Школы без домашнего задания

Процесс обучения складывается из получения информации от учителя, выполнения заданий под контролем преподавателя и самостоятельной работы. Однако часто такая система дает сбой. Ребенок, проявляющий усердие в школе на уроках, испытывает настоящие муки в процессе выполнения домашнего задания. Эту особенность заметили учителя и родители. Чтобы решить возникшую проблему, были выдвинуты предложения о создании школы без домашних заданий. Систему внедрили в некоторых учебных заведениях в других странах. Однако такой подход находит поддержку не у всех педагогов. Чтобы понять, следует ли перенимать подобную систему в России, необходимо узнать ее преимущества и недостатки.

Обучение без домашних заданий: утопия или реальность

Школы без ДЗ действительно существуют. Они есть даже в Москве. Примером выступает международная школа «Алгоритм». Они решили освободить родителям время на личную жизнь и запустили онлайн-школу без домашних заданий. Обучаться можно прямо с первого класса. Пять дней в неделю ребенок будет заниматься онлайн, а после учебы выполнять домашнюю работу вместе с учителем в онлайн-классе.

Система построена как в живой школе, только круче. Есть Учебный портал со всеми материалами для учебы, Планер, где школьники видят свое расписание, оценки и комментарии учителя, даты контрольных работ. По отзывам родителей, недели достаточно, чтобы ученик освоился с системой.

Пока школы без домашних заданий работают в частном порядке. Однако их наличие указывает на то, что отказ от ДЗ возможен.

Как появились домашние задания в школах

Домашнюю работу задают испокон веков. Еще менторы Древнего Рима просили учеников выполнять часть заданий самостоятельно. Однако долгое время наличие самостоятельной работы, которую задают на дом, не было обязательным. Потребность в ее выполнении закрепили в Германии в 18 веке. Учителя того времени посчитали, что, решая задачи без помощи преподавателя, ученик повторяет пройденный материал по предмету, лучше усваивает информацию, которая обсуждалась на занятии. Постепенно подобная практика перешла в Россию.

Однако все оказалось не так однозначно. Уже в 19 веке начались споры о том, на сколько эффективно выполнение ДЗ. Некоторые ученые не понимали, почему дети должны тратить время на решение примеров, которые не приносят пользу для образования ребенка в целом. Большое количество ДЗ лишало свободного времени. Дети, которые не справлялись с ними, вынуждены были бросать обучение.

Революция 1917 года повлекла за собой отмену ДЗ. Однако причиной принятия подобного решения стал вовсе не гуманизм. Образование сделали обязательным для всех, в том числе для детей крестьян, которые вынуждены были много работать. У них не хватало времени на самостоятельное обучение. Однако в 1930 году было принято решение вернуть ДЗ в школы. Оно было связано с ростом общего уровня грамотности населения.

До 2000-х годов вопросы, касающиеся отказа от ДЗ в школе, не поднимали. Однако сейчас вновь началась активная дискуссия по поводу его необходимости.

Что не так с домашними заданиями

Начиная вникать в суть работы с ДЗ в школе, ученые находят большое количество минусов. Они связаны как с низкой эффективностью самостоятельного обучения, так и с психологической составляющей. Домашние задания способны стать причиной конфликтов, отбить у ребенка желание учиться.

  1. Большой объём и сложность

    Этот минус находится без детального анализа. ДЗ в школе задают по всем предметам. Ученика просят отметить страны или события на карте, решить примеры, выучить стихотворения, рассказать, куда ходили в походы древнерусские цари. Часто все это нужно сделать для подготовки к одному учебному дню. Ребенок просто физически не способен запомнить и переработать такой объем информации. Он испытывает сложности, лишается свободного времени, сталкивается с физическими проблемами в виде головных болей из-за перегрузки.

  2. Низкая эффективность

    Рассматриваемая проблема напрямую вытекает из предыдущей. Как уже говорилось ранее, освоить такое большое количество информации невозможно. В результате выполнение домашнего задания не приносит положительного эффекта и не позволяет повысить уровень знаний. Кроме того, наблюдается негативная реакция. Ребенок, который ежедневно сталкивается с большим объемом ненужной, как ему кажется, информации и постоянной попыткой родителей заставить его делать домашнее задание, испытывает протест, что также не способствует запоминанию.

  3. Списывание

    Чтобы хоть как-то успеть подготовиться к уроку и не получить негативную оценку, дети начинают искать ответы на задание. В результате выполнение домашнего задания перерастает в банальное списывание. В такой ситуации ребенок не способен узнавать что-то новое. Он начинает работать не на результат, а для получения оценки.

  4. Ссоры в семье

    Сложности с домашними заданиями вызывают ссоры в семье. Родители хотят, чтобы их ребенок учился и получал знания. Мать и отец стремятся следить за тем, чтобы их сын или дочь делают все, что задают в школе на дом. Однако подобный контроль сталкивается с негативной реакцией ребенка, который устал и не хочет учиться вне школы. Это приводит к ссорам и конфликтам, которые способны разрушить отношения между детьми и родителями.

Ситуация с домашними заданиями в мире

Если выполнить поиск информации о выполнении ДЗ в других странах, можно заметить, что последние годы сформировалась тенденция к значительному сокращению объема домашней работы. Например, в Южной Корее и Японии в начальной школе задания на дом не задают вовсе. Аналогичная тенденция прослеживается в США. Здесь ученики начинают получать домашнюю работу только с 5 класса.

Общее количество времени на выполнение домашних заданий ограничено. Оно не должно превышать 6 часов в неделю. В ряде европейских стран, например, в Германии, объем самостоятельной работы не может быть больше 3 часов в неделю.

Школы без домашних заданий

Уже сейчас есть школы, которые полностью отказались от домашних заданий. Такие учебные заведения располагаются во многих городах мира. Обучение проводится онлайн и офлайн. Выделились целые системы, предполагающие отказ от выполнения домашнего задания. В эту категорию входят:

Их создатели уверены, что отмена домашнего задания в школе является единственно верным решением. Так у ребенка не исчезнет желание продолжать осваивать знания, и он сможет лучше запоминать материал.

Какими должны быть домашние задания

Однако следует отметить, что полный отказ от домашних заданий в школе сегодня не рассматривается. Не следует позиционировать самостоятельное обучение, как зло, которое только мешает ребенку. Оно способно стать эффективным дополнением к учебе в школе. Главное, чтобы работы были интересными и побуждали ребенка к обучению.

Яндекс.Метрика