Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
contact@school4you.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Как важно не отмахиваться от идей ребенка или размышления о прочитанном

Представляем Вашему вниманию размышления Лори Пиккерт, бывшего директора начальной школы, а сейчас специалиста по семейному обучению и активного блоггера о важности следования своим интересам, как в детском, так и во взрослом возрасте.

Вчера я писала об уважении интересов детей. Я назвала эту статью «Доверие, уважение и внимание», так как считаю, что нужно верить в то, что интересы ребенка направлены на хорошее, нужно уважать его чувства, и уделять ему внимание – или вы потеряете возможность понимать его.

По счастливой случайности, позже я нашла пару статей, относящихся к моему сообщению. Первая:

Есть один не дающий мне покоя вопрос в том, почему интеллектуальное развитие подавляющего числа детей падает? Что происходит с детской любознательностью и изобретательностью? Почему лишь некоторые сохраняют способность подавать собственные идеи?

Я думаю, причина частично в том, что интеллектуальные достижения детей все меньше и меньше ценятся. Они либо не принимаются вовсе, как ничего не значащие, либо не поощряются, как например понимание того, каково это — надеть обувь наоборот, или вопросы на неудобные темы, или разрушение чего-либо с целью увидеть, что внутри.

В результате дети теряют желание высказывать свои идеи и чувствуют себя неспособными выразить что-либо важное, только глупое или жестокое.  – Элеанор Дакворт, Замечательные идеи

Чем меньше мы откликаемся на интересы или фантазии детей, тем меньше они ощущают себя нужными, востребованными и одобряемыми, тем меньше они будут их развивать.

Напротив, дети,  чьи интересы учитываются при обучении, с которыми беседуют, поощряют и хвалят каждый день, не теряют своих способностей.

Вторая статья:

Урок детства в том, что если вы хотите выиграть в борьбе за внимание, не пытайтесь говорить «нет» незначительным препятствиям, встречающимся у вас на пути; попытайтесь сказать «да» своим стремлениям, несмотря на то, что это может вас испугать, и позвольте этим стремлениям расставить все на свои места.

Единственный способ остаться по-настоящему живым —  нырнуть в источник своего вдохновения на шесть саженей в глубину. — The Art of Focus

Интересно, что эта статья ссылается на другую, в которой говорится о том, насколько малое количество людей погружены в свою работу:

Согласно отчету Gallup за 2013, всего 30% работников в Америке чувствуют себя погруженными в работу. В мире, в 142 странах число увлеченных работой людей составляет всего 13 %. Для большинства из нас, работа – отнимающий силы, удручающий опыт, и естественно, со временем это усугубляется.

Наемные работники, в основном, чувствуют себя счастливыми и лучше работают, когда их четыре основные потребности удовлетворяются: физические, через возможность зарядиться на работе; эмоциональные, через осознание, что их ценят и признают; умственные, через возможность сфокусироваться на важных задачах и решать, когда и где они будут выполнять свои задачи; и духовные, через занятие тем, что у них получается лучше, и что они любят, и осознание причастности к высокой цели на работе.

Чем эффективнее руководители и организации обеспечивают эти потребности работников, тем более вероятно, что наемные работники будут погружаться в работу, проявлять верность  и получать удовлетворение от своей деятельности, и тем меньше будет их подверженность стрессу.- Why You Hate Work

Заинтересованность напрямую связана с погружением.

Мы лучше всего учимся, когда увлечены своим занятием, и можем найти свою работу со смыслом только тогда, когда следуем своим увлечениям и интересам. Однако мы до сих пор пытаемся развить учащихся не тем, что помогаем  им двигаться в своем направлении (обучение в этом случае подогревается самомотивацией), а наоборот, устанавливаем для всех одинаковое расписание, в котором нет времени на вопросы и ответы, и выражение собственных взглядов.

Многие работодатели боятся того, что их наемные работники не выполнят свои обязанности без постоянного присмотра – убеждение, которое по иронии, порождает недоверие со стороны самих работников, и как следствие понижает их мотивацию.- ibid

Огромное количество взрослых опасается того, что если они не будут принимать суровые меры, дети ничего не выучат.

Если мы не можем поверить в то, что интересы наших детей могут привести к чему-то стоящему,  что серьезное занятие каким-либо увлечением может быть интеллектуально привлекательным – то мы не доверяем самому процессу обучения. Мы, конечно, не уверены в том, что можно развить свои способности, изучая Майнкрафт или «Дружба — это чудо» вместо компьютерного программирования или греческой мифологии.

Однако наше отсутствие доверия процессу обучения может почувствовать наш ребенок, и воспринять его как отсутствие веры в него – в его интересы, энтузиазм, способности, в то, что делает его индивидуальностью.

Если то, что нас останавливает – страх, то нам нужно остановиться, вернуться и попробовать все сначала, до тех пор, пока мы не поймем, как работает весь процесс обучения —  пока мы не разрушили у наших детей уверенность в себе, также как мы сами потеряли ее много лет назад.

Мы часто задаем руководителям простой вопрос: «Если ваши подчиненные чувствуют себя энергичными, оцененными по достоинству и целеустремленными, они работают лучше?». Неудивительно, почти всегда они отвечают «да». «Тогда сколько вы вкладываете в то, чтобы их потребности удовлетворялись?». Обычно возникает заминка.- ibid 

Этот вопрос мы можем задать сами себе: когда мы поддерживаем интересы наших детей и развиваем их с энтузиазмом, они учатся лучше? А сколько мы вкладываем в эту часть обучения?

Обучение и работа, которые мы выполняем будучи детьми, могут направить нас на путь целеустремленности и значимости длиною в жизнь.

Делаем ли мы все возможное, чтобы помочь нашим детям встать на эту дорожку?

P.S.Я нашла еще одну статью сегодня:

Взрослые постоянно завышают планку для умных детей, потому что они способны это выдержать. Но дети оказываются перегружены задачами и постепенно теряют открытость и уверенность, которую они изначально имеют. При таком обращении дети замыкаются в себе и держат все внутри. Нужно много времени и сил, чтобы помочь им открыться снова. Детские сердца ковкие, но стоит им запомнить форму, вернуть прежнюю будет тяжело. – Харуки Мураками