Центр домашнего обучения «Алгоритм»
м.Лубянка, Новая площадь, 8/2
м.Таганская, ул. Земляной вал, 54/2
Центр домашнего обучения «Алгоритм» 8 495 967 96 34 info@odoportal.ru

Как перейти на домашнее обучение. План действий.

У тех, кто принимает решение отказываться от традиционного обучения в школе, часто возникают вопросы о том, как перейти на домашнее обучение, какую форму выбрать и как не терять связь со школой. С чего начинать, что нужно сделать, как действовать, на что обратить внимание. Образовательные процессы регулируются большим количеством законодательных актов, регламентов, нормативных документов и так далее, поэтому порой сложно сформировать для себя чёткий план действий. В том числе и в сфере домашнего обучения. Мы Вам поможем.

Мы создали план действий, которые необходимо предпринять, чтобы перейти на домашнее обучение.

1 ШАГ – ОЦЕНКА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

17 факторов, о которых необходимо помнить прежде, чем сделать выбор

1. Почему вы переходите на домашнее обучение?
Составьте список конкретных ответов на этот вопрос, проанализируйте этот список еще раз: имеют ли ваши аргументы и предположения основание? Достаточно ли они весомы, чтобы подтолкнуть Вас сделать столь ответственный шаг? Есть ли что-то в этом списке, что звучит «нереалистично»?

2. Понимаете ли вы, что такое домашнее обучение?
Уверены ли вы, что достаточно проанализировали данный вопрос и собрали всю нужную информацию? К сожалению, очень многие родители по-настоящему начинают понимать, что такое домашнее обучение, только в процессе и стараются решать проблемы по мере их возникновения. Постарайтесь воспользоваться опытом тех, кто уже прошел этот путь

3. Какова правовая форма домашнего обучения?
Есть различные варианты организации домашнего обучения: с максимальным удалением от всего, что есть в школе, сводя общение со школой только к периодическим аттестациям, или все-таки вы не хотите терять связь со школой, вплоть до возможности посещать какие-то занятия в школе. Внимательно ознакомьтесь со всеми возможными вариантами и примите решение самостоятельно, либо проконсультируйтесь со специалистами о том, что именно подходит лучше всего именно вам. Вы можете позвонить нам и задать все вопросы о формах обучения.

4. Логистика и распределение ответственности – как будет проходить домашнее обучение?
Необходимо определить, кто именно и за что отвечает, кто и какие предметы преподает, полностью или частично. Будете ли вы привлекать стороннюю помощь? Какую методику вы выберете, какая программа лучше всего вам подходит? Как это повлияет на вашу остальную жизнь? Необходимо ответить на все вопросы.

5. Каковы ваши сильные и слабые стороны?
Они есть у всех, но нельзя переоценивать или недооценивать свои силы, когда вы говорите о домашнем обучении. Будьте реалистичны. Вам нужно внимательно все взвесить и расписать: в чём вы уверены, в чём – нет, с чем Вы справитесь без особых проблем, а где Вы видите зоны риска, и как уменьшить эти риски. Конечно же вы не сможете предусмотреть всего, что произойдет, но тщательное планирование в самом начале поможет вам избежать серьезных проблем в процессе домашнего обучения.

6. Как и кто будет помогать вам со стороны?
Помощь потребуется в любом случае. Будут ли это другие члены вашей семьи, друзья, соседи, сторонние педагоги и репетиторы, профессиональные организации, другие семьи, которые дают своим детям домашнее образование – это важно определить в начале. Вам обязательно нужны будут рядом люди, которые понимают, с чем вы столкнулись и смогут помочь в нужный момент.

7. А какими могут быть трудозатраты?
Безусловно, домашнее обучение — это дополнительная нагрузка на родителей. Это ведь не 1-2 часа в день, проведённые за чтением учебников. Помимо непосредственной работы с учебниками есть проекты и эксперименты, задания и тесты, которые нужно оценить, нужно отслеживать прогресс и динамику выполнения. И еще есть кружки, секции, дополнительные занятия по отдельным предметам. Вам нужно понимать, что вам придется поменять свой образ жизни, рабочий график. Понимаете ли вы масштаб этих изменений, готовы ли вы к ним?

8. Необходимость самопожертвования
У вас будет меньше личного пространства, вы будете практически 24 часа в сутки со своим ребенком и вы можете быстро устать. Вам надо заранее составить программу, план и график и следовать им на постоянной основе. Вам необходимо помнить и о себе, обязательно оставляйте себе свободное, «ваше личное» время.

9. Какими могут быть дополнительные расходы?
Домашнее обучение можно организовать с разным бюджетом, но важно также помнить, что возможно одному из вас придется отказаться от постоянной работы, а это может сократить ваши доходы.

10. Как ребёнок будет общаться с другими детьми?
Социализация – важный этап в воспитании ребёнка. Перейдя на домашнее обучение, вся ответственность за организацию общения с другими детьми ложится на вас. Критически важно с самого начала определить, где и как ваш ребенок будет общаться с другими детьми. Помните, что такое общение не может носить разовый характер, от случая к случаю и должно быть организованно на регулярной основе. Часто именно в школе дети, благодаря общению с большим количеством людей, учатся выделять хороших и надежных друзей. Из каждодневной жизни школы они понимают, что такое разделение ответственности, последовательность, работа в группе, взаимовыручка и поддержка. В рамках домашнего обучения также есть возможности получить эти критически важные навыки, но это потребует от вас дополнительных усилий. Готовы ли вы к ним или все это слишком много для вас и стоит рассмотреть другие опции? Те, кто считают, что дети, которые получают домашнее образование, «живут в пещере» и не выходят из нее до 18 лет, глубоко ошибаются. В среднем дети на домашнем обучении участвуют на регулярной основе в 4-5 внеклассных занятиях: от музыкальной школы и театрального кружка до волонтерства и спорта.

11. Произойдут ли изменения в домашнем хозяйстве?
Рутинные вещи останутся без изменений, вам по-прежнему нужно будет готовить, убирать, ходить за продуктами, но добавятся и новые задачи. Вам нужно будет правильно организовать учебное пространство и поддерживать его в должном состоянии. Это должно быть место именно для учебы. И вы, и ребенок должны относиться к этому пространству с должным вниманием. Также вам необходимо будет постоянно изменять это пространство в зависимости от предмета, который вы изучаете, тех проектов и экспериментов, которые вы выполняете, а они не всегда оставляют учебную зону «без пылинки». Также помните: теперь ваши дети будут дома чаще, и беспорядок будет возникать регулярней. В ваших руках ограничить рабочей пространство так, чтобы весь дом или квартира не превратились в большой детский стол.

12. Вы должны быть самоорганизованы и дисциплинированы.
Хотя после перехода на домашнее обучение не нужно будет спешить к первому звонку или забирать ребенка из школы в строго установленный час, но на вас будет ответственность за правильное планирование учебы, за выполнение программы и контроль за успеваемостью. Вам необходимо будет освоить новую для себя роль, роль учителя и наставника, а она сильно отличается от роли мамы или папы.

13. Оба родителя должны быть согласны с переходом на домашнее обучение
Абсолютно важно, чтобы оба родителя были согласны перевести ребенка на домашнее обучение. Если у вас есть возражения, постарайтесь внимательно изучить доступные материалы и опыт других людей и подробно все обсудить.

14. Ваш ребенок должен быть готов к переходу на домашнее обучение
Если он будет готов, то он будет хорошим учеником, но если он против, то постарайтесь понять его аргументы и страхи, и вместе примите решение, стоит ли переходить на домашнее обучение или нет. Ваш ребенок должен хорошо понимать те изменения, которые произойдут с переходом на домашнее обучение. Подробно обсудите это с ним, убедитесь, что он готов к этим изменениям, отнеситесь серьезно и внимательно ко всем вопросам, которые могут его беспокоить.

15. Один год за раз. Как спланировать?
Решение перейти на домашнее обучение в первый раз правильней всего принимать сроком на один год. Договоритесь о параметрах, на основании которых, по истечении года вы будете все вместе принимать решение: продолжать домашнее обучение или вернуться в обычную школу.

16. Страх перед сложными предметами. Как быть?
Исследования показывают, что уровень образования родителей и уровень владения тем или иным предметом не влияют на академическую успеваемость ребенка. Проанализируйте заранее, по каким предметам вам может понадобиться помощь: дополнительные учебные материалы, онлайн-занятия, разовые консультации или более интенсивные сессии с репетиторами по тем темам, с которыми у вас возникают сложности. Правильное и заблаговременное планирование поможет устранить проблемы. Помните, что самое важное — это не самому знать каждый предмет, а знать, где найти нужные материалы, где получить консультации и какой программе следовать при изучении материала в форме домашнего обучения.

17. Почему начали другие?
Ознакомьтесь с причинами, почему другие родители приняли решение перейти на домашнее обучение. Вы увидите, что многие причины совпадают с вашими, и что многие проблемы, которых вы боитесь, другие уже успешно преодолели.

2 ШАГ – ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Многие «эксперты», специалисты и пропагандисты школьного образования скажут, что есть следующие риски связанные с домашним обучением. Давайте разберем их подробнее.

1. Какой уровень стресса у вас сейчас?
Прежде, чем принимать решение о переходе на домашнее обучение, родители должны ответить себе на вопрос, насколько большой стресс уже есть у них в жизни. Несмотря на то, что часть источников стресса исчезает с переходом на домашнее обучение (такие, например, как дорога в школу и обратно), появляется новый источник стресса – дополнительная ответственность, снижение доходов семьи. Переход на домашнее обучение — это ответственный и не простой шаг, и необходимо сразу понять и осознать его последствия. Семья должна внимательно обдумать и взвесить все «за» и «против». И если решение осознанное и родители готовы к серьезным изменениям, то и стресс от этих перемен будет существенно снижен.

2. Какова ваша самооценка, и насколько вы уверенны в своих силах?
Домашнее обучение может быть не для вас, если родитель, который будет основным инструктором и куратором, не уверен в своих силах. Если сначала учеба пойдет хорошо, а потом начнутся проблемы, то это может лишь еще сильнее понизить самооценку и уверенность родителя, а как следствие — серьезно понизит шансы выправить ситуацию.

3. Насколько у вас хорошие отношения со своими детьми?
Некоторые родители принимают решение перейти на домашнее обучение, потому что у них отличные отношения с детьми, и они ожидают, что переход только усилит эту связь. Необходимо обдумать и быть готовыми к изменениям. Новая роль, которую берут на себя родители, несомненно изменит взаимоотношения с ребенком, и нужно быть готовыми к этому и планомерно пережить этот переход.

4. Вам нравится учить?
Способность обучать дана не всем. Если вы уже знаете или догадываетесь, что это не для вас, В таком случае можно подумать о репетиторах или о профессиональных центрах. Вам недостаточно просто знать предмет, вам нужно будет уметь донести до вашего ребенка всю информацию в понятном и удобном виде. Большинство родителей детей даже в возрасте 7-8 лет подтверждают, что им понадобилась сторонняя помощь в процессе построения обучения и в наработке навыков донесения информации до ребенка. Также важно сказать и про то, что на определенных этапах изучения тех или иных предметов вам понадобится помощь репетиторов, которые помогут объяснить и донести до ребенка сложные темы по предметам, в которых вы не сильны.

5. Вы радуетесь, когда думаете о домашнем обучении?
Не удивляйтесь вопросу. Домашнее обучение — это что-то, что нельзя делать без души и положительного и оптимистичного настроя. Если вы не готовы полностью и безоговорочно посвятить себя домашнему обучению своих детей, то возможно вам стоит рассмотреть другие формы обучения.

6. Каково мнение вашего ребенка о вас?
Одна из проблем, которая может возникнуть при переходе на домашнее обучение — это отношение вашего ребенка к двойной роли, которую вы теперь исполняете. Думаете ли вы, что ваш ребенок сможет дифференцировать отношения к вам, как к маме или папе-учителю, и к вам как к просто маме или папе? Сталкивался ли ваш ребенок раньше с тем, что вы исполняете двойную роль? Например, роль тренера, вожатого, и т.п. Насколько хорошо это работало? Это может быть не самая большая проблема, но это – то, о чем точно необходимо задуматься до принятия решения о переходе на домашнее обучение.

7. Ваш ребенок и дисциплина.
Некоторые родители принимают решение о переходе на домашнее обучение в связи с тем, что их вполне понятно беспокоит вопрос общей дисциплины в школе. Но родителям важно обдумать, какова будет дисциплина при домашнем обучении. Не будет ли вопрос дисциплины постоянной проблемой, которая будет мешать процессу обучения? Беспокоит ли вас возможная излишняя строгость или, наоборот, излишняя мягкость? Считаете ли вы, что сможете решить вопрос дисциплины и будете держать вашего ребенка в позитивном и рабочем настрое? Не будет ли эффект большим, если вашего ребенка будет дисциплинировать кто-то, кто не является членом вашей семьи? Это вопросы, которые вам также необходимо обдумать до перехода на домашнее обучение.

8. Отношения с противоположным полом и рабочая кооперация.
Школа — это место, где большинство людей учатся взаимоотношению с противоположным полом и основным правилам общения и свиданий. Если даже они сами не встречаются с противоположным полом, они смотрят как это делают другие: дети видят хорошие и плохие, успешные и не очень примеры отношений. Дети учатся отличать хорошие и плохие черты характера в реальной жизни. Поэтому при домашнем обучении важно организовать регулярное общение ребенка с большим количеством сверстников. Не менее важно научиться работать в окружении посторонних людей, причем как в случае совместной работы над каким-либо проектом, так и в случае, когда кто-то пытается помешать или саботировать работу ребенка. К сожалению, с этим приходится рано или поздно столкнуться каждому человеку, и важно быть готовым к этому и обладать базовыми навыками поведения в подобных ситуациях.

9. Ментор и советник вне семьи.
Очень часто мы слышим от других и знаем на собственном примере, что многие люди находят ментора, друга или наставника, с которым они могут обсудить самые конфиденциальные вопросы, попросить совета и наставлений. Важно обеспечить ребенка такой возможностью конфиденциального общения за пределами семьи. Например, многие находят решение в общении с психологами, которые помогают ребенку развиваться. Также на более поздних фазах домашнего обучения важно привлекать специалистов, которые помогут вашему ребенку выбрать специальность в университете и подумать заранее о выборе профессии. Практика показывает, что родители могут познакомить ребенка только с ограниченным числом профессий, а самостоятельно он может не найти свою нишу.

10. Внеклассная активности и важность соревнований.
Что сейчас любит делать ваш сын или дочь после школы? Занимаются ли они спортом, музыкой, ходят ли в театральный кружок? Прежде чем принять решение в пользу домашнего обучения, поймите, от каких занятий, возможно, придется отказаться. Как к этому отнесется ребенок и как это повлияет на отношение ребенка к домашнему обучению? Просто помните, что для многих детей один из важных факторов, который помогает им вставать по утрам и идти в школу — это как раз ожидание участия в этих дополнительных занятиях после уроков. Еще один важный фактор, который нужно учитывать при планировании внеклассных занятий — это необходимость соревнований между детьми и польза от них, т.к. они могут дать ребенку дополнительный стимул к совершенствованию, а также дополнительный источник позитивных эмоций в тех ситуациях, когда он докажет себе и окружающим, что именно он лучше всех справился с той или иной задачей.

11. Какой стиль изучения материала у вашего ребенка?
Профессиональные педагоги знают, что у детей есть разные стили изучения материала, разные способности. Знаете ли вы, какой наиболее эффективный способ изучения материала для вашего ребенка? Он аудиал или визуал? Можете ли вы определить стиль и, что самое важное, подстроиться под него? Многие родители вместо того чтобы определить оптимальный способ изучения материала, принимают решение сразу начать обучать ребенка. Но это может привести к серьезным негативным последствиям. Вы можете пропустить момент, когда ребенок устанет от формата преподносимой ему информации и станет отвергать любое новое обучение.

Дебаты вокруг домашнего обучения продолжатся, но важно, что это — одна из возможных, и становящихся все более популярной, опций обучения детей. Нет единственного правильного способа, и нет идеальной методики. Каждый ребенок и каждая семья индивидуальны, но важно изучить то, с чем вы столкнетесь, когда перейдете на домашнее обучение и понять, как вы планируете справиться с разнообразными, постоянно возникающими изменениями и сложностями, до того как примете окончательное решение. Ваше собственное спокойствие и благополучие ваших детей заслуживают этого.

12. Хватит ли терпения?
Это — еще один из часто встречающихся аргументов против домашнего обучения. Как показывает практика, родители, которые опасаются данной проблемы, на самом деле опасаются неуважительного отношения к себе со стороны ребенка. Домашнее обучение — ваша самая незначительная проблема, если ваш ребенок не уважает вас. Если вы сталкиваетесь с данной проблемой, то независимо от формы обучения вам надо ее устранять. Другая причина возникновения такого страха — это отсутствие поддержки второго родителя. Очень часто в процессе обсуждения от одного из родителей можно услышать «ты никогда с этим не справишься». Но вместо того, чтобы сдаться перед этим страхом, просто начните «тренироваться» вечерами и в выходные дни, постепенно увеличивая объем времени домашнего обучения, вы не только убедитесь в своих силах, но и сможете заручиться поддержкой и уважением ребенка и других членов своей семьи.

13. А если нет специального образования чтобы учить моего ребенка?
Многие сторонники обучения в школе скажут, что профессиональные преподаватели намного эффективней при обучении детей. Но так ли это? Исследования в России и за рубежом показывают, что дети, получающее домашнее образование, с первого года после перехода на домашнее обучение начинают опережать своих сверстников, а дети, получающее домашнее образование на протяжении нескольких лет существенно превосходят своих сверстников из обычных школ по большинству параметров, начиная от баллов при аттестации и заканчивая дополнительными навыками и умениями. Также все исследования единогласно доказывают, что наличие педагогического образования у родителей не влияет на успеваемость и результаты их детей. Проблема возникает не в том, как учить, а в том, чему учить: правильно определить методику и программы и своевременно получить дополнительную помощь, если таковая потребуется. Сегодня появляется все больше и больше программ, специально адаптированных под домашнее обучение, а развитие современных технологий и, прежде всего, интернет-технологий, упрощает задачу родителей и существенно повышает результативность занятий.

14. А как же я?
Если у вас уже есть обязательства, которые отнимают у вас время — работа, готовка, покупки, стирка, бабушки, дедушки, как вы найдете время заниматься обучением ваших детей? Давайте посмотрим на это с другой стороны. Во-первых, вам не нужно будет отвозить детей в школу каждое утро и не нужно будет тратить 2-3 часа каждый день на разбор и подготовку домашних заданий: одно это экономит 3-4 часа в день. Добавьте к этому тот факт, что эффективность от занятий один на один намного выше и вам не понадобится 8 уроков в день, чтобы пройти даже требовательную и углубленную программу. В-третьих, ваша основная задача — это научить ребенка учиться. Показать и привить ему навыки самостоятельного поиска и работы с материалом. Также есть различные варианты по организации стороннего мониторинга за успеваемостью прогрессом вашего ребенка.

3 ШАГ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ШКОЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА
а) весь учебный процесс организуют только родители или другие родственники и друзья;
б) привлекаются репетиторы;
в) проводятся регулярные (периодические) индивидуальные или групповые занятия в школе;
г) консультации и занятия в Центре домашнего обучения;
д) дистанционное обучение
е) смешанные варианты

Но в любом случае ребенку необходимо проходить аттестацию в школе.

Аттестация на домашнем обучении — что важно помнить

  • Родителям следует самим представлять уровень подготовки своего ребенка, а не ждать от школьных учителей адекватной оценки этого уровня.
  • Способность самостоятельно учиться; находить информацию и анализировать ее; уверенность в себе; умение вести диалог, а значит, не только умение говорить, но и слушать; умение видеть задачу и находить адекватное решение, – вот, помимо твердых и точных знаний, подлинные результаты получения образования, к которым должны стремиться учащиеся и их родители.
  • Без особой необходимости старайтесь не отправлять ребенка проходить аттестации в школе, где кроме него больше нет учеников, выбравших домашнее обучение.
  • Никогда не начинайте учиться в школе, не просмотрев положение об аттестации и не заключив с администрацией договор о проведении промежуточной аттестации.
  • Если услуги, предоставляемые школой, платные, обязательно зафиксируйте в договоре стоимость индивидуального и группового занятия и продолжительность их проведения. Имейте в виду: любые виды аттестации бесплатны для учащихся и родителей, и школа (любая) не имеет права требовать деньги за эти услуги.
  • Возьмите на себя труд еще до начала учебного года лично познакомиться с предметниками, которые будут проводить аттестацию вашего ребенка. Даже если вы достигли полного взаимопонимания с директором и завучем школы и благополучно решили с ними все спорные вопросы, это не является гарантией того, что с учителями-предметниками у вашего ребенка не возникнет проблем.
  • Ведите себя просто и открыто, без претензий и агрессии – однако не пропускайте невежливости и, тем более, агрессии в свой адрес. Если учителя или администрация позволяют себе высказывать сомнения в законности ваших требований – ведите себя уверенно и твердо, ссылаясь на статьи законов и смело разоблачая невежество обвинителей.
4 ШАГ – ПОИСК ШКОЛЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ СО ШКОЛОЙ
Хоть обучение и называется домашним, ребёнок всё равно не теряет связь со школой полностью. У каждой школы есть свой учебный план, и проходить аттестацию вы будете в соответствии с этим учебным планом. Поэтому выбирать, какие предметы вы будете изучать, а какие – нет, не приходится. Однако, Вы можете отложить на какое-то время аттестацию по ряду предметов, а значит, и занятия по этим предметам. Вдобавок, вы сами определяете методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Но бывают и случаи, когда школа не хочет идти навстречу тем, кто выбрал домашнее обучение. Родители, изначально поставив перед собой цель – дать хорошее образование ребенку и не видя такой возможности в школе, переводят ребенка на семейное обучение, но значительную часть своего времени и сил посвящают или борьбе с государственной системой образования, или доказательству каким-либо представителям этой системы, что их ребенок получает действительно хорошее образование. Именно поэтому мы считаем, что нет одинакового для всех варианта организации отношений с государственной системой образования. Но всегда надо стараться найти компромиссный вариант.

Центр домашнего обучения «Алгоритм» поможет вам построить отношения со школой так, чтобы у вас не возникало никаких сложностей, ведь в сфере домашнего обучения мы уже много лет сотрудничаем с самыми разными образовательными учреждениями, а наши эксперты помогут решить любые проблемы.

Также важно отметить, что после принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации», отношения со школой претерпели изменения.

Прежде. Отношения между школой и родителями регулировались договором, в котором указывались формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ, устанавливались финансовые взаимоотношения. Учащийся приглашался на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы.

Теперь. Обучающиеся по форме семейного образования вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе экстерном. Для тех, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением, зато те, кто регулярно приходил в школу за консультациями (бесплатными!), могут об этом забыть, так как отношения со школой изменились.