Семейное образование – различные методики. Анскулинг

Анскулинг – это методика домашнего обучения, где лидером является ребенок, который сам определяет «программу» обучения. Анскулинг – одна из самых «горячих» тем обсуждения в сфере семейного образования. Эта методика интригует многих родителей. А некоторые педагоги настроены скептично. Сами же ученики, приспособившиеся к этому методу, активно его защищают. Истина заключается в том, что многие техники обучения, связанные с анскулингом, с успехом используются во многих семьях, предпочитающих семейное образование.

Семейное образование - Холт
Джон Холт

Семейное образование и анскулинг – в чём разница?

Что же, собственно, представляет собой «не-обучение», или анскулинг? Согласно общепринятому определению, анскулинг – это философия домашнего обучения, позволяющая детям исследовать интересные им темы в комфортном для себя темпе, не подвергаясь никакому давлению со стороны взрослых. Родители при этом не составляют учебные планы, а выступают в роли помощников, обеспечивая детей всем необходимым, и следят за тем, куда приведут детей их изыскания. Семейное образование подразумевает составление программ обучения, ежегодную аттестацию и контроль со стороны министерства.

Сомневающиеся задают вопрос, как вообще дети могут усвоить какой-либо материал без руководства взрослых? Однако сами анскулеры, став взрослыми, превращаются в мотивированных, гармоничных и эрудированных людей, способных ставить цели и самостоятельно находить ресурсы для их реализации. Во всяком случае, в ВУЗах анскулеры добиваются результатов не хуже, чем другие молодые люди с семейным образованием.

Как возник анскулинг?

Термин «анскулинг» был введён в обиход реформатором американской системы образования Джоном Холтом в 1977 году. В это время он основал популярный журнал по семейному образованию «Растём без школы» (Growing without schooling). Бывший школьный учитель, Холт написал много книг о домашнем обучении, которые до сих пор пользуются успехом среди приверженцев этой системы. Среди них – «Научи себя сам» и «Учимся всё время». После смерти Холта его дело продолжил Патрик Ференга, который пишет книги и читает лекции об анскулинге.

Семейное образование
Одно из ответвлений анскулинга – философия обучения, известная как «радикальный анскулинг». Этому ответвлению положила начало Сандра Додд. Его сторонники призывают родителей ставить интересы реб`нка во главу угла в каждом аспекте жизни, не только в сфере образования.

Что представляет собой анскулинг?

Стороннему наблюдателю может показаться, что при анскулинге вообще ничего не происходит. На самом деле, это не так. Дети, обучающиеся по системе анскулинга, черпают знания из повседневной жизни. Чтобы испечь печенье, нужно для начала прочитать рецепт. Чтобы правильно отмерить и смешать ингредиенты, нужно освоить деление и дроби. Такой подход близок к понятию «семейное образование», но подразумевает большую свободу в обучении.
Вот примеры, как некоторые семьи практикуют анскулинг.

Пусть дома будет интересно. Родители не навязывают ребёнку занятия по тем или иным предметам, но создают дома обстановку, стимулирующую детскую любознательность и тягу к познаниям. Вокруг ребенка должны быть книжки и игры, материалы для творчества (рисования, музыки и т.д.). Самое главное при этом – уделять ребёнку время и разговаривать с ним о том, к чему у него есть интерес.

Не сидите в четырёх стенах. Анскулеры любят учиться вне дома. Родители не отказывают себе в удовольствии поучаствовать в занятиях младшего поколения: вместе гулять по лесу, строить шалаши, что-нибудь разбирать и устраивать беспорядок. Анскулеры рассматривают любого человека как потенциального наставника, который научит их чему-нибудь полезному.

Путешествие как источник знаний. Не имея над собой дамоклова меча школьной программы, анскулеры могут путешествовать в любое время и на любые расстояния. Оказавшись в новой обстановке, анскулеры впитывают знания о чужой культуре.

Позвольте детям углубиться в интересующий их предмет. Дети-анскулеры, как правило, имеют глубокие познания по теме, которая интересна им в данный момент. Они могут часами изучать книги и сайты по этой теме и сильно опередить своих сверстников в школе.

Используйте традиционные методы обучения без принуждения. Анскулинг не означает, что в процессе обучения вообще отсутствует система. Для достижения своих целей дети могут использовать учебники, задачники, интернет-ресурсы так, как считают нужным, без давления со стороны родителей.

В чём преимущества анскулинга?

  • У детей есть время на удовлетворение своих интересов. Самое большое преимущество анскулинга состоит в том, что у детей есть свобода заниматься тем, что им действительно интересно.
  • Дети учатся с энтузиазмом. Родителям не нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы заставить детей делать уроки. Они усердно учатся, потому что сами выбрали ту или иную тему. Когда интерес угасает, они вправе перейти к чему-нибудь другому.
  • Сфокусированная подготовка и контроль знаний. В системе анскулинга перед родителями не стоит задача предвидеть, что будет интересно их детям через месяц-другой. Их роль – вовремя среагировать на новый «запрос» ребенка, как только он становится очевиден. Контроль за уровнем знаний происходит осмысленно: родители отслеживают, какие навыки освоили дети, не прибегая к помощи формальных стандартных тестов.
  • Ваша классная комната – это весь мир. Анскулеры получают знания, помогая взрослым в домашних делах, участвуя в общественной жизни, поэтому они чувствуют себя комфортно, встречаясь с новыми людьми любого возраста.

В чём недостатки анскулинга?

  • Пробелы в знаниях. Ни одна форма обучения не способна обеспечить полного раскрытия каждой темы. Но, поскольку анскулеры сами выбирают темы для изучения, пробелов у них может быть гораздо больше. Тем не менее, анскулеры, как правило, достаточно изобретательны и сообразительны, чтоб восполнить недостаток своих знаний, когда в этом возникает необходимость.
  • Родители должны быть гибкими и целеустремлёнными. Дети-анскулеры сами ставят перед собой задачи, а родители должны знать, где найти ресурсы для их решения и уметь быстро ориентироваться. От родителей также требуется достаточно энергии, внимательности и спонтанности – качеств, которыми обладают далеко не все взрослые, и которые не всегда легко сохранить в разных обстоятельствах (могут помешать финансовые проблемы, работа, здоровье и т.д.)
  • Инициатива должна исходить от детей. Дети, которые комфортно себя чувствуют в структурированной среде, могут растеряться в ситуации, когда им самим нужно принимать решения.

Многих сторонников домашнего обучения привлекает идея анскулинга, по крайней мере, в некоторых аспектах обучения детей. От родителей можно услышать такое высказывание: «Мы применяем анскулинг к истории, но не к математике».

Семейное образование - Фаренга
Патрик Фаренга

По словам Патрика Ференги, который в свое время работал вместе с Джоном Холтом и продолжает возглавлять основанную им компанию: «Люди находят разные способы подстроиться под идеи Джона Холта, но ни один стиль анскулинга или воспитания не определяет анскулинг, несмотря на то, что пишут во многих книгах».

Радикальный анскулинг

За последнее десятилетие сторонники радикального анскулинга развили основные принципы концепции «не-обучения». Как и многие родители, выбравшие семейное образование, они считают, что не существует различия между учёбой и жизнью. Радикальные анскулеры не просто дают детям свободу изучать то, что им интересно; они также воздерживаются от установки каких-либо ограничений во всех остальных аспектах жизни.
Дети радикальных анскулеров могут сколько угодно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Для них нет строгих правил, когда садиться есть или идти спать. Родители уверены, что дети сами могут определить, чего они хотят и когда им уже достаточно. В результате, как считает один из защитников радикального анскулинга Сандра Додд, получаются более счастливые семьи, где меньше скандалов.

Семейное образование - Додд
Сандра Додд

Многие радикальные анскулеры считают, что необходимо провести разграничительную линию между анскулингом и понятием «семейное образование». Однако не все анскулеры с этим согласны. Они приводят аргумент, что многие семьи часто пересекают эту линию или применяют разные подходы к разным детям.
Некоторые аргументы радикального анскулинга заставляют не настроенных радикально родителей задуматься. Ведь «не-обучение» не означает «не-воспитание». Свобода в учебе не влечет за собой автоматически свободу творить, что взбредет в голову.Как бы то ни было, даже те, кто считает радикальный анскулинг слишком радикальной концепцией, находят здесь свои положительные стороны. Многие родители, предпочитающие семейное образование, всеми силами стремятся следовать совету Сандры Додд и «говорить ребенку да» как можно чаще.

В России анскулинг пока законодательно не закреплён. Наиболее близкая форма к анскулингу — семейное образование — требует прохождения ежегодных аттестаций и экзаменов. Поэтому, возможности лишь два раза прийти в школу — в 1 классе и в 11 — пока нет. однако, движение анскулеров становится всё более мощным. В том числе, и благодаря интенсивным технологиям образования и техническому прогрессу.

 

См. также:
Метод Марии Монтессори
Вальдорфская система
Программы развития
Развитие памяти ребёнка — как проходят занятия

Яндекс.Метрика