Развитие навыков ребёнка

Развитие навыков ребёнка – способность выделять существенное

Очевидно, что развитие навыков ребенка определяет ту лёгкость, с которой он будет жить во взрослом мире. Мир состоит из множества взаимосвязанных вещей, которые порой сложно систематизировать даже взрослому, поэтому развитие логики ребёнка – навыка, позволяющего устанавливать существенные взаимосвязи между явлениями – не должно остаться без внимания родителей.

Развитие логики ребёнка – с чего начать?

Безусловно, первые шаги в развитии логики ребёнка – это использование игр. Есть большое количество различных способов, чтобы оценить уровень развития навыков ребёнка, на основании которых возможно строить дальнейшую стратегию. Но эта стратегия не должна быть назидательной. Игра – самый лучший способ даже для подростков. Гуляя по улице, находясь в путешествии можно строить с ребёнком простые логические связи. Главное, чтобы окончательный ответ давал ребёнок. Он должен осознавать всю ответственность своего выбора и понимать, что он сам должен решать.

Как оценить степень развития навыков ребёнка

В первую очередь необходимо определить, есть ли у ребёнка трудности с восприятием окружающего мира. Как инструмент, можно использовать задания для определения степени развития навыков ребёнка.

Способность выделять существенное

Предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно — перед ними. Ребёнок должен за 20 секунд исключить из скобок, то есть, выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) — растение, земля
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) — берег, вода
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) — углы, сторона
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) — глаза, печать
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания) — игроки, правила
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) — дерево, кустарник
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) — здание, улица
Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз) — диаметр, круглость
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) — голос, мелодия
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) — помещение, больные
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) — чувство, человек
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) — сражения, солдаты
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион) — стадион, состязание

Дети, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, то есть способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.

Развитие навыков ребёнка – сравнение

В случае, когда необходимо установить уровень развития умения сравнивать предметы, понятия, можно также обратиться к упражнениям. Например, ребёнку предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия.

книга — тетрадь
солнце — луна
лошадь — корова
сани — телега
линейка — треугольник
дождь — снег
озеро — река

Ребёнок на листе бумаги слева должен написать черты сходства, а справа — черты различия названных предметов, понятий. На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты.

Для анализа результатов надо составить общий список черт сходств и различий названных предметов, затем установить, какую часть из этого списка сумел написать ребёнок. Доля названных ребёнком черт сходства и различия из общего числа в процентах — это уровень развития у ребёнка навыка сравнивать.

Развитие навыка обобщения

Предлагаются два слова. Необходимо определить, что между ними общего.
дождь — град
жидкость — газ
нос — глаз
предательство — трусость
сумма — произведение
водохранилище — канал
сказка — былина
школа — учитель
история — природоведение
Ребёнку можно предложить 5 пар слов. Время 3—4 минуты.

Схожим методом можно определить уровень развития и других навыков ребёнка, к примеру, его умения классифицировать, строить обобщение на отвлеченном материале. Например, даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово.

  1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
  2. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
  3. дождь, снег, осадки, иней, град
  4. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
  5. дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
  6. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
  7. молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
  8. секунда, час, год, вечер, неделя
  9. горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
  10. футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
  11. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
  12. самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
  13. круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник
  14. смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

Можно предложить 5 заданий. Время на выполнение — 3 минуты.

Развитие навыков ребёнка – теоретический анализ

Этот навык можно развивать при помощи анаграмм – давнего способа тренировки мышления. Например:
1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5) ркдети 6) ашнрри

Если ребёнок смог определить структуру слова и правильно его назвать, это это означает, что у него нет проблем со способностью мысленно выделять свойства предметов.

Также в нашей жизни для развития логики ребёнка, да и для развития памяти, важно уметь проводить аналогии и функциональные отношения. К примеру, можно использовать следующее задание.

Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, необходимо найти это четвёртое слово.
Песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Функциональные отношения : песню сочинил композитор.
Ответ — конструктор (конструктор сделал самолет).

Другие примеры:
1) школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
2) песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
3) нож : сталь = стол : ?
а) вилка б) дерево в) стул г) столовый д) длинный
4) паровоз : вагоны — конь : ?
а) поезд б) лошадь в) овёс г) телега д) конюшня
5) лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
6) бежать : стоять = кричать : ?
а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать
7) утро : ночь = зима : ?
a) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
8) волк : пасть = птица : ?
а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
9) холодно : горячо = движение : ?
А) покой б) взаимодействие в) инерция г) молекула д) бежать
10) слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
11) круг : окружность = шар : ?
а) пространство б) сфера в) радиус г) диаметр д) половина
12) светло : темно = притяжение : ?
а) металл б) магнит в) отталкивание г) движение д) взаимодействие

Эта методика позволяет выявить у детей умение определять отношения или связи между следующими понятиями:
а) причина — следствие
б) противоположность
в) род — вид
г) часть — целое
д) функциональные отношения

Для изучения скорости протекания мыслительных процессов ребёнка можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах.

п—ро з—р—о 3—о—ок
к—са д—р—во т—а—а
р—ка к—ш—ль к—н—а
г—ра х—л—д к—ы—а
п—ле к—в—р п—е—а

Необходимо обращать внимание на то, сколько потребовалось ребёнку времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнение пропущенных букв.

Развитие навыков ребёнка (развитие логики ребёнка, развитие навыков общения ребёнка и так далее) – серьёзная составляющая воспитания. И тем, кто выбрал семейное образование, это будет очень полезным и серьёзным подспорьем в домашнем обучении. А если подойти к этому творчески, с помощью игр и простых заданий (с примерами из жизни), то ребёнок будет обучаться с удовольствием.

Яндекс.Метрика