Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Строим мотивацию

В первой своей статье я уже говорила об основных негативных характеристиках, присущих большинству школьников. Это низкая мотивация, сильная учебная и культурная запущенность, неумение обращаться с полученной информацией. Есть и другие, но эти, пожалуй, основные. И если ликвидацией культурной запущенности можно начинать заниматься совершенно с любой точки и в абсолютно любое время, на мой взгляд, то мотивация – это тот кит, на котором держится весь учебный процесс. Нет мотивации – невозможно продуктивное обучение.

Термином «мотивация» в последнее время пользуются довольно часто, и в зависимости от разных сфер деятельности можно говорить о самых разных видах мотивации. Нас, конечно, интересует мотивация учебная, применительно к ребенку школьного возраста.
Позволю себе привести несколько цитат из учебного пособия для студентов-филологов и учителей «Методика преподавания русского языка в средней школе» Е.И. Литневской и В.А. Багрянцевой (М., Академический проект, 2006, стр.142-143). Оговорюсь сразу, что эти авторы – безусловные профессионалы своего дела и крайне уважаемые в научной среде люди. Цитаты позволят точно понять суть учебной мотивации и осознать ее важность в процессе обучения.

«Мотивация – это, как уже было сказано, положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, желание учиться».

«Желание учиться связано с четким осознанием ребенком того, что ему дает обучение. Осознание цели обучения должно быть обязательно заявлено в позитиве. Так, ученик не должен говорить Я не хочу быть неграмотным. Формулирование цели необходимо провести в позитиве. Ученики могут по-разному определять цели своей учебы, например: Я хочу быть грамотным, или Я хочу хорошо владеть русским языком, или даже Я хочу получать хорошие оценки, чтобы меня не ругали. Эту цель надо укрупнить – перевести в метацель, заставив ученика осознать, что это ему дает. Ученик должен прийти к выводу, что конечная цель его обучения – хорошее самочувствие, успех, уверенность в себе, перспективы».

Мне очень нравится точное определение мотивации как желания учиться, но не могу сказать, что полностью разделяю мнение авторов. Позитивная формулировка поставленных целей – дело, конечно, весьма полезное, но думаю, не главное, это некий нюанс, прием декоративного оформления и не более. И никак не могу согласиться с последним примером постановки цели (Хочу получать хорошие оценки, чтобы меня не ругали). На мой взгляд, это абсолютно ложная цель, о чем чуть позже скажу.

Стоит теперь разобраться, как это самое желание создать…

Но прежде чем перейти к этому важнейшему и основополагающему учебному вопросу, посмотрим на состояние его в средней школе.

Для младших школьников одним из основных мотивов являются хорошие оценки, то есть элементарная похвала, выраженная невербально.
Старшие школьники иначе себе представляют, зачем учатся, это обычно связано с дальнейшими жизненными перспективами: успешно сдать экзамен и поступить в выбранный вуз (реже – более глобальная цель: получить возможный максимум знаний по интересующему предмету).

«Средние» школьники, ученики 5-9 классов, зачастую имеют самые уродливые представления о цели своей учебы. Иногда это оценки, иногда связанные с ними домашние последствия (наказания за двойки, новый велосипед или карманные деньги за пятерки – все варианты, на мой взгляд, губительны для юной личности и авторитета родителей). Очень часто (об этом я тоже упоминала раньше) оценки превращаются в некое мерило успеха/неуспеха личности в целом, погоня за оценками превращается в нездоровое соревнование, за которым истинные цели обучения исчезают совсем. Кстати, Е.И. Литневская и В.А. Багрянцева упоминают об этом в негативном смысле, рекомендуют, конечно, этого избегать.

Отдельно стоит, пожалуй, сказать о личности учителя как важном мотивирующем факторе. Все мы, или, по крайней мере, многие из нас, помним в своей школьной жизни одного или нескольких – тут уж как повезло – блестящих учителей, которые могли зажечь, увлечь собой и своим предметом, влюбить в него на годы. Помните, у Л. Пантелеева в рассказе «Маруся Федоровна» из серии «Последние халдеи»: «Купец рисовал стеблевые усики дикого винограда! Было чему подивиться. При этом его никто не принуждал». Литература знает много таких примеров.

От себя могу вспомнить такой, уже студенческий, эпизод. В корпусе Московского университета, кроме нашего филологического, размещается еще несколько факультетов, в том числе философский. И вот философам как-то включили в курс обучения анатомию. Приезжал специальный преподаватель (своей кафедры не было у них) с биофака и читал лекции. Читал он настолько здорово, с таким увлечением, задором, так просто и легко преподавал сложные вещи, что слава о нем разнеслась далеко за пределы факультета. На его лекции ходили и филологи, и юристы, и даже историки – люди, которым анатомия в профессиональной деятельности, сами понимаете, абсолютно не нужна. Сказать, что в аудитории наступал аншлаг – ничего не сказать…
Жаль, что таких учителей не бывает много, и всерьез рассчитывать на то, что вашему ребенку встретится такой чудесный педагог, мягко говоря, дело недальновидное.

Итак, мы видим, что мотивация, выстраиваемая в рамках школьной системы образования, примечательно низка и неустойчива. Дети, в массе своей, учиться не очень любят и не очень понимают, зачем им это нужно, считая, что без того или иного предмета можно легко обойтись, особенно когда речь идет о нелюбимых уроках. Это понятно, потому что цели обучения, поставленные школой, столь же примечательно далеки от истинных целей образования.

Таким образом, родитель, взявшийся за обучение своего ребенка, в первую очередь должен озадачиться созданием учебной мотивации как основополагающего момента и осмыслением истинных задач всего курса обучения.
Родитель, забравший ребенка из школы, должен быть готов к тому, что для него этот процесс будет сложнее: требуется не только построить новое, но и сломать сначала старое, неправильное.

Нужно при этом осознавать, что дети, как правило, не способны создать себе мотивацию сами, просто в силу особенностей психофизического развития. Учитель (обучающий родитель) должен ее выстраивать и, если можно так выразиться, встраивать в нее ребенка.
На что следует обратить особенное внимание?

Очевидно, что создание верной мотивации зависит от правильно поставленных целей. А значит, необходимо представлять себе истинные цели обучения.
Естественно, они лежат далеко за пределами простой информированности, простой цепочки «знание-умение-навык». Цепочку эту, разумеется, никто не отменял, но она не главное в учебном процессе, это лишь винтик в механизме, служащий большой цели.

Главное в обучении – умение полученную информацию обрабатывать, применять полученные навыки себе и миру на пользу. Обдумывать, строить логически оправданные гипотезы, делать на их основе выводы, внятно аргументировать, то есть постоянно задавать разуму и чувствам работу и таким образом неустанно ваять из себя личность в самом высшем смысле слова.

Думаю, такие «высокие» слова никого с толку не собьют. Как уже писала, я часто имею возможность видеть, насколько скудны в личностном плане те подростки, которые не понимают, зачем на самом деле нужна учеба. Нередко некоторые школьники или даже их родители восклицают что-нибудь вроде: «Ну зачем мне эта химия, я же собираюсь стать юристом!» Объяснение крайне просто. Во-первых, элементарные знания о мире, в том числе и из области химии, еще никому не мешали, и без них нельзя стать по-настоящему сведущим человеком. А во-вторых, химия, как и любая наука, содержит, например, стройные классификации элементов и реакций, таблицу ту же Менделеева, где царит сверхпорядок и организованность. То есть, изучая химию, мы изучаем некие предметы, их особенности, связи между собой, положение в системе, саму идею упорядоченных структур. Учимся по каким-то признакам отделять одно от другого, находить общее между различными предметами, соединять одно с другим. И разве могут такие наши умения не пригодиться нам в дальнейшей нашей личной и профессиональной жизни? Разве есть такая работа, которая не заставит эти умения применить? Неужели в отношениях с людьми и с собой нам не придется отделять одно от другого и выбирать?..

Вот и получается, что без химии – никуда. А еще получается, что вместо слова «химия» в предыдущее предложение можно подставить любой другой предмет, ибо в каждой науке (даже не особенно точной, как, например, история) есть свои классификации и свои межпредметные связи.

Примерно от этой печки, мне думается, и нужно плясать, задумываясь о целях обучения и о создании мотивации. При этом необходимо учитывать цели общие и, так сказать, частные. Я имею в виду цели всего курса обучения и цели конкретные, цели данного урока или темы. Цель общую надо постоянно иметь в виду, следить, чтобы ход обучения не сворачивал с нужного курса, надо отмечать, укладывается ли именно этот учебный фрагмент в выстраиваемую вами систему ценностей. Не обязательно, конечно, озвучивать общие цели постоянно и повторять их как мантру. А вот напоминать ребенку о целях конкретных нужно постоянно. Во-первых, это не даст ему самому сбиться с правильного курса, позволит отслеживать свои координаты в пространстве. А во-вторых, постоянная «сверка с картой» позволит убедиться, что все идет хорошо, даст лишний повод гордиться своими успехами в достижении цели, поднимет самооценку, причем совершенно заслуженно, а не на пустом месте.

За примерами обращусь снова к родной стихии, русскому языку. Например, общая цель года обучения – морфология. Учение о частях речи. Зачем изучаем? Чтобы знать, какие бывают слова, чем они отличаются друг от друга, как образуются их формы, для чего нужны разные части речи, из чего будут складываться потом наши предложения и тексты. Конкретная цель – понять, например, как из глагола получить причастие. Что оторвать, что присоединить – это почти игра, почти конструктор. Как научиться самому это делать?

Кстати, идея игры тут не случайна. При построении учебной мотивации нужно обязательно учитывать возраст обучаемого. Важно помнить, что для каждого возраста характерны свои причины появления положительной реакции на процесс обучения, хорошего, комфортного самочувствия и желания учиться, которые были процитированы выше. Бессмысленно прельщать поступлением в институт десятилетнего ребенка. Ему важнее ориентироваться на решение какой-то конкретной задачи, причем желательно в полуигровой форме. «Высокие слова» о развитии личности вряд ли принесут пользу, если делать на них чрезмерный упор. Безусловно, взрослый должен держать их постоянно перед своим мысленным взором, но основной мотив для младшего школьника – это интересная игра, помогающая лучше узнать мир вокруг. Шестнадцатилетний учащийся уже готов постигать тонкости жизненных перспектив, ставить и решать серьезные задачи. Для него игра уже не так важна, можно уже больший упор делать на «сознательность».

И наконец, нужно помнить еще об одной немаловажной вещи: мотивация – это некий огонь, который всегда нужно поддерживать в активном состоянии. Забыли, потеряли мотивы – все, интерес к учебе начинает пропадать, качество обучения резко снижается.

Чем поддерживать этот огонь, какими дровами? Несомненно, основное топливо – это личность учителя. В домашнем обучении это, конечно, родительский авторитет, родительская любовь и вера в успехи чада, постоянная поддержка юной личности. О таком потрясающем учителе, который всегда нам рад, всегда в нас верит, который надеется на нас и знает, что мы можем многого достичь, мы могли только мечтать в свои школьные годы, согласитесь!

Юлия Жабыко.

4 комментария к статье "Строим мотивацию"

  1. Екатерина Асонова пишет:

    Приведу примет собственного определениея учебной мотивации.
    Для ребенка мотивация — это ожидание радости от той или иной деятельности. Самого процесса, а не его последствий. А потому мотивирующими могут стать
    1. радость от общения с взрослым (это проверено в школе и в частном преподавании)
    2. радость, удовлетворение от результативности учебной деятельности (открытие, отработанный навык и т.п.)
    3. удовольствие от самого учебного процесса (игра для малышей, проектная форма для тех, кто постарше и т.п.)
    А приведенные цитаты из учебника по методике повергли меня в ужас :(

  2. Юлия Жабыко пишет:

    Согласна. Радость деятельности — это составная часть желания учиться, общего комфорта. Пожалуй, это не только про учебу..)
    Методисты меня тоже удивили. Причем они из лучших, наиболее прогрессивных…

  3. Наталья Геда пишет:

    Юля, спасибо за очередную интересную тему. У меня есть только два дополнения (не возражения): во-первых, высокие слова очень даже помогают, если ребенок привык их слышать и знает, что за ними стоит что-то конкретное. Как Вы понимаете, все в моей семье — христиане, и перед началом обучения дети прошли катехизацию. так вот, выстраивание мотивации к учебе было ее составной частью. Когда мы говорили с детьми о том, что значит быть человеком, что значит быть образом и подобием Божьим, мы пришли к выводу. что это значит развивать все свои способности и дарования до возможного максимума, это значит всегда пытаться прыгнуть выше головы и совершить невозможное — познать весь мир и самого себя, как отражение Бога. И всегда, при выполнении любой задачи дети мои обязательно эту вот цель и имели перед собой. И именно она их «держала» в самые трудные моменты. Начиная с 6 летнего возраста, ну и чем далее — тем глубже они проникались этой идеей.
    Во-вторых, интерес к учебе у детей все-таки естественный, то есть врожденный. И если в раннем детстве не было никаких серьезных травм, то он также естественно развивается дальше, оформляясь и усиливаясь в окружении организующих элементов — дисциплин и методик. Мне кажется, если интерес к учебе нужно «будить» или «возбуждать» — это уже серьезное свидетельство о каком-то серьезном пробеле в системе воспитания в семье. И тут мало ребенка пытаться воспитывать — нужно искать корень в семейных отношениях и его исправлять. Изменится ситуация — изменится и ребенок, изменится и его отношение к учебе. Просто он будет больше радоваться жизни во всех ее проявлениях — в том числе, и в учебе, безусловно.

  4. Юлия Жабыко пишет:

    Наталья,
    согласна, в верующих семьях подобный вашему настрой очень многое может сделать.
    И про естественный настрой на познание — Вы абсолютно правы, но мне кажется, что этот настрой все-таки нужно поддерживать в рабочем состоянии или, по крайней мере, проверять время от времени, как он там. При этом да, если «будить», то, значит, уже не все в порядке.