Развитие правовой культуры подростков — часть вторая

Как же начинать учить ребенка, а потом и подростка, праву?

Естественным образом обучение праву, его принципам, начинается в семье. Затем рамки обучения праву расширяются – включая дружеское общение, взаимодействие ребенка и его семьи с «большим» обществом.

Семья, хотя и малое общество – все же общество, со своими законами. Чтобы жизнь семьи была хорошо устроена, приносила всем ее членам благо – она нуждается в определенном порядке, в некоторых правилах – иными словами, в собственном праве.

На примере этого «внутрисемейного права» ребенку легко показать простые принципы:
Правила нужны для блага всех, а их нарушение может всем повредить (всегда есть ситуации, их которых ребенку, при участии взрослого, станет ясно видно и понятно, почему нарушение разумных правил в семье приносит вред всем).

Правила должны быть разумны (ребенок должен понимать, что все правила имеют причины, даже если они ему не всегда понятно – а когда ребенок может понять причины тех или иных семейных норм, их всегда надо ему объяснять).

Нарушение закона должно влечь за собой ответственность (именно поэтому нельзя оставлять вообще без последствий существенные нарушения важных и разумных внутрисемейных правил).

Не следует слушаться кого попало и чего попало (всегда найдутся в опыте семьи, в литературе, в фильмах, в исторических повествованиях или в дружеском общении детей те, кто пытается заставить других соблюдать неверные или вредные нормы, противоречащие более важным принципам – обращайте на это внимание ребенка, осмысляйте такие ситуации вместе с ним, чтобы приучить его к пониманию верной иерархии права).
Легко, исходя из опыта семьи, привлечь внимание ребенка и к другим подобным размышлениям – о взаимосвязи законов (внутрисемейных правил) между собой; о том, что из-за нарушение нормы одним человеком, могут пострадать другие и это не всегда можно исправить и т.п. Когда в жизни семьи ребенок сталкивается с проявлениями «больших» законов (на работе у родителей, в других ситуациях) – стоит объяснять ему их, показывая их аналогию с тем «правовым полем» внутри семьи, которое ему уже знакомо.

Таким образом, при воспитании ребенка с младшего возраста будут заложены основы верного правосознания. По достижении же подросткового возраста (конец грамматического и риторический этап обучения) стоит уже переходить к систематическому изучению основ права. К такому изучению молодой человек должен прийти, уже имея некоторые знания о базовых правовых принципах, изложенные нами (хотя в некоторых случаях эти базовые принципы могут осваиваться и параллельно с изучением предлагаемых тем).

 

Изучаем историю и многообразие права

Для понимания современности, необходимо знать историю. Область права – не исключение. Чтобы правильно понимать право, хорошо использовать его, важно понять, откуда исторически появились те базовые принципы, которые сегодня знакомы всем юристам. Поэтому правовое образование подростка обязательно должно включать в себя изучение истории права и знакомство с его современным многообразием.
Знакомство с историей права хорошо сочетается с изучением всемирной истории в целом. Знание элементов истории права – часть цельного комплекса «мировоззренческих» знаний, помогающих юноше или девушке выработать продуманный и зрелый взгляд на историю и на мир в целом.
Было бы правильной всякий раз, при изучении той или иной исторической эпохи, государства, знакомиться не только с памятниками литературы и художественной культуры соответствующего народа и времени, но и с памятниками его правовой мысли (хотя бы в выдержках) или популярными очерками по истории права этого периода.
Некоторые источники свободно доступны в сети:

Древний Восток:

Среднеассирийские законы (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/assyr.htm )
Законы Хаммурапи (древний Вавилон – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm )
Хеттские законы (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hett.htm )
Законы Ману (древняя Индия http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html )
С законами ветхозаветных иудеев каждый может ознакомиться в Библии.

Античность

Законы двенадцати таблиц http://www.ancientrome.ru/gosudar/12.html
«Институции» Гая (важный памятник для изучения римского права – http://www.ancientrome.ru/ius/source/gaius/index.htm )

Средние века:

Салическая правда (судебные обычаи салических франков – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/salic.htm )
Городское право Страсбурга (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/burg1.htm и http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/burg2.htm )
Средневековые цеховые уставы (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/statut1.htm , http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/statut2.htm , http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/statut3.htm )

Древнерусские и средневековые русские законы:

Русская правда (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html )
Соборное уложение 1649 года (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm )
Те, кого заинтересует более глубокое знакомство с историей права могут обратиться к публикациям источников и специальным (но вполне доступным для молодежи старшего школьного возраста) работам, например к таким книгам, как:
Почекаев Р. Р. Право Золотой орды. Казань, 2009 (http://www.infanata.com/society/history/1146128129-pravo-zolotoj-ordy.html )
«Введению» замечательного исследователя средневекового китайского права В. Рыбакова к переводу танского кодекса – в первом томе сделанного им перевода этого памятника (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2442128/ )
К различным томам замечательного девятитомника «Российское законодательство X-XX веков» (см., например, информацию о первых томах: первый, второй, третий, четвертый )

 

Особое внимание стоит уделить римскому праву

Изучение юриспруденции на юридических факультетах ВУЗов не случайно обязательно включает в себя изучение римского права. Можно сказать, что почти все современное европейское право, включая и российское, в той или иной степени восходит к принципам и нормам, заложенным римскими юристами. Поэтому чтобы понимать право, обязательно следует получить представление о том, каким было право в римскую эпоху. Конечно, не каждый осилит даже упрощенный вузовский учебник римского права (среди них есть и очень неплохие), но уж точно каждый может хотя бы познакомиться с вводной статье Л. Кофанова «Наследие римского права» (http://www.senator.senat.org/roma.html )
Наконец, следует обзорно познакомиться с многообразием существующих сегодня в мире правовых систем. В этом Вам поможет присутствующая в сети Интернет обзорная книга Давида Рене «Основные правовые системы современности» (http://lib.ru/PRAWO/rene.txt ).

 

Права человека и Конституция РФ

Особое внимание стоит уделить теме прав человека. Подростку было бы весьма желательно не просто получить представление о своих отдельных личных правах (а именно к этому сейчас часто сводится правовое просвещение молодежи в школе), но и познакомиться с концепцией прав человека, ее историей и важнейшими современными правовыми документами, касающимися прав человека.

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых».
Очень часто эти слова из Декларации независимости США (1776 г.) считают первым заявлением о правах человека. Между тем, в действительности представление о правах человека имеет гораздо более раннюю историю. Учащемуся-христианину, возможно, будет интересно познакомиться с ролью Церкви в становлении международного права и представлений о правах человека (об этом рассказывает одна из глав интереснейшей книги Т. Вудса «Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию» — http://www.ozon.ru/context/detail/id/4787561/ ).
Следует познакомиться с общими представлениями о правах человека хотя бы в объеме статьи из Википедии, посвященной этой теме.
Также подростку и его родителям стоит прочесть основные современные действующие документы, касающиеся прав человека. Их стоит читать и обсуждать критически, рассматривая достоинства и недостатки представления в них прав личности с точки зрения концепции естественного права: Вместе с документом стоит прочитать краткие справки о нем в Википедии.
Речь идет о следующих документах:
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (на сайте можно найти также много примеров применения Конвенции Европейским Судом по правам человека, с которыми может быть тоже интересно познакомиться. Обязательно прочтите также дополнительные протоколы к Конвенции).
Особое внимание стоит уделить Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, этот документ, вызванный к жизни благими намерениями, сейчас очень широко применяется исходя из ложных представлений о праве – фактически утверждая права ребенка не в связи с его правом становиться достойным и хорошим человеком, а в качестве своего рода ничем не ограниченного абсолюта. Поэтому стоит внимательно прочитать Конвенцию вместе со своим ребенком, обсудить ее содержание, оценить его с точки зрения естественного права. Следует вместе осмыслить связь между правами и обязанностями ребенка. Если Вы сами проведете эту работу, едва ли кто-то сможет потом, как это, увы, сейчас бывает, использовать неопытность вашего чада и Конвенцию о правах ребенка против самого ребенка и его семьи.
Наконец, познакомившись с основными международными документами о правах человека, следует прочесть основной закон нашего государства – Конституцию Российской Федерации, уделяя особое внимание ее второй главе, посвященной гражданским правам и правам личности.
Изучая права человека, следует всегда вместе со своим подростком рассматривать их в общем контексте здравого права – в связи с тем, для чего существуют права (общественное благо, благо человека), и не забывая о связи прав с обязанностями и ответственностью. Особое внимание стоит уделить связи права и этики, вместе подумав – когда пользоваться своим правом и настаивать на нем правильно и даже необходимо, а когда это может оказаться неправильным, и даже безнравственным.

 

Области российского права – узнаем, что и где искать

Наконец, семье стоит познакомиться с различными областями российского права.
Разумеется, перед каждой семьей не может стоять задача стать «профессиональными юристами» и глубоко освоить все огромное море юридической информации. Но познакомиться с нормами права, особенно прямо затрагивающего жизнь каждого человека в России, необходимо. Стоит ориентироваться на уровень, на котором вы будете представлять: что вообще существует в сфере права и где, в случае чего, найти нужную информацию.
К сожалению, хорошей литературы, ориентированной на повышение правовой грамотности молодого человека, на то, чтобы сориентировать его в российском правовом поле, практически не существует. Различные книги Павла Астахова («Я и семья», «Я и школа» и т.п.), к сожалению, не кажутся нам удовлетворительными. Во-первых, они слишком фрагментарны, а потому не способствуют формированию нормального правосознания, а во-вторых – слишком разнородны (от детского рассказа вида «разговор Пети с Марией Ивановной» автор перескакивает к сухому краткому изложению тех или иных нормативных документов). Поэтому собирать нужную информацию придется самим, по частям.
Приведем основные ориентиры для этого:
В России существуют различные уровни права и разные виды правовых документов.
Два основных вида правовых документов, которые нас интересуют – это законы и подзаконные нормативные акты. Законы устанавливают сами основные нормы права, а подзаконные акты, как правило, регулируют конкретное и практическое применение норм закона. Подзаконные акты не должны противоречит законам, на то они и подзаконные.
Первый уровень – международное право. Нормы международного права имеют приоритет над собственно российскими. С ними мы уже познакомились в разделе о правах человека. За этим уровнем следует федеральный уровень права – это Конституция РФ, федеральные законы и федеральные подзаконные нормативные акты. Наконец, существует региональный уровень законодательства – это конституции, законы и подзаконные акты субъектов федерации, за которыми следуют нормативные акты органов местного самоуправления (муниципальных органов).
Каждый уровень подчинен другому. Скажем, региональные законы не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и конституции субъекта федерации, а региональный нормативный подзаконный акт – федеральному.
Каждому человеку стоит познакомиться хотя бы с основными законодательными документами из тех, которые могут встретиться в его жизни, внимательно их прочитав: http://www.consultant.ru/popular/
Каждому стоит ознакомиться хотя бы с такими важными законами (помимо Конституции), как Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы, Налоговый Кодекс (в части, касающейся отдельных граждан), Трудовой Кодекс, Жилищный Кодекс, Семейный Кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
К тому же следует знать и некоторые важные законы – «Об образовании», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «О персональных данных», «О правах потребителей», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
Однако чтение законов и их понимание – дело непростое и в нем нужны хоть какие-то ориентиры, чтобы выбирать и обращать внимание именно на те законы, с которыми, скорее всего, придется чаще встречаться в жизни.
Здесь может оказать помощь популярная юридическая литература.
Можно посоветовать иметь и использовать в качестве ориентиров такие издания:
Трещев А.С. Семейный юридический справочник (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5153340/ )
Домашняя правовая энциклопедия (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5356963/ )
И отдельные издания из серии «народный адвокат». Хотя они и суховаты, но зато помогают разобраться в многообразии норм законов, касающихся конкретной темы.
Отдельное внимание стоит уделить теме медицинского права (так или иначе, с ним сталкивается каждый). Тут можно порекомендовать две книги:
А. В. Саверский. «Права пациентов на бумаге и в жизни» (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4596802/ )
А. Покровская «Медицинское право для детей и родителей» (о книжке — http://blog.profamilia.ru/post/379 ).
Мы советуем начать с беглого ознакомления с содержанием основных законов (хотя бы прочитав их оглавление и познакомившись с привлекшими внимание статьями).
Затем выбирать отдельные темы, начиная с самых актуальных для практической жизни – «как обратиться в суд», «как обжаловать нарушение своего права», «какие права у родителей и учащихся в сфере образования», «какие права имеет пациент», «кто имеет право знать о нас и что именно», «какие права есть у потребителя» — и, с помощью подобной литературы, более подробно знакомиться с теми нормами законов, которые к ним относятся. При этом всегда стоит иметь в виду связь между изучаемыми законами и теми правами, которые следуют из Конституции РФ.
Таким образом, шаг за шагом, вы и ваш ребенок будете получать необходимые правовые знания. Начав этот процесс в старшем «школьном» возрасте ( риторический этап, 10-11 класс), юноша или девушка получат минимальный задел юридических знаний, которые они смогут пополнять и дальше.
В большинстве житейских ситуаций этого уровня юридической грамотности будет достаточно, чтобы «не пропасть» — а в случае, когда понадобится воспользоваться услугами специалиста-юриста, и Вы, и ваши потомки будете, по крайней мере, в состоянии оценить его добросовестность и уровень квалификации.
Быть может, в будущем появятся и более подходящие пособия, которые облегчат родителями и детям получение необходимых юридических знаний. Пока же – дело это нелегкое, но все же интересное, а главное – совершенно необходимое. Надеюсь, эта статья сможет хотя бы немного помочь в нем семьям.

Наталья Геда.

Комментарии к статье "Развитие правовой культуры подростков — часть вторая"

Никто ничего не написал пока. Будьте первым!

Яндекс.Метрика