Центр домашнего обучения » Из опыта домашнего обучения » Как научить ребенка писать или работа в прописях
Практические советы по работе с прописями.
После рождения нашего сына Романа в 1995 году я поняла, что дети бывают очень разные. Например, чтобы ползать нашему малышу потребовался курс массажа. А соседский малыш уже ползал так, что маме приходилось за ним бежать. Когда Рома начал ходить с толком и расстановкой, соседского мальчика уже выводили гулять на стадион, а мама приобрела такую спортивную форму, о которой не могла даже мечтать. Относительно использования игрушек тоже были различия: Рома с удовольствием осваивал настольные игры, разобранные машинки применялись снова и снова. Рома проявлял чудеса усидчивости и творческий подход в играх и в использовании частей игрушек больше напоминающих груду хлама. Соседский же ребенок без многокилометровых забегов был взвинчен, сосредоточиться не мог, а после удовлетворения мышечного голода довольный валился с ног. И через четырнадцать лет эти дети остались сами собой: один создает настольные игры, другой несколько часов в день занят футболом. Но эти малыши удивительно были схожи в работе над прописями, когда пришло время осваивать письмо. Для них это оказалось одинаково невозможно. Я думаю, что в российской школе очень занижен возраст овладения письмом. Рома не мог соответствовать школьным нормам семи лет и его усилия в письме можно назвать титаническими. (Сознательно мы пришли к работе над прописями только к пятому классу.) Ребенок первого класса уже отлично рассуждает, но написать требуемое не может. Сложнейшие тесты с заданием «поставь галочку» заполняются уверенно. Это как раз наш случай. Мой сын относится к тем детям, которые не пишут. Во всех смыслах. Он готов многое и даже очень многое делать устно. Условие одно – не писать. Любое письменное упражнение из учебника требует обоснование. Наивно думать, что все можно изменить. С этим придется считаться.Вспоминая свое детство, свой опыт, можно многое понять. Не всегда человек, который легко, много и красивым почерком пишет, является образцом для подражания. Составить конспект пары параграфов для него легко: ни одно предложение не будет искажено, объем написанного поразит всех, факты будут вложены в память с энциклопедической точностью. А вот, когда дело дойдет до рассуждений, обобщений или применения этих знаний в моделируемой ситуации, то дела идут не так бойко. Совсем грустно, если нужно исследовать, предполагать, выдвигать гипотезу.
Для чего же все-таки ребенку необходимо осваивать навыки письма? Для того ли чтобы удовлетворить взрослых переписанным предложением с ровными буквами? Может для того, чтобы уметь дать письменную характеристику героя по плану? Письмо нужно нам для оформления собственных мыслей. Когда чувства переполняют и выливаются в слова, когда не можешь не писать. Часто хочется писать о себе, разобраться в себе, понять себя. Сегодня это такая роскошь – «возможность думать». Ведь нет времени. Обязательно школьнику надо ежедневно доказывать свои знания бесконечными упражнениями. А я пыталась все годы не навредить, не забыть цель. Ох, как приятно видеть отсвет лампы в ночи, когда сын склонился над столом, и непрерывно шуршит ручка по бумаге, плотные строчки заполняют целые страницы. Вот ради этого удовлетворения творчеством стоит учиться письму.
***
За семь лет обучения нашего мальчика стало понятно, что нельзя сужать поле освоения письма до прописей. Нужно раздвинуть рамки и помочь ребенку включить элементы письма в интересное игровое пространство.
Во-первых, нужны принадлежности. Любимым местом для нас на многие годы стал магазин канцелярских товаров. Постепенно весь ассортимент его переехал к нам домой.
Ручки. Сейчас огромный выбор. Выбирайте. Ручек нужно много. Вид подачи чернил: шариковые, гелевые, капиллярные, перьевые. Цвет чернил: синий, черный, цветной, блестящий. Конструкция их может быть разной: от строгих деловых до детских и забавных. Количество стержней в ручке может различаться: от одного до восьми.
Карандаши. Нужны в огромном количестве. Простые карандаши: разной твердости, разных производителей, разной конструкции. Механические простые карандаши с разнообразными диаметрами грифеля надолго удерживают внимание ребенка. Цветные карандаши: наборы от маленьких до огромных и разной твердости.
Точилки для карандашей. Это очень важное приспособление. Чем удобнее точилка, тем желаннее ей пользоваться. У нас точилка напоминает старинную мясорубку: прикручивается к столу, похожая рукоятка. Имитация паровозика. Он такой желтый с красными колесами, пассажиры выглядывают из окон. Карандаши будут идеально подточены.
Линейки. Вот здесь можно развернуться. Виды линеек: для прямых линий, для криволинейных (лекала), для параллельных линий (линейка на колесиках с ползунком), угольники (прямоугольные), для углов (транспортиры разных конструкций). Линейки с трафаретами: геометрических фигур (круги малые и большие, овалы, многоугольники), животных, предметов, армейские. Материал: деревянные, пластиковые, металлические. Рабочая кромка линеек имеет разную конфигурацию – познакомьте ребенка с вариантами и соответствующими приемами работы. Не отказывайтесь от странных линеек: с гелевым наполнением, со смешными надписями, со справочной информацией на разнообразную тематику (обязательно не по возрасту ребенка).
Тетради, блокноты, бумага. Тетради нужны разные: в клетку мелкую и крупную, линейку широкую и узкую, с опорой (наклоном), без разлиновки – чистые. Фактура бумаги: обычная, толстая, лощеная, белые и цветные страницы. Формат: огромный, большой, обычный, малый, оригинальный. Оформление: в мягкой обложке, в толстой, в твердой, строгие, детские. Нет никакого запрета на использование тетрадей. Разрешено брать их любое количество и под любую игру или творчество. Поначалу в каждой тетради не написано и пары строк, но четко сформулировано на обложке, то, что должно быть в ней. С каждым годом объем записей будет увеличиваться. Иногда это страничка, а потом уже и пара страниц. Ничто так не располагает к творчеству как стопка чистых тетрадей.
Во- вторых, во всей этой канцелярии должны быть вещи с «особым» статусом.
«Особая» ручка. Сейчас у сына есть ОСОБАЯ ручка. Она очень дорогая. Даже первое время хранилась в футляре. К ней он испытывает уважение и трепет. Ее можно использовать для особо ответственных работ: сочинений, эссе, контрольных, диктантов. Она появилась, как «папина ручка», но после реакции сына была передана ему со словами: «Ты оправдаешь наше доверие».
Капиллярная ручка. Например, «Stabilo point 88». У меня давняя симпатия именно к этой ручке. В моей жизни она незаменима. У нее постоянная ширина штриха, цвет она не меняет, не выцветает со временем. Неожиданно эта ручка превратилась в палочку-выручалочку. Важно использовать ее при кистевом мышечном зажиме. От легкого прикосновения к бумаге ручка оставляет идеальный след. Другим способом напряжение руки при письме у сына нам не удавалось снять, а капиллярная ручка отлично справилась. Есть небольшое ограничение. Как показывает мой опыт эту ручку можно оценить только на лощеной бумаге. На другой бумаге она расплывается, т.к. ребенок медленно пишет.
Ежедневник. Ежедневник – для планирования. Цель этой особой тетради научиться составлять план, распределять время и силы так, чтобы все выполнить. Чем младше ребенок, тем тщательнее внимание мамы к работе над ежедневником. Позже уже можно пробовать составить план самому. Чтобы было меньше писать, я предпочитаю ежедневники с разметкой времени на день (каждая строка отведена определенному часу) и свободной датой (чтобы при пропуске дней не пропадали страницы).
«Толстая тетрадь». Это самая важная из тетрадей. В нее сын записывает любую важную информацию. Можно прикрепить фотографию, вырезку из газеты/журнала, коды игр, телефоны, различные наклейки и другие детские атрибуты.
«Книга моей жизни». Блокнот-дневник или «книга моей жизни» она тоже может оформляться время от времени, но самостоятельно. Рома в минуты радости не вспоминает о ней.
Теперь нужно найти полезное применение всем этим предметам. Мы не только продумаем новые игры, но не забываем и учебную деятельность.
Первое от чего я освободилась, так это от заблуждения, что мой ребенок обучается письму только в прописи. Не надо понимать письмо узко. Пишем мы не только в тетради. Пишем мы карандашом в учебнике, вставляя буквы; на полях решаем примеры математические; в методичках заполняя таблицы правил; в дополнительных источниках подставляя палочки, буквы, птичек; в тетрадях к разным учебникам, решая интересные головоломки и вписывая ответы. Соответственно, если мы разнообразим учебную работу, то сопротивление ребенка будет меньше. Смелее используйте цветные ручки, ручка-сюрприз способна мотивировать даже в самом вялом состоянии. Ведь так трудно удержаться и не узнать все ее тайные возможности. Не нужно усаживать ребенка постоянно за стол. Пусть ребенок сам выбирает место для работы. Можно вместе в обнимку удобно устроиться в кресле и прочитать о новых животных, пробежаться по тесту, подготовиться, и только потом удобно сесть на пару минут за стол. Очень значимо для малыша, если папа иногда позволяет «поработать» за его рабочим столом.
Составим список игр, которые условно можно считать уроками письма. Будем тренировать руку – развивать мускулатуру.
Наш сын абсолютно не любит альбомы для раскрашивания. Даже мои раритетные экземпляры альбомов не побуждали к действию, а были восприняты как интересная семейная история. Но выход есть.
«Волшебный фломастер». Перед этим альбомом не устоит никто. Обычный альбом с черно-белыми контурами обладает магическими свойствами. Прикосновение одним единственным фломастером раскрашивает картинку в разные яркие цвета! (Фломастер прилагается к альбому.) После пары страниц методично заштрихованных сверху вниз у Ромы появилась избирательность. Выбираем шляпу: штрихуем в наклон. Выбираем футболку: заполняем цветом из центра по кругу. Выбираем башмак: по сложному контуру ведем непрерывную линию от периферии к центру.
«Соединяй точки». Альбомы этого вида не имеют картинок. Лист выглядит как россыпь точек. Все точки пронумерованы. Задание: соединить все точки по возрастанию и ничего не перепутать. Очень здорово делать предположения: «Что получится?» Запишите их внизу страницы. После можно определить победителя. Рома с такими альбомами работал так: от первой страницы и до самой последней без перерыва, поэтому мне приходилось подбирать альбомы тонкие на 10 листов максимум.
Если нет такого альбома в продаже, то сделаем сами. Для этого возьмем обычный альбом для раскрашивания с крупными картинками. Накладываем чистый лист, можно подсветить снизу или устроиться на оконном стекле. Маркером по контуру ставим точки, если линия округлая делим ее на прямые участки. Сложные места картинки просто обводим без деления на точки. Нумеруем точки сразу. Еще один простой вариант. Мы купили пару альбомов с точками, но разной тематики: животные, мультфильмы и др. Сделаем ксерокопии этих альбомов. Через год можно перемешать эти странички и опять пользоваться.
«Лабиринты». Эти альбомы представляют собой пустые страницы в клетку. Указана начальная точка. В углу дана инструкция движения ручкой. Команды такие: вверх 2 клетки, вправо одна клетка, вниз 4 клетки. Это написано символами со стрелочками и цифрами. Малыши быстро понимают правила. После выполнения получается рисунок.
«Дорисуй». В этих альбомах нет законченных картинок. Нужно восстановить. Картинки используются симметричные (например, дорисуй елку, домик, матрешку) или ритмические (например, повторяющийся геометрический узор нужно дорисовать)
«Многослойная штриховка». Используем в любом альбоме для рисования. Такая штриховка помогла заинтересовать Рому техникой работы с карандашами. Долгим это увлечение не стало, а жаль. Суть метода: карандаш оставляет после себя полупрозрачный слой. Если накладывать штриховку, последовательно меняя цвет, направление штрихов, их плотность, нажим на карандаш, то можно получить удивительные эффекты. Такая техника встретилась мне очень давно. В 1982 году мне в руки попала детская книга стихов Анатолия Костецкого «Шмель о солнышке поет». С рисунками Л. Гармызы. Эти иллюстрации заворожили меня. И завораживают сейчас.
«Детские витражи». Витражный набор для творчества оказался полезной покупкой. Очень приятный момент: детские наборы стоят значительно меньше профессиональных витражных контуров и красок. Рома изготовил несколько подсвечников из высоких стаканов по шаблону, а потом началось творчество. «Направление» творений трудно определить: авангардизм, кубизм. Эта техника предполагает нанесение контура, а потом заполнение полученных ячеек цветом. Вся работа осуществляется тюбиком краски с узким наконечником. Тюбик удобен в работе и напоминает толстый карандаш.
«Спирограф». Это сокровище попало в мои руки, когда мне было около 10 лет. Двадцать лет назад мой муж впервые увидел эту игру и был огорчен пропущенными удовольствиями. Игра получила второе рождение и теперь занимает свое почетное место в нашем арсенале игр. Цель игры: нарисовать сложный узор. Суть игры: пришпиливаем зубчатое кольцо к бумаге, выбираем зубчатое колесо поменьше, выбираем в нем отверстие, вставляем в него ручку, одно колесо вкладываем в другое (зубцы в зубцы), осторожно прокатываем (по кругу) одним колесом по другому много раз (пока узор не замкнется). В описании игры указано: развивает чувство координации руки и глаза, воспитывает в ребенке аккуратность, усидчивость, эстетический вкус. Еще с тех давних лет я начала составлять каталог узоров, потом муж продолжил, теперь уже начата вторая тетрадь и крутит колесики Роман.
Список игр получился большим, а я еще и не начала рассказывать! В виде бонуса предлагаю еще две игры.
Блокнот-мультфильм. Возьмите толстый блокнот или толстую тетрадь в клетку. Принцип известен всем: зажимаем страницы пальцами и отпускаем постепенно веером. Страницы мелькают, человечек оживает. Подготовка: разработайте 3-5 позиций простейшего человечка, высотой 1,5-2 см, используйте прием написания индекса на конверте. Определите начальную точку, найдите ее на каждой страничке. Потом методично (можно всей семьей) рисуем человечка по образцу. Все. Смотрим мультфильм «Бегущий человек». В другом углу тетради можно сделать пловца или танцора.
«Девушки в окошках». Эта игра для мальчиков имеет название «Машины в гараже». У меня было несколько таких тетрадок в детстве. Жаль, но в архиве моем они не сохранились. Принцип: на одной странице делаем окошки (несколько малых, или одно большое), на следующей странице рисуем девушку/машинку, страницы скрепляем скрепкой. Каждое окошко можно подписать. По окошкам можно рассаживать цифры, буквы, слоги, геометрические фигуры, даже бабушек и дедушек.
В заключительной части поговорим о видах прописей и работе с ними.
Для меня так и осталось загадкой почему в младшем школьном возрасте наш ребенок отказывался заниматься письмом (эта работа требовала от него поистине титанических усилий и сверхвозможностей), а перейдя в среднее звено школы Рома принял этот процесс, как интересное дело и даже посвятил каллиграфии часть своих заслуженных каникул. Которые, кстати, и так были заполнены до отказа другими дополнительными занятиями. Предположительно можно ссылаться на нарушение мелкой моторики руки на период начальной школы. Но я думаю, моему сыну просто не подходил момент первого класса для серьезной работы по каллиграфии. Поэтому мне нужно было этот вред как-то скомпенсировать, уменьшить, потому что отголоски негативных процессов влияют и на всю последующую учебную деятельность. Тут проступает русская школьная традиция: навредим без учета индивидуальности человека, а потом будем героически преодолевать и исправлять проблемы своими руками созданные.
В первом классе по «Программе 2100» для работы были предложены прописи: Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников к учебнику «Моя любимая Азбука» Бунеев Р.Н. (серия «Свободный ум») в 5-ти тетрадях. М.: «Баласс»,1998 г
Минусы: — Пропись не производит радостного впечатления: бумага тусклая, странички отпечатаны только черными символами, формат прописи с обычную тетрадь – очень мало места для качественных заданий. Видимо, прописи в варианте «экономный». — В первой тетради присутствуют многочисленные задания на раскрашивание – это очень раздражало Рому, эти задания игнорировались. Под давлением учителя Рома использовал редкую штриховку вместо заполнения цветом. Например, большой торт Рома «закрасил» четырьмя косыми штрихами простым карандашом. — Очень мало заданий с логическими элементами, что обедняет эти прописи и снижает детский интерес. — Отсутствует разбивка по урокам. От этого возникает напряжение: ребенок не может оценить свою работу на ограниченном этапе, а вынужден воспринимать прописи, как бесконечную реку. — Плохо представлен разбор букв по элементам, не показана начальная точка и дальнейшее движение ручки. — Большой недостаток: масштаб букв обычный. Нет огромного размера и большого. Первоклассники сразу начинают работать с обычным мелким масштабом, что на мой взгляд невозможно. — Большой недостаток: работа начинается сразу на широкой линейке! Узкая линейка не встречается вообще! — Большой недостаток: нет опоры (косая линейка помогающая определить наклон букв). — Главный недостаток: не дано понятие ячейки, ограниченной области для буквы. Ведь ячейка позволяет описать словами движение ручки. Например: «Начнем писать строчную букву Т. Пишем косую палочку: поставили ручку в левый верхний угол ячейки, двигаемся вниз до левого нижнего угла.» — Общее впечатление: все одноцветное, мелкое, плотно исписанное, непрерывное, однообразное.
Плюсы: — Встречаются в первой тетради рисунки пунктиром (нужно обвести по контуру), что привлекало Рому. Эти задания выполнены все без исключения и цветными карандашами. — Есть задания в первой тетради: «Сравни и дорисуй». Они вызывали большое желание и интерес ребенка.
Прошло пять лет! Лето после окончания пятого класса. И вот в благостной обстановке загородной жизни при пении птиц и прохладе летнего утра мой сын осознанно занимался каллиграфией. Как и в любом другом деле, мы составили недельный план и придерживались его. Вот тут мне и пригодились те прописи, которые были закуплены мной для коррекции воздействия начальной школы. Часть их мы использовали для подготовки к школе, другие были подобраны для работы летом после первого класса, а много прописей так и осталось с чистыми страницами.
Здесь я укажу только те прописи, которые были составлены удачно и очень нам помогли. И которые мы использовали дополнительно к школьной программе. Введение Ромы в письмо я считаю неудачным, да и русский язык с диктантами и орфограммами, как предмет тоже не имел успеха. Для моего ребенка ни тот, ни тот вариант не подходил. И писать он не хотел, и русский его еще больше запутывал. Здесь у меня нет четкой позиции. Приблизительно могу сказать, что только игровыми заданиями с логическим элементом можно Рому было заинтересовать что-то писать. Да и сейчас его предпочтения не изменились.
1. Пропись. Н.А. Федосова Учусь читать и писать. В трех частях. Подготовка к обучению. Псков: ПОИПКРО, 1998 г Часть 1. От рисунка к букве. Часть 2. От буквы к слову. Часть 3. От слова к сказке. Мы использовали только первую часть. Остальные части мне не удалось купить. Эта пропись долгожительница. Изучали мы ее в три периода. До школы, летом после 1 класса, летом после 5 класса.
Плюсы: — Очень хорошее учебное пособие. Особенно подходит младшим детям. — Одно занятие занимает одну страницу. Методически продумано. Нагрузка рассчитана с постепенным нарастанием. Объем заданий комфортный для ребенка. — Задания интересные: дорисуй, обведи. Используя разного цвета ручки и карандаши, страница получается красочной. На строках расположены стилизованные птички, листики, плоды, посуда – тематика разная. Обводи по точкам, позже – добавь элементы. Ребенок начинает чувствовать линию, привыкает к ней: «Одна птичка синяя, другая – черная, нет плохо, следующую птичку сделаю желтой и ручкой с мерцающими чернилами!» — Присутствуют стихи. Значительно шире можно провести занятие: повторить свойства предметов, их классификацию. — Удачно проработан раздел перехода к буквам. Это единственное пособие, которое позволило нам разобрать структурные элементы буквы без долгого их прописывания. — Четко дана схема движения ручки для безотрывного написания. Рома этот способ предпочитает. — На одном занятии разбор одной буквы (если строчная буква отличается начертанием от прописной, то она сдвинута в другое занятие). — Другой большой плюс: даны разъяснения и задания в трех масштабах. Разбор – огромные буквы, тренировка – средний размер, закрепление в словах – на обычных тетрадных линейках.
Минус: — Отсутствуют косые наклонные линейки.
2. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова Письмо. Рабочая тетрадь 1,2 к учебнику «Чтение и письмо» для 1 класса. Москва «Вентана-Граф», 2002 г.
Стоит пометка «Начальня школа XXI века». Учебником мы не пользовались, а прописи хороши. Тоже к этим тетрадям обращались дважды: летом после первого класса (освоили только 8 уроков) и летом после 5 класса (прошли уроки с 9 до 58, всего 72 урока).
Плюсы: — Прописи выпущены в виде книжки большого формата. Бумага приятная бело-голубая, разлиновка на страницах синяя, есть красочные элементы на страницах. — Прописи крупные двух масштабов: очень крупные и крупные. — Разобран прием письма с отрывом. Но Рома быстро адаптировал их под себя и писал, не отрывая руку. Внимательно проследите за ребенком: не задерживает ли он дыхание при безотрывном письме. Такие задержки дыхания при письме вредят головному мозгу. — Работа разбита на 72 урока. Один разворот (2 страницы) на два урока. — Структура уроков четкая и сквозная. — Много текста для примера (Просила сына обводить все примеры). Это очень важно. Ребенок всегда пишет рядом с примером и может сравнить. Не нужно писать повторно слово, т.к. оно будет далеко от образца. — Понравилась работа с предложениями. Дано три слова. Ниже написаны три предложения с пропусками (каждое в своей строке). Ребенок подбирает слово по смыслу из данных и вписывает. — Понравились задания на освоение печатных букв на рабочей строке (в этой прописи их минимально). Ребенок, рассматривая начертания, сразу понимает что такое наклон. — Отличная разметка. Раньше я этого приема не встречала. Каждая рабочая строка независима и имеет еще три ограничителя. Поясню: если мы пишем в тетради в широкую линейку, то хвостики буквы «у» будут путаться с нижними буквами «в». Здесь этого не происходит. — верхний ограничитель – для прописных букв и букв с верхними хвостиками; — средний ограничитель – для строчных букв; — сама рабочая строка, на которой стоят все буквы; — нижний ограничитель – для нижних хвостиков.
3. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, У.Э. Кочурова Грамота. Рабочая тетрадь 1,2,3 к учебнику «Грамота» для 1 класса.
Учебником мы не пользовались, применяли 2 и 3 тетради (первая тетрадь мне показалась сильно простой). С этими тетрадями работали только летом после первого класса. Прошли не все, а только выборочно. Эти тетради рассчитаны на 110 уроков. Из них полностью мы освоили уроки 31-39. Далее выполнили только логические упражнения, игнорируя задания на начертания букв.
Плюсы: — Много заданий на соединение точек в ритмичных узорах, по пронумерованным точкам, по клеточкам повторить фигуры. — Эти тетради представляют собой смесь математики и письма. — Хорошо разобрана структура цифр. Не надо писать строчки одних и тех же чисел. — Даны простейшие задачки в рисунках. В пустых клетках вписываем ответ или решение. — Основательно построено изучение печатных букв, сравнение с элементами письменных. — Разные масштабы.
4. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс. Москва: Просвещение, 1987 г.
Не помню, как ко мне попала эта пропись. Она маленького формата. Отпечатана она на плохой бумаге, но внутри это клад. Вся тетрадь исписана примерами идеальным почерком. Нет свободного сантиметра. Начинается с узкой линейки с наклоном – почерк крупный, четкий. Далее следует широкая линейка – почерк мельче. Далее листы в клетку – отработка цифр и других математических знаков (писать красиво ответы к задачам тоже нужно учиться на разлиновке в клетку). Есть отдельная страница соединений букв на широкой линейке. Заканчивается связными текстами. Объем 48 страниц.
Эту пропись Рома обвел полностью. Я вспомнила, как в первых классах приходила к маме на работу в детский сад, у детей был тихий час, я садилась за стол воспитателей, мама мне выделила старую толстую тетрадь планов. Я страницами обводила непонятные слова. Эти слова, казалось, состоят из тайных иероглифов. Это мне доставляло огромное удовольствие.
5. Прописи Леонида Некина. http://nekin.narod.ru/e24.htm
После прописи Желтовской мы пересели на прописи Некина. Эти прописи превосходные. Если вы ничего не знаете о них, то сразу скачивайте и применяйте. Использование частой косой линейки, верхнего и нижнего ограничителя дает ту самую структурную ячейку для написания буквы. Очень удобно. Например: для написания строчной «п» нужна одна ячейка, а для строчной «т» нужно две ячейки. Обратите внимание на инструкции для навыка «быстрого» почерка. Очень полезное умение для детей средней ступени обучения.
Если у вас нет доступа к прописям в магазине учебной литературы, то прописи Некина могут удовлетворить ваши потребности. Увеличивайте при распечатке масштаб, тогда даже первокласснику будет удобно работать. Еще одна рекомендация. В специализированном центре можно сформировать из этих прописей блокнот из разных листов по фактуре, плотности, цвету. Он очень понравится малышу.
Желаю вам приятных минут в совместной работе с детьми!
Ирина Маркеева.
Статья интересная и содержательная, но отражает совершенно чуждый мне принцип обучения, то самый, который я часто критикую : обучение через развлечение и искусственную стимуляцию интереса, а не через развитие естественных ученических добродетелей и овладение инструментарием. Поэтому мне думается, что для родителей, которые относятся к обучению так же и строят его на тех же принципах, Ваша статья — просто клад. Но с моей точки зрения, у описанного Вами подхода есть важный недостаток: слишком большая привязка к широкому кругу дидактических материалов для выработки одного навыка. Понятно, что если родители преследуют цель обучения «без принуждения любой ценой» — то у них просто нет иного выхода, кроме как вооружаться целым дидактическим арсеналом. И тогда получается, что для того, чтобы научиться заполнять пропись, нужно использовать еще несколько десятков учебных пособий разной тематики и степени сложности. Разумеется, пока мы имеем широкий выбор в магазинах и какие-то деньги, это может быть нормальным решением. А в случае, если ни того ни другого нет? Тогда остается только старый дедовский метод — терпение и упорство. Рисунок как подготовка к письму — это очень важно, только опять-таки не очень понятно, почему такой упор делается на дидактические «полуфабрикаты» — раскраски и книги игр и головоломок? Как известно, лучше всего тренирует руку рисование как таковое и ручной труд, который развивает мелкую моторику. Поэтому у нас в качестве подготовки к письму использовались именно эти занятия.
А писать мы учились при помощи двух прописей — «обычной» и «чистовой» (причем их автора я даже не помню, они были выбраны почти наугад). В одной мы учились писать, а в другой — «чистописать». В одной качество было не столь важно, сколько количество отработанных элементов письма. А в чистовой прописи количество не имело значение — только качество написания букв,. слова, элемента текста. В тетрадях учились писать параллельно прописям, с небольшим отставанием (в месяц-полтора,не больше). Тетради были для нас «графическими полигонами» — в них мы отрабатывали навыки письма не отдельных букв или слов — а связных текстов. Мальчик списывал отрывки из Псалтири, из Библии, из китайских трактатов. Это и давало ему представление о цели, которое подчас теряется при выполнении облегченных примеров из учебника: ребенок с самого раннего возраста должен учиться на самых лучших примерах употребления языка, таких, которые ему определенно не по возрасту. Это, собственно, и побуждает ребенка расти и развиваться. Старые учебники грамоты строились по тому же принципу: простые, «детские» стихи и тексты обязательно перемежались цитатами из книг куда более сложных. Мне кажется, стремление к упрощению и тотальной развлекательности отчуждает обучение от его основного смысла — давать ребенку перспективу роста, побуждать его к развитию, к стремлению выйти за свой предел.
Наталья, я не вижу в наших подходах диаметральных позиций. Терпение и упорство, конечно, добродетели. Ведь даже интересное дело можно закончить только с их помощью. Может быть разница в масштабах работы. Какая у нас цель? Красиво переписать цитату из пяти строк в день? Даже пусть и очень полезную содержанием. А если ребенок рисует огромную карту острова? Если лист ватмана исписан целиком «древними» названиями ущелий, водопадов, фортов, тайников? Здесь нет упорства? Поставим ребенку его интерес в вину?
В период подготовки статьи я просмотрела прописи Ромы за первый класс. Это огромное количество. Поэтому необходимую страницу в день (а то и больше) ребенок в школе писал. Сама удивляюсь.
Хочу привести пример из нашей дачной жизни. Каждую весну мы сталкиваемся с проблемой нашего огромного сада – уборкой листьев. Традиционно использовался старый метод – грабли. Убрать яблоневый сад из нескольких десятков деревьев очень сложная задача. Именно упорство и терпение воспитывает. Чтобы решить эту циклическую задачу пришлось поработать. Я обложилась умными пособиями, составила план работ, были созданы чертежи системы дренажей для водоотвода, проанализирован сложный ланшафт, создана система дорожек. В реализации этого грандиозного проекта участвовали все. И вот наш сад живет теперь в изумрудной траве. Вместо граблей для уборки старых листьев используется газонокосилка. Одновременно срезаем траву и собираем органический мусор. Мне не нужно рассказывать, какой интерес в человеке вызывают грабли. А вот управлять умной машиной совсем другое дело! Это же целое приключение! Можно разработать свой оптимальный маршрут для движения по саду, другой придумает, как сократить время работы. И с каждым годом интерес растет, открываются новые секреты. Даже бабушка прониклась новшествами и теперь тоже записывается в очередь к «эффективному помощнику». Наталья, я не вижу в чем можно найти изъян? Да, я везде действую «через развлечение и искусственную стимуляцию интереса». Пусть. Но какой выход производительности!
Наталья: «почему такой упор делается на дидактические «полуфабрикаты» — раскраски и книги игр и головоломок?»
Здесь я ограничила себя описанием только той занятости в которой присутствует карандаш, как главный инструмент. Статьи нужно структурно разделять, хотя бы условно. Развитие мелкой моторики через специальные игры и прикладное творчество именно поэтому не попало в данный материал.
Наталья: «Как известно, лучше всего тренирует руку рисование как таковое»
О чем идет речь? О наивном детском творчестве? Все дети рисуют. Некоторые больше, некоторые меньше. Здесь не вижу предмета разговора.
Если рисование употребляется в смысле художественного образования ребенка, то могу предположить, что многие родители не имеют такового, не обучались пять лет в детской художественной школе, а тем более далее. В этой ситуации мой опыт подтверждает то, что обычный семилетний ребенок не способен овладеть основными техниками рисунка с жесткими линиями, когда карандаш используется подобно ручке при письме. Что нас как раз и интересует в данной теме. В этом возрасте я рекомендую сосредоточиться на других предметах художественного образования, которые не имеют непосредственного отношения к тренировке почерка. Пусть это будет теоретический курс, который может включать понятия: композиция, фокальная точка, золотое сечение, законы перспективы. Дети этого возраста просто прикованы к иллюстрациям, поэтому изучите разные техники письма на них. Например: пуантилизм, лессировка. Экспериментируйте в смешивании красок, определяйте «температуру» цвета. Начать лучше с акварельных красок. Чтобы приступить к первой работе ребенок может даже не уметь держать карандаш. Требуется только линия горизонта и уже можно осваивать изображение неба и моря. Темы занятий: участки убывающих тонов, многослойность, иллюзия глубины (грозовое небо), незакрашенные участки, вода — это корректор, градуированные размывки (облака). Акварель ведет себя непредсказуемо, особенно если наносить краску быстро и свободно. В этих работах нужны влажные разводы и спонтанные потеки, что позволит ребенку раскрепоститься и увлечься.
Видимо, есть смысл отдельной статьи на эту тему. Моему ребенку я не передала эту любовь. Насильно учить живописи считаю ошибкой. Даже с использованием терпения и упорства. Главное достигнуто: есть небольшой интерес и нет отрицания художественного творчества, как рода деятельности. Другой момент: материалы, инструменты, краски для обучения живописи очень дороги и не сравнятся по цене с несколькими книжками прописей, что может быть ключевым фактом для некоторых семей.
Ирина, я, со своей стороны, тоже вовсе не против увлеченности и интереса, давайте не будем утрировать. Но все-таки мы всегда стараемся прорываться к интересу «по ту сторону» затруднения. Ведь весь секрет развития заключен в том.чтобы преодолеть трудность и свое нежелание ее преодолевать. Просто Вы начали статью с рассказа о том, что Рома был не пишущий мальчик. Меня это зацепило — потому что так можно сказать об абсолютно любом ребенке. Они все поначалу «не пишущие», «не читающие», «не рисующие». Потому что сложно, потому что требует усилий, потому что нужно прорваться через рутину и монотонность. И только если этот прорыв состоялся, обретается свобода — ребенок начинает читать, писать, рисовать , не замечая сложности, «переварив»ее, усвоив, сделав частью своего «я», выросшего на несколько сантиметров. Поэтому я часто говорю о том, что сложностей, затруднений. монотонности и рутины бояться не следует. Что это норма — «черный хлеб» познания. Разумеется, мы питаемся отнюдь не одним хлебом. Мои дети очень любят «вкусненькое» и «интересненькое». Но это конфеты, десерт