Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Обучение вне школы

Домашнее обучение что это?

О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады по этому вопросу для политических партий.
Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли по каким-то уважительным причинам.

Семейное обучение, экстернат чем эти формы обучения отличаются друг от друга?

Словом, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании. Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад.

Но в некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.

Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей.

Интересный факт проект нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» вообще не предусматривал семейное обучение. Это вызвало довольно большой резонанс среди родителей. Кстати, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования). К сожалению, ситуация на сегодня такова, что основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению.

Но с учетом активной жизненной позиции родителей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей представляется вполне реальной.

Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго. Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5 10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении.

Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах».

Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего имеют в виду возможность индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости можно было задержаться на изучении какого-либо предмета.

Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, что позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, есть возможность и желание попробовать себя в разных видах деятельности.

При домашнем образовании нередки случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года. Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ.

Они просто ищут альтернативу школе и готовы отправиться в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. Пока этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае.

Сейчас же видна главная причина этой тенденции – кризис школьного образования в мире, образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества. Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе – итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена. Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается.

Сейчас многие родители жалуются на несовершенство школьного образования. Одни считают школьные программы перенасыщенными, другие указывают на их явную слабость. По моему мнению, и те, и другие правы.

Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, то теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний.

Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом. Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять как содержание образования, так и формы и методы обучения.
Это, кстати, становится очевидным не только родителям, но и самим учащимся.

Галина Мисютина для журнала «Ваши права».

Комментарии к статье "Обучение вне школы"

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

×