Логика на грамматическом этапе обучения

Одним из существенных пробелов современной системы образования является отсутствие в школьной программе курса логики. Собственно, в этом не было бы ничего странного – в конце концов, развитие мышления никогда не являлось приоритетной задачей общеобразовательной школы. К тому же знание законов логики не было необходимым ни для сдачи итоговых экзаменов за курс средней школы, ни для поступления в большинство ВУЗов – и потому никто в этой связи не считал свое образование недостаточным, а свое мышление — некорректным.Утверждение ЕГЭ по математике и русскому в статусе обязательных государственных аттестаций несколько изменило эту ситуацию. Для адекватного понимания текста ЕГЭ требуется не только знание предмета, но и навыки логического мышления, отсутствующие у современных выпускников, вследствие чего результаты ЕГЭ не впечатляют: минимальный «порог» для прохождения испытания в среднем по стране – 35-37 баллов из 100 возможных, и даже этот порог не преодолели порядка 10% школьников.

Возможно, эта ситуация несколько активизирует внимание школьных педагогов к курсу логики. Что касается родителей домашних детей, то им обязательно следует вводить в курс обучения на грамматическом этапе отдельные элементы логики, имея в виду, что этот предмет неминуемо должен оказаться в центре внимания на следующем, диалектическом этапе обучения ребенка (11-14 лет).

 

Зачем нужна логика?

 

Разумеется, не для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ – хотя в наше прагматичное время ценность любых научных знаний обеспечивается именно возможностью их сугубо практического применения.

Логика также не научит вашего ребенка мышлению как таковому — потому что предметом логики как науки является построение правильных рассуждений, а основное внимание при изучении этого предмета обращается на форму рассуждения, в отвлечении от его содержания.

Владение правилами логики необходимо вашему ребенку для того, чтобы научиться корректно формулировать собственные мысли, а также отличать корректно сформулированные, глубокие и свежие чужие мысли от некорректно сформулированных, плоских и устаревших. Итак, идеальная формулировка, совершенное оформление мысли – вот предмет курса логики. Что касается развития мышления как такового, формирование его содержательной части, — то это является результатом всего курса обучения, взятого в комплексе, и ни один из предметов не может быть выделен тут в качестве ведущего.

Итак, курс логики не имеет цели научить вашего ребенка «мыслить», даже «мыслить логически». Его истинная цель – научить его делать формулировать правильные суждения и делать на их основе верные умозаключения, то есть – делать корректные выводы из корректных посылок.

Отсутствие у подавляющего большинства наших современников знания элементарных логических законов и категорий имеет следствием то, в наши дни весьма непросто найти человека, критично относящегося к своему мышлению. Современным людям свойственно считать свои предпосылки и выводы на их основе точными и истинными независимо от степени их приблизительности – в первую очередь потому, что они не умеют замечать логические ошибки в построении умозаключений – по причине обыкновенного незнания. Мало того, указание на такую ошибку может серьезно обидеть вашего собеседника – потому что в комплекте с отсутствием элементарных познаний в области логики обычно идет твердая уверенность в том, что умение «логически мыслить» каким-то удивительным образом присутствует у любого человека, даже если он отродясь не держал в руках книжек по логике и не знает таких терминов, как «посылка» и «вывод», а тем более – «силлогизм». В итоге получается, что любой современный человек может сомневаться в любом своем умении – но только не в умении мыслить, к тому же «мыслить логически». Сегодня даже маленькие дети убеждены в том, что они умеют «мыслить», а также в том, что их мышление имеет ценность и истинность – по крайней мере, не меньшую, чем у соседа.

Упадок логического образования имел следствием упадок культуры мышления как таковой: сегодня мы почти не встретим людей, способных оценить точность и емкость формулировки тезиса, красоту гипотезы, убедительность аргумента, изящество парадокса. Сегодня на аудиторию действуют совершенно иные факторы, с точки зрения логики – совершенно некорректные: эмоциональность, стилистика (зачастую сниженная, нарочито панибратская), прагматическая составляющая, и другие откровенно манипуляционные приемы управления сознанием. Все эти приемы из арсенала специалиста по рекламе и связям с общественностью не имеют никакого отношения к мышлению – между тем именно их сегодня принято оценивать как «аргументы» в пользу того или иного утверждения, при том что рационального, истинно разумного в таком «аргументе» куда меньше, чем в заклинаниях средневековых колдунов или в камланиях шаманов. В итоге можно сказать, что современный человек попал в плен слов, запутался в паутине противоречивых утверждений, и уже не может, не умеет более отличить истину от лжи. Современный человек подобен посетителю зеркальной комнаты, который пытается найти выход – но не может отличить настоящую дверь от ее отражений в зеркалах. Он потерял ключ к подлинной двери, которым являлось знание законов построения корректных рассуждений (и, соответственно, критики некорректных). Чтобы наши дети могли отыскать истинный путь среди сотен ложных – им следует привить навыки последовательного рассуждения и знание законов логики.

 

Как быть взрослым, которые не сильны в логике?

 

Следует признать, что вы относитесь к этой категории, и что в этом нет никакой вашей вины: до сих пор логику преподавали в лучшем случае в школах с математическим уклоном, да и то не в каждой, а только в тех, где работают неравнодушные к своему предмету педагоги. Так что, если вы не знакомы с логикой, то, скорее всего, потому, что вы не учились в такой школе, а вовсе не оттого, что у вас не хватает умственных способностей. Так что не следует развивать очередной комплекс неполноценности: навыки логического мышления никогда не поздно приобрести, и женщинам это доступно не в меньшей степени, чем мужчинам – было бы желание.
С чего начать родителям, желающим расширить свои познания в области логики?
Разумеется, с учебников.
Взрослым следует начать с классического учебника А. Д. Гетмановой «Логика» или с чуть менее фундаментального учебного пособия А. А. Ивина «Логика и теория аргументации». Обе эти книги доступны — их можно купить в любом книжном магазине и внимательно прочитать за сравнительно небольшое время. Это даст вам представление о предмете логики, но вряд ли научит мыслить логически. Для того, чтобы приобрести навык логического мышления, требуется несколько более теории и практики. Поэтому указанные учебники должны быть у вас если не настольной книгой, то весьма и весьма часто используемым изданием. Но вряд ли вам это поможет, если вы не найдете способ тренировать и развивать свои навыки логического мышления – а для этого сейчас существует не так мало способов и возможностей, среди которых наиболее существенными следует признать следующие:

1. детская и научно-популярная литература по логике

В домашней библиотеке обязательно следует иметь следующие книги:
1. А. Д. Гетманова. Логика. 10-11 классы: учебное пособие. М.: КНОРУС
2. А. Д. Гетманова. Занимательная логика для школьников с 2-х частях
3. А. Д. Гетманова. Задачник по занимательной логике для школьников
4. А. А. Ивин. Искусство правильно мыслить: книга для учащихся
Знакомство с этими классическими книгами по логике обеспечивает необходимый уровень логических представлений и умений, необходимых для домашнего преподавания логики ребенку на грамматическом этапе обучения;

2. логические игры и головоломки

Лучшим способом переведения логических знаний и умений в навыки являются логические игры и головоломки:
1. Л. Кэрролл. Логическая Игра

2. Л. Кэрролл История с узелками

3. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки

4. Смаллиан Р. Как же называется эта книга?

3. логические тесты

Простейшим способом проверить свои логические способности является прохождение тестов на уровень логического мышления.
Классикой логических тестов следует признать тесты, позволяющих оценить уровень ваших способностей в области логики, являются тест Айзенка на уровень IQ и вербальный тест Айзенка
Кроме того, очень показательными являются популярные онлайн-тесты:
— тест на логическое мышление Мирослава Войнаровского
— тест «Летающий крокодил», хотя последний (в отличие от трех первых) нельзя признать логически безупречным

4. участие в сетевых дискуссиях

И, наконец, доступным и эффективным способом практического применения полученных знаний, умений и навыков является участие в дискуссиях на сетевых форумах. Формат онлайн — дискуссии словно бы специально создан для того, чтобы их участники оттачивали свое умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и парировать контраргументы противников.

 

Зачем развивать логические способности на грамматическом этапе обучения?

 

Несмотря на то, что для развития логического мышления в курсе домашнего обучения отводится особый диалектический период, развивать логические способности необходимо с самого начала занятий, т.е., еще на грамматическом этапе.

Однако необходимо понимать специфику мышления ребенка этого возраста: это мышление еще весьма конкретно, с одной стороны, и синкретично – с другой. А это значит, что главным интересом и главной потребностью ребенка этого возраста является узнать имена и названия всех вещей и явлений природы; классифицировать все эти вещи и явления по определенной системе; создать из этих классификаций стройную и исчерпывающую модель Универсума. До тех пор, пока наивное некритичное восприятие нового и усвоение полученной информации является главной страстью ребенка, он не будет стремиться подвергать ее критике и сомнению. Первое является содержанием грамматического этапа обучения, второе – диалектического. Важно понимать, что без первого не бывает второго – поэтому для развития мышления ребенка одинаково важны навыки, полученные на обоих этапах.

Однако подход к преподаванию основ логики на грамматическом этапе должен быть принципиально иным, чем на диалектическом. То есть, по большому счету, в программе ребенка на первых годах обучения не должно быть такого предмета, как логика. Основной объем работы, направленной на развитие логических способностей ребенка, на этом этапе должен проходить на уроках грамматики (70-80%). Закрепление полученных навыков должно происходить на уроках математики, естествознания и истории.

Почему я считаю такой подход оправданным?
Потому что строение любого курса логики таково, что изложение материала идет от форм чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) к формам абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Обычно в этих курсах описанию форм чувственного восприятия не отводится много места – они считаются относящимися к «ведомству» науки психологии. Между тем для преподавания логики на грамматическом этапе обучения принципиально важно как можно подробнее и всестороннее осветить разницу между формами чувственного и абстрактного познания, для чего следует очень тщательно работать с каждой из этих форм, особенно концентрируясь над переходом чувственных форм в абстрактные. И, в самом деле, на этом этапе родители должны быть и психологами, и логиками – то есть, давать себе представление о том, что происходит в сознании и мышлении 7-8 летнего ребенка.

А происходит в нем примерно следующее.
В этом возрасте все формы чувственного познания ребенка, с одной стороны, и его умственные способности – с другой, в достаточной степени развиты для того, чтобы сделать его чувственное познание предметом для саморефлексии, с последующим переходим в абстрактное мышление. И тут для перехода чувственного познания в абстрактное совершенно необходимо помочь ребенку избавиться от привязки к реальности текущего момента, конкретного предмета, вещи, ситуации, совершить скачек от частного – к общему, от познания фактов – к познанию закономерностей, управляющих этими фактами.

Если ребенок получил такую помощь со стороны взрослых – его мышление естественным образом переходит на качественно иной уровень, и он в своем дальнейшем обучении избегает подавляющего большинства всех специфических проблем обучения, так отравляющих многим детям их школьные годы. Для ребенка, «открывшего» для себя абстрактное мышление, усвоение понятий и закономерностей, построение классификаций, заучивание правил и решение задач является столь же полноценной формой жизненного опыта, как и получение чувственных впечатлений. Вот этого, как правило, и не понимают взрослые, которым в детстве никто не помог отыскать удовольствие в абстрактном познании, из чего делается неверный вывод, что такое удовольствие содержится только в чувственном опыте, в то время как любое учение – это исключительно принуждение и зеленая тоска. Очень важно, чтобы родители домашних детей перед началом систематического обучения сами избавились от этого опасного заблуждения, чтобы не отравить своим детям годы приобщения к человеческой культуре.

Итак, какие конкретные шаги следует предпринимать на грамматическом этапе обучения для развития логических способностей ребенка?

Развитие речи = развитие мышления

Основным материалом для работы, направленной на развитие форм абстрактного мышления, являются ощущения, восприятия и представления ребенка (уточнить разницу между этими формами чувственного познания можно, обратившись к словарю общей психологии.
Поэтому главное, что жизненно необходимо для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста – это регулярная рефлексия своих ощущении в процессе бесед со взрослыми, в случае домашнего обучения – со своими родителями. Ребенок в это время постоянно переполнен впечатлениями, наблюдениями, — и фантазиями, граница которыми довольно зыбка. Родители обязаны научить детей как можно точнее описывать свои ощущения, восприятия и представления. Для этого родители должны беседовать со своими детьми, подробно и продуманно отвечать на их вопросы и, в свою очередь, задавать встречные вопросы, уточняющие их определения. Нужно последовательно добиваться от ребенка как можно более точных описаний предметов, ситуаций и собственных чувств:

— Что это?
— Это дерево.
— А это дерево – какое оно?
— Оно высокое, толстое – я его не смогу обхватить руками… у него светло-зеленые листья и гладкая белая кора с черными полосками. Это береза…

***
-Что это был за звук?
— Это чашка разбилась.
— А как это она могла разбиться, на расскажи подробнее?
— Она стояла на краю стола, я не заметил, повернулся, задел локтем – и она слетела на пол и разбилась…
— То есть, она не сама разбилась…
— Ну да, точнее я ее разбил.

***
— Ты почему плачешь?
— Грустно…
— А почему грустно?
— Потому что ты завтра пойдешь на работу и я тебя больше не увижу до самого вечера! Разлука – это ужасно!

Добивайтесь от ребенка, чтобы он как можно подробнее описывал свои наблюдения и ощущения. А при описании предметов очень важно, чтобы ребенок мог отличить существенные признаки (или свойства) того или иного предмета от несущественных. Проще всего этого добиться через постоянное сравнение одних предметов с другими.
В процессе сравнения происходит выделение сходства и различия этих предметов (больше-меньше; выше-ниже; тоньше-толще; темнее-светлее и т.д. и т.п.). Процесс сравнения следует завершать выводом, в котором еще раз перечисляются существенные признаки предметов, по которым можно установить их сходство или различие (или и то и другое вместе). 90% такой работы должно происходить незаметно, вне занятий, в процессе обычной общения ребенка со взрослыми (при условии, что последние обращают внимание на развитие его речи и важность последнего для развития мышления ребенка).
Оставшиеся 10% работы должны происходить на уроках – например, на уроках естествознания, на которых ребенку следует научиться сравнивать между собой различные виды животных, птиц, птиц, рыб, растений, а также явлений природы.

Работа над формированием понятий

Понятие является основной единицей логического мышления, и в то же время – основной единицей любого школьного курса – от математики до физкультуры. Если ребенок овладел приемами формирования понятий – он получил ключ к дальнейшему обучению по любому предмету.

Шаг 1. Необходимо научить ребенка совершать простейшие мыслительные операции:

— анализ: мысленное расчленение предмета на его составные части (признаки);
— синтез: мысленное соединение признаков в целостный образ предмета;
— абстрагирование: мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных), или наоборот.
— обобщение: мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Чтобы «довести» мысль ребенка до момента, когда он сам осознает процедуру формирования понятия, его нужно неоднократно «провести» через все его этапы, на которых он учится членить восприятия, собирать ощущения в цельные образы, и обобщать свои представления.

Шаг 2: Необходимо научить ребенка сравнивать понятия между собой, научить различать среди них совместимые (объемы которых частично или полностью пересекаются) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов)

Среди совместимых понятий нужно научить ребенка выделять тождественные («кошка» и «домашнее животное, которое мяукает»), перекрещивающиеся («мальчик» и «ученик») и подчиненные (находящиеся в отношении рода и вида). В последнем случае очень важно научить ребенка выделять среди понятий более общие (родовые) и более частные (видовые), например: деревья – ель, сосна, береза и т.д. Основным упражнением для формирования этого умения должно быть подведение более частных понятий под более общие: огурец -овощ, яблоко — фрукт, планета – небесное тело и т.д. и т.п.

Среди несовместимых понятий нужно научить ребенка различать соподчиненные видовые понятия в составе одного родового, объемы которых исключают друг друга: например, ель, сосна, береза – деревья; противоположные понятия: храбрость – трусость, лето-зима; противоречивые: высокий – невысокий, красивый-некрасивый, и т.д.

Шаг 3: Необходимо научить ребенка определять понятия.

Одним из основных упражнений, направленных на развитие логического мышления ребенка, является самостоятельное определение им тех или иных понятий. В первую очередь, такое определение можно получать совместными усилиями по инициативе ребенка, который пришел к вам с очередным вопросом.

— Мама, а что такое – микроскоп?
— А ты как думаешь?
— Это такая штука, которая все уменьшает?
— Нет, это штука, наоборот, все увеличивает. А точнее – это прибор, который увеличивает мельчайшие, невидимые глазу предметы.

Разумеется, процесс определений понятий не должен идти только по инициативе ребенка – родителям следует постоянно требовать от ребенка четких и ясных определений употребляемых им понятий в процессе бытовых или учебных диалогов. Очень важно добиваться, чтобы в таких определениях указывались существенные, а не второстепенные признаки предметов и явлений.

И в это время определение понятий из курса грамматики русского языка и математики должны быть для ребенка прекрасными примерами точного и полного раскрытия их содержания.

 

Классификации и коллекции

 

Следующим видом работы с понятиями является объединение их в составе всевозможных классификаций (разделения понятий на классы).
Для ребенка младшего школьного возраста, особенно для мальчиков, работа по классифицированию предметов доставляет особое удовольствие. Память ребенка неисчерпаема, в ней может поместиться такое количество информации, которое не снилось самому серьезному ученому – и во многом это определяется неутолимой страстью человека этого возраста к овладению всеми вещами мира через их название, определение и классификацию. Изучаемые предметы дают обширный материал для построения таких классификаций: в курсе грамматики это класс частей речи; математике – натуральных, целых чисел и дробей; в естествознании – классы, роды и виды растений, животных, птиц и рыб; в истории аналогами таких классов являются династии, эпохи, культуры.

Подхлестнуть естественный интерес любого ребенка к собирательству самых разнообразных предметов и классификации их можно при помощи составления коллекций. На этом этапе ребенка можно увлечь коллекционированием чего угодно, от значков до биографий античных философов. Разумеется, начинать нужно с чего-нибудь попроще: например, коллекции солдатиков, альбома почтовых марок или иностранных монет. Для составления гербария уже нужны более серьезные сведения в области ботаники; сбор коллекций насекомых требует, помимо знания основ энтомологии, дополнительных специальных знаний по обработке и хранению добытых экземпляров. Приучение ребенка к коллекционированию может требовать больших временных затрат со стороны взрослых на начальном этапе – зато впоследствии сам процесс пополнения и расширения коллекции будет побуждать ребенка к получению новых знаний.

Единственным (но, к сожалению, существенным) минусом метода коллекционирования является его высокая затратность. Увы, но для составления серьезной коллекции чего бы то ни было сейчас необходимо иметь немалые средства. Если же у вас нет свободных средств, лучшим способом удовлетворения естественного увлечения классификациями являются современные иллюстрированные энциклопедии с их четко структурированной подачей материала. В домашней библиотеке должны присутствовать несколько детских энциклопедий, рассчитанных на детей разного возраста – простейших Махаоновских до фундаментальных томов Аванты+. Это нужно для того, чтобы ребенок мог не только читать ту энциклопедию, которая подходит ему по возрасту, но листать и рассматривать те, что еще ему не по зубам – и сразу же понимать неисчерпаемость познания.

 

Решение задач

 

Следующим важным умением, которое необходимо развить в первые годы обучения, является развернутое объяснение хода решения задачи (выполнения грамматического упражнения, применения правила). Суть этого умения заключается в том, чтобы ребенок мог не только сделать что-либо (или поступить каким-то образом)– но и объяснить, почему ты сделал именно это или поступил именно так.
Например, на уроках математики нужно требовать от ребенка не только того, чтобы он решил задачу, но и вслух, развернуто и последовательно описал весь ход своих мыслей, который привел его к ответу. Письменным конспектом такого ответа является так называемая «краткая запись» решения задачи в тетради: по такой «краткой записи» ребенок в любой момент может воспроизвести ход своих мыслей.
На грамматических занятиях нужно требовать от ребенка подробного комментирования выбора орфограмм: то есть, ребенок должен не только знать правило, но и понимать, как оно применяется в данном конкретном случае. Аналогично ребенок должен поступать и при выполнении всех видов грамматических разборов: мало разбор выполнить письменно; главное – подробно, связно и правильно прокомментировать свои действия. Разумеется, графически разбор должен быть выполнен тоже правильно.

Отдельное внимание следует уделить решению этических задач: ребенок этого возраста должен отдавать себе отчет в своем поведении. Любой проступок необходимо делать предметом последовательного анализа. Ребенок должен сам назвать и определить свой проступок; классифицировать его и сделать вывод — как он будет поступать в дальнейшем.

Наконец, определенное внимание следует уделить и решению собственно-логических задач. Идеальными сборниками разнообразных по уровню сложности логических задач и являются книги Р. М. Смаллиана: «Приключения Алисы в стране головоломок», «Как же называется эта книга», «Принцесса или тигр?». Логические задачи всегда пользуются неизменным интересом детей, однако следует их вводить крайне дозировано и лишь с определенного возраста — не ранее 9-10 лет. Оптимальным вариантом было бы давать по две-три задачи в неделю с подробным разбором хода мысли при ее решении. (Удобство книг Смаллиана состоит в том, что на все его задачи имеют такие вот развернутые ответы в конце книги, так что всегда можно проконтролировать себя – насколько корректно вы рассуждаете).

 

Подготовка к собственно-логическому этапу: построение силлогизмов

 

Ну и, наконец, в самом конце грамматического этапа (в конце третьего или начале четвертого года обучения) определенное внимание следует уделить построению умозаключений (силлогизмов) из двух или нескольких суждений.

Разумеется, эта работа должна происходить на базе постоянного тренинга определения причинно-следственных связей между явлениями. С самого раннего детства ребенок должен уяснить разницу между причиной и следствием и учиться не путать их между собой. Начинать эту работу нужно еще в возрасте 5-6 лет, когда детям свойственно без конца задавать взрослым вопросы обо всем на свете — и в этих вопросах причинно-следственные связи довольно часто нарушаются: «Почему ветер дует? Потому что деревья качаются?», «Тут как ударит гром – так что даже молнии засверкали», «Мама, ты рассердилась – вот я и нахулиганил».

Помимо тренинга правильного построения причинно-следственных связей между явлениями, необходимо обратить самое пристальное внимание и на формулировку корректных выводов. Дело в том, что маленьким детям (да и не только маленьким, и не только детям) свойственно делать поспешные и опрометчивые выводы на основе частичной и неполной информации – а то и вовсе без оной. Например, маленький ребенок легко может сделать вывод, что его товарищ – жадина, если тот не отдал ему свою единственную конфету. Также дети легко приходят к выводу, что родители их не любят – если те все время пропадают на работе и редко с ними разговаривают. Всегда, когда ребенок делает неверный вывод, его следует останавливать и поправлять, обращая внимание на ошибки в рассуждении.

Наконец, в конце грамматического этапа обучения стоит предложить ребенку поупражняться в построении логически правильных силлогизмов, т.е. выводов из нескольких суждений. Делать это лучше всего по методике Льюиса Кэрролла на материале его книги «Логическая игра». В этой небольшой книжке Кэрролл излагает теорию и практику образования всех возможных видов силлогизмов из двух и более посылок. Усвоению материала способствуют простые и наглядные схемы, визуально облегчающие усвоение правил выведения истинного заключения из истинных посылок. Ну, а многочисленные остроумные примеры с подробным разбором верных и ошибочных рассуждений как нельзя лучше помогают закрепить полученные навыки и довести их до автоматизма.

 

Книги и фильмы, способствующие развитию логического мышления

 

Напоследок хотелось бы сказать пару слов о книгах и фильмах, которые могут быть полезными на начальном этапе развития логических способностей ребенка. В первую очередь, конечно, к таковым относятся художественные произведения с элементами абсурда в повествовании – и, конечно же, те, в которых абсурд является формообразующим элементом. К таким произведениям относятся, в первую очередь, сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также лимерики
Эдварда Лира. Абсурд – то есть нарушение смысла, логической последовательности событий и логически корректных связей между ними. Абсурд часто влечет за собой аффективные эмоции – в случае сказок Кэрролла и стихов Лира это смех. В конце грамматического периода ребенок может уже анализировать свои эмоции и, задаваясь вопросом: откуда берется комический эффект в том или ином эпизоде или стихотворении, — делать выводы о связи между абсурдом, нарушением логики и юмором, смехом.

Весьма полезными для развития умственных способностей ребенка являются также детективы, лучше всего, небольшие детективные рассказы – в первую очередь, рассказы А.-Конана Дойла о Шерлоке Холмсе и Г. К. Честертона о патере Брауне. В детективе очень важна завязка, предоставляющая простор для построения различных версий событий. Вместе с ребенком нужно тренироваться в построении таких версий на основании деталей повествования. Сформировав несколько версий, следует переходить к развязке, которая проливает свет на произошедшее и показывает, какая из версий оказалась истинной и почему.

Неплохим материалом для тренировки навыка построения версий может считаться также телесериал по произведениям А. Кристи об Эркюле Пуаро. Просмотр фильма можно прерывать для обмена предположения и формулировки версий, после чего фильм досматривается. Наконец, замечательным материалом для отработки сложных версий является японский 11-серийный сериал «Игра лжецов» (http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=280869). Отдельно хотелось бы обратить внимание, что детективы являются прекрасным материалом для отработки не только логических, но и этических навыков, поскольку учат детей отличать правильные морально-этические выборы от неправильных и, что немаловажно – демонстрируют гибельность последних.

Наталья Геда.

Комментарии к статье "Логика на грамматическом этапе обучения"

Никто ничего не написал пока. Будьте первым!

Яндекс.Метрика