Педагогика Монтессори

Система Монтессори считается старейшей методикой, которая используется для воспитания самостоятельности, свободы, социализации. Она направлена на физическое и психическое развитие детей. Она применяется во многих детских садах, школах, центрах, в них проводятся специальные занятия с применением основных правил и принципов. Разработана данная система была достаточно давно, ее создала Мария Монтессори – итальянский педагог, которая активно занималась разработкой особых программ для воспитания детей. Перед тем как использовать ее методику, стоит изучить особенности, основные характеристики, правила системы.

История появления

Как было указано выше система Монтессори была разработана Марией Монтессори, в честь нее она и была названа. Она итальянский педагог, первая женщина врач в XIX веке, которая смогла разработать собственную педагогическую программу.

Мария любила, что между людьми независимо от их возраста, сохранялась справедливость, учитывались пожелания, стремления. Во время работы ассистентом врача в психиатрическом медицинском учреждении она постоянно поддерживала общение с детьми, которые имели особенности в развитии. Она очень переживала, что за ними никто не следит, не хочет заниматься и развивать, а ведь образование должно быть у всех.

Мария Монтессори приступила к разработке методик для развития детей. В начальный период они были предназначены только для ребят, которые имели задержку в развитии. Но после того, как она смогла понять, что ее методики успешно работают, педагог адаптировала их для всех детей.

Основная суть системы Монтессори

Основатель дала разработке специальное название «система, где ребенок может развиваться сам, опираясь на подготовленную среду».

Основное правило программы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». И его суть заключается в том, что взрослый должен разобраться в том, чем интересуется малыш, создает базу для увлекательных занятий и учит правильно ее использовать.

Основные принципы методики

Среди основных принципов методики Монтессори можно выделить:

Свобода и спонтанная активность

В соответствии с утверждениями Монтессори, сразу после появления на свет малыш хочет получить свободу, стать независимым. В программе имеется характеристика этого состояния, оно состоит в биологическом принципе жизни человека. Он похож на то, как тело малыша может развивать главные способности, все движения становятся свободными. А вот духовное состояние наполняется жаждой к учению и к независимости.

В этом процессе взрослые могут быть союзниками для ребенка. Главная их цель — созданием оптимального окружения, которое полностью будет располагать к дальнейшему стремлению к познанию, исполнению основных потребностей.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важный компонент системы Монтессори. Без нее она не может работать в полной мере. Она открывает перед детьми возможность медленного освобождения от опекания взрослыми, он приобретает независимость от них. По этой причине все приспособления в школах должны в полной мере соответствовать по параметрам роста, пропорций и возраста детей.

Дети должны сами проводить перестановку стульев, столов. Они должны без помощи взрослых подбирать подходящее для себя место, где будут проводиться занятия. Дети должны научиться ставить все предметы без шума, чтобы не доставлять дискомфорта другим.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

В основе системы Монтессори указывается требование относительно обязанностей учителя. И оно состоит в том, что он не должен как-то нарушать процесс саморазвития. Родители должны быть помощниками для ребенка, они не должны ему приказывать, принуждать что-то делать, если у него нет желания. Главное должна быть поддержка во всем, опора, чтобы малыш смог научиться всему сам.

Впитывающий разум

В системе Монтессори впитывающий разум указывает на наличие у детей особой способность, а именно на то, что они могут легко впитывать окружение. Они быстро запоминают все нормы культуры, обучаются языку, перенимают привычки, обычаи. Это связано с особой психикой и ментальностью, которая может быть только у ребенка.

Обычно у взрослых новые познания формируются во время сознательного обучения. А вот у детей знания появляются неосознанно, они приходят с впечатлениями из окружающего мира. Данный тип восприятия наблюдается у детей только до 6 лет. В данный период восприятие у детей наблюдаются отличия, впечатления могут проникать в разум, но также они его формируют.

При помощи понятия «впитывающий разум» в программе Монтессори обосновывается основное значение первых лет жизни в процессе развития человека. Цель взрослых в этот период заключается в создании специальной подготовленной среды. И именно она обеспечит нормальное развитие и обучение детей с использованием впитывающего разума.

Сензитивные периоды

Сензитивные периоды означаю то, что ребенок в отличие от взрослых во время развития испытывает постоянные и сильные преобразования.

Согласно утверждениям Марии Монтессори, условия, которые считаются наиболее оптимальными для развития в определенный период, могут быть ненужными и бесполезными на позднем этапе. Ребенок, который прибывает на стадии сензитивного периода, может показывать высокий показатель концентрации внимания в конкретной сфере. Он приобретает терпеливость, трудолюбие именно в данном деле, может достичь большие успехи. Но вот позже уже таких успехов не наблюдается.

В ранний период дети проходят стадию сензитивного периода, при которой активно изучается язык. Это время считается наиболее подходящим для обучения речи, потому что у ребенка будет легко получаться воспроизведение слышимых слов на одном или двух языках одновременно. В 5-6,5 лет у ребенка наблюдается еще один период, в котором у него наблюдается высокое желание к написанию слов.

После наступает период, когда проявляется интерес к изучению грамматики. К самому интересному относится период, при котором отмечается заинтересованность в наведении порядка вещей в пространстве и времени.

Стадии развития ребенка

Имеется несколько основных уровней развития детей:

Нормализация

Этот этап включает максимальную оптимизацию ребенка, в ходе которой в развитии полностью устраняются отклонения с девиантным характером. Процесс нормализации осуществляется за счет свободной работы в специально подготовленной среде.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ системы можно выделить:

Но есть несколько недостатков:

Кому подходит система Монтессори

Данная система отлично подходит для родителей, которые хотят подобрать индивидуальный подход к своему ребенку. А вот тем, кто не хотят отпустить своего ребенка без привязывания к стандартной системе, этот метод будет неподходящим.

В России имеется достаточно много детских садов, центров раннего развития, групп, где занятия осуществляются с применением системы Монтессори. Помещение поделено на зоны, в каждой из которых ребенок находится по своему желанию. Занятия осуществляются индивидуально с каждым.

Из детского сада после дети могут перейти в школы, в которых обучение проводится по системе Монтессори. В них оценки ставятся по принципу «получилось не получилось». Но это большая редкость, у нас в стране таких школ мало, и часто в них используются только определенные принципы.

Яндекс.Метрика