Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Практика эстетического воспитания дошкольников и детей на грамматическом этапе обучения

В предыдущих статьях много говорилось о разных аспектах эстетического воспитания. В последней статье цикла мне хотелось бы подробнее остановиться на значении, которое развитие эстетических способностей имеет для формирования базовых способностей детей к обучению.

Связь, которая существует между рисованием и развитием письменной и устной речи, музыкой и математикой, для многих современных российских пап и мам остается не очевидной. Многие из них искренне считают, что детские занятия следует делить на «несерьезные» — к ним относятся игры, рисование, пение, танцы; и «серьезные» — чтение, письмо, языки, счет. Нередко на русскоязычных родительских форумах можно увидеть недоуменные посты наших бывших соотечественников, столкнувшихся в эмиграции с весьма высокими требованиями к развитию моторных навыков 4-5 летних детей – что должно отражаться, в первую очередь, в их способностях к рисованию. В современной российской государственной системе дошкольного воспитания подобные требования отсутствуют вообще. Между тем именно в нашей стране в 20-х годах прошлого столетия, в серии блестящих экспериментов Л. С. Выготского и его учеников была установлена прямая связь между развитием творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также сделан целый ряд других фундаментальных открытий в области детской психологии и педагогики в целом. Труды школы Выготского оказали огромное влияние на зарубежную науку о воспитании детей; что касается отечественной педагогики, то, к сожалению, нужно констатировать, что большинство выдающихся открытий Выготского и его учеников прошли мимо нее так, словно бы их и не было вообще. Поэтому неудивительно, что в нашей стране, в отличие от большинства стран запада, развитию творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста уделяется столь незначительное внимание. В России, не знающей и не желающей знать собственное культурное достояние, до сих пор принято считать, что творческое воображение не имеет никакой связи с научным методом и инженерной смекалкой, и что искусства и науки существуют в отрыве друг от друга, никак не соприкасаясь между собой.

Как же на самом деле происходит развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка? Какие виды деятельности имеют ключевое значение для развития этих способностей?

 

Этапность развития творческих способностей детей

 

В ходе исследований результатов детского творчества Выготским и его учениками было установлено, что фантазия и творческие способности ребенка начинают развиваться раньше, чем интеллект и логическое мышление, и что раннее и гармоничное развитие первых стимулирует своевременное и разностороннее развитие вторых. Поэтому глубоко заблуждаются те родители, которые форсируют раннее развитие интеллектуальных способностей ребенка в обход его творческой деятельности – в первую очередь, игры и рисования. В результате они получают результат, равно свободный как от творческих, так и от интеллектуальных способностей и талантов. Как же распределяются по возрастам основные виды творческой и интеллектуальной активности ребенка?

0-5: этап игры, моторных навыков, доизобразительного рисования, устной речи;

5-10: появление изобразительного рисования, первый пик развития творческих способностей (пластических, артистических, музыкальных), постепенное формирование навыка письменной речи;

10-15: этап первых попыток самостоятельного творчества (литературного, музыкального, художественного, научного); этап появления собственного стиля либо постепенного затухания способностей к творчеству;

15 и далее: этап самостоятельного творчества в любом избранном направлении, этап совершенствования стиля и метода; для подростков, потерявших интерес к творчеству – этап возникновения интереса к противоположному полу и межполовой коммуникации.

Эта простая периодизация позволяет понять, какое огромное значение полноценное развитие творческих способностей имеет для полноценного формирования личности человека. Мы видим, что на стадии полового созревания многие подростки склонны к утрате интереса к творчеству – и тем сильнее, чем меньше к этому моменту развиты их способности к самостоятельной творческой деятельности. Для таких подростков с этого момента все их интересы оказываются прикованными к простой репродукции и потреблению всевозможных житейских благ, без каких-либо попыток внесения собственного вклада в развитие человеческой культуры и истории, что, на самом деле, является задачей каждого человека, а отнюдь не одних только гениев. Между тем, если бы родители таких подростков своевременно озаботились бы тем, чтобы дать достойное развитие их творческим способностям, результат мог бы быть совершенно иным.

Что же следует знать и на что следует обратить внимание родителям дошкольников и младших школьников, чтобы эти способности получили своевременное и достаточное развитие?

 

Доизобразительный и изобразительный этапы развития художественных способностей ребенка

 

Подавляющее большинство современных методик развития художественных способностей детей основаны на разрыве с традицией, для которой эстетика была главной составляющей. Сегодня модные детские психологи считают нормальным советовать предоставлять ребенку полную свободу самовыражения – не ограничивая ее ни запретами, ни образцами, ни даже своим собственным примером. Считается совершенно естественным рекомендовать родителям отказываться от рисования для ребенка и по его запросу – чтобы не сковывать его фантазию. Кроме того, естественным считается верить в то, что девственно-чистое сознание ребенка в его натуральном – то есть, не тронутом культурой состоянии, способно самостоятельно породить свежие, яркие и полноценные художественные образы. Определенные основания для такого утверждения, в самом деле, имеются: дело в том, что ребенок в своем художественном развитии непременно проходит через несколько стадий – причем, независимо от того, развивают ли его вкус и эстетическое чутье, или нет. Л.С. Выготский и другие ученые его школы — А. Р. Лурия, А. А. Смирнов и др., были склонны выделять в развитии творческих способностей 2 этапа – доизобразительный (доэстетический): 3-7 лет, и изобразительный (собственно-эстетический): 7 и более лет. На первом этапе творческие способности развиваются в тесной связи с моторными навыками ребенка, – в связи настолько тесной, что это приводит некоторых исследователей к неразличению первых и вторых; на втором этапе эстетическое чувство актуализируется и становится предметом отдельного осмысления и сознательного выражения. На доизобразительном этапе классики экспериментальной психологии детства (педологии) были склонны выделять 4 стадии развития художественных способностей ребенка к рисованию:

— стадия схемы (штрихов, каракуль);
— стадия смешанной схемы, или бесформенных изображений;
— стадия правдоподобных изображений;
— стадия правильных изображений.

В рамках данной статьи, посвященной особенностям эстетического воспитания на дошкольном и грамматическом этапах обучения, мы не считаем возможным подробно рассматривать все вышеперечисленные стадии развития творческих способностей ребенка. Всех желающих проработать этот вопрос более детально мы отсылаем к классическим работам А. А. Смирнова «Психология ребенка и подростка» (к сожалению, в сети работы нет, но ее обзор можно найти в неплохой статье Н. Семаго «Детский рисунок» http://psy.1september.ru/2003/35/9.htm) и Л. С. Выготского «Воображение в детском возрасте» (главу 8 из этого фундаментального труда, «Рисование в детском возрасте» можно прочесть в сети: http://gogr.narod.ru/coll/vigotsky/vigotsky.html).

 

Особенности доизобразительного этапа развития творческих способностей ребенка

 

1. Рисование речи в раннем детском возрасте

В ходе экспериментов исследователям школы Выготского удалось доказать, что игра и рисование имеют первостепенное значение для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, поскольку являются, по сути, формами их самовыражения, способами рассказа о себе, о своих мыслях и чувствах, о том, как ребенок видит мир и себя в нем. Мало того, оказывается, что игра и рисунок являются еще и как бы двумя последовательно сменяющими друг друга стадиями развития устной речи ребенка, подготовительными по отношению к следующему этапу – речи письменной.
В самом деле – в самые первые годы жизни (1-3) ребенок проводит в постоянной игре со всеми предметами, попадающими в зону его внимания; в этих играх ребенок, в первую очередь, подражает разнообразным видам деятельности взрослых, а во вторую – актуализирует образы своей фантазии, своего, пока еще небогатого, внутреннего мира.

И среди этих игр особым значением для его дальнейшего развития оказывается рисование.

В самом деле, первоначальное отношение ребенка в карандашам и краскам не отличается от его отношения к любым другим предметам и веществам: в первую очередь, они рассматриваются, ощупываются, пробуются на вкус. Затем ребенок начинает с ними играть, изучая их свойства – чертить карандашами, размазывать краску, мять глину. И в этот момент в развитии каждого ребенка невидимо и неслышимо для всего мира происходит один и тот же, повторяющийся раз от разу, но от этого ничуть не менее удивительный, скачок: он открывает инструмент для самовыражения, отличный от собственного тела. До того ему приходилось передавать то, что приходило ему на ум, своим телом, разнообразными предметами (в играх), или языком (в диалогах со взрослыми или сверстниками). Обретение инструментов для рисования открывает перед ребенком новое бескрайнее пространство для самовыражения. Безусловно, главное открытие Выготского и Лурии заключается в том, что маленький ребенок рисует не столько вещи, сколько речь – ту самую эгоцентрическую речь, которой ребенок первых лет жизни сопровождает каждый свой шаг, каждое действие. Такая речь является внешним аналогом мышления ребенка – по этому бесконечному, ни к кому конкретно не обращенному монологу внимательный взрослый может легко узнать, что занимает чувства и внимание ребенка в данный момент.

В самом деле, любая мама знает, как рисует маленький ребенок – по сути, его каракули являются фиксацией его же рассказа: «вот это дом… он с трубой… из трубы идет дым… здесь живет бабушка…она печет пирожки… пирожки вкусные… я люблю пирожки…я люблю бабушку!» И даже если рассказ не выходит наружу – он легко актуализируется: достаточно задать ребенку простейшие наводящие вопросы типа «а что это? а почему оно такое?»

2. Связь между рисованием, письменной речью и аналитико-синтетическим мышлением ребенка.

Следующее открытие, логично вытекающее из предыдущего, заключается в том, что первые две стадии развития детского рисунка имеют исключительную важность для последующего обучения ребенка письму в старшем дошкольном возрасте. Ученик Л. С. Выготского А. Р. Лурия провел серию экспериментов, в ходе которых дети самостоятельно открывали для себя письменность – сперва в виде бесформенных черточек, штрихов и каракуль, имеющих значение для них одних и понятных лишь им самим, затем в виде все более и более совершенных изображений-пиктограмм, которые уже могут быть осмысленными и понятными и для других. (Подробную информацию о ходе и результатах эксперимента можно прочесть в работе А. Р. Лурии «Материалы к генезису письма у ребенка» – в сети, к сожалению, есть только крайне некачественная, практически нечитаемая версия этого текста: http://psichology.vuzlib.net/book_o741_page_6.html)

В условиях эксперимента, должным образом направляемый взрослыми, ребенок самостоятельно приходил к открытию собственной системы письма – через «изобретение» специальных символов, посредством которых он обозначал важную для сохранения и передачи третьим лицам информацию. Интересно, что далеко не все дети самостоятельно, и даже после серии подсказок и наводок со стороны взрослых, делали это открытие. Для большинства задача оказалась непосильной. Тем не менее, среди детей в контрольной группе все равно нашлись отдельные индивидуумы, которые смогли справиться с задачей, поставленной перед ними экспериментаторами. К сожалению, исследователи не дали никаких описаний этих детей, и мы теперь можем только догадываться, почему они более успешно справились с заданием, чем другие дети из контрольной группы. Однако, ошибкой было бы предположить, что в эту группу вошли только дети с аналитическим типом мышления – если бы это было так, эти дети не совершали бы перехода от штрихового письма к рисуночному (пиктографическому). Следовательно, дело не в доминировании одного типа мышления над другим (аналитического над синтетическим); скорее, дело в наличии у таких детей развитых способностей к рисованию, то есть в раннем формировании у таких детей особого, аналитико-синтетического типа мышления, свойственного в первую очередь рисовальщикам. И лишь позже, после 7 лет, когда современные дети начинают овладевать письменностью своего народа, каждый из них выбирает путь, которым далее следует в своем развитии: путь преимущественно аналитический (путь собственно письменный, знаковый), или путь преимущественно синтетический, образный (путь художника).

Однако следует оговориться, что такое разделение происходит лишь в культурах народов, использующих алфавитное письмо. В культурах с иероглифическим письмом никакого разделения аналитико-синтетического комплекса не происходит – вероятно, с этим следует связывать особую роль эстетики в быте и бытии этих народов. В самом деле, мы знаем, что в азиатских культурах каллиграфия является самостоятельным видом искусства – тогда как в западных культурах с трудом приживается идея самостоятельной эстетической ценности письменной речи, поскольку содержание текста всегда считается ценностью более высокого порядка, чем его форма, особенно – чисто графическая форма. Исключением можно считать лишь сравнительно короткий период раннего европейского средневековья (к которому следует отнести и культуру домонгольской Руси), на который приходится расцвет искусства оформления рукописных книг, в гармоничном единстве каллиграфии и книжной миниатюры (графической или живописной). К сожалению, с приходом книгопечатания искусство европейской каллиграфии стало постепенно умирать, и окончательно погибло с приходом технологической эры и информационного дизайна. Это не мешает нам сегодня переосмыслить роль и значение аналитико-синтетического мышления, путь к которому лежит через эстетически осмысленное письмо, или каллиграфию.

3. Критика метода Монтессори

Дав краткий обзор экспериментов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, нельзя обойти вниманием один из выводов, который первый из исследователей делает из эксперимента второго – это вывод о недостаточной обоснованности подхода Монтессори к обучению детей раннего возраста письму (подробнее см. в гл. 6 из книги Л. С. Выготского «Проблемы развития психики» — «Предыстория письменной речи»)

Как известно, Мария Монтессори (1870-1952) – автор одной из первых и наиболее популярных методик раннего развития детей. Педагогика Монтессори базируется на идее первостепенной важности развития моторных навыков ребенка для его интеллектуального и творческого развития. В детских садах Монтессори создаются все условия для такого развития – через разнообразие контактов ребенка со «средой»: мебелью, разнообразными предметами обстановки, развивающими играми, наконец, хрупкой утварью… Среда в детских садах Монтессори не просто пассивно окружает ребенка, но и а активно вызывает его на изучение и взаимодействие, способствует развитию разнообразных двигательных функций – от умения бесшумно передвигать с места на место столы и стулья, до умения пользоваться хрупкой и изящной посудой из костяного фарфора.

Система Монтессори способствует раннему развитию способности ребенка к чтению и письму – эти умения формируются у детей, воспитанных по монтессори-методу, не позднее 4 лет. Интересно, что навыки письма формируются тем же способом, что и умения, например, раздеваться и одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки – т.е., вырастают из чисто моторной готовности ребенка к владению карандашом и ручкой – через штриховку, работу с трафаретами, прописями. Монтессори рассматривает письмо в первую очередь как моторную, и лишь во вторую очередь – как психологическую функцию. Выготский обращает внимание на то, что фактор моторной готовности руки в обучении письму, безусловно, очень важен – но недостаточен: «… письмо должно быть осмысленно для ребенка…в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненную необходимую задачу, и только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи». Что это значит? Это значит, что ребенок действительно учится писать и читать тогда, когда ему это действительно нужно – когда он хочет узнать внутренний мир других людей или рассказать им о своем внутреннем мире. В противном случае формируется не способность ребенка к письменной речи, а механическая способность ребенка определенным образом двигать рукой.

Закономерно, что способности детей из садов Монтессори к письму и чтению формируются на фоне ограничения свободной игры и свободного рисования: в этих учебных заведениях нет места таким легкомысленным видам деятельности, раскрепощающим фантазию и развивающим внутренний мир ребенка, его способности к самовыражению. Поэтому дети из садов Монтессори умеют очень красиво и правильно писать, но совершенно не имеют, о чем – их внутренний мир и творческая фантазия значительно в меньшей степени развиты, чем у детей, имеющих более свободное развитие на лоне природы, в стихии игр и разнообразной творческой деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод об исключительной важности рисования для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка – особенно, способностей к письму и чтению. Это не случайно: рисование, будучи одним из наиболее адекватных способов трансляции вовне содержимого внутреннего мира ребенка, формирует письменную речь ребенка, и еще довольно долго развивается параллельно ей. И чем лучше ребенок будет владеть приемами рисования, чем глубже будут его познания в области композиции, цвета, линии, сюжета, детали – тем более образными и яркими будут образцы его письменного творчества. Детям, искушенным в рисовании, очень просто объяснить, что письменная речь есть, по сути своей, рисование при помощи слов. Уловив единожды этот принцип, ребенок-художник уже никогда в дальнейшем не испытывает сложностей с письменным изложением своих мыслей и чувств.

 

Особенности изобразительного (эстетического) этапа развития творческих способностей ребенка

 

Как известно, первый расцвет творческих способностей ребенка приходится на возраст 5-6 лет. В этом возрасте ребенок начинает тяготеть не просто к выражению своего восприятия мира, но к непосредственному его созерцанию, то есть, к созданию уже не бесформенных, а все более содержательных, правдоподобных изображений. Кроме того, наивысшего в детском возрасте пика достигают и иные художественные наклонности ребенка, так что родители могут уже с легкостью определить подлинные способности ребенка к той или иной творческой деятельности. На этом этапе особенно важно говорить с ребенком о красоте, показывать ему красоту в быту, в природе, в предметах искусства. Вопреки рекомендациям современных психологов, никогда, а особенно – в этом, наиболее восприимчивом к эстетике возрасте, не стоит ограничивать контакты ребенка с образцами высокого искусства, которые могли бы послужить для него опорой в собственном творчестве. Дело в том, что, согласно исследованиям той же школы Выготсткого, в последние 100-150 лет психологам свойственно преувеличивать продуктивность творческого воображения ребенка. На самом деле, эта продуктивность у детей значительно ниже, чем у взрослых – именно этим, а не только моторной недоразвитостью, объясняется несовершенство детского рисунка. Личный опыт внешней и внутренней жизни – который и является основой творческого воображения – у дошкольников еще очень ограничен; и для правдоподобного изображения окружающего мира им не хватает в первую очередь знаний о подлинном устройстве этого мира. Например, ребенок рисует розовую шестиногую лошадь с длинным огурцеобразным телом не столько благодаря силе своего воображения, сколько просто в силу отсутствия знаний о физиологии копытных млекопитающих. В то время как на картине взрослого художника такой образ может появиться только в результате творческой трансформации действительности, и он всегда бывает насыщен дополнительным, символическим содержанием. Об этом адепты самодовлеющей эстетической ценности детского рисунка зачастую забывают. На изобразительном этапе ребенок, как никогда, нуждается в образце и руководстве со стороны взрослых мастеров – и будет крайне неблагоразумным и неблагоприятным для дальнейшего развития способностей ограничивать его контакт с такими образцами и мастерами. Поэтому, на самом деле, никаких противопоказаний для руководства со стороны взрослых творческой деятельностью детей нет. Другое дело, что руководство это должно быть тонким и уважительным, чувствительным к индивидуальным особенностям личности каждого конкретного ребенка.

И тут следует еще остановиться на таком аспекте развития способностей ребенка, как развитие его доминирующего канала восприятия.
Сегодня общим местом детской психологии стало пришедшее из НЛП представление о доминирующем информационном канале, или репрезентативной системе – зрительном, слуховом или телесном (визуальном, аудиальном или кинестетическом). В соответствии с этим представлением, каждый человек получает информацию об окружающем мире преимущественно через один из этих каналов, в то время как остальные используются лишь как дополнительные. Согласно мнению психологов (в первую очередь, специалистов по НЛП – таких, как Р. Бендлер и Г. Бейтсон), наиболее часто используемым каналом восприятия является визуальный. Далее идут аудиальный, кинестетический – и уже более гипотетические, чем реальные – вкусовой, обонятельный и даже дигитальный (то есть, чисто логический, сверх-чувственный) типы восприятии.

Эта теория заслуживает внимания в применении к выбору пути развития эстетических способностей вашего ребенка на изобразительном этапе. В самом деле, если ведущим каналом восприятия для него является визуальный – тогда можно смело отправлять ребенка в художественную школу; однако, если ваш ребенок – ярко выраженный аудиал, тогда, безусловно, для него предпочтительнее обучение в музыкальной школе, и/или литературной студии; что касается кинестетов, то для них предпочтительными видами творчества являются пластические – танец, пантомима, восточные единоборства и т.д. Как определить ведущий канал восприятия вашего ребенка? Для этого не обязательно быть психологом — достаточно простой наблюдательности. Краткий перечень признаков ведущего канала приводится, к примеру, в книге Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: http://www.pedlib.ru/Books/3/0176/3_0176-129.shtml

Следует помнить, что у гармоничной личности с необходимостью должны быть развиты все упомянутые каналы восприятия. В противном случае, личность, может быть даже талантливая в некотором отношении, окажется ущербной и односторонне развитой. Поэтому, развивая основную систему восприятия Вашего ребенка, необходимо помогать ему освоить и остальные – это, как правило, делается с помощью «присоединения» дополнительных репрезентативных систем к основной (учим ребенка «переводить» с одного языка на другой; дополнять, допустим, визуальную картинку воспоминаниями о связанных с нею звуках, телесных ощущениях и т.п.).

Неважно, какой именно путь выберет ваш ребенок для дальнейшего совершенствования своих творческих способностей — важно, чтобы на этом пути его способности к выражению своего внутреннего содержания через овладение языком того или иного искусства постоянно совершенствовались и оттачивались. И тут следует понимать, что каждый вид искусства – это, на самом деле, особый язык (знаковая система) со своей особенной грамматикой: со своей азбукой, системой правил и норм, без усвоения которых его невозможно использовать. Поэтому на грамматическом этапе обучения в области эстетического воспитания ребенка неизбежно ожидает та же самая рутинная работа по овладению базовыми навыками, что и при обучении другим предметам. Увы, вряд ли ребенок найдет в этих занятиях удовольствие или отдых: на первых годах обучения его ждет в первую очередь школа, те, отработка базовых навыков – бесконечное, раз за разом, выполнение однотипных образцов и упражнений. Для детей младшего школьного возраста смысл таких занятий может теряться – и очень важно, чтобы родители мягко, но в то же время твердо удерживали ребенка на избранном пути на этом непростом этапе сухости и кажущейся бесплодности. В самом деле, довольно долгое время (порой даже несколько лет) может казаться, что полученные результаты слишком несовершенны и не стоят затраченный усилий. Это вовсе не так. Долгожданный результат – яркий, неожиданный по композиции, цветовому решению, ритму рисунок, блестящее, глубоко прочувствованное исполнение музыкального произведения, виртуозно выполненное па – рождается вдруг, не как сумма, а, скорее, как произведение затраченных внешних усилий на внутреннюю душевно-духовную работу ребенка по созерцанию прекрасного образца и интуитивному воплощению его в результате внезапного понимания – инсайта.

Именно поэтому одна только отработка техники – ничто. Поэтому таким важным является комплексное развитие эстетического восприятия ребенка – то есть, его вкуса и чувства прекрасного, о которых шла речь в предыдущих статьях.

 

Памятка для родителей

 

Итак, суммируя все вышеизложенное, можно дать следующие рекомендации для наилучшего развития эстетических способностей ребенка в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте:

1. Не забывайте, что на доизобразительном этапе развитие творческих способностей ребенка происходит главным образом через игру. Рисование на первых порах является не более чем одной из игр вашего ребенка. Не мешайте этой игре. Дайте ребенку вдоволь наиграться и с красками, и с карандашами, и с фломастерами, и с глиной. Путь он вдоволь насладится их цветами, вкусом, фактурой.

2. Появление первых бесформенных изображений является сигналом того, что ребенок переходит от простой игры в рисование к собственно рисованию своей речи. С этого момента родителям следует обратить особое внимание на рисование, и помочь формированию как моторных навыков, так и навыков восприятия – через разглядывание живой природы и образцов художественного творчества. Обучение письму на этом этапе может пройти совершенно естественно и безболезненно, поскольку для детей 3-4 лет буквы имеют значение как самостоятельные эстетические объекты: они с одинаковым рвением (или его отсутствием) будут заштриховывать раскраску, выписывать буквы в прописи, осваивать элементы простейших изображений. На самом деле, возраст 4 лет идеален для формирования навыка каллиграфического письма – без гарантии понимания написанного (но он тут, собственно, и не особо требуется). Не нужно, однако, без особой необходимости форсировать навык чтения и осмысленного письма – в большинстве случаев, он будет невостребован, поскольку у ребенка этого возраста редко можно встретить осмысленную потребность в чтении и письме. Разумеется, если эта потребность имеется, стоит предоставить ребенку возможность для ее удовлетворения. Рисунки детей в возрасте 4-5 лет очень часто являются синтезом изображения и знака (своеобразными комиксами) – ребенок одновременно рисует и записывает свои впечатления.

3. Появление у ребенка стремления к правдоподобию изображения и недовольства результатом своего творчества есть сигнал к готовности к более серьезному и систематическому обучению. В этом возрасте – обычно – 6-7 лет – следует найти для ребенка подходящую школу или индивидуального педагога для прохождения курса обучения в выбранной области. Однако, прежде чем сделать этот шаг, нужно дать потребности назреть – то есть, дать ей сформироваться – через самостоятельное, ничем не ограничиваемое, творчество.

4. На этапе отработки базовых навыков следует постоянно поддерживать мотивацию ребенка на высоком уровне. Техника дается непросто; ребенок нуждается в понимании взрослых и знаках внимания с их стороны. Не стоит ругать ребенка за отсутствие быстрых и явных результатов; на этом этапе родители должны быть в первую очередь терпеливыми и настраивать ребенка на терпение же. В то же время, важно всегда держать в поле зрения ученика цель: зачем он этим занимается, чего хочет добиться, и, главное – зачем. Если у родителей всегда будут наготове ответы на эти главные три вопроса, ребенок никогда не охладеет к своим занятиям. Если же родители будут затрудняться с ответами, или отмахиваться от вопросов ребенка – потеря смысла усилий будет практически неизбежна.

5. Занимаясь творчеством, соответствующим доминирующему каналу восприятия ребенка, не следует забывать об остальных. На самом деле, чем больше видов искусства осваивает ребенок, тем более глубоко он будет чувствовать самый главный предмет своих усилий. Поэтому, если ваш ребенок занят в музыкальной школе, не стоит забывать о периодических занятиях рисованием и танцем, и наоборот.

Наталья Геда.

3 комментария к статье "Практика эстетического воспитания дошкольников и детей на грамматическом этапе обучения"

  1. Екатерина пишет:

    Наталья, а базовые навыки должны отрабатываться под руководством специалистов? Кого можно рассматривать на роль таких специалистов? Какие существуют программы для подобных занятий?Для занятий математикой или русским существует огромное количество пособий, Вы в своих статьях давали рекомендации, а в этой статье — ничего.
    У нас чередуются периоды увлечения рисованием (кратковременные), лепкой (в основном), был даже период увлечения бисером (это у мальчика!). Чем-то помочь ему не могли, только рассматривали и комментировали, лепил, на наш взгляд, замечательно. Пытались водить в студию на скульптуру, там, правда, дети были старше, сначала загорелся, но быстро остыл, вернее, мы остыли, наблюдая, например, такую картинку: дети начинают лепить по заданию, спустя какое-то время преподаватель обходит всех детей и поправляет работы своими руками, получается замечательно. Мой ребенок сразу после того, как преподаватель отходит, сминает все и начинает заново. И так многократно. На этом все и закончилось. Брали несколько уроков рисования — основные приемы работы карандашом и красками. Дома хранятся фигурки из пластилина и глины, глядя на них часто думаю о том, что способности у ребенка есть, но наша вина в том, что не занимались с ним.

  2. Увы, Екатерина, в данной области у нас поле совершенно непаханное… Студий детского творчества множество, художественных школ — тоже. Но изложенные в предыдущих статьях принципы сознательным образом сейчас почти никто не воплощает. Мы с Ольгой постарались извлечь то хорошо забытое старое в области эстетического воспитания, что сегодня почти забыто и практически никак не представлено. Поэтому Вы вряд ли сможете сейчас найти учебное заведение, в котором бы воплощалось все то, о чем мы писали — хотя наверняка можно и сегодня найти достаточно вполне приличных по уровню художественных школ.. Мы только планируем создать такой творческий центр в Петербурге и в Москве. Но принципы, которые излагаются в статье, в первую очередь обращены к родителям, которые , опираясь на них, сами могли бы обращать внимание на развитие художественных способностей ребенка.
    А в качестве специалиста проще всего приглашать учителя на дом. У нас с Питере обычно в квартиру. куда приглашается преподаватель рисования или музыка, собирается несколько семей с детьми — и тут начинается совместное творчество — кто рисует, кто лепит, кто вышивает… Такое совместное занятие обычно обходится дешевле, чем индивидуальное, и оно хорошо тем, что взрослые могут заниматься творчеством вместе с детьми. А в промежутках между занятиями с преподавателем мы самостоятельно отрабатываем то, чему научились.
    ТО же самое касается музыки — мы занимаемся на дому с учителем вокала ( в группе сейчас три ребенка разного возраста). Пока в основном ставили голоса, теперь маемся с выбором интересного репертуара… дальше будем думать о каком-то совместном творчестве

  3. И каждое занятие обычно преследует троякую цель:
    1. развить тот или иной технический навык, познакомиться с тем или иным инструментом (например, научиться рисованию акварелью — то есть, правильно наносить краски на бумагу, смешивать цвета, или гуашью — понимая, что гуашь не смешивается);
    2. развить эстетическое чувство — увидеть совершенство каждого инструмента, яркость краски,красоту линии и научив видеть ее ребенка;
    3. развить способность к выражению в творческой работе актуального для ребенка сообщения — то есть, того, что он хотел всем нам сказать своим рисунком — к примеру, что за история за ним стоит… иногда такие потрясающие рассказы возникают вслед за изображением или в процессе его- просто удивительно… а когда ребенок делает поделку из подручного материала, он в начале не знает, чего хочет — а затем из ничего начинает творить новый мир — и оказывается, что там живут удивительные создания, у них сложные взаимоотношения,и за ними столько всего стоит, что только успевай — понимай…
    Разумеется, тут для каждого возраста — свои особенности.
    В младшем возрасте обычно акцент делается на первых двух пунктах — просто потому, что ребенок еще и говорить-то толком не умеет, и тут скорее взрослые помогают ему, фантазируя на тему его первых каракуль…В этом возрасте главное — помочь развить все ведущие моторные навыки, начиная от правильного захвата карандаша/rкисточки и заканчивая ровной штриховкой, уверенным повтором образца…
    Затем, на стадии правдоподобных изображений,. когда ребенок уже удовлетворительно владеет инструментами и устной речью, нужно постепенно переносить акцент на второй и третий пункты — будить его фантазию и чувство прекрасного…
    Ну, а когда ребенок достигает школьного возраста — тут уже начинается школа правильных изображений, когда он начинает учиться рисовать по правилам, рисовать с натуры,отрабатывать анатомию, копировать картины мастеров…Сперва эти опыты очень смешны и наивны, но с появлением опыта качество работ растет. И вот тут надо понимать,что когда ребенок овладевает письменной речью, многие дети охладевают к рисованию — им проще становится высказывать себя через слова. Это не страшно, можно сделать перерыв, переключиться на что-то прикладное, или на другой вид искусства — тот же вокал, к примеру. Через какое-то время почти наверняка у ребенка появится потребность в творчестве — например, сделать подарок на день рождения кому-то из близких — и он вернется к оставленным занятиям как ни в чем не бывало… я такие «волны» наблюдаю у детей на протяжении пяти лет. Сын совсем как будто забыл про ИЗО- и вдруг неделю назад захотел лепить из глины, и самостоятельно слепил вполне приличный набор посуды, обжег в духовке и расписал гуашью…
    Пока ничего более формализованного я предложить не могу. Все более конкретные методики еще впереди

×