Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Естественные науки на грамматическом этапе обучения

Математика и грамматика образуют основу обучения на грамматическом этапе. В самом деле, бесспорно, что именно овладение грамотой есть главная задача обучения в этот период. Однако, чтобы не дать угаснуть естественной детской любви к познанию нового, нужно позаботиться о связи полученных знаний ребенка с его повседневной практической деятельностью, с его наблюдениями над окружающим миром и спонтанным экспериментированием с его элементами. Самыми простым и очевидным образом эта связь устанавливается при обращении ребенка к изучению естествознания: именно в этой области все то, чем он привык заниматься изо дня в день, вдруг перестает быть игрой и развлечением и становится наукой. Почему? Потому что именно детям 7-10 лет в максимальной степени свойственен интерес к тому, как устроен мир, к его бесконечно разнообразным проявлениям. В этом возрасте познавательный интерес ребенка жгуч и неутолим; малыш в самом деле хочет знать все на свете, хотя еще не в состоянии свести свои знания в единую систему и в должной мере уловить закономерности, связывающие их между собой. Это и не требуется; сведение отдельных феноменов в цельную непротиворечивую систему и познание законов, свойственных этой системе – задача следующего, диалектического этапа обучения. Пока же ребенок, и родители вместе с ним, вполне могут позволить себе обратиться к любым феноменам и явлениям живой и неживой природы, а также рукотворного мира науки и техники, в любом сочетании и любой последовательности. Задача этапа – дать ребенку представление о природном и рукотворном мирах в виде некоей пестрой мозаичной панорамы, сила и убедительность которой – не в композиции, а в цвете и фактуре.

 

Естествознание в младших классах: требования школьной программы и не только

 

Надо признать, что как раз в области естествознания школьная программа дает довольно неплохой обзор знаний. Школьный курс природоведения можно признать вполне доброкачественным, и если он нормально преподается заинтересованным учителем, то приносит, наверняка, много пользы ребенку. К сожалению, такие учителя встречаются в начальной школе не очень часто, и потому непроизвольный интерес ребенка к естественным наукам подчас остается так и не задействованным в должной мере. А это очень грустно – ведь в более старших классах от жадной непосредственности детского восприятия не остается ни следа…Между тем в домашних условиях заинтересовать ребенка естественными науками не стоит особого труда. Все, что для этого потребуется родителям, — это знать требования школьной программы, освежить в памяти курс природоведения, внести кое-какие пополнения в домашнюю библиотеку и видеотеку, и кое-что еще, о чем – ниже. Начнем, однако, с ознакомления со школьной программой.

Итак, все требования в области изучения естественных наук в начальной школе вполне укладываются в рамки весьма небольшого по размерам и скромного по требованиям Образовательного стандарта общего образования по природоведению: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14399 скачано
В курс природоведения входят такие разделы, как:
— тела, вещества и явления природы (основы физики и химии);
— мы — обитатели космоса (основы астрономии);
— Земля — наш дом (основы физической географии);
— живая природа (основы биологии);
— природные зоны России (основы географии России);
— организм человека (основы биологии человека);
— охрана природы Земли (основы экологии).

 

 

На самом деле, курс природоведения начальной школы настолько невелик, что изучить годовую программу целиком для того, чтобы подготовиться к аттестации, можно за неделю – две – месяц максимум. И для этого можно даже не затруднять себя покупкой учебников: необходимые сведения, термины и определения в полном объеме и в очень неплохом изложении содержатся в разделе «Природоведение» уже не раз упоминавшегося «Справочника школьника для начальных классов» Н. Н. Машковой (к тому же, всего-навсего на каких-то 150 листах). Однако, для того, чтобы сделать занятия ребенка по природоведению более увлекательными и разнообразными, лучше потратиться на приобретение какого-нибудь из учебно-методических комплексов по природоведению.
Мы после некоторого колебания выбрали учебники, рабочие тетради и атласы-определители учебного комплекса «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова — М.: Просвещение, 2005 http://www.labirint-shop.ru/books/188530/ (нету), но с таким же успехом можно использовать и учебники других издательств, например, «Дрофа» http://www.labirint-shop.ru/books/195172/.(нету)
А для того, чтобы быть, как обычно, на шаг впереди ребенка в своих знаниях, родителям следует обратиться к курсу «Естествознание» 5-6 классов, например, к учебникам А. И. Никишова «Естествознание, 5 класс» http://www.bookvoed.ru/searching_for_shop374841.html, (нету) и его же в соавторстве с целым коллективом «Естествознание, 6 класс» http://www.ozon.ru/context/detail/id/133207/ (нету)
Эти учебники помогут родителям быть во всеоружии перед самыми неожиданными вопросами ребенка, которые в этом возрасте достигают своего апогея.
Очевидным минусом школьной программы следует признать ее отрывочность и фрагментарность. На изучение каждой темы отводится по 5-6 недель в течение каждого учебного года; предполагается, что знания, получаемые в течение каждого следующего года, даются на новом уровне. На практике же выходит, что за эти недели глубокий интерес школьников к изучаемым предметам не успевает сформироваться; что переключаться на следующую предметную область приходится как раз в тот момент, когда погружение в предмет начинает давать какой-то эффект.

Домашняя форма организации занятий естественными науками позволяет избежать этого.
Дома мы можем позволить себе заниматься изучением одной темы так долго, как это будет интересно ребенку, постепенно переводя, однако, его внимание с предмета его сугубых интересов в область дополнительного обучения.
Тем не менее, важно заранее представить, какими естественными науками вы будете заниматься с ребенком в первую очередь, а какими – потом; как следует организовать занятия, сколько часов должно отводиться на изучение естественных наук, и какой учебный инвентарь вам для этого понадобится.

Итак, домашнюю программу курса естествознания следует построить несколько иначе, чем это делается в школе. Я рекомендую первые два года обучения посвятить наиболее конкретным и дескриптивным из всех наук – географии и биологии (с упором на географию) – то есть, курсу «естественной истории». И каждую неделю обучения иметь по одному занятию, посвященному обеим наукам – так, чтобы каждую неделю иметь урок по географии и урок по биологии: таким образом, за два первых года обучения вы сможете сформировать в уме ребенка довольно связную картину этой области человеческого знания.
В следующие два года я предлагаю, наряду с продолжением курса биологии и географии, ввести в сетку уроков еще и занятия по физике, химии, астрономии и технологии – разумеется, на том уровне, на котором это возможно для ребенка младшего школьного возраста, без глубокого погружения в теорию и вычисления, — с чисто практической стороны.
Таким образом, занятия естествознанием увеличиваются в эти два года на один (в крайнем случае — два) урок, в ходе которого имеет смысл формулировать некоторое научное предположение, проверяемое затем в ходе последующего эксперимента.
Итак, в первые два года обучения на занятие естественными науками следует отводить 1 — 1,5 часа в неделю; на третьем-четвертом годах обучения следует увеличить это время до 2-3 часов в неделю (время прогулок и самостоятельных занятий ребенка естественными науками во внеурочное время в эти часы не входит).
В последний месяц перед концом учебного года вы можете обратиться к изучению курса природоведения по школьному учебнику, после чего сдать аттестацию и снова вернуться к систематическим наблюдением над миром живой и неживой природы.

 

С чего начать?

 

Но начинать курс естествознания в первый год последовательного обучения следует, разумеется, не с учебника, и не с книг, а к тематических экскурсий, путешествий и выполнения практических проектов. В этом возрасте от бессистемного и бесцельного пребывания на свежем воздухе следует переходить к прогулкам, имеющим внятно сформулированную познавательную цель: изучить растительный мир вашего жилого микрорайона и собрать образцы растений для гербария, понаблюдать за насекомыми и птицами, обитателями прудов, озер и рек в ближайших окрестностях, посетить естественнонаучные музеи и музеи, посвященные науке и технике. Пожалуй, единственное, что не хотелось бы рекомендовать в связи с пробуждением естественнонаучного интереса – это посещение петербургского зоопарка ввиду его крайней запущенности. И во время посещений музеев следует переходить от бесцельного брожения по залам и глазения на витрины к полноценным экскурсиям, в ходе которых дети получали бы внятное представление об экспозициях музеев.
В первые год-полтора обучения почти все силы малыша будут уходить на обучение грамоте, поэтому умные родители найдут способ сделать для ребенка именно естественные науки любимым вариантом отдыха, интересным и полезным, лучшим вариантом для переключения внимания с более сложного занятия на менее сложное, – и, конечно, неисчерпаемой областью практического применения полученных на уроках математики и языков знаний.

 

Уход за домашними животными и растениями

 

Для того, чтобы естественные науки стали подлинным предметом интереса для вашего ребенка, ему следует показать, что знания по этим предметам получаются не столько по книжкам, сколько из практики повседневного взаимодействия человека и природы. Как правило, живой интерес ребенка к естествознанию очень быстро угасает над учебником.
Поэтому домашний курс обучения должен быть насыщен разнообразной практикой настолько, насколько вы можете себе это позволить.
И первое, с чего стоит начать в этом смысле – организовать уход ребенка за домашними растениями и животными. Это сделать несколько проще, если вы живете в загородном коттедже, и несколько сложнее – если вы живете в городской квартире. Но и в первом, и во втором случае этот вид научной деятельности должен быть организован одинаково: ребенок должен выбрать себе животное; с помощью взрослого осознать, что ему потребуется для ухода за ним; организовать, опять же вместе со взрослым, некую среду для обитания животного; осуществлять ежедневный уход; если есть желание – вести дневник наблюдений за поведением своего домашнего питомца.
Что это будет за животное (животные) – зависит только от возможностей и пристрастий семьи. Опыт подсказывает, что проще всего ухаживать за грызунами, немного сложнее – за кошками, еще сложнее – за собаками и птицами; и сложнее всего, безусловно, организовать среду для обитания земноводных и рыб, которая требует разнообразного, громоздкого и весьма дорогостоящего оборудования. Безотносительно ко всему этому, любое домашнее животное нужно регулярно кормить, поить, убирать его клетку (чистить подстилку), выгуливать, лечить в случае болезней; кроме того, в некоторых случаях может потребоваться принимать и выхаживать его детенышей. Вся эта деятельность даст ребенку достаточный материал для наблюдений и самостоятельных выводов о том, как протекает жизнь животного в искусственной среде обитания.
Если ребенок живет на ферме, и его окружают разные виды домашних животных, он имеет больше возможностей для наблюдений и, в то же время, больше возможностей для приложения своего труда: он может попробовать попасти коз или гусей, вычистить птичник, подоить корову.
Взаимодействие с домашним животным даст ребенку необходимую методологическую основу для изучения всего многообразия животного мира: в каждом конкретном случае он будет искать ответы на одни и те же вопросы:

— как оно называется?
— есть ли у него позвоночник, сколько у него ног, есть ли у него крылья (плавники)?
— чем оно дышит – легкими, жабрами, или и тем и другим?
— какая у него кожа? Какой формы у него тело?
— чем оно питается? Кто питается им?
— где оно обитает?
— как оно размножается? Как выглядят его детеныши?
— сколько оно живет?
— домашнее ли оно или дикое? Опасное ли оно?

Аналогичным образом может быть организовано знакомство с миром растений. Для городского ребенка это может выражаться в уходе за комнатными цветами, или в попытке вырастить лимон (апельсин) из косточки; для обитателей пригородов естественнее заняться выращиванием разнообразной рассады и уходом за высаженными на грядки растениями (то же может позволить себе и городской ребенок – в масштабе ящика на балконе). В любом случае, задачей на данном этапе является помочь ребенку попробовать себя уже не в роли простого наблюдателя (читателя), но и в роли натуралиста-практика.

 

Просмотр фильмов

 

Широкие обзорные знания о мире живой природы и географии Земли для ребенка этого возраста наиболее естественно получать не только из книжек, но и из научно-популярных видеофильмов. Такие просмотры лучше всего делать совместными, потому что для ребенка этого возраста свойственно смотреть телевизор совершенно бездумно, в то время как нашей задачей является приучить его к осмысленному просмотру фильмов и получению из них ценной информации, важной для его обучения.

Ниже приводится список фильмов, в основном – сериалов, снятых для телеканала BBC. Это список, безусловно, не претендует на полноту; мы подбирали фильмы в основном исходя из критерия максимально полного обзора выбранной предметной области. В нашем домашнем естественнонаучном обучении эти сериалы играли видную роль (обзор, с разрешения автора, взят отсюда: http://community.livejournal.com/spb_home_edu/6233.html – а по ссылкам можно прочесть описания и аннотации «от производителя»).

1. BBC: Планета Земля (исходно — с Дэвидом Аттенборо) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/4538424/ (нету это фильм)
Очень красивый ознакомительный 11-серийный фильм. Удачно знакомит с живым миром и разнообразием жизни на нашей планете — яркий, красочный, с хорошим сопроводительным текстом. Уверена, взрослым тоже понравится.

2. BBC: Земля — мощь планеты (5 серий) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/4244771/ (фильм)

Это не тот же самый сериал, что перед этим — первый скорее был про ландшафты и живой мир планеты — а этот — более геологический, про силы, которые формируют облик Земли и ее уникальность.

3. BBC: Невидимая жизнь растений (с Дэвидом Аттенборо) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/1092407/ (фильм)
6-серийный фильм о жизни растений, очень много прямо-таки захватывающе интересного для молодого, начинающего оперяться, мозга.

4. BBC: Жизнь в микромире (с Дэвидом Аттенборо, 5 серий) – http://www.ozon.ru/context/detail/id/2642784/ (фильм)

5. BBC: Империя чужих. Насекомые (6 серий) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2335628/ (фильм)
Оба сериала про насекомых занимательны и хорошо сняты и, думаю, не заменяют друг друга.

6. BBC: Жизнь млекопитающих (с Дэвидом Аттенборо, 10 серий) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2380396/ (фильм)

7. BBC: Жизнь птиц (с Дэвидом Аттенборо, 10 серий) -http://www.ozon.ru/context/detail/id/4244794/ (фильм)

8. BBC: Живые драконы (3 серии) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2317691/ (фильм)
Это про рептилий.

9. BBC: Голубая планета (с Дэвидом Аттенборо, 8 серий) -http://www.ozon.ru/context/detail/id/2574794/ (фильм)
Про жизнь в глубинах океана.

10. BBC: Ребятам о зверятах (уйма серий, вышел на 5 DVD), http://www.ozon.ru/context/detail/id/2878939/

11. ВВС: Прогулки с чудовищами (3 серии) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2251711/
12. ВВС: прогулки с морскими чудовищами — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2321016/
13. ВВС: Прогулки с динозаврами (2 DVD) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2211257/
14. ВВС: Прогулки с пещерным человеком (4 серии) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2287948/ (фильм)

Последние четыре сериала имеют меньшее значение для обучения, поскольку основаны на гипотезах и реконструкциях, более или менее добросовестных – что, конечно, никаким образом не отменяет их поразительной зрелищности и увлекательности.

Разумеется, просмотр фильма должен завершаться беседой по материалам только что увиденного; ребенок должен учиться отвечать на вопросы и пересказывать увиденное, сперва с помощью родителей, затем самостоятельно.

 

Путешествия

 

Следующей по важности «статьей» в изучении естественных наук должны быть, безусловно, совместные путешествия. И тут совершенно неважно, как далеко вы соберетесь ехать – на другой континент или в ближайший пригород; важно, чтобы поездка была спланирована, организована и проведена по всем правилам естественнонаучной экспедиции. В этом путешествии очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя не как праздный турист, а как настоящий натуралист. Важно перед началом пути проследить по карте или атласу всю траекторию будущего путешествия, от двери дома до пункта назначения. Затем нужно вместе с ребенком как можно больше узнать об этом пункте: где он находится, город это или пригород, в какой стране он находится, в какой природно-климатической зоне, какая там растительность, какой животный мир. Далее спланировать, какие исследования можно будет провести в той местности, какие музеи посетить, какие коллекции собрать.
По возвращении из путешествия важно вместе с ребенком не пожалеть времени на составление фотоотчета о путешествии, с подробным комментарием к каждой фотографии: где она сделана, в какое время, что в тот день происходило, что видел ребенок, что он узнал, чему научился, и т.д. и т.п.

 

Чтение научно-популярной литературы

 

Если на первом году обучения знакомство с естественными науками можно ограничить наблюдениями над природой, практической деятельностью, просмотром фильмов и беседами со взрослыми на естественнонаучные темы, то начиная со второго класса ребенку следует научиться последовательно работать со все более и более усложняющимся научным текстом. В качестве основных учебных пособий следует использовать выпуски из четырех основных энциклопедических детских серий:
— серия «Детская энциклопедия» от издательства «Махаон» («Мир леса» и т.д.) — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2667783/; (нету)
Текст рассчитан на самый младший школьный возраст, и не претендует ни на полноту охвата, ни на глубину подачи материала. Однако в этом возрасте ни того, ни другого и не требуется. Желательно иметь дома пару томов на выбор;
— серия «Большая иллюстрированная энциклопедия» от издательства «Махаон» — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2375110/ (нету)
Нам потребуется как минимум две из этих энциклопедий: «Большая иллюстрированная энциклопедия животных» и «Большая иллюстрированная энциклопедия географии», есть еще «Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы»;
— серия «Полная энциклопедия» от издательства «Эксмо» — http://www.ozon.ru/context/detail/id/2424667/ (нету)
Неплохо иметь дома тома «Земля», «Животные», «Птицы».
— серия «Энциклопедия для детей» от издательства «Аванта+» -http://www.avanta.ru/index.asp?Kod=1 (нету)
Нужно иметь на этом этапе любой том из цикла естественных наук на выбор: «Биология», «География», «Птицы и звери», и т.д.

Работа с текстом должна проходить по следующему алгоритму:
1. вы отбираете интересные для него темы (можно совместно с ребенком);
2. на урок отводится изучение одной статьи на страницу-разворот из энциклопедии;
3. на первом году обучения чтение статьи осуществляется взрослыми; в последующие годы ребенок читает текст самостоятельно – вслух или про себя;
4. на втором году обучения ребенок должен научиться отвечать на вопросы по тексту развернутыми полными предложениями, а также пересказывать текст при помощи наводящих вопросов взрослого, выделяя вместе с ним основную мысль повествования;
5. на третьем году обучения ребенок должен научиться читать объемные куски научно-популярного текста (на уровне энциклопедий от «Эксмо» и «Аванта+») и производить устный пересказ по самостоятельно составленному плану;
6. на четвертом году обучения ребенок должен научиться составлять письменный конспект учебного текста; давать письменный ответ на вопросы по тексту, а также писать простейшие эссе на соответствующую тему.

Работа с научным текстом – чтение и пересказ (письменный или устный)– является серьезным умением, которое специальным образом формируется. Обязательно нужно учить ребенка правильно делать устные ответы на вопросы, не допускать односложных («да» или «нет») или неполных ответов. Устный пересказ ребенка обязательно следует (по крайней мере, на первых порах) записывать, а потом зачитывать ребенку и обсуждать полноту и правильность ответа: так он учится отслеживать качество своего ответа и видеть, что в нем можно изменить для повышения этого качества. Умение составить развернутый план ответа – следующее умение, промежуточное перед началом обучения письменным ответам и написанием тематических эссе. Ответ должен строиться по определенному плану: если речь идет о какой-то конкретной стране, нужно уметь описать ее полным образом (пусть и кратко):
— название, столица, государственный флаг;
— местонахождение: полушарие, континент, страна;
— площадь, население;
— климат, рельеф, флора и фауна;
— язык, народности, культуры, религии;
— полезные ископаемые, основные отрасли хозяйства, тип экономики.

Кроме базовых энциклопедий, хорошим подспорьем для более детального изучения естественных наук на грамматическом этапе является специальная научно-популярная литература. По ботанике лучше всего опираться на книгу А. Смирнова «Мир растений» http://www.ozon.ru/context/detail/id/1597314/ (нету); по биологии животных – на книги И. Акимушкина «Мир животных» http://www.ozon.ru/context/detail/id/1908970/ (есть).
Что касается географии, то целая серия прекрасных развивающих научно-популярных книг по географии вышла недавно в издательстве «Просвещение» в серии «Твой кругозор»:
С. П. Аржанов «Занимательная география» http://www.ozon.ru/context/detail/id/4041201/
А. Н. Томилин «Как люди изучали свою землю» http://www.ozon.ru/context/detail/id/4012932/
М. В. Гумилевская «Где мороз, а где жара» http://www.ozon.ru/context/detail/id/4012959/

Не обязательно иметь дома все эти издания; вполне достаточно выбрать несколько наиболее интересных для ребенка. Никакой необходимости пытаться объять необъятное нет. В конце концов, в любой детской библиотеке вы всегда вместе с ребенком сможете найти большое количество прекрасно оформленных детских книг по любой интересующей его области знания.

Полученный в путешествиях и из книг конкретный материал должен быть соотнесен с цельной географической картиной при помощи таких простейших учебных пособий, как географическая карта, атлас и глобус. Пользуясь ими, ребенок должен научиться находить изучаемую страну на плоскости (карта, атлас), так и на модели Земли (глобус).

 

Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях

 

Наконец, на третьем-четвертом годах грамматического этапа следует постепенно начинать вводить в поле зрения ребенка элементарные понятия из области химии и физики, а также проводить простейшие опыты и эксперименты.
И тут надо четко отдавать себе отчет в том, что, по большому счету, эти две науки не могут быть изучены в этом возрасте на сколько-нибудь серьезном уровне, потому что очень сильно завязаны на математику, с которой у очень многих ребят этого возраста могут быть довольно непростые отношения. Поэтому форсировать изучение физики и химии в младшем школьном возрасте нет никакой необходимости. При этом надо понимать, что у детей младшего школьного возраста имеется глубокая естественная склонность к экспериментированию как с разнообразными предметами и веществами, так и с собственным телом. Поэтому желательно опередить ребенка и ввести этот естественный познавательный интерес в продуктивное русло. Для этого следует обучить ребенка основам научного метода проведения опытов и экспериментов – для того, чтобы естественный посыл не пропадал в попытках смешивать все подряд, совать в электрические розетки и засовывать во все отверстия собственного тела что попало. Первые опыты должны проводиться при непосредственным участии взрослых; следующие – с его помощью и под контролем, хотя бы удаленным; и лишь тогда, когда взрослые имеют полную уверенность в том, что ребенок научился справляться с простейшими заданиями и готов делать это в соответствии с предложенным методом, ему можно предлагать выполнение отдельных простейших опытов самостоятельно.

Научный метод проведения эксперимента обычно заключается в последовательной реализации следующего алгоритма (занимаясь по книжкам с готовыми опытами для детей на первых порах можно исключить пункты, помеченные звездочкой):
— постановка задачи;
— изучение проблемы*;
— выдвижение гипотезы;
— разработка эксперимента, проверяющего гипотезу*;
— выполнение опыта;
— формулировка вывода.

Одним словом, для проведения опыта недостаточно простого любопытства; опыт возникает на основании необходимости что-то понять и объяснить. Таким образом ребенок учится, что в основе физики и химии также лежит не теория, а практическая деятельность человека, и на практике получает представление о том, как эти знания постепенно формировались.

К счастью, в последние год-два в магазинах появилась целая серия книг, являющихся руководством для проведения разнообразных естественнонаучных опытов и экспериментов в домашних условиях. Вот их примерный список; для организации занятий достаточно иметь под рукой одно-два из перечисленных изданий.

Большая книга экспериментов для школьников — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007 http://www.ozon.ru/context/detail/id/2182025/
У. Фреск, К. Фреск, Научная лаборатория Тома Тита. Что умеет наше тело? – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009 http://www.labirint-shop.ru/books/191263/
Л. Лассе, К. Фреск, Тайны биологии – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009 http://www.labirint-shop.ru/books/191264/

 

Н. О Лири, С. Шелли, Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о Земле. – М.: АСТ: Астрель, 2009. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4422561/
Д. Ванклив, Большая книга научных развлечений, — М.: АСТ: Астрель, 2009
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4525986/
О. Ольгин, Чудеса на выбор, или химические опыты для новичков. – М.: Дет. лит., 1987 http://www.ozon.ru/context/detail/id/4304893/
Н. Верзилин, Путешествие с домашними растениями, — М.: Изд. Дом Мещерякова, 2009, http://www.ozon.ru/context/detail/id/3783797/
А. Кувыкина, Клад на подоконнике, — М.: Изд. Дом Мещерякова, 2009,
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3976116/

Поведение опытов при помощи вышеперечисленных изданий не требует организации специальной лаборатории; вполне достаточным будет обычный бытовой инвентарь, либо вещества и инструменты, которые можно будет докупить в обычном хозяйственном магазине или аптеке.

И немного о изучении техники и технологии
Чтобы знания ребенка об окружающем мире были действительно полными, следует уделить определенное внимание и рукотворному миру техники и технологий. Этот мир завораживает ребенка не меньше, чем мир живой природы. По крайней мере, средний мальчик младшего школьного возраста проведет час-полтора на каком-нибудь заводе, среди станков и металлической стружки, не с меньшим удовольствием, чем в зоопарке или музее.
С миром техники ребенок знакомится аналогичным миру природы образом: через непосредственное наблюдение, через чтение, и собственную практику моделирования и конструирования.

Первое в первую очередь заключается в посещении совместно со взрослыми естественных технопарков: заводов, фабрик, научных лабораторий, складов механизмов, гаражей и автосалоноа, самолетных ангаров и депо электропоездов. Разумеется, даже взрослые имеют весьма ограниченный доступ в эти зоны: тем больше сложностей вызовет семейное посещения охраняемой территории. Однако, если у вас есть хоть малейшая возможность для проникновения в тот или иной технопарк – обязательно воспользуйтесь ею. Уверяю вас, что ребенок получит от такой экскурсии не меньше впечатлений, чем от посещения театра или музея. И даже если не удастся проникнуть на территорию – порой достаточно будет даже постоять рядом, заглядывая за ограду: однажды мой сын простоял так не менее получаса в центре промзоны в районе Финляндского вокзала, зачарованно следя за работой камнедробилки и ленточного конвейера, по которому в дробилку поступал камень.

Второе, то есть чтение специальной литературы, нужно ребенку для получения общей картины мира технологий, используемых человеком для управления природой. Глубокого проникновения в этот мир пока не требуется: такой обзор вполне реально составить, используя энциклопедию «Большая книга изобретений» от издательства «РОСМЭН» http://www.ozon.ru/context/detail/id/3393130/. Если есть желание более подробно ознакомиться с каким-то конкретным видом техники, можно пользоваться изданиями типа «Автомобили. Детская энциклопедия» http://www.biblion.ru/product/452714/ и т.д. и т.п.

Что касается моделирования и конструирования простейших механизмов, то тут проще всего начать с такой достаточно простой, доступной и в то же время захватывающей игры, как электронный конструктов «Знаток» http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=487075411&group=86159 . Этот конструктор может доставить семье много интересных минут и часов (особенно ее мужской половине), и научить понимать принципы устройства и работы простейших электроприборов. Большего на этом этапе от ребенка тоже не следует требовать – все основные умения, в том числе умение системно осознавать задачу и находить для нее решение, должны быть приобретены на последующих периодах обучения. Пока же ребенок должен быть максимально широко ознакомлен с максимально возможным для него количеством фактов и явлений из мира живой и неживой природы. Это и составляет основной смысл и основную задачу курса естествознания на грамматическом этапе обучения.

Наталья Геда.

5 комментариев к статье "Естественные науки на грамматическом этапе обучения"

  1. Владимир пишет:

    А интересно, почему на последние статьи Натальи нет комментариев…

    Это надо понимать так, что она вышла в мэтры, мнения и предложения которых не обсуждаются, потому что не получится возразить на том же уровне, или просто все согласны с написанным? :)

  2. Анна пишет:

    Да простит мне автор моё вынужденное молчание, но, честно говоря, прочитала и молча приняла — моё… Даже ещё лучше, точнее, «кратче»…
    Думаю, Наталия столь умна и иронична (по отношению к себе самой), что «бронзовелость» мэтра ей не грозит…
    Жаль, что нет комментария, с которым нужно поспорить и чётче выявить истину, но … Жванецкий:» — А какое Ваше мнение? — А не такое, как Ваше! — Так Вы ж не знаете моего! — А всё равно не такое!»

  3. Ольга пишет:

    У меня ребенок лет в 7-8 прочитал всю попавшуюся под руки научно-популярную литературу о насекомых, выдавал массу интереснейшей информации. Пугало только, когда он собирал их в баночки-коробочки, чтобы понаблюдать.
    А то, что нет комментариев на эти статьи, по-моему, вполне нормально. С чем здесь не соглашаться? Можно только добавить литературу, но эти списки могут быть бесконечны. Конечно, хотелось бы узнать, как другие родители проходят этот этап,но одно дело — возразить по поводу какого-то тезиса, и совсем другое дело — описать свой личный опыт. Это требует усилий и времени.У меня вот вряд ли руки дойдут, чтобы хоть список тех книг о насекомых дать.
    Наталья, спасибо.

  4. Ольга пишет:

    Кстати, обратите внимание, эти статьи и чиатют меньше. Как только заканчиваются рассуждения на общие темы, как только начинается конкретная работа, ряды рассеиваются. И так всегда и везде.

  5. Ольга пишет:

    Анна. Ольга любом случае, спасибо за то, что высказались. Потому что я уже сомневаться, понятно ли я пишу… Значит, все в порядке.
    А список литературы и в самом деле может быть бесконечным, и я вовсе не старалась сделать его исчерпывающим — все равно каждый будет разрабатывать свою «золотую жилу». Я только хотела показать, в какую сторону вообще имеет смысл копать.