариант.

Для подготовки ребенка к ЕГЭ по математике можно вводить тесты. И решать их в любое время. Мы только начали эту работу. Ознакомительный этап. «Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс». Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Издательство «Легион». Структура тестов сохранена, это полезно для навыка итоговой аттестации. В этой книге содержится 44 теста и ответы.

Много книг ждут своей очереди, но мы не торопимся. У каждого своя учебная траектория. Рому я не считаю уникальным ребенком, он просто любит математику и наслаждается ей вместе с нами.

Геометрия

Это мой любимый предмет. Поэтому цель была поставлена обычная: найти путь к сердцу сына, показать глубину и мощь предмета без отказа от письменной работы.

Приведу несколько видов книг для младших детей. Конечно это любые красочные книги и конструкторы, использующие различные геометрические формы. Конструкторы могут усложняться от плоских к объемным.

«Геометрия для малышей» В. Житомирский, Л. Шеврин. Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1969 год. Это еще моя книга, я занималась с мамой в моем детстве. Ее мы читали с Ромой. Это сказка и учебник одновременно. Главные герои: Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино. Потом появляются новые герои: Точка, Ножницы, Циркуль, Линейка, злая Резинка-разбойница. Много упражнений и практических заданий.

Важное место занимают развертки. Мы много вырезали. Склеивали целые замки. Ребенок видит плоскую деталь непонятной формы, а потом эта бумажка превращается в лестницу или часть крыши. Можно обратить внимание на книги издательства «Айрис пресс». Серия книг «Мультиконструктор». Одна из них: Л.Е. Дубас Ласточкино гнездо, 2000 год. Достаточно будет 2-3 книг на несколько лет, это серия выполнена очень качественно –высокая точность деталей. Другая серия «Чудо-страницы» выпускается компанией «Махаон». Мы собирали замок волшебника. Точность этой разработки немного ниже, но использован другой принцип: склеиваем постройки не только снаружи, но и оборудуем внутри, крыши снимаются, двери открываются. Этот замок хорошо подходит для игр. На первом этапе можно не вырезать детали, а выдавливать. По этой технологии работает www.umbum.ru ООО «Умная бумага». У них есть разные тематические серии.

На этапе начальной школы мы использовали книгу Шарыгина «Наглядная геометрия». Она рекомендована для 5-6 классов, но можно начать по ней работать раньше. Это просто энциклопедия геометрических развлечений на много лет.

Еще одна книга, которую мне не удалось приобрести, но на озоне в каталоге она есть. М.В. Ткачева «Вращающиеся кубики. Альбом заданий для развития пространственного воображения», Дрофа, 2002 г.

Для работы по геометрии в седьмом классе нужно обязательно приобрести тетрадь с решениями задач и пропусками в них. Л.С. Атанасян «Геометрия. Рабочая тетрадь», издательство «Просвещение», 2008 г. Это позволит ребенку плавно погрузиться в специфичную работу по предмету геометрия и попытаться влюбиться в предмет.

Устраивайте на дачном участке геометрические разметки, на потолке в квартире решайте задачки при дизайне потолка, читайте книгу Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия». Это позволит ребенку понять, что геометрия это не только теоретическая наука, но что она имеет практические стороны и истоки.

Геометрией Рома занимается практически сам. Летом за месяц мы вместе вошли в предмет и с материала третьей четверти он работает самостоятельно. Я предпочитаю использовать учебно-методические комплекты для учителей. Там много интересных дополнительных задачек, тестов, разработаны самостоятельные и контрольные работы. Ребенок просто движется от урока к уроку и действует по этой инструкции. На полях этой книги я делаю разметку по срокам: шестая неделя, 2-8 февраля. Сейчас на неделю отведено по 10 страниц методики, получается по две страницы в день – это очень небольшой объем. Ребенку комфортно. Усидчивость проявлять все равно приходится, особенно в случае устного разбора материала в начале недели и кучи письменных задач на последний день. Это помогает найти свой стиль работы, учит планировать.

Физика
Информатика
Английский язык
Русский язык
Литература
История
Биология
География
Физкультура
Труд
Свободные проекты
Музыка
Логопед

Наша семья.

Наш ребенок ходил в детский сад. Сейчас я думаю, что это было ошибкой. Но это сегодня я понимаю, что домашний огонь нужно поддерживать женщине и поближе к себе держать детей. В 1995-1999 годах мне все представлялось иначе.

Я закончила технический университет, муж заканчивал аспирантуру и преподавал на математическом факультете в педагогическом университете. Я тоже думала о карьере. Конечно, после пяти лет семейной жизни были по плану дети. Это сильно все меняло. Первым серьезным потрясением стало время окончания университета. Мы просто всем курсом оказались на улице. Все предприятия стояли, промышленность была в упадке. Сейчас я смотрю в новостях, как в Европе принимаются специальные антикризисные программы помощи для молодых специалистов, организуются миллионы дополнительных рабочих мест. О такой помощи я даже не мечтала.

Устроившись в университет на работу, потому что оборонные заводы стояли, а мое распределение было просто отпиской, я быстро ушла в декрет. И мой кризис самоопределения отодвинулся с рождением ребенка. Рома был именно таким мальчиком, каким я его себе представляла. Мы быстро нашли общий язык, и годы счастья продолжались. Мужу пришлось перейти с преподавательской деятельности в банковскую сферу и причиной этому стало жилье. Квартиру надо было зарабатывать, а в университете платили мало. Мы жили далеко от наших родителей, даже в разных областях, поэтому помощи никакой с ребенком не было, но мне было легко. Я не теоретик, а практик. Дома у меня все четко, как часы. Конечно, это не похоже на армейский порядок, а больше на упорядоченный беспорядок, но это компромисс. Так моим мальчикам живется спокойней и уютней, можно не бояться строгой мамы и жены.

Через четыре года мы переехали в собственную квартиру. Следующим шагом было определять ребенка в детский сад, а самой двигаться в сторону своего предназначения, т.е. работать, работать.

Сегодня я понимаю, что это было глупейшей ошибкой. Но представить в 98 году, что можно не работать, а заниматься своим ребенком я не могла. Поэтому этот период и для меня, и для Ромы оказался куда менее успешным, чем мог бы быть занимайся мы друг другом каждую минуту.

Рома очень отличался от других детей, хотя я хорошо знала только своего ребенка и не могла этого утверждать тогда. Расскажу один случай, он случился в подготовительной группе. В садике была потасовка. Два мальчика повздорили, один другого щекотал, другой защищался и царапался. Виноват был Рома, потому что лицо мальчика было расцарапано полностью. Тогда мы и подружились семьями, когда пытались уладить конфликт. Лера и я стали подругами. И вот только через нее, я узнала мнение воспитателей о Роме: «Не волнуйтесь. Это мальчик с нестандартным воспитанием.» Меня тревожило слово нестандартный ровно до того момента пока я не увидела книгу Леви «Новый нестандартный ребенок». В книжку подробно я не вникала, но поняла что в нестандартности плохого нет, а то книжку бы так не назвали.

Что могло способствовать такому мнению? Рома полностью не подчинялся на зарядке, это было камнем преткновения. Нет, не нарушал дисциплину, он мог спокойно стоять, даже делать любимое упражнение, но без активности и фанатизма. Моему ребенку невозможно было объяснить, что его наказали и нужно сидеть на стуле. Он соглашался, что воспитатель высказал претензию, он понимал в чем она заключалась, но зачем сидеть неподвижно на стуле он понять не мог. Рома спокойно вставал и шел играть дальше. Видимо, Рома много делал по-своему, но искренне удивлялся чем гневит воспитателя, если не пьет молоко с пенкой, или не ест рассольник. Днем ребенок никогда не спал, но не нарушал тишину. На занятиях придумывал себе собственные цели и их реализовывал. Все лепили снеговика, а Рома червя. Все катали колбаски, а рома громоздил авангардные лепешки.

Сейчас я понимаю, воспитатели пытались до меня достучаться, но я считала это нормальным. Представляю, как трудно им было меня принять, когда все серьезные разговоры я воспринимала легко. И не собиралась конфликтовать и спорить с сыном, а тем более с воспитателями.

Все другое время Рома в садике играл и играл в настольные игры. Это было его обычное состояние. Если к нему присоединялся ребенок, то играли они вдвоем.

Время близилось к первому классу. С мужем мы искали истину. Михаил считал, что школа нужна элитная, даже может и частная и самая лучшая. У меня было противоположное мнение: школа должна быть ближайшая, а выбирать надо учителя и программу обучения. Так мы и не договорились. Решили реализовывать каждый свой план. Для меня это было актуально, потому что отправить ребенка в далекую школу означало крест на моей карьере, а от этого я не могла отказаться. Удивительно, но это было мое глубокое заблуждение, что работа в коммерческой компании может меня удовлетворить. Не знаю, как это терпел муж, потому что моей зарплаты мне не хватало. И чтобы ходить на работу в приличном виде я каждый месяц откусывала еще дополнительный кусок семейного бюджета.

Я начала действовать в поиске школы, когда мой муж пребывал в полной прострации. К сентябрю я нашла учителя, определилась с программой обучения (Бунеевская – школа 2100) и Рома был записан в школу в соседнем дворе. Даже на этом этапе Миша еще не определился со списком школ.

20 комментариев к статье "Личный опыт"

  1. Анна пишет:

    Замечательная статья! Per aspera ad astra! Какие вы все молодцы! Удивительно, что у Вас с мужем еще был задор принимать участие в школьных мероприятиях… Описанные Вами «девочки» существуют во всех школах, это интелектуально-эмоциональное болото (несмотря на кажущуюся «отличность»)непроходимой скуки, душащей и давящей все живое и честное. Мне в моей домашне-педагогической деятельности есть над чем задуматься и что принять на вооружение. А с чем-то поспорить и что-то уточнить. Fortes fortuna adjuvat. Спасибо!

  2. Галина Алексеевна пишет:

    Статья, действительно, замечательная. Ирина, спасибо.
    Анна, ждем Ваши материалы. Уверена,что это будет тоже очень интересно.

  3. Наталья Геда пишет:

    Ирина, спасибо за Вашу статью!

    Очень и нтересно было познакомиться с полноценным опытом, отличным от моего собственного. У нас все организовано во многом иначе, хотя есть и многочисленные совпадения ( особенно в названиях книг) — на мой взгляд, и то и другое — нормально. Каждая семья индивидуальна, и поэтому совершенно естественно, что в каждой все будет построено по-своему. Надеюсь, Вы извините меня. что я не буду сейчас делать замеачния ко всей статье — мне это кажется слишком громоздкой затеей. У меня есть предложение: в следующих статьях я предполагаю изложить общие принципы обучения по тем или иным дисциплинам, и вот в контексте этих тематических публикаций имело бы смысл, на мой взгляд, обменяться мнениями, а может даже и поспорить по каким-то поводам.
    Главное, на мой взгляд — это то, что вам всем троим удалось добиться единства в образовательных вопросах. Это, по-моему, главное. А остальное уже. что называется, дело техники:)

  4. Ольга пишет:

    Ирина, а если бы Вам пришлось сейчас выйти на работу, домашнее обучение стало бы невозможным? Ведь занимаются дети после школы самостоятельно, неужели нужно каждый день быть рядом?
    Конечно, Ваша работа с ребенком впечатляет! Но это единственный способ организации домашнего обучения, или связано как-то с особенностями семьи и ребенка?

  5. Ирина Маркеева пишет:

    Спасибо, Анна!

    «Описанные Вами «девочки» существуют во всех школах, это интелектуально-эмоциональное болото (несмотря на кажущуюся «отличность»)непроходимой скуки, душащей и давящей все живое и честное.»

    На школьной ситуации я еще хочу подробнее остановиться, неприятная несколько тема, но для родителей детей школьников важная. Бессилие, которое чувствовала наша семья, не является редким или случайным. Поэтому ваше мнение мне необходимо, Анна. Взгляд с двух сторон в одном лице. Последовательность действий родителей нужно обсуждать, а не замалчивать и прикрывать эту проблему шапкой-невидимкой.

    «Мне в моей домашне-педагогической деятельности есть над чем задуматься и что принять на вооружение. А с чем-то поспорить и что-то уточнить.»

    Отлично. Давайте спорить и уточнять.

    Fortes fortuna adjuvat — Никогда не была сильной. Упорной да. Fed quod potui…

  6. Ирина Маркеева пишет:

    Галина Алексеевна, присоединяюсь. Жду статью Анны.

  7. Ирина Маркеева пишет:

    Наталья Геда: «У меня есть предложение: в следующих статьях я предполагаю изложить общие принципы обучения по тем или иным дисциплинам, и вот в контексте этих тематических публикаций имело бы смысл, на мой взгляд, обменяться мнениями, а может даже и поспорить по каким-то поводам.»

    Да, Наталья, я по возможности буду писать свое мнение. Но вы в таком количестве выдаете статьи, что я даже не успеваю их прочитывать. Это фантастическая скорость. Сейчас я интенсивно работаю над своим новым графиком работы и расставляю приоритеты. Обязательства выше моих желаний. Компромисс пока не нашла.

    Хочу сказать вам отдельное спасибо! В вашем блоге в январе был пост Великий немой: «Я МОЛЧАЛА ДОЛГИЕ ГОДЫ, НАБЛЮДАЯ МИР И НРАВЫ ИЗ УКРЫТИЯ. Но в один прекрасный момент информации накопилось так много, что она меня переполнила и я не смогла больше молчать. С тех пор я уже не совсем могу выбирать, молчать мне или говорить. Слишком много сделано заявлений, отступать некуда. Нужно дойти до предела и посмотреть, что за ним.»

    Это меня затронуло. Поэтому так много личного попало в эту статью. Ведь даже какой-то скупой намек может помочь человеку не чувствовать себя одиноким в своей проблеме, а увидеть, что все мы люди из одного теста.

  8. Ирина Маркеева пишет:

    Ольга: «Ирина, а если бы Вам пришлось сейчас выйти на работу, домашнее обучение стало бы невозможным? Ведь занимаются дети после школы самостоятельно, неужели нужно каждый день быть рядом?
    Конечно, Ваша работа с ребенком впечатляет! Но это единственный способ организации домашнего обучения, или связано как-то с особенностями семьи и ребенка?»

    Серьезный вопрос, Ольга. Наверное, он глубже. Обучение в семье заставит вас изучать себя и меняться. Требования к ребенку сначала предъявите себе. Сделайте перепись своих качеств, потому что именно этому вы попытаетесь научить свое дитя.

    Вот такая логика. Сначала стань сам, потом научится и ребенок. А вот какие качества личности самые важные? Хотя бы первые пять. Для меня это: дисциплинированность, трудолюбие, прилежание, честность, чувство ответственности.

    Да, сначала не видно результатов и опускаются руки. Это бывает.

    Я не стала бы отказываться от домашнего обучения из-за работы в офисе. В этом даже можно увидеть плюсы. Трудно находясь дома не вмешиваться в самостоятельную работу сына, но можно научиться. В вашем случае этой проблемы нет.

    Ольга, я описала свою работу за много лет. Поэтому она выглядит огромной и этим пугает. Посмотрите видеосюжет. Вы увидите, что мы обычные люди с недостатками и странностями.

    Особенность у нас одна на всю семью: мы можем неограниченное время находиться вместе. Я искренне удивляюсь тому, что соседка не может дождаться, когда ее дочь с больничного пойдет в школу. Эта девочка само спокойствие. Но и отношение к учебе вялое. Мы потратили около часа, чтобы объяснить этой семье правила их новой настольной игры. Они не могли заставить себя их изучить! Не могу представить, как такое возможно. Самое обидное, что объяснения правил не помогли: полный анабиоз. Этой семье я бы не рекомендовала забирать ребенка из школы.

    Сейчас мой распорядок дня складывается так: 8.00-11.00 помощь сыну по необходимости,
    11.00 – 18.00 собственные проекты, 18.00 – 1.00 дела семейные.

  9. Ольга пишет:

    Ирина, вечерние занятия с папой — обязательные? Если у сына нет необходимости обращаться за помощью к родителям, в течение какого времни Вы не контролируете его? Или контроль осуществляется ежедневно?
    Вы не боитесь излишней опеки? Ведь школьным детям родители помогают довольно редко уже (к 7 кл.), а учителя тоже не каждый день спрашивают. У ребенка остается возможность делать выбор — бездельничать или работать, оставаться наедине со своими проблемами и решать их, ведь это очень важно. Тем более для мальчика.

  10. Ольга пишет:

    Наверное, нужно пояснить.
    Я говорю не столько о тотальном контроле, сколько о возможности ребенка оставаться одному в кругу своих дел и проблем, чтобы родители не знали об этих делах и проблемах. Ведь у ребенка должна быть своя личная жизнь. Вы не боитесь, что у него не остается тайн от Вас?
    Где-то здесь в дискуссии уже прозвучало по поводу авторитета родителей, вернее о давлении этого авторитета на домашних детей.

  11. Лариса пишет:

    Ирина, снимаю шляпу!
    В ролике было сказано, что Вы собираетесь вернуться в школу. Это правда?

  12. Ирина Маркеева пишет:

    Ольга: «Ирина, вечерние занятия с папой — обязательные? Если у сына нет необходимости обращаться за помощью к родителям, в течение какого времни Вы не контролируете его? Или контроль осуществляется ежедневно?»

    Вечерние занятия. Во-первых, ребенок наш общий, значит и учим мы его сообща. Влияния отца на сына постепенно увеличивается, от меня ребенок постепенно отдаляется. Не нравится «отдаляется» – становится более самостоятельным. В этом процессе вечернее общение играет ключевую роль. Все папы днем отсутствуют, поэтому свободное время только после работы и в выходные. Выбор, как видите, невелик. Во-вторых, постепенно вечерние занятия математикой сдвинулись в дневной самостоятельный блок. Остался английский язык, физика, информатика. Физика тоже сдвигается на день – это тесты, письменные работы. Курс физики достаточно простой и лаконичный. Мы потратили на него один месяц летом, пару недель сейчас на повторение, еще месяц уйдет до завершения курса. Думаю, что Рома уже готов осваивать физику самостоятельно. Информатика. На нее истрачен один месяц на теорию, неделя практические работы по программе. Все остальное время это проекты вне школьной программы. Я буду об этом писать. Рома не сможет отказать себе в удовольствии заниматься с папой. Не забудем спортивные нагрузки: волейбол, фитнесс-клуб, плавание. Этим ребята тоже занимаются сообща вечером. Никто никого не принуждает. Английский язык останется навсегда вечерним предметом. До семейного обучения мы все ходили в языковой центр, но в группы разных уровней. За три года учебы там мы потратили кругленькую сумму. Я думала, что так будет и дальше. Но мы нашли общий язык и в Ромином учебнике. Даже больше: уровень языка папы прибывает и прибывает, а казалось бы с чего.

    Ольга, разве можно от этого отказаться? А зачем тогда нужны дети? Чем вы занимаетесь по вечерам, когда собираетесь вместе?

    «Если у сына нет необходимости обращаться за помощью к родителям, в течение какого времни Вы не контролируете его?»

    У нас есть одна игра. Называется: «Старуха, дверь закрой!» Можете прочитать стихотворение в переводе Маршака, если не помните. В нее мы играем по средам. В этот день мы живем отдельными жизнями, а вечером подводим итог. В другие дни мы с Ромой обмениваемся по скайпу или агенту сообщениями. Рома пишет мне примерный план занятий по времени. Активно используем таймеры. Этим мы можем синхронизировать время отдыха и потратить его на совместные развлечения. Рома профессионально занимается настольными играми, поэтому заинтересован во мне, как в партнере для очередной игры.

    «Или контроль осуществляется ежедневно?»

    На сегодня мы не можем решить проблему проверки всех письменных заданий вечером. Это самая свежая из проблем. Если пропускаете день, то на следующий день нужно проверять больше. Так как ребенок занимается ежедневно, имеет смысл обсуждать его ошибки или подробно комментировать на полях, тогда следующее занятие будет более продуктивным. Но в пятом, шестом классах этой проблемы не было. Здесь нужно понимать, что количество предметов максимальное (плюс химия на следующий год).

    «Вы не боитесь излишней опеки? Ведь школьным детям родители помогают довольно редко уже (к 7 кл.), а учителя тоже не каждый день спрашивают. У ребенка остается возможность делать выбор — бездельничать или работать, оставаться наедине со своими проблемами и решать их, ведь это очень важно. Тем более для мальчика.»

    Нет, не боюсь. Потому что сын научился работать. Сегодня я ему еще смогу помочь. Если напрягусь, то и завтра помогу. А вот дальше… Рома такими темпами растет, что родителям просто за ним не угнаться. Подозреваю, что следующие годы буду просто бежать вослед.

    Сейчас у меня есть возможность проанализировать школьную подготовку. В Омске еще одного ребенка перевели на самостоятельное обучение. Я помогала организовывать учебный процесс дома. Девочка, 9 класс, профессиональный музыкант, готовится к поступлению в муз. училище, в школе шла на медаль. Сейчас мы встречаемся вечерами на английском языке. Навыков самостоятельной работы много – она просто трудовая пчелка, но вот база знаний рыхлая. Задачи по химии не понимает – выяснили тянется пробел по дробям и пропорциям. Избегает дробей, значит и в алгебре, геометрии тоже будут пробелы. В физике проблемы – не может выразить значения величин в основных единицах СИ, перевод вызывает трудности. И т.д. Думаете, легко человеку уже взрослому признать, что потеряно много школьного времени впустую. Два месяца и ее не узнать, наслаждается химией, увлеклась алгеброй, уважение к себе вернулось.

    «Наверное, нужно пояснить.
    Я говорю не столько о тотальном контроле, сколько о возможности ребенка оставаться одному в кругу своих дел и проблем, чтобы родители не знали об этих делах и проблемах. Ведь у ребенка должна быть своя личная жизнь. Вы не боитесь, что у него не остается тайн от Вас?
    Где-то здесь в дискуссии уже прозвучало по поводу авторитета родителей, вернее о давлении этого авторитета на домашних детей.»

    Рома сказал, что у всех есть тайны.
    Мы не вмешиваемся в обучение в музыкальной школе. Ежедневно он все решает там сам.
    Конечно, дома я главная. И этим пользуюсь, давлю на всех. У меня муж Михаил, сын Роман, кот Кирилл, кот Илья. Как же я с ними уживусь иначе. Каждый следующий давит авторитетом на оставшихся. Поэтому в распоряжении Кирилла только Илья. Вот Илья и получает по полной программе.
    Если не давить, то будут месяцами смотреть по ночам в телескоп, а днями пропадать на пруду и рассуждать об устройстве мира и его законах. Я так и не могу понять, что было до большого взрыва. Как это нет времени и пространства?

  13. Ирина Маркеева пишет:

    Лариса: «Ирина, снимаю шляпу!
    В ролике было сказано, что Вы собираетесь вернуться в школу. Это правда?»

    Спасибо!
    Немного передернули, конечно. Дословно было сказано так. Этот вопрос мы не обсуждали, но все будет зависеть от решения Ромы.

    Теперь обсудили. Однозначно нет. И возвращением в школу ребенка не пугаем — у нас договор.

  14. Екатерина пишет:

    Ирина, спасибо.
    Много полезной информации, но главное, от статьи идет такой позитивный настрой.
    Буду ждать следующую статью.

  15. Валерия пишет:

    15.02.2009 15:24 | Валерия

    Ирина, у Вас и у мужа техническое образование, Вы сможете помочь сыну самостоятельно заниматься физикой, математикой, а химию тоже сами будете изучать заново? А как быть, если у родителей нет технического образования? Можно ли обойтись без репетиторов (я говорю не только о платных репетиторах, но и о регулярной помощи родственников и друзей, которые в этом случае становятся репетиторами или учителями). Когда на Ваш взгляд нужно планировать включение в учебный процесс репетиторов? От чего это зависит? Какую задачу ставить перед репетиторами?

  16. Марина пишет:

    Ирина, прочитала о Вашем впечатлении от выпускного в начальной школе, до боли все знакомо. Сын учится в 6 классе, увлечен биологией, много читает. Общих интересов с одноклассниками не было, но до последнего времени отношения были терпимыми, в основном с мальчиками. А сейчас девочки резко повзрослели, одна отличница на год старше сына, на голову выше, мальчики стали влюбляться. А мой ребенок пока равнодушен к девочкам, всем пытается рассказывать что-нибудь интересное, на его взгляд, из биологии. У них свои, «взрослые » темы разговоров, надеюсь, это никогда не будет интересно моему сыну.
    Но теперь и мальчики, с которыми были вполне нормальные отношения, стараются быть поближе к девочкам, дошло до того, что ребенок стесняется показывать книги, которые читает. Он со своей биологией становится объектом насмешек. Успокаивает, что он пока довольно равнодушен к этому, многого просто не замечает, живет своими интересами, но ведь он тоже взрослеет. Боюсь подумать, что ему понравится подобная девица. Откуда это пролетарское, агрессивное презрение к образованию, интеллигентности? Причем ведь их лидер, девочка, о которой я писала, отличница. Но книг не читает, вернее, хороших книг не читает.
    Сначала я думала, что это нам не повезло, думала о переводе в другую школу, но боюсь, это бесполезно…

  17. Ирина Маркеева пишет:

    Валерия: «Ирина, у Вас и у мужа техническое образование, Вы сможете помочь сыну самостоятельно заниматься физикой, математикой, а химию тоже сами будете изучать заново? А как быть, если у родителей нет технического образования? Можно ли обойтись без репетиторов (я говорю не только о платных репетиторах, но и о регулярной помощи родственников и друзей, которые в этом случае становятся репетиторами или учителями). Когда на Ваш взгляд нужно планировать включение в учебный процесс репетиторов? От чего это зависит? Какую задачу ставить перед репетиторами?»

    С химией у нас тоже все в полном порядке. У мужа это хобби. После школы у него стоял выбор между химфаком и информационными технологиями. После призовых мест солидных олимпиад по химии среди школьников у Михаила было приглашение на льготное поступление в Новосибирский университет без экзаменов. Я химией не увлекалась, но этот предмет предельно точный и не представляет большой сложности в изучении. По учебным планам видно, что немного в классификациях изменили названия углеводородов. Уже в девятом классе начинается органическая химия, а раньше это был материал десятого класса. Под рукой нет тем 11 класса химии, поэтому интересно в него заглянуть. В любом случае знания будем восстанавливать все вместе.

    «А как быть, если у родителей нет технического образования?»

    Образование поможет, конечно. Но это говорит только о том, что вы умеете работать с информацией, добывать ее, перерабатывать, понимать, частично запоминать и применять. Сейчас мы с Ромой разбираемся самостоятельно с историей и литературой. Очень интересный опыт. И чем дальше, тем интереснее. Аналогично и с точными дисциплинами, чем больше понял, тем сильнее интерес.

    «Можно ли обойтись без репетиторов (я говорю не только о платных репетиторах, но и о регулярной помощи родственников и друзей, которые в этом случае становятся репетиторами или учителями).»

    Наша семья обходится без репетиторов по школьному курсу. Но я бы не отказала увлеченному человеку общаться с сыном. Особенно если существует потребность в этом. Важно родителям не отдаляться от учебного процесса и взаимодействовать, видеть картину обучения целиком. Приблизительно репетитором можно назвать моего мужа. Я руковожу всем процессом, закупаю всю литературу, ставлю учебные задачи, корректирую методические приемы, определяю темп обучения. Это не значит, что он только подчиняется. Мы интенсивно обмениваемся мнениями и достижениями, находками и идеями. Это такой творческий процесс. Он приносит большое удовлетворение, потому что плоды видны практически сразу. Ребенок впитывает и прорастает, а иногда просто взрывается моментально при изучении чего-то нового. Эти прозрения неожиданны и запоминаются надолго.

    «Когда на Ваш взгляд нужно планировать включение в учебный процесс репетиторов? От чего это зависит? Какую задачу ставить перед репетиторами?»

    Если перед родителями стоит непреодолимая задача, то репетитор нужен немедленно. Сразу начинаем разбираться: почему родители не могут осваивать тот или иной предмет параллельно с ребенком. Есть объективные причины, но часто это просто предлог. Банальная причина — родители не могут увлечься, заинтересоваться предметом. В такой среде ребенку обучаться будет трудно. Моя задача состоит в том, чтобы разжечь интерес. А достичь этого легче всего собственным примером. Такие же требования и к репетитору, Валерия.

    Если мы говорим об обычном формальном репетиторе, то такой преподаватель не нужен. Нужен больше друг и наставник в одном лице. А я не собираюсь уступать это теплое место человеку со стороны. Вот такой откровенный эгоизм.

  18. Ирина Маркеева пишет:

    Марина: «Ирина, прочитала о Вашем впечатлении от выпускного в начальной школе, до боли все знакомо. Сын учится в 6 классе, увлечен биологией, много читает. Общих интересов с одноклассниками не было, но до последнего времени отношения были терпимыми, в основном с мальчиками. А сейчас девочки резко повзрослели, одна отличница на год старше сына, на голову выше, мальчики стали влюбляться. А мой ребенок пока равнодушен к девочкам, всем пытается рассказывать что-нибудь интересное, на его взгляд, из биологии. У них свои, «взрослые » темы разговоров, надеюсь, это никогда не будет интересно моему сыну.
    Но теперь и мальчики, с которыми были вполне нормальные отношения, стараются быть поближе к девочкам, дошло до того, что ребенок стесняется показывать книги, которые читает. Он со своей биологией становится объектом насмешек. Успокаивает, что он пока довольно равнодушен к этому, многого просто не замечает, живет своими интересами, но ведь он тоже взрослеет. Боюсь подумать, что ему понравится подобная девица. Откуда это пролетарское, агрессивное презрение к образованию, интеллигентности? Причем ведь их лидер, девочка, о которой я писала, отличница. Но книг не читает, вернее, хороших книг не читает.
    Сначала я думала, что это нам не повезло, думала о переводе в другую школу, но боюсь, это бесполезно…»

    Ситуацию внутри класса изменить очень сложно. Я сейчас анализирую наш опыт и постараюсь его подробно описать. Добавить последовательность шагов и решений для родителей. Не могу указать точной даты, Марина, к сожалению.

    Насмешки – это не безобидная мелочь, я не рекомендую от этого отмахиваться. Пишите обязательно, если что-то срочное.

    Ваш вопрос, Марина, для меня интересен.

    «А мой ребенок пока равнодушен к девочкам, всем пытается рассказывать что-нибудь интересное, на его взгляд, из биологии. У них свои, «взрослые » темы разговоров, надеюсь, это никогда не будет интересно моему сыну.»

    Мальчик не может быть совсем равнодушен к девочкам. В этом пубертатном периоде начинается перестройка организма: мальчик становится юношей. «Взрослые» вопросы неизбежны. Они очень интимны, поэтому ребенок может их задать самому близкому человеку. Эти вопросы будут заданы и самому компетентному. Отлично, если в семье эти темы не под запретом, а свободно обсуждаются в уважительной форме и достойными словами. Отношения между мужчиной и женщиной это океан эмоций и переживаний, а поводов обсудить эти отношения великое множество.

    Мы только об этом и говорим. Марина, а я уже люблю или почти люблю ту девочку, которую выберет Рома. В этом выражено мое доверие к сыну. Я уверена, что интерес только сексуальный быстро утихает, если нет эмоциональной и интеллектуальной связи между людьми. Да, мы говорим о той единственной, о чистоте своей, об ответственности юноши перед девушкой.

    Прочитайте вечерком сказку «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина. Там интересные размышления о семье, детях, предназначении человека. Чем не повод поделится своими взглядами и узнать мнение сына. А интереса не может не быть. У него выстроен сценарий жизни и семья занимает в нем определенное место, а значит и женщина достойный объект для размышлений.

    Вчера мы смотрели фильм «Персонаж». Проведите хороший вечер. Сравните, задайте вопросы. Я думаю, время для этого наступило.

  19. ИринаТ пишет:

    Ириша, привет! Прочитала на одном дыхании твоё творение и поскольку я не только сторонний наблюдатель или случайный заинтересованный читатель, прямо распираюсь от гордости за тебя. Может ещё и потому что знаю вас лично и прекрасно понимаю сколько всего стоит за этими строчками… Ком в горле, мать, прямо плачу. Ты просто молодец, Ириша. Стиль лёгкий, читается как увлекательный рассказ. Говорила же тебе -ПИШИ КНИГИ!!!

  20. Ярославна пишет:

    Я прочитала, все что вы здесь Ирина написали, и испугалась. Я так легко забрала дочь из школы, а теперь почитав вашу статью, засомневалась смогу ли я….. У нас с мужем нет высшего образования, я и в школе училась плохо, по причине частых пропусков из-за болезни, все что помню из школы это таблица умножения и инфйзорию туфельку, еще «жи-ши пиши с буквой и». Я по профессии артист народного хора и хормейстер, муж работяга на заводе. Ничего подобного что вы даете своему сыну мы делать не можем, но наша дочка так похожа на ваших детей, за 6 лет школы нет ни одной подруги, нет общих интересов, в школе все легко и понятно но не интересно, сейчас пытается учиться по учебникам дома сама, в темпе школы. На ежедневные занятия у нее уходит час полтора, не больше. Я я все сижу на вашем сайте пытаюсь найти, себе какой нибудь путеводитель….
    Какая у вас интересная жизнь, вы молодцы, дружные, живые….

    Да… вздыхаю я, какие мы необразованные, ни чем не увлекающиеся инертные люди, ленивые еще… как из этого вылезти?