Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Естественные науки на диалектическом этапе обучения

Наконец, мы подошли к одной из важнейших составляющих современного курса обучения — блоку естественных наук, которых, даже если брать по минимуму, в программе не менее четырех: физика, химия, биология и география.

В прошлом столетии классическая модель обучения не предполагала глубокого изучения предметов естественнонаучного цикла: в классических гимназиях ставку делали на изучение языков и гуманитарных предметов. Не слишком глубоко изучали эти предметы и в реальных училищах, где ставку делали на математику и развитие ремесленных, практических навыков. Глубоко физику, химию и другие естественные науки преподавали только в университетах, поскольку в тот период времени изучение данных предметов вне постоянной экспериментальной практики в специально оборудованных лабораториях не представлялось возможным, да и необходимым тоже. Студенты, желающие изучать физику или химию, поступали не просто на специальный факультет университета, а в лабораторию того или иного профессора. Инженеров и фармакологов, медиков и геологов сто лет назад требовалось ограниченное количество, в связи с чем от большинства учащихся не требовалось знания химических и физических формул – не более, чем общей осведомленности на уровне научно-популярной литературы.

С момента возникновения советской школы акцент в ее программе сразу же был смещен с гуманитарного на естественнонаучный блок предметов. Этого требовала смена философско-мировоззренческой парадигмы, с одной стороны, и взятый правительством курс на индустриализацию страны, с другой. Уничтожение в рамках страны доминировавшего почти тысячу лет христианского мировоззрения потребовало от идеологов научного коммунизма формирования адекватной замены. В качестве таковой и стали использоваться естественные науки, которым в Новейшей истории выпала парадоксальная для точного знания роль новой религиозной доктрины – сциентизма, который, на пару с научным атеизмом, занял главенствующее место в бурно развивающемся социалистическом обществе. Научный атеизм базируется на главенствующей догме – вере в то, что Бога не существует; сциентизм на место Бога и Его универсального закона, управляющего Вселенной, ставит человеческих разум, законы природы и принцип случайности.

В связи с этим к преподаванию естественных наук в советской школе подходили с особой тщательностью: изучению догм новой идеологии следовало уделять особое внимание.

Знать физику и химию на весьма продвинутом для того времени уровня стало обязанностью каждого советского мальчика и девочки; законы Галилея и Ньютона, периодическая система Менделеева и эволюционная теория Дарвина заняли места 10 Заповедей, 7 Таинств других основных положений Учения Церкви: их полагалось усваивать дословно, некритично и независимо от понимания, т.е, как догму. С другой стороны, нельзя отрицать, что сами по себе программы и методики изучения естественных наук в советской школе долгое время были, да пожалуй, и сейчас остаются на передовом рубеже современной науки. Естественным наукам в советской школе традиционно учили весьма и весьма неплохо – было бы желание ученика научиться. Уже одно то, что каждая школа была оборудована всем необходимым для проведения естественнонаучных экспериментов лабораторным оборудованием, говорило о том, что партия и правительство в самом деле надеялись посредством общего обязательного образования получить поколение ученых, инженеров и механиков. Частично их упования сбылись. Это дало нам блестящую науку 50-60 годов, огромный потенциал инженерно-технических кадров в 70-80 годах и…полный провал в настоящем. Современные школьники, в массе своей, не испытывают никакого интереса к естественным наукам и показывают самые низкие знания именно в этих предметных областях.

Почему?

Очень просто – в современном мире сциентизм и научный атеизм уже не выдерживают критики как мировоззрение. Ученые и инженеры утратили свой близкий к жреческому статус и из полубогов превратились в нищих ботаников или пьющих работяг – разумеется, если не оказались настолько умны, чтобы вовремя эмигрировать и найти себе теплое место на научно-техническом Олимпе одной из индустриальных держав Запада. В настоящее время уже даже ребенку ясно, что для того, чтобы претендовать на «жреческий» статус, нужны куда более глубокие и специфические знания, которые остаются за рамками российской школьной программы. А перспектива стать нищим научным сотрудником или вечно крайним затыкальщиком дыр в обветшавшем энергетическом и коммунальном хозяйстве бывшего СССР не привлекает молодежь. Да и весь спектр экологических и техногенных проблем последней четверти века не очень-то способствует пробуждению интереса к естественнонаучным исследованиям; куда чаще он вызывает противоположную реакцию: хватит, доисследовались. Слишком много фактов говорит за то, что именно безудержный научно-технический прогресс поставил современную цивилизацию на грань уничтожения. Недавний шумный успех фильма «Аватар» показал, как сильно современные люди устали от технической цивилизации.

В связи со всем вышеперечисленным встает закономерный вопрос – какое же место естественные науки должны занимать в домашнем обучении?

 

Место естественных наук в классическом домашнем обучении

Изучение естественных наук не менее важно для формирования личности и кругозора ребенка-нешкольника, чем изучение гуманитарных и точных наук. Несмотря на то, что метод, описываемый в данных статьях, называется «Классическим», он отличается от методологии, принятой в классических гимназиях.

 

Почему?

Во-первых, потому что изучение естественных наук, на самом деле, имеет в качестве цели восприятие мира как целого, как единого организма, в котором отдельные науки не образуют обособленных друг от друга изолированных областей знания, а являются, скорее, разными взглядами на один и тот же объект. Такой подход к познанию окружающего нас мира естественных объектов следует признать вполне «классическим», наряду с гуманитарно-философским его осмыслением. Каким образом можно реализовать такой подход в нашей текущей реальности, чуждой универсальности и стремящейся к максимальной специализации каждого отдельного исследователя в своей собственной, изолированной от других, предметной области – мы покажем ниже.

Во-вторых, потому что мы стремимся к гармоничному развитию всех важнейших функций психики, а не отдельных ее частей. Поэтому естествознание важно для нас тем, что оно наилучшим образом развивает третью важнейшую функцию человеческого сознания – перцепцию, складывающуюся из ощущений и восприятий. Естествоиспытатель, изучающий природу, использует в качестве рабочих инструментов собственные органы чувств, развивая их восприимчивость в ходе систематических наблюдений, а в качестве метода проверки своих гипотез использует тщательно подготовленные и продуманные научные эксперименты. Таким образом, естествоиспытатель, с одной стороны, использует перцепцию, с другой – не доверяет ей слепо, а находит ей экспериментальные подтверждения. Изучение естественных наук, с одной стороны, развивает наблюдательность и восприимчивость подростка, а с другой – учит не всегда доверять своим органам чувств, поскольку истина может быть далекой от очевидности, и лишь всесторонняя проверка выдвинутых предположений в ходе научного эксперимента может подтвердить или опровергнуть правдивость наших предположений, основанных на перцепции.

И, наконец, в-третьих, современные естественные науки дают подростку приемлемую модель познания окружающего мира — при условии, если эта модель не абсолютизируется и не подается в качестве единственно возможной. В этом случае современные естественнонаучные концепции вполне можно использовать, как рабочие гипотезы, сравнительно простые и удобные для изучения всего разнообразия форм живой и неживой материи, из которых слагается Вселенная. Знать и понимать новейшие концепции строения Вселенной должен любой образованный человек, однако для формирования у подростков независимого от догматики сциентизма мышления их нужно знакомить не только с точкой зрения, зафиксированной в учебниках, но и с альтернативными теориями, в них не попавшими.

 

Зачем это нужно?

Дело в том, что в настоящее время мировая фундаментальная наука переживает глубокий застой, вызванный, в первую очередь, мировоззренческим кризисом. Позитивистская доктрина бесконечного прогресса цивилизации, бесконечно совершенствующего человеческое общество и его образ жизни, доказала наконец свою несостоятельность. Взрывное увеличение знаний и совершенствование технологий не привело к качественному изменению общественных отношений между людьми; насыщение человеческой жизни технологиями и другими побочными продуктами НТР и НТП не сделало, в целом, эту жизнь ни проще, ни безопаснее – просто одни сложности и опасности (естественные) сменились на другие (рукотворные); что касается продолжительности жизни, существенно возросшей в благополучных регионах, то в глобальном масштабе она скорее сократилась – за счет нищеты и неблагоприятной эпидемиологической и экологической ситуации, царящей на куда более обширных по площади и плотности населения территориях. Для многих ученых мира, задумывающихся о перспективах развития человечества, стало ясно, что наука не сможет нормально развиваться без преодоления идейного и мировоззренческого кризиса, царящего в современном обществе. А для этого необходимо взглянуть на историю новейшей науки более трезвым и критичным взглядом, очищенным от позитивистских иллюзий, не как на догму, а как на концепцию в ряду иных концепций, порожденных иными историческими эпохами. Наверное, только это позволит современной науке избавиться от существующих недостатков, сохранив в целости все действительно ценные достижения не только последних двух столетий, но и всех предшествующих исторических эпох.

 

Что это значит?

То, что к физике, химии и другим естественным наукам следует относиться не только как к началам современной технологии, но и как к дисциплинам, тесно связанным с философией. Следовательно, изучение курсов естественных наук вне идейно-философского контекста, породившего основные естественнонаучные концепции, в настоящий момент малопродуктивно и даже опасно. Сегодня, наверное, главное, что мы должны сделать для своих детей – это привить им интерес к философии и готовность искать пути к синтезу классической философии и современных естественнонаучных концепций. Надо понять раз и навсегда, что ученый-естественник будущего должен быть не только исследователем и экспериментатором, но и философом – в противном случае мировоззренческий кризис современной цивилизации не будет преодолен. А что нас ждет в этом случае? Либо глобальный социум, управляемый единым тоталитарным «государством», жестко распределяющим блага в обмен на беспрекословное подчинение граждан, либо анархия и произвол, «война всех против всех». И та и другая перспективы одинаково непривлекательны. Искать выход следует, привлекая все ресурсы и все научно-мировоззренческое наследие человечества, через анализ которого следует прийти к окончательному синтезу.

Однако, заявить такую цель, безусловно, много проще, чем сделать ее достижимой. Каким образом, в рамках концепции классического домашнего обучения, следует двигаться к достижению этой цели?

Для этого нам нужно выделить в процессе изучения естественных наук для два основных блока: экспериментальный (объединяющий как теорию, так и практику) и философский (созерцательный). В первом случае мы будем развивать аналитические способности ребенка, основанные на его наблюдательности, предприимчивости, склонности к исследованиям; во втором – способности к синтезу, универсальным обобщениям и теоретизированию на их основе.

И нужно понимать, что если для первого у нас сейчас имеются методические разработки, то во второй области нам во многом придется действовать самостоятельно.

Развитие аналитических и исследовательских способностей подростка в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла

Основные проблемы в изучении естественных наук в современной школе возникают в силу огромного разрыва, существующего между курсом природоведения-естествознания в начальной школе и курсами физики, химии, биологии, географии, резко приходящими им на смену в 6-7 классах средней школы. Естественные науки в новых, непривычных обличиях сваливаются на совершенно не готовые к этому головы младших подростков внезапно, как снег в середине лета. Большей части последующих проблем можно было бы избежать путем постепенного перехода подростков от конкретной к абстрактной форме подачи материала (в чем, собственно, и состоит основная сложность естественнонаучного блока). Такой постепенности можно добиться при помощи следующих мер:

 

— переноса изучения начал естественнонаучных дисциплин на грамматический этап обучения (см. статью «Естествознание на грамматическом этапе обучения», http://www.school4you.ru/club/article71/);

— использования для этого специализированных пропедевтических (вводных) курсов, подготавливающих старшего ребенка (младшего подростка) к восприятию основного материала курсов естественных наук 7-9 классов;

— организации разнообразной практической (экспериментальной) деятельности по материалам пропедевтических курсов.

 

Какие учебные материалы мы рекомендуем использовать в качестве пропедевтических курсов?

Пропедевтические (вводные) курсы естественных наук

1. В области естествознания: следует привлекать широкий круг научно-популярной и развивающей литературы, описанный в статье о грамматическом этапе изучения естественных наук.

2. В области физики: вводные курсы Г. Н. Степановой «Физика» 5 класси «Физика» 6 класс. Учебник 5 класса постепенно вводит ученика в мир физической методологии через серию вводных теоретических материалов и несложных экспериментов, большая часть которых вполне может быть организована в домашних условиях, самим подростком без участия взрослых (в самых сложных случаях – с привлечением взрослых). Кроме того, в рамках курса 5 класса ученик получает представление об основных физических понятиях, о методах наблюдения, о видах экспериментов, о способах измерения и фиксации результатов экспериментов. Кроме того, в рамках курса 5 класса автор вводит учеников в круг основных концепций таких разделов физики, как оптика и акустика. Учебник 6 класса пока отсутствует в свободной продаже, купить его можно только у букинистов втридорога – так что стоит подождать, пока ее переиздадут.

3. В области химии: вводный курс О. С. Габриэляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебина «Химия» 7 класс, Этот учебник дает ученику те же основы методологии нового предмета, химии, что и Степанова в своем вводном курсе физики: знакомят с основными понятиями, методами наблюдения, видах экспериментов и способах их измерения и фиксации. Кроме того, в курсе Габриэляна большое место уделено межпредметным связям с другими предметами естественнонаучного цикла: физикой, биологией, географией, а также с точными науками – в частности, межпредметным связям с курсом математики отводится целая глава (вычисления в курсе химии), в рамках которой учеников последовательно учат решать химические задачи на вычисление массовой доли различных химических веществ. Также курс Габриэляна дает описание простых практических работ по изучаемому курсу.

4. В области биологии: с одной стороны, можно ориентироваться на вводный курс 6 класса Н. И. Сонина «Биология. Живой организм»; с другой стороны, нужно понимать, что для 6 класса этот курс является недостаточно глубоким (по своему содержанию он явно напоминает учебник естествознания для 4 класса). Поэтому стоит перенести ознакомление с данным курсом из 6 в 5 класс, в то время, как в 6 класс отвести на более детальное углубление в многочисленные разделы биологии животного и растительного миров, на что в школе отводится не более года (в 7 классе). Надо понимать, что увлечь и заинтересовать ребенка, а тем более – подростка, биологией можно, только привлекая широкий круг дополнительной занимательной и научно-популярной литературы. Заинтересованному изучению данного предмета могут поспособствовать научно-популярные книги по биологии из серии «Я познаю мир» (например, «Ботаника» Ю. Н. Касаткиной, «Биология» и «Палеонтология» С. В. Наугольных и др. авторов, и т.д.; «Мир животных» И. Акимушкина, и т.д.

5. В области географии, к сожалению, на сегодняшний день нет удачных вводных курсов. Первые учебники географии – «Физическая география, 6 класс» О. В. Крыловой

или « География. Наш дом-Земля, 7 класс» И. В. Душиной, безусловно, содержат весь объем необходимых понятий, учат читать карты и работать с координатной сеткой, но, увы, в силу своей наукообразной «пересушенности», совершенно не способствуют развитию интереса к предмету. Поэтому рекомендуется перед началом географии по школьному курсу разбудить интерес ребенка к данной области через такую захватывающую тему, как мировая история географических открытий. Лучше всего для такой цели подходит серия книг И. П. Магидовича, В. И. Магидовича «Очерки по истории географических открытий». Кроме того, неплохим вводным пособием по географии, помогающим подростку освоить политическую географию мира, является том Аванты+ «Иллюстрированный атлас мира», где в небольших занимательных статьях даются краткие географические обзоры всех стран мира в сопровождении их подробных карт.

 

Организация самостоятельной исследовательской деятельности подростков

Как правило, наибольшие трудности при изучении естественных наук вызывает именно этот вид деятельности, что совершенно понятно: для того, чтобы проводить самые простые эксперименты по физике, химии и биологии, нужно специальное лабораторное оборудование, приборы и расходные материалы, подчас малодоступные и дорогостоящие. А самое сложное – это владение методологией исследовательской деятельности, которое у непосвященных в глубины соответствующих наук родителей действительно нет.

Разумеется, проводить простейшие опыты с использованием подручных средств на вводном этапе изучения естественных наук можно и самим в домашних условиях, хотя бы при помощи наборов для домашних опытов «Юный химик» и «Юный физик», хотя последний значительно менее интересен, чем первый.

Однако возможности таких домашних лабораторий весьма ограничены, даже если их комплектацию периодически повышать, докупая дополнительное оборудование и расходные материалы в специализированных магазинах типа «Чип и дип» или «Химик». Можно также пользоваться услугами виртуальных лабораторий. При этом, даже если у вас есть и средства, и досуг, и желание для организации своей собственной домашней лаборатории, нужно помнить, что теоретический материал естественнонаучных курсов становится по-настоящему понятным только при условии регулярной экспериментальной проверки в ходе проведенной серии опытов с многочисленными изменениями параметров исходных данных. Настоящим ученым трудно захотеть стать, опираясь лишь на учебники и беспорядочные домашние эксперименты. Настоящий вкус к серьезной научной деятельности приобретается лишь в лаборатории, под руководством опытного исследователя, который может помочь ученику научиться ставить конкретные задачи,

преодолевать неизбежную усталость при проведении серии практически идентичных опытов и разочарование при неудачах, которыми они могут закончиться…И тут нужно, безусловно, подобрать подходящую базу в одном из учреждений основного или дополнительного образования в вашем городе. Разумеется, все необходимое лабораторное оборудование есть в школах, и должно предоставляться всем ученикам, независимо от формы обучения – однако в школах мы можем рассчитывать на лабораторные работы лишь в жестком соответствии со школьной программой, т.е. далеко не в том объеме, который может представлять интерес для родителей нешкольников в контексте стоящих перед ними дидактических задач. Поэтому стоит попытаться найти такую базу среди специализированных кружков при университетах или Дворцах творчества юных. Скажем, у нас, в Санкт-Петербурге, такую базу для учеников средних классов предоставляет Городской Центр Творчества Юных и ряд физико-математических школ. Наверняка подобные учебные группы можно найти и в других крупных городах России. Как правило, в такие группы принимают школьников начиная с 7 класса школы, но при известной настойчивости можно добиться посещения интересующей вас секции и в более раннем возрасте (что, собственно, мы и считаем предпочтительным).

 

Освоение основного курса естественных наук (материал 7-9 классов) на диалектическом этапе обучения

Однако все вышеперечисленное является лишь подготовкой к усвоению основных курсов естественных наук. За два дополнительных года изучения четырех базовых естественных дисциплин подросток успеет мягким образом подготовиться к восприятию сложной информации основных курсов и будет готов к переводу своего восприятия, до того, в основном, чувственного, на новый уровень абстракции – в область формул и специальных вычислений. Собственно, использовать формулы для записи результатов экспериментов подростки должны научиться уже в ходе изучения материалов вводных курсов. Однако, при изучении основного материала им предстоит перейти на более высокий уровень абстракции и перейти от символической записи результатов реальных опытов к последовательному решению теоретических задач разных уровней сложности. Для того, чтобы успешно сделать этот новый шаг в восхождении на новый уровень мышления, следует очень тщательно выбирать учебные пособия, поскольку в домашнему обучении стоит использовать лишь те из них, которые дают максимально подробный комментарий к к изучаемому материалу с пошаговым алгоритмом решения типовых задач по теме.

Среди учебников и дополнительных учебных пособий наиболее адекватными для наших целей могут считаться такие, как:

по физике:

учебник А. В. Перышкина «Физика» 7-9 класс от изд. «Дрофа»

книга Л. И. Орловской «Как научиться решать задачи по физике»
дополнительная развивающая литература для углубленного изучения физики
дополнительный материал по истории физики: В. В. Белоусов, Физика (серия «Современная школьная энциклопедия»)

по химии:

учебник+задачник под редакцией Н. Е Кузнецовой «Химия» 8-9 классы. Задачники этой серии особенно ценны тем, что не только содержат перечень разнообразных задач по всем темам курса, но и содержат подробные алгоритмы их решения.

«Сборник задач и упражнений по химии» В. В. Еремина и Н. Е. Кузьменко, также ценный подробным разбором типовых задач по курсу средней школы;
«Справочник школьника» 5-11 класс, «Химия», чрезвычайно адекватное дополнительное пособие по курсу средней школы;
Москаленко Т. Д. «Химия», также весьма дельное дополнительное учебное пособие.

 

Что касается учебных пособий по биологии и географии, то они не столь принципиальны, как УМК по химии и физике. Тут выбор не настолько принципиален – хотя мы склонны рекомендовать учебники от издательства «Дрофа», как более полные, хорошо иллюстрированные и удобные для целей домашнего обучения.

Ну и, конечно, необходимо упомянуть о первостепенном значении человеческого фактора в данной области (как и в области математики). Если на вводном этапе изучения естественных наук подростку вполне достаточно будет помощи родителей в особо сложных случаях, то при изучении основного курса, конечно, этого будет уже мало. Здесь огромную роль будет играть встреча с учителем, человеком, увлеченным своим делом и способным передать это увлечение другим. Обычно родители, озабоченные лишь аттестациями, не думают о таких высоких материях – и совершенно зря. Ведь если у вашего ребенка познавательный интерес отсутствует, его значительно сложнее качественно подготовить к аттестации. Обычно родители ищут именно репетиторов по физике и химии, которые натаскивают подростка на ГИА или ЕГЭ (причем, как правило, в весьма сжатые сроки). Мало кто пытается найти адекватного педагога, который взялся бы за развитие исследовательских способностей ребенка на протяжении нескольких лет – а ведь искать стоит именно такого специалиста. Где найти такого человека – на кафедре университета, в лаборатории НИИ, на студенческой скамье педвуза? Мы не можем дать универсальный ответ. К сожалению, в настоящий момент каждая семья будет вынуждена решать эту проблему самостоятельно. Мы только можем еще раз повторить, что решать ее нужно не перед ГИА или ЕГЭ, а значительно раньше.

В качестве иллюстративного материала к данному аспекту изучения естественных наук мы настоятельно рекомендуем к просмотру японский сериал «Чудак Галилео» о талантливом ученом-физике, помогающем женщине-следователю в разрешении запутанных криминалистических проблем. Фильм, если не обращать внимания на несколько чуждую нашему зрителю манеру игры японских актеров, дает очень рельефный и убедительный образ ученого-экспериментатора, для которого в природе нет необъяснимого – есть только задачи, которые нужно научиться решать. Сериал особенно настоятельно рекомендуется для девочек, которые считают, что естественные науки – не для них: динамичное шоу, в ходе каждого эпизода которого харизматичный ученый находит эффектные решения для совершенно неразрешимых, на взгляд профана, загадок, способно увлечь даже самых равнодушных к науке барышень.

 

Формирование идейно-философской базы изучения естественных наук

И, наконец, необходимо остановиться подробнее на втором аспекте изучения естественных наук, о котором шла речь в начале статьи. Как мы уже говорили, научное мировоззрение в современную эпоху не может существовать вне той или иной философии. Как правило, если будущему ученому вовремя не прививают вкус к философским изысканиям и не знакомят с философией науки, философией познания, его идейные взгляды оказываются сугубо утилитарными и уперто-догматичными (даже если он называет себя агностиком).

Между тем, приходится признать, что для развития у подростка если не любви к философии, то хотя бы уважения к ней и знания ее основ, современные родители могут сделать не так много. Специальной литературы по данному вопросу, с которой следует сначала познакомиться самим, а затем – познакомить детей, не так уж и много. Однако, в первую очередь, нужно представить себе, что же мы подразумеваем под философией науки и познания. Для этого предлагается ознакомиться со следующим тематическим списком:

 

Классическая натурфилософия Востока (Индия, Китай)

Классическая античная философия. Античные мудрецы, ученые, философы – от Фалеса Милетского до Платона и Аристотеля.
Натурфилософия Ближнего востока: Каббала, арабо-мусульманская философия
Средневековая наука и философия: ученые занятия монахов, алхимические и астрологические концепции, тайное знание братств вольных каменщиков-строителей соборов, школы и университеты.
Философия разума в Новое время (Галилей – как переходная фигура; Ньютон, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Бэкон, Спиноза).
Новейшее время. Позитивизм как отрицание ценности философии. Возникновение сциентизма — веры в научно-технический прогресс и бесконечность совершенствования человеческого общества. Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Д. Юм и др.

В данном контексте и должен современный подросток изучать естественнонаучные концепции. Это необходимо для того, чтобы наши дети научились понимать, каким образом жили человеческие сообщества в совершенно ином, чем современный, мире, в ином соотношении с природой и техникой; чтобы понять, по каким причинам они жили таким образом, в чем был плюс и минус их мировоззрения и, главное, чему современный человек может научиться у своих предшественников. Разумеется, для диалектического этапа обучения эта задача слишком сложна – однако основы такого подхода к изучению наук следует заложить именно на этом этапе и в этом возрасте.

Итак, какие книги помогут нам решить поставленные задачи?

Том «История философии» из серии «Современная школьная энциклопедия»

М. Ермаков «Магия Китая» (введение в традиционные науки и практики)
А. Бэшем « Чудо, которым была Индия»
В. Смирнова-Ракитина «Авиценна» ( из серии «Жизнь замечательных людей»)
М. А. Гаспаров «Занимательная Греция» (главы о мудрецах и ученых)
С. Юген «Повседневная жизнь алхимиков в Средние века»
Энциклопедия «Аванта+»

«Химия», глава «Наука о веществе» (история химии)

 

«Физика» (ч. I), главы «Становление физики» и «Царица наук»

 

«Биология», глава «Эволюция после Дарвина»

 

Начинать изучение философии познания следует в самом начале диалектического этапа, с 5 класса. Философия помогает установить межпредметные связи между столь далекими друг от друга дисциплинами, как всемирная история и естествознание. В контексте курса истории и Древнего мира подробная проработка идейного наследия крупнейших цивилизаций Востока и Средиземноморья будет способствовать более глубокому усвоению программы по истории. То же можно сказать и о курсах истории Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времен: изучение блока идейно-философских проблем, развивающих научную, техническую и политическую мысль своего времени, на самом деле помогает глубже понять глубинный смысл истории, зачастую теряющийся за батареями дат и напластованиями фактов.

Итак, начинать изучение философии следует уже в 5-6 классе, с занимательной литературы типа «Занимательной Греции» Гаспарова. Задача на данном этапе – еще в значительной мере грамматическая: она заключается в том, чтобы ученики просто запомнили наиболее значимые имена и связанные с ними идеи.

К 7 классу, к началу основного курса естественных наук, подростки должны представлять себе в основных чертах особенности развития научной мысли в Древнем и Средневековом мирах. В этом случае программа основного курса не будет для них неприятной неожиданностью, свалившейся, как снег на голову, со всеми своими правилами и формулами: вводный курс, включающий в себя философскую составляющую, должен мягко подготовить его восприятие к этому серьезному переходу.

Принципиальная важность и сложность момента перехода от вводного к основному курсу естественных наук заключается в том, чтобы сохранить у учеников уважительное отношение к идейному наследию прошлого, не дать им усвоить расхожий штамп светской техногенной цивилизации – мысль о том, что наука и религия – это несовместные друг с другом мировоззренические концепции, из чего следует, что человек образованный, а тем более – ученый, не может быть религиозным, что вера и разум являются взаимоисключающими методами познания мира. К счастью, ложность подобных идеологических штампов, судя по всему, становится все более очевидной все более широкому кругу образованных людей, и это понимание уже начало отражаться и на страницах учебной литературы. В частности, в энциклопедии «Физика», ч. I от издательства «Аванта+» в главе «Как физика стала наукой» можно найти (на стр. 106) следующую примечательную врезку:

 

Христианство и научный метод

Принятие Западной Европой христианство и создание научного метода определили современный облик нашей цивилизации, однако до сих пор остается открытым вопрос, каким образом второе событие соотносится с первым. Представители различных направлений в истории философии придерживаются противоположных взглядов по данному вопросу. По мнению немецкого мыслителя –материалиста Карла Маркса (1818-1883), научное мировоззрение несовместимо с религиозным и со временем должно его полностью вытеснить. Научный взгляд возник благодаря развитию производительных сил, предопределивших появление капитализма как общественного строя, наилучшим образом отвечавшее тому способу производства и товарного обмена, который сложился к XVII в. Этому строю свойственны рационализм и независимость суждений, их следствием оказался научный метод, противоречащий религиозному заблуждению.

Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864-1920) придерживался иной точки зрения. Рационалистический и деятельный дух современного капитализма действительно порождает научный метод и научный взгляд на мир – здесь Вебер согласен с марксистами. Но сам по себе рационалистический дух является порождением протестантской этик, складывающейся на протяжении XVI столетия. Этика протестантизма требовала быть честным перед своей совестью, а не только лояльным Церкви, заниматься приносящим пользу трудом. Протестантская вера предполагала активное самостоятельное мышление, для которого непререкаемым авторитетом было лишь Священное Писание, но не установления Церкви. По Веберу, научный метод прямо связан с новыми формами христианства, которые появились в Западной Европе в эпоху Реформации.

Отличное от двух предыдущих мнений высказал французский физик и историк науки Пьер Мари Дюэм (1861-1916). Он считал, что научная революция началась не в XVI-XVII вв., а в XIV в., и что она плавно развивалась от работ французских теологов Жана Буридана и Никола Орема к трудам Галилео Галилея и Исаака Ньютона. Процесс этот был настолько спокойным, что слово «революция» может быть применено к нему лишь с большой натяжкой. Правильнее было бы говорить об эволюции католического мировоззрения, которое постепенно вбирало в себя достижение древнегреческой мысли, возвращавшиеся в Европу через арабскую цивилизацию и Византию.

Следует признать, что вышеприведенный отрывок несет мысль, революционную для нашей страны и господствующего в ней мировоззрения. Обязательно нужно постараться не потерять эту мысль и постараться, чтобы наши дети усвоили ее. С этой простой идеи начинается преодоление плачевного разрыва, существующего между современной цивилизацией и прочими историческими эпохами человечества; разрыва, созданного нашими гордыней и невежеством. Будем делать все для того, чтобы в сознании наших детей этого разрыва уже не было.

Наталья Геда.

Комментарии к статье "Естественные науки на диалектическом этапе обучения"

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!