Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Нетрадиционные формы обучения: последние тенденции в сфере образования

Мир постоянно меняется, и наши дети могут не застать того, к чему привыкли мы. Это относится и к сфере образования. Ирония перемен еще и в том, что все новое – это хорошо забытое старое. Так, популярная в прошлом форма домашнего образования и отсутствия оценок набирает вес сейчас. Хотя с современными технологиями у новомодных систем образования есть огромные преимущества.

Так, например, появившийся недавно термин hackschooling, представленный семьей 13-летнего Логана ЛаПланте, буквально означает «взлом школьной системы» и подразумевает под собой поиск лучших методов образования. Слова Бакминстера Фуллера прекрасно раскрывают его смысл: «Вы никогда не измените реальность, борясь с тем, что уже существует. Чтобы изменить что-то, нужно создать нечто новое, что перечеркнет старое». Система образования постоянно меняется. Родители решают, что школьный класс – не лучшее место для обучения их ребенка и ищут альтернативные методы.

По мнению американского альянса семейного образования, вовсе не обязательно изобретать колесо. Достаточно составить наилучшую комбинацию из уже имеющихся методов. Нужно взять все лучшее из школьного, классического, домашнего, профессионального образования и создать модель, подходящую ребенку. Главное – это правильно расставить образовательные приоритеты. В современной школе дети учат точные и естественные науки, гуманитарные дисциплины, но никто не изучает предмет под названием «как быть здоровым и счастливым».  Может быть, поэтому современные дети не становятся ни здоровее, ни счастливее с наступлением школьного возраста? А  разве основополагающие потребности человека, быть здоровым и счастливым, менее важны, чем сухие знания, которые, возможно, в будущем никогда не пригодятся?

Вопросом полезности образования в его существующем виде задается и американский педагог Майкл Стронг. По его мнению, важны не столько знания детей, сколько их способность реализовать себя и взаимодействовать с окружающим миром, в то время как традиционная школа учит детей быть пассивными и зависимыми. Ведь даже престижная корочка не сможет дать им уверенности в том, что они готовы к взрослой жизни.

Свои идеи Стронг воплощает в частных школах, организованных при его участии. «Спонтанная» форма занятий рассчитана на развитие у школьников привычки справляться с неожиданными ситуациями и учиться на собственном опыте.

Необходимость более тесной связи образования и реальной жизни ощущают многие, но немногие ищут пути решения этой проблемы. А ведь есть примеры удачного синтеза теории и практики.

Так английская школа-студия в Лутоне позаимствовала традиции средневекового образования, когда обучение проходило в мастерских в процессе работы. В этой школе основная часть учебного плана реализуется в практических проектах. Для этого администрация заключает договоры с местными работодателями, предоставляющими возможности стажировки. Лучший способ научиться чему-то – делать это.

Российские школы часто упрекают за оторванность программы от реальной жизни: учащимся приходится изучать то, что в дальнейшем им никак не пригодится. Однако, выбирая домашнее обучение, родители могут построить программу так, чтобы дать ребенку не только теоретические знания, но и практические навыки. Тем более что целый ряд известных людей получили образование не в душных классах, а непосредственно в процессе работы.

Обучение должно быть не только актуальным, но еще и интересным. А что интересно современным детям? Думаем, мы не ошибемся, если скажем компьютерные игры. Пока другие безуспешно борются с этой проблемой и разрешают своему ребенку играть только после выученных уроков, другие …. используют компьютерные игры для обучения! В Нью-йоркской школе Quest to learn, созданной с участием Билла Гейтса, дети не читают учебников, а целыми днями играют. Но не просто так, а в особые квесты, где в ходе прохождения миссии ученики приобретают знания. Оценок здесь, конечно же, нет – они заменены на очки. Эта форма обучения может успешно использоваться и в домашнем обучении, нужно только подобрать игры. Благо сейчас можно найти множество обучающих компьютерных игр.

Какие ресурсы можно использовать для применения такого метода обучения?

Ответ эксперта:

Есть огромное множество сайтов и программ, предлагающих интерактивные материалы и задания. Они используются в качестве обучающих фрагментов и визуально понятны и удобны для детей. В младших классах в большинстве своем это анимации, т.е. ребенок действительно учится играя! В старших  — это чаще схемы, таблицы, тесты. Огромный плюс интерактива в том, что многие СЛОЖНЫЕ темы объясняются на пальцах. То, что ребенок понял «изнутри», останется в его голове навсегда и этими знаниями он обязательно найдет применения.

Директор Центра домашнего обучения
Ельчанинова Юлия Евгеньевна

Школа Альфа в Канаде отличается своей демократичностью в выборе педагогов. Здесь провести урок может не только школьный учитель, а также один из учеников или при желании – родитель. Список предметов состоит не только из стандартного набора дисциплин, но включает и творческие занятия, такие как лепка, кулинария и т.д. Такой подход, несомненно, поощряет самостоятельность и ответственность – если ребенок готовится провести урок своим одноклассникам, ему нужно подготовить материал. А почему бы и Вам не поменяться с ребенком ролями, хотя бы на один день и не дать ему возможность подготовить и провести урок для Вас?

Образование – это умение связывать воедино разрозненные факты. Но зачастую само обучение строится так, что ребенку необходимо просто выучить набор фактов, за которыми теряется целостная картина мира.  Например, в школе дети изучают войну с Наполеоном раньше, чем проходят «Войну и мир» Толстого. А разве знания ребенка не станут богаче, если организовать междисциплинарное обучение? За рубежом в системе хоумскуллинг становится все более популярным направление unit study или изучение разных предметов вокруг одной темы. Например, вокруг пиратства. Изучается история пиратства, география путешествий: порты и маршруты следования, моря и течения; ходовые характеристики судов, экономические составляющие данного явления и влияние на развитие отдельных стран, а также отображение этой темы в живописи, литературе («Остров сокровищ» Стивенсона).

Эксперты полагают, что обучение будущего будет более индивидуализированным, а значит, нетрадиционные формы обучения будут постепенно завоевывать мир образования, и вполне возможно, что доска и мел через какое-то время останутся только на фотографиях.