Сдача ОГЭ по русскому языку: проведение, задания и оценивание

ОГЭ по русскому языку — это один из двух обязательных экзаменов, которые сдают по окончанию девятого класса. Задания базируются на школьном курсе с 1 по 9 класс. Цель ОГЭ по русскому языку заключается в определении уровня знаний учеников, проверки умения пересказа текста, сформированности навыков письменной речи.

Чтобы эффективно подготовиться к сдаче ОГЭ, необходимо не только хорошо знать учебный материал, но и усвоить структуру экзамена и критерии оценивания заданий.
записи в тетради

Как проходит ОГЭ по русскому языку?

Результаты экзамена влияют на итоговую оценку в аттестате. Они играют большую роль в том случае, если ученик собирается поступить в колледж или другую школу (гимназию). В этом случае чем выше баллы ОГЭ, тем больше шансы на успех.

К сдаче экзамена допускаются все выпускники 9 класса, которые не имеют академической задолженности и выполнили образовательную программу. ОГЭ по русскому языку состоит из двух частей: устной и письменной. Чтобы быть допущенными к письменной части, необходимо успешно пройти устное собеседование в своей школе.

Когда проводят?

Большинство выпускников 9 класса сдают ОГЭ в июне за основным графиком. Они получают уведомления, в которых указаны школа, дата и время проведения экзамена. Есть возможность сдать экзамен досрочно, в апреле, но для этого должно быть веское основание и предоставление официального документа, который дает на это право.

Если ученик по уважительной причине не смог принять участие в ОГЭ в основную волну, его допускают к дополнительной сдаче в июле.

Устный этап экзамена

Устная часть ставит своей целью оценку коммуникативных навыков учеников, умение общаться, логично высказывать мысли (монологическая речь) и вести беседу с собеседниками (диалогическая речь).

Устная часть проводится в форме собеседования и состоит из четырех частей — чтения, пересказа текста, монолога на заданную тему и беседы с экзаменатором. После успешной сдачи собеседования ученик допускается к письменной части.
ручка на тетради

Порядок проведения экзамена

Для участия в экзамене ученики приходят в другую школу. Во время выполнения заданий запрещено пользоваться телефоном или дополнительными материалами. Единственное исключение — это орфографический словарь.

Экзамен начинается в 10.00, на выполнение задания у учеников есть 3 часа и 55 минут. За каждым учеником закреплено место в аудитории, которая оснащена камерой наблюдения. Перед началом выполнения проводят инструктаж.

С собой в аудиторию можно взять только паспорт, ручку, воду и шоколадку. Остальные вещи необходимо оставить в другой комнате, откуда их забирают после сдачи работы. После завершения и сдачи работы ученик может выйти из здания школы для того, чтобы отдохнуть и подождать общего окончания экзамена.

Основные блоки заданий экзамена

Письменная часть экзамена состоит из трех частей: изложения, тестовой части с кратким ответом и сочинения-рассуждения.

Первый блок: изложение

Изложение представляет собой задание с развернутым ответом. Его цель заключается в том, чтобы проверить умения учеников сделать сжатый пересказ услышанного текста, раскрыв при этом его главные темы. Объем текста составляет 120-150 слов, объем задания, выполненного учеником, должен быть не менее 70 слов. Обычно изложение состоит из трех абзацев.

Текст будет прочитан дважды. Между двумя записями экзаменующимся дают несколько минут для того, чтобы они могли сделать необходимые записи в в черновике. Задача ученика заключается в передаче основной информации. При этом должны быть соблюдены правильное оформление (членение на абзацы), грамотность, логика изложения событий.

Второй блок теста

Во второй тестовой части задания ученики должны продемонстрировать свои знания грамматики, орфографии, пунктуации, синтаксического анализа.
конспект
Задания предусматривают проверку навыков:

Третий блок: сочинение

Заключительное задание также относится к развернутому типу. Это сочинение-рассуждение на одну из трех тем на выбор. Все темы подразумевают использование художественного текста из начала работы.

Первая тема ставит задачу объединить лингвистические знания с умением высказывать мысли. Обычно такие темы дают возможность порассуждать, как богатство языка помогает передавать собственные суждения.

Вторая тема заключается в написании сочинения с ответом на вопрос и примерами из предложенного художественного текста.

Третья тема предусматривает написание сочинения-рассуждения на нравственную или философскую тему. Она также требует от ученика привести примеры, иллюстрирующие высказанные мысли. Примеры могут быть из текста и собственной жизни.

Сочинение должно иметь четкую композицию: состоять из введения, основной части и заключения. Предполагаемый объем — не менее 70 слов, наиболее оптимальный — 120-150 слов.

Критерии оценивания по федеральному институту педагогических измерений

К каждому виду заданий разработаны четкие критерии, которые позволяют максимально объективно оценить результаты письменной работы.
карандаш на теради

Оценка первого блока

Максимальная оценка, которую можно получить за изложение, составляет 7 баллов. Чтобы продемонстрировать хорошие результаты, ученики должны быть предельно внимательными и сосредоточенными. Отдельно оцениваются:

Оценка второго блока

Тестовая часть с кратким ответом состоит из 7 заданий. За каждый правильный ответ ученик получает один балл, соответственно можно максимально набрать 7 баллов.

Оценка третьего блока

Сочинение носит творческий характер. Каждый из трех видов сочинения на выбор оценивается одинаковыми баллами. При этом обращают внимание на аргументированность каждого тезиса, логичность построения, соблюдение абзацев, присутствие всех композиционных компонентов текста.

Критерии оценивания в баллах:

Оценка грамматики в экзамене

На основании оценивания изложения и сочинения выставляется общий балл за грамотность. За эту часть максимум можно набрать 10 баллов.

тетрадь для записей и ручка

Критерии оценивания грамотности в баллах:

При оценивании сочинения и изложения учитывают их общий объем. Если он составляет 70-139 слов, при наличии одной ошибки в орфографии и пунктуации, ученик получает не более 1 балла. Не должно быть грамматических и речевых ошибок.

Сочинение, написанное без основы на прочитанный текст, не оценивается, то есть ученик получает 0 баллов. Такой же балл он получит, если просто перепишет предложенный текст.

Максимальные и минимальные баллы за ОГЭ по русскому языку

За  всю работу можно получить максимальную оценку в 33 балла. Для тройки достаточно набрать 15 баллов, четверки — 23-28, пятерки — от 29 баллов. При этом важны оценки за грамотность. Для четверки по этому параметру нужно набрать не менее 4 баллов, а для пятерки — не менее 5. Если ученик набрал меньше баллов за блок грамотности, ему выставляется оценка на балл ниже.

Задания в ОГЭ по русскому языку 2023 года

В 2023 году ОГЭ по русскому языку для выпускников 9 класса запланирован в обычном формате. С его демоверсией можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Итоговое собеседование проведут 8 февраля, досрочная сессия состоится 24 апреля, основная сессию — 6 июня. Устная часть, после которой ученик будет допущен к основной сессии, будет оценена в формате “зачет”/”незачет”, для этого нужно набрать, как минимум, 10 баллов.

Общий балл — 33 балла, минимальный балл для тройки — 15 баллов. Минимальный балл, который позволит поступить в профильный класс составит 26 баллов.

Определиться с экзаменами по выбору необходимо до конца февраля, но русский язык, как и математика, остается обязательным.

На какие задания стоит обратить внимание?

Для сдачи ОГЭ по русскому языку важно выполнить все задания, поскольку три вида работ оценивают примерно одинаковым количеством баллов.

ручка-перо на тетради

При подготовке к экзамену необходимо обратить внимание на:

Для этого необходимо повторить весь теоретический материал, потренироваться в выполнении подобных тестов, которые можно найти в демоверсиях предыдущих лет. Полезны подготовленные шаблоны к сочинениям на тему моральных и жизненных ценностей.

Что будет нового в ОГЭ по русскому 2023?

В 2023 году изменения в структуре и оценивании ОГЭ не запланированы. Экзамен пройдет в традиционном формате. Это означает, что ученики уже точно знают, к каким видам заданий готовиться и как правильно распределить свое внимание на различные виды работ.

Как успешно подготовиться и сдать на максимальный балл

Существует мнение, что русский язык — это самый легкий экзамен. В этом есть доля истины, даже при общей школьной подготовке можно без проблем сдать на минимальный балл. Но большинство учеников стремятся к более высокому результату. Для этого нужна систематическая, вдумчивая и регулярная работа. К тому же, работа над заданиями ОГЭ — это один из этапов подготовки к более сложному испытанию — сдаче ЕГЭ в 11 классе.

Высокий балл на ОГЭ доступен при условии многократного выполнения заданий, которые входят в структуру экзамена. Доведение орфографических, грамматических и лексических навыков до автоматизма важно для выполнении тестовых заданий второй части.

Подготовка к изложению также должна предусматривать написание как можно большего количества работ определенного размера. Важно, чтобы ученик привык к голосу диктора, а не учителя, с которым он много лет работает. Это поможет не растеряться на экзамене и запомнить информацию микротем текста.

Подготовка к изложению также предусматривает умение выделять наиболее важные элементы и детали, это нужно для сжатия текста.

Особенно тщательная подготовка требуется к написанию сочинения. Для этого необходимо научиться соблюдать композицию текста, аргументировано выстраивать суждения, продумать иллюстративные факты в наиболее типичных ситуациях.

Несмотря на то, что задания экзамена содержат исключительно темы, которые изучались на протяжении девяти лет, для высокого балла на ОГЭ по русскому языку недостаточно обычной школьной подготовки.
цветы на тетради для записей
Ученикам необходимо обратить внимание на разницу в виде сочинений, а также научиться правильно распределять время на выполнение творческих видов заданий.

Опыт учителей показывает, что в начале подготовки к экзамену ученикам требуется больше часа для того, чтобы правильно написать изложение и сочинение. Но после многократного повторения этого вида деятельности время выполнения значительно сокращается, а качество текста повышается.

В процессе подготовки к сочинению придется написать много вариантов однотипных работ. Такая работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности, но зато она будет вознаграждена бесценным опытом и наличием собственных произведений.

Ученики выбирают разные способы подготовки к ОГЭ. Это может быть самостоятельное выполнение заданий с использованием специальных пособий или онлайн ресурсов, частные занятия с репетитором, посещение курсов.

У каждого из этих способов подготовки к ОГЭ есть свои плюсы и минусы. Самостоятельная подготовка требует более вдумчивого подхода, когда ученику приходится разбираться в различных нюансах без посторонней помощи. Однако, есть и плюсы: ученик приобретает опыт самостоятельной работы, ему будет легче на экзамене.

Занятия на курсах и с репетитором требуют финансовых расходов, но они облегчают подготовку, поскольку он может получить ответы на все вопросы и работает под руководством опытного педагога.

При любом способе подготовки важны систематичность выполнения заданий, одновременная работа как над теоретическим, так и практическим материалом.

синяя ручка
Очень важно отслеживать уровень знаний в динамике. Ученику необходимо видеть прогресс в своих достижениях. С этой целью рекомендуется выполнять пробные тесты, которые проводятся в школе в течение школьного года. Время от времени следует выполнять полный вариант задания без перерыва и использования вспомогательного материала. Это позволит организовать себе своего рода генеральную репетицию. Важно следить за временем, чтобы общая длительность выполнения всех заданий не превысила 4 часа. Это также имеет значение для правильного распределения времени между заданиями на будущем экзамене.

Нельзя откладывать подготовку к ОГЭ по русскому языку на последние дни, даже если уровень ученика достаточно высокий. Экзамен предусматривает выполнение специфических заданий, которые нужно повторить многократно. Обязательно необходимо уделить немного времени для того, чтобы четко разобраться в требованиях и критериях оценивания.

Виды и темы сочинений, пример

Для того, чтобы получить максимальный балл по сочинению, при его написании необходимо придерживаться следующей схемы:

Приведем пример сочинения на тему “Материнская любовь” на основе рассказа А. Г. Алексина «Первый день».

Материнская любовь — это наиболее сильная эмоциональная связь между матерью и ее ребенком. Ради счастья, здоровья и благополучия своего сына или дочери мамы готовы на любое проявление внимания и заботы. Любовь к своему малышу заложена в женщине не генетическом уровне она воспета многими писателями, поэтами, художниками. Каждый из нас может привести примеры материнской бескорыстной любви и преданности.

Материнской любви посвящен рассказ Алексина. Для нее важно быть рядом с сыном в день, когда он идет в школу. Но Толя хочет казаться взрослым и самостоятельным, его раздражает чрезмерная мамина забота и внимание. И только после того, как он видит маму на улице, под проливным дождем, которая пришла, чтобы убедиться, что у него все в порядке, мальчик начинает понимать, как много мама делает для его блага.

Мать Остапа и Андрия из повести Николая Гоголя “Тарас Бульба” тоже беззаветно любить своих сыновей. Она сильно страдает, когда им приходит время покидать дом, стойко переносит невзгоды, готова на любое самопожертвование ради детей.

Материнская любовь — одно из самых светлых и благородных чувств. Она помогает делать мир более светлым и счастливым.

Как подать апелляцию, если не устраивает оценка?

Что делать, если ученик не сдал экзамен? Пересдача допускается, но при условии положительных результатов на двух стандартных экзаменах. Для пересдач предусмотрен отдельный день. Чтобы попасть в списки, нужно написать заявление.

Пересдача проходит по такой же схеме и с аналогичными требованиями, но у ученика есть уже больше опыта, что повышает его шансы на положительную оценку.

Если ученик не доволен результатом, он имеет право на апелляцию. Ее можно получить по двум причинам: несоблюдение правил проведения экзамена, что помешало показать хорошие результаты и несправедливый, по мнению ученика, балл за работу.

Заявление первого типа необходимо написать сразу после окончания экзамена, не выходя из школы. Для этого нужно попросить у комиссии специальные бланки и заполнить их.

Заявление второго типа подают в течение двух дней после оглашения официальных результатов. Его должны рассмотреть в течение четырех дней. Ученику сообщают место и время, когда он должен присутствовать на апелляции.

Чтобы получить дополнительные баллы, необходимо аргументированно доказать, где были допущены ошибки не в пользу ученика во время проверки его работы. Это сложная и непредсказуемая процедура, которая не всегда может увенчаться успехом. Для этого должны быть действительно веские аргументы. На апелляции может присутствовать родитель или опекун ученика.

Подавать на апелляцию нужно только тогда, когда есть уверенность в своей правоте. Для этого ученику рекомендуется предварительно проконсультироваться со своим учителем по русскому языку или другими квалифицированными специалистами.

Подавать апелляцию имеет смысл, если до желанной оценки не хватает одного-двух баллов. Больше трех баллов получить вряд ли удастся.

Жалоба рассматривается конфликтной комиссией, в которую входят учителя, работники минобразования или составители экзамена. За каждым учеником, подавшим заявление, закрепляется эксперт.

Яндекс.Метрика