Учить нужно не знаниям, а, прежде всего, компетенциям

В первые дни нового учебного года столицу Западного Урала, Пермь, посетил Лев Любимов – заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, ординарный профессор и доктор экономических наук. Он поздравил студентов пермского кампуса с началом учебы и прочел несколько достаточно жестких лекций о современном образовании, честном ЕГЭ, о путях выхода из кризиса и о многом другом.

Лев Любимов начал с того, что современное образование не меняется уже на протяжении многих лет, в отличие от запада, который пошел на радикальную реформу около 40 лет назад. Восток также стал меняться несколько лет назад. Некоторое время в сфере общего образования лидировала Финляндия, однако сейчас пальма первенства перешла к Китаю.

Профессор также раскрыл смысл общего образования. Он сообщил, что 40-45 лет назад знание стало развиваться намного быстрее, а в конце 20 века произошел информационный взрыв. Профессиональные знания стали заменяться одно другим через 4-5 лет. При этом классические знания, к которым относится школьное образование, оставались более-менее неизменными, хотя объем необходимых знаний многократно увеличивался.

В то время всем стало понятно, что школьники не могут запомнить все необходимое, поэтому нужно было искать решение проблемы. Во времена СССР ответ так и не был найден, не смотря на выдающихся людей, которые были максимально к этому близки: Льва Выготского, Александра Лурии, Алексея Леонтьева – деятельностных педагогов и психологов. Их идеи базировались на том, что школьников необходимо учить не знаниям, а знаниевым компетенциям. Для этого в начальных классах требовался быстрый переход от инструкционного обучения к конструкционному. При этом инструкционное обучение означает выдачу пошагового маршрута следования, а конструкционное – модель, при которой школьники сами знают навигацию по учебным предметам и сами набирают единицы знания из предложенных источников.

По мнению Любимова, задача, ответ на которую размещается в конце учебника, — это не задача. Вместо того чтобы задавать ученикам домашнее задание по математике в виде решения задач из учебника на определенную тему, например, «Сложение», правильнее будет предоставить детям несколько дней для того, чтобы они сами придумали и решили свои же задачи на заданную тему. В этом случае школьникам будет важно, насколько хорошо они справились с заданием, ведь они его сделали сами. По данной системе обучается восток и запад, тогда как отечественная система образования все еще «спит».

В соответствии с графиком развития потенциала человека, он стремительно нарастает в первые 10 лет жизни, а затем начинает «выхолаживаться». К 30 годам потенциал достигает стационарного состояния. При этом российские дети в 10 лет не могут достичь своего человеческого потенциала, в связи с чем на сегодняшний день нет профессионалов в той или иной области.

Доктор экономических наук также поделился своим взглядом относительно современного ЕГЭ. Он сообщил, что госэкзамены, не смотря на объективность результатов в этом году, лишь немножко честные. Если взять систему оценивания, то можно увидеть, что минимальный балл ЕГЭ по математике составляет 24 балла, что означает то, что около 20% выпускников не получают аттестат зрелости. Во избежание этого, уровень «тройки» был снижен до 20 баллов. Потом он будет снижен до 15, 10 баллов и так далее.

24 балла за ЕГЭ сегодня – это задачи уровня 3 класса, 40 баллов – это усвоение школьником знаний за 6 классов учебы. Получается, что более половины выпускников не заслуживают своих аттестатов.

Главный провал наблюдается в образовании в возрасте до 10 лет. В первую очередь, это детский сад и развитие устной речи у ребенка. 20 лет назад у ребенка в словарном запасе было около 6000 слов, а сейчас – 3000. Устная речь не развивается педагогами, а складывается сама по себе – из разговора родителей или эфира. Ребенку попросту неоткуда пополнить свой словарный запас.

Второй провал заключается в социализации. Как известно, социализация должна быть направлена на обеспечение ребенка знаниями о поведении в обществе. Это значит, что у него должны быть устойчивые навыки поведения: он должен первым здороваться со взрослыми людьми и уступать им дорогу. При посещении современной школы наблюдается такая тенденция, при которой ни один учащийся не здоровается со взрослыми.

Третий провал – это дополнительное образование. В детском саду, к примеру, вместо обучения рисованию и пению, детей, зачастую, только кормят и выводят на прогулку по расписанию. Между тем за наши ощущения отвечают 5 анализаторов, и сенсорные системы ребенка развиваются до 7-8 лет. И в зависимости от того, насколько в детстве были развиты ощущения, сознание и будет создавать образы.

Четвертый провал заключается в изучении английского языка, которым необходимо заниматься с 3 лет.

Начальная школа также имеет свои недоработки. Во-первых, к ним относится чтение, которое предполагает коммуникативное поведение ребенка по извлечению смысла из текста, а не простое складывание слов из букв. Задача начальной школы состоит в том, чтобы ребенок уснуть не мог, пока не прочитает определенную главу из книги. Во-вторых, это письмо, которое является коммуникативным выражение себя, своих чувств, впечатлений и ощущений. Выпускаясь из младшего звена школы, ребенок должен иметь около 1500-2000 собственных сочинений. При этом у него должна развиваться образность мышления.

Умение правильно излагать свои мысли в письменном виде – это очень ценно. Мысль представляет собой культурный акт, который заключается в определении сущности. Мысль должна быть означена, а для этого необходимо найти подходящие слова.

Лев Любимов закончил свое обращение определением слова «learning», которое означает ежедневное, сознательное изменение самого себя вследствие переживаемого личного опыта. Современное российское образование, по его мнению, пока еще на ином пути.

Яндекс.Метрика