Центр домашнего обучения » Статьи » Семейное образование – различные методики. Метод Марии Монтессори
Мария Монтессори
Метод Монтессори – это педагогическая система, разработанная итальянским врачом и мыслителем Марией Монтессори (1870-1952). Эта система распространяется не только на учебу, но и на развитие навыков ребенка, необходимых для жизни.
Мария Монтессори стала первой женщиной в Италии, получившей ученую степень в области медицины. Она посвятила себя обучению детей в римских гетто и прославилась, благодаря своим дальновидным методам и способности проникнуть в самую суть процесса обучения детей, развития логики ребенка и навыков общения. Уроки Марии Монтессори привели к рождению целого движения, которое стало популярным во всем мире.
Ключевой принцип Монтессори заключается в том, чтобы позволить ребенку учиться самостоятельно под ненавязчивым надзором наставника. Это и есть основной принцип семейного образования. Учитель только оценивает, что ребенок усвоил, и подводит его к новым областям непознанного. Согласно теории доктора Марии Монтессори, обучение – это естественный процесс, подчиняющийся фундаментальным законам природы и управляемый самим ребенком. Таким образом, семейное образование как нельзя лучше подходит под этот критерий.
Теоретически методика Монтессори применима к обучению детей вплоть до их поступления в высшее учебное заведение. На практике по методу Монтессори детей учат до 8 класса. В 90% школ Монтессори есть совсем маленькие дети от 3 до 6 лет. Метод Монтессори успешно используется и в семейном образовании. Почему старшеклассники предпочитают другие методики? Дело в том, что сегодня распространена практика использования формы аттестации экстернатом тех, кто выбрал семейное образование.
Вот как описывала Монтессори Рут Гурвиц, одна из преподавательниц школы Монтессори в Уилтоне, штат Коннектикут:
«Вся обстановка Школы Монтессори направлена на то, чтобы помочь ребенку стать независимым, знающим, воспитать в нем уверенность, чувство собственного достоинства и научить уважать других. Учебная программа в Школе Монтессори, ее педагогическая и философская суть, базируются на результатах научных исследований доктора Марии Монтессори и программе Международной Ассоциации Монтессори. Школа уважает в детях самостоятельность, индивидуальность, поощряет их стремление к независимости и социальной ответственности, создавая вокруг радостную, почти семейную обстановку».
(Именно поэтому домашнее обучение так и называется в законе – «семейное образование», прим. School4you).
«В Школе Монтессори в одном классе учатся дети разных возрастов – от малышей до подростков, что способствует личностному и социальному развитию. Классные комнаты красиво оформлены и представляют собой открытое пространство с учебными зонами. Все материалы лежат на открытых полках на уровне глаз ребенка, чтобы любой мог дотянуться. Уроки проводятся в небольших группах или индивидуально, пока остальные дети занимаются самостоятельно».
Здесь стоит ещё раз опровергнуть существующий миф о том, что семейное образование противоречит социализации ребёнка. Именно общение в небольшой группе детей, общение с небольшим количеством опытных преподавателей, позволяет определить развитие навыков общения ребенка и развитие логики ребенка.
«В качестве материалов используются истории, оригинальные материалы Монтессори, таблицы, графики, природные артефакты, произведения искусства, иногда традиционные учебные материалы. Под руководством педагогов дети активно участвуют в планировании своего времени и несут ответственность за свою работу.
Сообщество Монтессори основывается на принципе уважения разнообразия и открыто для всех. Школа считает своим долгом делиться с нуждающимися и воодушевлять детей на ответственное отношение к миру. Учеников вдохновляют на то, чтобы открыть свои чувства миру и в то же время проявлять сочувствие к окружающим».
Оригинальные учебные материалы Монтессори – это нечто среднее между учебными материалами, игрушками, развивающими играми и реальными предметами из повседневной жизни. Таким образом, семейное образование – это нечто среднее между игрой и рутинным процессом обучения. Поэтому дети легче усваивают материал. Среди материалов, которые Мария Монтессори использовала более 100 лет назад в основанном ею в Риме casa dei bambini (буквально «дом ребенка»), есть геометрические фигуры (кубы, цилиндры, конусы), разноцветные таблички с различной текстурой (гладкие, шершавые), рамки-вкладыши (особый конструктор), карточки, модули для распознавания форм и цветов и многое другое.
В ходе многолетних наблюдений за развитием детей Мария Монтессори проводила отбор предметов, которые оказались наиболее эффективными для развития мелкой моторики, координации «рука-глаз», логического мышления. Никакая общеобразовательная школа не будет настолько досконально изучать потребности ребенка. Однако семейное образование позволяет подстроиться под индивидуальность детей.
Сенсорные материалы – это отдельная категория учебных материалов, направленных на развитие чувственного восприятия. Эти предметы позволяют ребенку вычленить отдельные свойства предмета, воспринимаемые с помощью органов чувств, такие как цвет, температура, вкус, размер, звук и т.д. Они сделаны таким образом, чтобы выдержать ежедневное использование и служить детям долгие годы, поэтому они, как правило, довольно дорогостоящие. В домашней обстановке детям проще оценить свои ощущения и соотнести их с соответствующими обозначениями: «горячий», «холодный», «теплый», «прохладный». Соответственно, если родители выбирают семейное образование (дома или в центре домашнего обучения), им проще подобрать предметы с целью ускорить развитие навыков ребенка.
Семейное образование и повседневная жизнь
Материалы из повседневной жизни очень важны для семейного образования. Это реальные предметы из повседневной жизни, специально сделанные в детском масштабе. Вещи, которые нужны людям, чтобы выполнять простые повседневные действия – прибрать в доме, накрыть на стол, поставить цветы в вазу, принять ванну и т.д. Это очень важно для развития навыков ребенка, поскольку это позволяет ему не только имитировать действия взрослых, но и воспитывать умение концентрироваться, ускорить развитие памяти и логики, координации. Ребенок также сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности и заботиться о других – все, что присуще гармоничной личности. Использование этих предметов культивируют в ребенке позитивный образ собственного «я» и, в конце концов, помогает развить хорошие манеры. В школе не всегда есть возможность пользоваться подобными предметами. А вот при получении семейного образования это сделать легче.
Материалы для изучения школьных предметов. Когда ребенок хорошо осознает и различает ощущения, поступающие от различных органов чувств, и владеет некоторыми навыками повседневной жизни, он с легкостью перейдет к освоению академических областей знаний – чтению, письму, математике, геометрии, физике и биологии, истории и географии. Так что не надо бояться, что при семейное образование тормозит процесс изучения школьной программы – ничего подобного. Передвижные цифры, яркие карточки с буквами, геометрическими фигурами, животными и растениями, глобусы-конструкторы и многие другие материалы из натуральных материалов уже более 100 лет помогают детям в разных странах исследовать этот мир. Дизайн материалов Монтессори практически не изменился за 100 лет. Для их изготовления используются только натуральные материалы. Учебные предметы Монтессори настолько яркие и так интересно сделаны, что дети сами к ним тянутся.
Одно из главных отличий сегодняшней школы Монтессори от традиционной начальной школы – это принятие некоторых элементов теории множественных интеллектов Гарднера. Профессор Гарвардского университета Говард Гарднер разработал свою теорию в конце 20 века. Занимаясь обучением детей, Мария Монтессори руководствовалась очень похожими принципами
Говард Гарднер
См. также: Анскулинг Вальдорфская система Программы развития Развитие памяти ребёнка — как проходят занятия