Семейное образование – различные методики. Вальдорфская (Штейнеровская) система обучения

В основе Вальдорфской системы обучения лежат принципы, разработанные австрийским ученым и мыслителем, основателем антропософии, Рудольфом Штейнером. Штейнер применял свои принципы не только в образовании, но и в медицине, архитектуре, сельском хозяйстве, социальных реформах. По просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Штейнер основал школу для детей рабочих, где впервые и применил свои принципы. Сегодня вальдорфская методика  применяется как в школах и детских садах, так и в семейном образовании. На сегодняшний день это одна из самых крупных альтернативных педагогических систем в мире.

рудольф Штейнер - семейное образование
Рудольф Штейнер (1861 – 1925)

В основе штейнеровской педагогической системы лежит так называемый метод «душевной экономии». Согласно теории Штейнера, на пути взросления человек и его душа проходят несколько этапов развития. И обучение ребенка должно соответствовать каждому такому этапу. От ребенка нельзя требовать больше, чем он в данный момент готов дать. Равным образом ему нет смысла давать больше, чем он готов воспринять в данный период развития. Иными словами, в ребенке нужно развивать те умения, которых в данный момент требует его душа и которые не вызовут в нем внутреннего протеста. И семейное образование позволяет подстраиваться под ребёнка, который в школе вынужден, наоборот, подстраиваться под систему. Как один из ярких примеров: ученики пытаются зазубрить принцип построения ответов теста или экзамена, вместо того, чтобы с интересом изучить материал. Семейное образование старается апеллирование именно к желаниям ребёнка.Главным стимулом к изучению того или иного предмета у ребенка является природный интерес. А интересно ребенку то, что созвучно его внутреннему миру в данный возрастной период.

 

Семейное образование до 9 лет

До 9 лет дети еще находятся в сказочном мире раннего детства, любят подражать, играть в подвижные игры. Все эти элементы включаются в процесс получения семейного образования. Кроме того, до 9 лет дети испытывают потребность в ритмичных занятиях, и у них бурно развивается творческая фантазия. Поэтому в этот период в обучении активно применяют занятия живописью, музыкой, а также эвритмию – своеобразное сочетание танца и пантомимы. Этот особый вид искусства, придуманный самим Штайнером, затрагивает глубины понимания человеком музыкальной гармонии и красоты танца, и оказывает целительное, гармонизирующее действие.

После 9 лет ребенок покидает мир сказок, ему становится интересен реальный мир. Именно в это время можно начинать изучать природоведение, географию, а с 10 лет – биологию и историю.

Для вальдорфской системы обучения очень важен ритм, ритмический распорядок дня. Умственная работа сменяется физической и созерцательной деятельностью. Первый урок в вальдорфской системе очень важен, он определяет весь последующий ход учебного дня. Например, если это была математика, в последующих уроках музыки, рисования или ручного труда детям предлагается найти математические последовательности в том, что они делают. Вслед за тем идут уроки, где требуется ритмическое повторение. Это могут быть занятия иностранным языком, музыка или живопись, эвритмия или гимнастика. После обеда дети занимаются ручным трудом (каким-либо ремеслом, уходом за растениями и т.д.)

К сожалению, у школ нет возможности настолько тонко настраивать процесс домашнего обучения. Но как раз семейное образование позволяет это сделать. Неважно, какой именно тип обучения будет выбран: занятия с репетиторами, самостоятельное изучение предметов, дистанционное обучение, — семейное образование всегда позволит Вам подкорректировать программу обучения, понять, что именно необходимо ребёнку в данный момент. Ведь главная цель — не закончить школу, а получить образование.

См. также:

Метод Марии Монтессори
Анскулинг
Программы развития
Развитие памяти ребёнка — как проходят занятия

Яндекс.Метрика