Система школьного образования России глазами западных экспертов

Нынешняя образовательная система России выстроена таким образом, что родители современных школьников вынуждены проводить массу времени, сидя над учебниками со своими детьми и нанимать для них репетиторов. Данная ситуация наблюдается уже на этапе младшей школы.

Согласно позициям, которые занимает Россия в международных рейтингах школьного образования и результатам единого государственного экзамена 2014 года, объем материала, проходимого учащимися, не гарантирует высокого уровня литературной и математической грамотности, а скорее наоборот мешает ее достижению.

При этом еще в 2001 году возникла необходимость убрать из перегруженных учебных планов сведения и дисциплины, не представляющие большой ценности. Решение этой проблемы было даже описано в специальном документе «Стратегии модернизации содержания общего образования».

В том же году Минобрнауки сообщило о стратегии, разработанной для эффективного обновления средней школы. О том, как это обновление происходит и каково место современной школы в глобальной образовательной системе России, проанализировали в Би-би-си.

Максимальная школьная загруженность

Учительница младших классов Елена Смирнова рассказал о том, что уже в первом классе школы родителям учеников отводится большая образовательная функция, так как только с их помощью дети могут решать задания. Она отметила, что в последние годы родители учеников получили гораздо больше работы потому, что домашнее задание, которое ранее задавалось ребятам со второго класса, теперь задается уже с первого.

Доктор физико-математических наук, профессор Константин Лебедев сообщил, что в одной из программ начальной школы ученики уже в третьем классе учат понятия множеств. Он пояснил, что множества – это тема, которая изучается в ВУЗах, и она выходит за границы психологических возможностей школьников. В результате дети не могут не только решить задания такого плана, но и понять, что от них требуется.

В средней и старшей школе нагрузка еще больше возрастает. К примеру, учащиеся 10-х классов проводят каждый день за выполнением домашнего задания не менее 4 часов. 15-летний Андрей Попов, бросивший занятия баскетболом из-за большой нагрузки в школе, рассказал, что четырех-пяти часов на уроки иногда и не хватает, поэтому кое-что приходится дописывать в школе. Загруженность очень большая, и, как признается молодой человек, того времени, которое отводится в школе, катастрофически мало на то, чтобы все охватить и понять.

Причины увеличения учебного материала в школьных предметах

Экс-глава Рособрнадзора, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов сообщил, что школьная программа сама по себе за последние годы не усложнилась, это были сознательные меры. В 2004 году именно Болотов был куратором работы по принятию образовательных стандартов. Стандарты эти были предметно-ориентированы, то есть требовали знания конкретных теорем, формул, исторических фактов и литературных произведений.

Болотов вспомнил, как предметники-методисты боролись за каждый факт, за каждое произведение и за каждую теорему. На вопрос о том, зачем школьникам все это нужно знать, они отвечали, что в противном случае у ребят не будет картины мира.

Эксперт отметил, что на самом деле мотивацией методистов стало увеличение количества часов по их предмету из-за увеличения материала в конкретной дисциплине. Однако в итоге педагоги угодили в ловушку: теперь они должны преподавать гораздо более объемный материал за те же часы, что и раньше, а времени на повторение и усвоение учебного материала не остается.

Болотов считает выходом из этой ловушки новые стандарты, над которыми стали работать несколько лет назад. В настоящее время речь идет скорее об ориентирах, наборе навыков и личностных качествах учащихся. По поводу конкретных знаний экс-глава Рособрнадзора сказал, что они будут закреплены в примерной программе образования, которая разрабатывается сейчас.

От новых стандартов – к новому ЕГЭ

В профессиональном образовательном сообществе не первый год обсуждается необходимость модернизации не только учебных планов, но и главного теста российских учеников – единого государственного экзамена.

Результаты ЕГЭ этого года стали самыми скандальными за всю историю проведения этого итогового теста. Средний балл выпускников снизился по всем учебным предметам. Слишком сложный итоговый экзамен является следствием перегруженной учебной программы. Но есть и выход. По словам эксперта, сегодня ничто не мешает, после введения профильной старшей школы, ввести базовый и профильный уровни для ЕГЭ. Однако вопрос профильного образования в старших классах, это – вопрос будущего и, возможно, отдаленного.

Рейтинг российских школ в мире

Главной системой оценки достижений школьников является Programme for International Student Assessment или PISA, которую проводит Организация экономического сотрудничества и развития. Данный тест был создан для подростков 15-летнего возраста с целью оценки знаний учеников и их умения применять полученные знания на практике.

Согласно исследованию 2012 года Россия занимала 34-е место по математической грамотности школьников, 37-е место – по естественнонаучной грамотности школьников и 42-е место – по читательской грамотности школьников. Первые позиции по всем трем параметрам заняли такие страны, как Польша, Вьетнам и Эстония. Сильные результаты продемонстрировали Южная Корея, Япония, Финляндия, а также некоторые регионы Китая. Из этого списка стран ближе всего к российской финская образовательная система.

Профессор Гарварда и специалист по финской образовательной системе Паси Зальберг рассказал, что успех финнов в образовании основан на двух факторах: грамотном расписании и отсутствии большого числа промежуточных тестов. Первый позволяет сосредоточиться не на заучивании отдельных фактов, а на подаче материала в интересной и последовательной форме. Второй – экономит бесценное учебное время и снижает стресс у учащихся.

Однако пока наша школа не стремиться перенять опыт финнов в образовании. Как стало известно, помимо ГИА и ЕГЭ, Рособрназор намерен ежегодно проводить Всероссийские проверочные работы. Как считают в ведомстве, только постоянный контроль может улучшить российское образование, а перманентный стресс перед проверочной работой поможет бороться с нервным напряжением перед ГИА и ЕГЭ.

Яндекс.Метрика