Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, 1-й Волконский пер. д. 11 стр. 2 (5 этаж)
contact@school4you.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Вопрос социализации

Представленная ниже статья была впервые размещена в блоге Life without School.

Если Вы решите обучать своих детей дома, то обнаружите,  что всех беспокоит социализация Ваших детей. Незнакомые люди будут комментировать Вашу позицию, а родные будут переживать, что Вашим детям не хватает общения. Но, честно говоря, как раз вопрос социализации и убедил меня при принятии решения в пользу домашнего обучения.

Я встретила первого домашнего педагога в 1990, когда моему старшему ребенку был 1 год. Так как я была школьным учителем, я отнеслась к ней с любопытством.  У нее на кухне стояли парты, а в холле по стенам были развешаны обучающие постеры. Школа дома? Идея мне понравилась, но я была не уверена в том, насколько это серьезно с академической точки зрения. Прошло всего несколько лет с тех пор, как я закончила учебу, поэтому я отправилась в библиотеку и нашла высказывания моих любимых мыслителей в сфере образования по этому поводу. Мне открылось  то, что за школьным образованием стоит социальная инженерия, а основная его цель – «воспитание хороших граждан». Звучит неплохо. Я бы не хотела, чтобы Питер вырос плохим гражданином, но я еще хочу, чтобы он имел свое мнение, и смог бы пойти по стопам Томаса Джефферсона или Джеймса Медисона, способных противостоять своему правительству, если это потребуется. Я не хотела, чтобы он смешался с толпой и стал еще одним винтиком в социальной машине.

Это напоминает мне мультфильмы Билла Уоттерсона про Кальвина и Хоббса. В одном из них Кальвин держит снежинку и говорит «это уникальный и прекрасный кристалл, который превращается в обыкновенную и скучную молекулу воды, стоит принести ее в класс…»

Однако социализация – это хорошо. Зачем ограждать детей от общения? На мой взгляд, у нас очень широкое понятие социализации. Вот несколько определений:

Из энциклопедии Britannica:

Социализация — процесс, в котором личность учится взаимодействовать с группой (или обществом) и вести себя соответственно одобренным группой (или обществом) принципам поведения. Как считают ученые, социализация представляет собой процесс обучения на протяжении всей жизни и влияет на поведение, взгляды и поступки взрослых и детей.

Из Нового словаря Культурной грамотности:

Социализация — изучение привычек, традиций и ценностей группы, общества или культуры. Социализация необходима для развития личности, для ее участия в жизни общества, и для гарантии того, что культурное наследие данного общества будет передано следующим поколениям. Социализация происходит в семье, школе, различных группах и продолжается на протяжении всей жизни.

Социализация представляет собой процесс формирования принципов поведения в окружающем мире. Но является ли школа лучшим или единственным местом для социализации ребенка?

Чтобы принять решение, я представила себе обычный день в школе. Ребенок приходит в класс рано утром, садится на отведенное ему место, где он должен сидеть, молчать и быть очень внимательным на протяжении 50 минут. Затем звенит звонок и он идет в другой класс (хотя я знаю, что в начальной школе ученики не переходят из класса в класс). Там он сидит тихо, внимательно слушает, затем звенит звонок и все повторяется снова. Если он пытается общаться с окружающими во время уроков, ему делают замечание.

Что взял бы мой ребенок из такого ежедневного, еженедельного, ежемесячного опыта? Я думаю, он научился бы передавать записки, пока учитель не видит. Он бы научился находить обходные пути в системе, которая заставляет его часами сидеть тихо и неподвижно, пытаясь сосредоточиться на том, что ему не интересно. Он бы скооперировался с окружающими его сверстниками, потому что они все были в ловушке одной системы, без права голоса и пытались бы извлечь все лучшее из этой ситуации. Эта связь в то же время отрезала бы его от других «групп», и он научился бы ненавидеть взрослого в классе.

Если это кажется слишком негативным, то хороший ученик, который справляется с программой, просто учится «играть по правилам», чтобы получать хорошие оценки и рекомендации от учителей для поступления в хороший колледж. Он также учится смотреть на окружающих, как на соперников, и, возможно, не станет предлагать им свою помощь.

В конце концов, он проходит 12 классов и заканчивает школу. Вероятно, он пойдет в колледж, где он почувствует немного больше свободы. На самом деле, он почувствует такое облегчение, что ему даже придется бороться с синдромом «животного, освобожденного из клетки», синдромом, который я вижу каждый день в моем университетском городке.

Затем, наконец-то окончание колледжа и на работу! Но подождите, на работе он не будет менять тему каждые 50 минут. И ему нужно будет общаться и взаимодействовать с окружающими людьми разного возраста. Теперь группы одного возраста оказались расформированы. Он сам по себе, привык противиться системе, но не улучшать ее, а теперь ему нужно самому принимать решения, хотя всю жизнь ему диктовали условия. Где же соответствующая подготовка и социализация?

У меня были (и сейчас есть) и другие сомнения по поводу традиционной школы. Меня поражает оцепенение личности, феномен, который наблюдается после нескольких лет школы, когда твой веселый и жизнерадостный ребенок боится показать окружающим, какой он есть на самом деле. Мне это превращение напоминает цвета радуги, которые приобретают серый оттенок, бледнеют и не привлекают внимания. Меня также смущают нездоровые привычки, которые ребенок копирует, потому что родители не общаются с ребенком в течение дня, а учителя и так заняты. Еще я не понимаю, как уставшие учителя, которым так мало платят, должны творить чудеса с тридцатью совершенно отличающимися друг от друга детьми.

Я хотела дать моему ребенку шанс жить жизнью без этих сомнений. Если бы я стала учителем своего ребенка и оказывала ему всю возможную поддержку, открывала возможности, тогда, я верю, он раскрыл бы свои способности. Если бы он посещал уроки в парке, музыкальные занятия, был волонтером на раскопках или историческом месте в городе, принимал участие во внешкольных спортивных занятиях, или играл в театре, я уверена, он научился бы общаться с людьми всех возрастов. Если бы ему позволили заниматься своими увлечениями без ограничений, он нашел бы ответы на многие вопросы, полюбил бы учиться, и стал бы специалистом во многих областях. По крайней мере, это была моя теория на тот момент, когда я начала.

И теперь, как я вижу на примере своих детей, я была права.

×