Гуманитарные предметы на диалектическом этапе обучения

Основные гуманитарные предметы школьного цикла – история и литература (об остальных мы если и будем говорить, то лишь вскользь) – представляют для подростков на диалектическом этапе обучения специфическую сложность. Эта сложность заключается в мнимой простоте этих предметов: в самом деле, формул и правил в курсах истории и литературы нет, поскольку ни первая, ни вторая не относятся к точным наукам; задач решать не нужно, упражнений выполнять – тоже. Знай, читай себе внимательно учебники и книги, да вовремя готовь устные и письменные задания в стиле, угодном преподавателям – только и всего.

Это, конечно, не так. Вернее, не совсем так. Понятно, что школьные предметы под названием «история» и «литература» более серьезных умений и навыков не требуют и не формируют (см. стандарты среднего общего образования по литературе (http://www.edusite.ru/p136aa1.html) и по истории: (http://his.1september.ru/2004/10/28.htm); однако, как обычно, родителям детей-нешкольников стоит задумываться не столько над тем, как получить умения и навыки в рамках стандарта, сколько над тем, как превзойти их и получить более глубокие знания. Проверено на практике, что именно таким образом поставленная образовательная цель (принципиальным образом завышаемая планка) позволяет не только с легкостью справляться со школьной программой, но и превосходить ее, в то время, как страх сделать хоть шаг в сторону от программы и гонка за оценками и аттестациями зачастую приводит к малоутешительным результатам в виде стойкого отсутствия интереса к учебе и хронического срыва сроков обучения (вплоть до полного отказа от учебы). Поэтому избыточность требований — один из главных стратегических приемов домашнего обучения. Спросишь больше – получишь не меньше, чем необходимый минимум. Спросишь необходимый минимум – получишь меньше него.

Особенно это золотое правило домашнего (да и, наверное, любого другого нормального обучения) актуально и благодатно для предметов гуманитарного цикла. И особенно полезно – потому что школьные стандарты общего образования дают очень мало даже для того, чтобы приобрести базовые знания по данным предметам. Не говоря уже о том, что они очевидным образом не направлены на формирование навыков исторического и литературного анализа, исследовательского и художественного творчества, т.к. работы с историческими источниками, литературными памятниками и, тем более, научно-популярной литературой в рамках изучаемых тем школьные курсы истории и литературы не предполагают. Между тем в условиях домашнего обучения обязательно следует уделять всему этому максимум времени. Причем, на фоне более ресурсоемких с точки зрения времени и интеллектуальных ресурсов предметов – математики, физики, химии, языков, история и литература не только кажутся, но и, по сути, являются своеобразным «отдохновением для ума» учеников.
Правда, не для всех.
Об этом я и хочу в первую очередь предупредить родителей.

 

О «подводных камнях» курсов литературы и истории

Как правило, у многих подростков, даже интересующихся чтением художественной и научно-популярной литературы, в первые годы диалектического этапа обучения наблюдается снижение (иногда – очень резкое) интереса этой деятельности. Одну причину я уже называла – это развитие абстрактного мышления, появление интереса к обобщенным моделям и схемам, и, на его фоне, временное снижение интереса к конкретике фактов, событий, человеческих судеб. Как правило, таким образом объясняется снижение интереса к чтению у подростков с выраженной склонностью к абстрактному мышлению. Вторая причина более банальна, и, увы, знакома большему числу родителей: она состоит в том, что подростки, мышление которых не выходит на абстрактный уровень, вообще теряют интерес к любому обучению, и далее лишь «просиживают штаны» за уроками, в лучшем случае имитируя учебную деятельность, в то время как подлинные их интересы обычно не имеют никакого отношения к учебе.

Первая категория подростков теряет интерес к чтению потому, что ей все труднее оказывается находить новые книги, столь же остро-увлекательные, как в детстве. В этом возрасте такие подростки уже вырастают из сказок, фантастики, приключенческих и исторических романов, но еще не дотягивают до уровня классиков художественной литературы и исторических источников – для этого им недостает развития коммуникативной функции психики: подросток еще недостаточно хорошо понимает себя и других, но не готов учиться этому пониманию у классиков мировой культуры.
Выход из данной проблемной ситуации можно найти лишь через разъяснение подростку важности понимания себя и других, значимости развития коммуникативных навыков, которые приобретаются, в том числе, через понимание литературы и истории – ибо в них обобщен универсальный опыт человеческой коммуникации. Для этого родителям неплохо самим лучше представлять связь литературы, истории и коммуникации. В этом нам может помочь следующая схема:

mentality
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях (по В. А. Ганзену)

Как видим, большинство изучаемых в детском и подростковом возрасте предметов ориентированы в основном на развитие памяти и связанных с ней важнейших механизмов психики, в то время как развитию внимания и напрямую связанных с ним коммуникативных механизмов в современном курсе обучения уделяется воистину мизерное внимание. Неудивительно, что наши дети вырастают, под завязку набитые информацией, но не умеющие общаться, понимать собственные желания и, тем более желания и поступки других людей.

Эту схему я привожу специально для родителей так называемых «умных» подростков, которые склонны вообще игнорировать левую часть схемы как несущественную. Такие дети имеют все шансы вырасти бесчувственными эгоистами, неспособными к глубокому и подлинному общению с другими людьми. Единственное, на что они будут способны в лучшем случае – это на воспроизведение нескольких десятков коммуникативных клише. Понятно, что для успешного функционирования в современном социуме этого может быть вполне достаточно, но для достижения целей полноценного развития и созревания личности в контексте вхождение этой личности в сообщество других личностей – явно мало. Последнее невозможно без вхождения в мир человеческой духовной и материальной культуры; а оно, в свою очередь, немыслимо без знания человеческой истории и понимания классики художественной литературы (и, естественно, классики других изящных искусств). Как ни странно, понимания прямой связи между гуманитарным знанием и развитием коммуникативных навыков сегодня нет даже у высокообразованных людей. В большинстве семей царит расхожее представление о том, что общению научить ребенка невозможно, что общению учатся на практике (в детском коллективе, либо на специальных тренингах). Воистину досадная ошибка! Отсутствие внимания к обучению основам коммуникации приводит к тому, что, оказавшись в коммуникативной ситуации, хотя бы незначительно отклоняющейся от среднестатистической, подросток впадает в замешательство и стресс, переходящие в агрессию или истерику. Очевидно, что в школе дети зачастую не умеют общаться друг с другом лично или группами – что приводит к всевозможным более или менее деструктивным последствиям, вплоть до социальной изоляции отдельных, наиболее неудобных в общении, нестандартных личностей и групп. Как правило, если проблемы подростковой коммуникации возникают и их-таки берутся решать взрослые, то делается это зачастую силами «тяжелой артиллерии» в лице психологов или даже психиатров. Между тем, их вполне можно было бы избежать, если бы в школах развитию коммуникации и, в частности, изучению литературы и истории уделялось бы более пристальное внимание.

Что касается домашнего обучения, то в его условиях реализовать поставленную выше задачу несколько проще – хотя бы потому, что внимание подростков в нешкольной обстановке может быть полностью сосредоточено на проблемах понимания изучаемых фактов человеческой культуры и истории, без необходимости отвлекаться на малостыкующиеся с ними реалии стихийной коммуникации в неуправляемом школьном коллективе. В этом случае в их восприятии не будет хаоса, ведь нормы взаимодействия, навязываемые социумом, не будут вступать в немедленный конфликт с умопостигаемыми культурными нормами. Это значит, что нешкольник, впитавший в себя нормы культурной коммуникации в психологически комфортных условиях домашнего обучения, затем сможет уверенно воспроизводить их в любой обстановке, даже в социуме, живущем по совершенно иным законам, подавая тем самым пример более продуктивного общения. Разумеется, он будет ошибаться, срываться, нарываться на непонимание и агрессию – однако интеллектуальный багаж, приобретенный в процессе изучения бесконечного разнообразия человеческой материальной и духовной культуры, обязательно поможет найти выход из самой неприятной и безвыходной, на первый взгляд, ситуации. Все это реально объяснить подростку, имеющему высокую мотивацию к обучению: если он поймет, что человеческая коммуникация, так же, как мышление, должна базироваться на четких умопостигаемых нормах, открываемых в культуре, он сможет со временем и при помощи взрослых активизировать свой интерес к истории и литературе.

Что касается второй категории подростков, с низкой мотивацией к обучению или вовсе без оной, то привлечь ее к чтению и изучению истории можно лишь через личный интерес неучебного характера. В частности, девочек-подростков легче всего вовлечь в чтение художественной литературы через их острый интерес к внешности и общению с противоположным полом. Наверное, редкая воспитанная барышня 13-14 лет может остаться равнодушной к перипетиям отношений героинь любовных романов типа «Гордости и предубеждения», «Грозового перевали», «Джен Эйр» или «Унесенных ветром». Первоначальный интерес может возникнуть от просмотра фильма – а затем главное будет вовремя подкладывать под руку девушке нужные книги, и дополнительно мотивировать ее обсуждением прочитанного. Через историю человеческих отношений может возникнуть интерес к исторической эпохе, через нее – к культуре той или иной страны – а это и может стать более-менее надежной основой для изучения истории культуры в целом и для расширения круга чтения (сперва – за счет близких по тематике и стилю книг других эпох и культур, затем – и книг другой тематики).

Что касается мальчиков, то их проще заинтересовать историей, — в первую очередь, через историю войн, открытий, изобретений, тогда как найти для них личный ключ к миру художественной литературы бывает довольно сложной задачей. Как правило, все, связанное с миром чувств и эмоций, а не с миром поступков и свершений, является чуждым для мальчиков-подростков и оставляет их безучастными. Для них характерна стандартная реакция на любую попытку предложить им прочесть ту или иную книгу – «неинтересно». Причем реакция, как правило, не зависит от степени увлекательности фабулы: мальчики-подростки так отзываются и о психологических романах, и о детективных рассказах. Пожалуй, единственным путем в мир культуры для них является путь через «сходную ситуацию»: для них нужно искать книги, фабулы которых каким-то образом перекликаются с их жизненными ситуациями и, возможно, намечают пути выхода из них. Для кого-то это, возможно, будут биографии известных личностей из серии «Жизнь замечательных людей», для кого-то – книги из серии «Повседневная жизнь в разные исторические эпохи». В каждой семье следует искать уникальный культурный ключ к сердцу своего ребенка – и при должном внимании, такой ключ обязательно отыщется.

 

Принципы изучения истории на диалектическом этапе обучения

При организации занятий по истории важно понимать, что школьная программа по данному предмету – одна из самых неудачных в курсе средней школы (хуже – разве что только курс литературы, о чем мы еще будем говорить далее). Тому есть целый ряд причин.
1. Курс истории с 5 по 11 класс построен по линейному принципу, в связи с чем каждая историческая эпоха изучается в течение года или двух (в случае истории Нового и Новейшего Времени); причем такие сложные для изучения и значимые для понимания смысла истории в целом, темы, как история Древнего Мира или история Средних Веков, изучаются в самом младшем и несознательном возрасте. Разумеется, это возможно лишь за счет предельного упрощения и схематизации материала. Поэтому надо понимать, что Древнюю историю и историю Средних Веков у нас преподают детям на уровне «занимательных побасенок для детей и юношества», причем побасенок с явным идеологическим уклоном в сторону давно устаревшей и отвергнутой исторической наукой марксистско-ленинской концепции истории. Конечно, терминология марксистская уже не употребляется, и пафоса теории «общественно-экономических формаций» в новых учебниках, конечно, стало меньше, но, как говорится, «осадочек остался» – потому что большинство схем, обобщений, шаблонов и штампов советского периода просто перекочевала из старых учебников в новые, цветные и лучше иллюстрированные.

2. История Нового времени и Новейшая история (17-20 вв.) изучается на протяжении 3, а с учетом 10-11 классов – и всех 5 лет, что непропорционально много по сравнению с куда более фундаментальным и весомым по смыслу (не по объему фактов и источников) материалом Древней истории и истории Средних Веков. Причем нужно отметить, что такая детальность вовсе не способствует глубине усвоения материала – наоборот, подростки быстро утрачивают интерес к перечню однообразных фактов истории промышленных и социальных революций в разных странах мира, пока даже у самых стойких не пропадает желание улавливать хоть какой-то смысл в этом море как-будто-специально-максимально-занудным-образом-поданной информации. Дело в том, что, поскольку по истории Нового и Новейшего времени сохранилось куда больше достоверной информации и фактуры, постольку есть очень большой риск закопаться самые уши в разных малозначительных подробностях безо всякой надежды подняться и увидеть всю картину целиком и осознать ее подлинные сюжет и композицию. А раз так, то ученику не остается иного выхода, как слепо воспроизводить трактовки, данные в учебниках, а трактовки эти всегда одни и те же: Новое время полагается куда более ценным историческим периодом по сравнению с предшествующими историческими эпохами, в частности, с тем же Средневековьем – потому что к периоду Нового времени относится Реформация и Просвещение, начало индустриальной эпохи и научно-технического прогресса. Авторы постсоветских учебников склонны выводить все эти явления из одного корня, а именно – из ослабления роли Церкви в обществе (в то время как дело обстоит как раз наоборот – расцвет западноевропейской цивилизации является прямым следствием и кульминацией предыдущих пятнадцати веков развития христианской культуры). Одним словом, авторы школьного курса истории склонны усматривать прогрессивное в упадочном и абсурдном, а деструктивное – в подлинно продуктивном. Наверное, поэтому учебники истории Нового времени так скучны, ведь не так просто заставить нормального здорового ребенка поверить в то, что замена цветущего многообразия национальных культур на унылую серость и однообразие машинной цивилизации – дело благое и прогрессивное; единственный способ этого добиться – превратить историю переходного периода от Средних веков к Новому времени в бессмысленную мешанину малоинтересных фактов.

Что касается Новейшего времени, то нужно понимать, что все современные учебники истории этого периода являются историей в довольно относительном смысле слова; историей в полном смысле слова факты последних десятилетий жизни человеческого общества станут еще не скоро. А пока эти «факты» – не более, чем попытка систематизации колоссального по объему и минимального по осмысленности количества информации с далекой от любой критики степенью достоверности. Изучая Новейшую историю, нужно понимать, что она мифологизирована более чем наполовину, а на другую половину – идеологизирована, и что отделить факты от мифлологической или идеологической трактовки – задача не из простых; этому нужно учиться самим родителям, а затем учить детей, примерно как героев фильма «Матрица» учили видеть реальность сквозь иллюзию.

3. История Древней Руси, Московской Руси и России изучается изолированно от истории остального цивилизованного мира. В частности, история Древней Руси рассматривается вне контекста истории Средневековой Европы, к которой она, безусловно, относится вплоть до 15 века включительно. Мало того, в российских учебниках истории насаждается вреднейшая версия о противостоянии христианских народов Европы и Древней Руси (мифы о т.н. «Крестовом походе на Русь», которого на самом деле никогда не было, и о князе Александре Невском, как защитнике Родины от тевтонской угрозы – абсолютно высосанной из пальца). Да и вообще, курс истории Древней и Средневековой Руси буквально нашпигован мифами и умолчаниями: мифами о малозначительном и умолчаниями о важном и существенном. К примеру, об истории и культуре Северо-западной Руси с центром городе Ладоге-Альдоге (современная Старая Ладога); культуре, имевшей сильнейшее влияние на соседние Новгород и Псков и находившейся в теснейшем контакте с европейским Pax Christiana; мощной традиции симпатии к западному христианству на Северо-Западе Руси и о Флорентийской унии, заключенной с Римом московским митрополитом Исидором в 1445 году.

С другой стороны, очень мало в курсе истории Древней Руси говорится и об истории и культуре монгольских завоевателей, которые оказали на отечественную историю и культуру столь мощное влияние, что его последствия не перестают ощущаться до сих пор. Русский школьники, к примеру, почти ничего не знают о Чингисхане и его семье, о том, что привело на Русь этого величайшего из мировых завоевателей. Почему истории Золотой Орды уделяется так мало внимания в курсе русской истории? Быть может, из опасения, что параллели между золотоордынскими и московскими методами политического и экономического управления окажутся слишком очевидными?

Зато достойное место уделяется перелицованному на новый, дехристианизированный лад, имперскому мифу о Москве как Третьем Риме, царстве, в которое перекочевала слава и историческая миссия Второго Рима (Византии), и которое существует для того, чтобы с непонятной целью противостоять всем цивилизованным народам как Европы, так и Азии.

Таким образом, у подростков, в конце концов, поневоле складывается представление об «особом», «уникальном» положении Российского государства на карте истории – что, в результате, либо полностью убивает в них всякий патриотизм (потому что очень сложно любить Родину, которая противостоит всем остальным народам мира и не дружит ни с кем, потому что «слишком уникальна»), либо формирует болезненный и извращенный патриотизм черносотенно-националистического толка.

4. Истории Восточной цивилизации, оказавшей огромное влияние на российскую историю и культуру, в школьном курсе истории уделено самое незначительное внимание. Темы, посвященные истории и культуре древних и средневековых культур Китая, Монголии, Индии, Японии, Юго-Восточной Азии, «проходятся» бегло, без внимания к деталям, что никак не способствует ни формированию уважительного отношения к истории и культуре этой части человеческой цивилизации, ни пониманию ее действительного места в глобальной истории, влияния на историю Западных культур и культуры России.

5. Исторические факты, относящиеся к разным подтемам – истории политической, экономической, культурной, истории повседневности и быта – даны вперемежку; часть их (факты политической и экономической истории) даны с избытком, другая часть – истории культуры и быта – в недостаточном количестве. Понятно, что в школьном курсе эти вопросы вынесены в отдельный предмет, МХК (мировая художественная культура), однако этот предмет преподается, обычно, далеко не на должном уровне, поэтому для многих школьников данные подтемы курса истории так и остаются вне поля зрения. Для того чтобы избежать этой ошибки, родителям нешкольников следует не отделять друг от друга курсы истории и МХК, а изучать их всегда в едином комплексе.

Все те же проблемы наблюдаются и программе для школ с углубленным изучением истории, в чем легко можно убедиться, ознакомившись с соответствующим стандартом: http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rid=39285&p_rubr=2.1.8
В этой связи мне кажется, что домашние занятия по истории следует строить по несколько иным принципам, и с опорой не столько на школьные учебники, сколько на совершенно иной круг материалов. Что касается школьной программы, которую подростку придется сдавать в школе, то ее предлагается иметь в виду и учитывать, но не руководствоваться ею, как единственной и исчерпывающей установкой к действию.

Итак, каковы, на наш взгляд, должны быть принципы домашнего изучения истории?

Изучение истории следует начинать не в 5 классе, а с первого года обучения.
Об этом можно почитать в моей статье «Изучение истории на грамматическом этапе обучения» — https://school4you.ru/club/article72/. Это позволяет уделить достаточное внимание «занимательной», мифлого-литературной части курса в первые годы обучения, для того, чтобы в средних классах подойти к изучению истории на более серьезном уровне.

Систематическое изучение школьной программы по курсу истории Европы и России 5-9 классов следует начинать на год раньше, в 4 классе.

Таким образом, у ребенка будет запас времени для того, чтобы более глубоко ознакомиться с наиболее значимыми темами курса всемирной истории.

Изучение истории должно строиться не только по линейному, но и, частично, по концентрическому принципу: каждый год следует возвращаться к изучению тем из истории Древнего и Средневекового мира на новом уровне глубины. Такой подход позволит более-менее подробно остановиться на всех принципиально значимых для формирования правильного представления о мировой истории регионах.

С учетом необходимости аттестаций в школе основным принципом изучения материала следует оставить хронологический (хотя цивилизационный принцип мы считаем в целом более интересным и осмысленным). Однако, поскольку необходимо долее, чем один год изучать такие фундаментальные части курса истории, как историю Древнего мира и Средних Веков, мы предлагаем посвящать изучению этих периодов как минимум по два года. Начав с опережением на один год по отношению к школьной программе, ученик, со второго года ознакомления с материалом курса истории одновременно изучает два периода – завершает предыдущий и начинает следующий. Таким образом, на каждый период, которому в школе отводится один год, мы тратим два года обучения, первый из которых посвящен освоению базовой программы (по выбранному учебнику с привлечением дополнительных материалов, скажем, из энциклопедии «Аванта+»), а второй – повторению пройденного и углублению знаний об изученном периоде с помощью специально подобранной дополнительной литературы (это повторение гармонично сочетается со сдачей аттестации в школе).

Тогда схема курса выглядит следующим образом:

4 класс: Изучаем историю Древнего мира обзорно, по учебнику (с использованием атласа, энциклопедии «Аванта+», дополнительного иллюстративного материала).

5 класс: Читаем дополнительную литературу по истории Древнего мира (попутно повторяя пройденное и сдавая атестации). Изучаем обзорно, по учебнику за 6 класс, историю Средних Веков (и так далее).

6 класс: Дополнительная литература по истории средних веков (повторение изученного, аттестация). Ознакомление с историей Нового Времени по учебнику 7 класса.

В 7-8 классах можно дополнительно изучить более углубленно древнюю и средневековую историю Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, Африки и доевропейской Америки.

Курс общественных наук 9 класса слишком сложен и насыщен информацией, чтобы в него поместить повторение пройденного материала, однако здесь следует уделить большее внимание повторению и обобщению истории России с древнейших до Новейших времен, с одновременными попытками формирования прогнозов дальнейшего развития России в XXI веке, с учетом глобальных тенденций мирового культурно-исторического процесса.

6. Наилучшему усвоению курса истории способствует разделение материала курса на 4 взаимосвязанных блока:

— военно-политическая история, включая формы власти, государственные границы, биографии правителей и полководцев;
— социально-экономическая история, включая демографию и технологию;
— материально-духовная культура, включая религию, науку, образование и искусства
— история повседневной жизни, быт.

Такое «расслоение» материала курса истории необходимо для того, чтобы мировая история не стала для вашего подростка скучнейшим и бессмысленным набором пыльных и никому не нужных фактов. Весь диалектической курс обучения во всех своих частях-предметах должен преследовать важнейшую цель: обучения подростка сложному искусству понимания другого – языка, образа мысли, образа жизни, способа видения мира, и т.д. Для того, чтобы извлечь урок из истории других государств и исторических эпох, необходимо умение восстанавливать образ жизни и образ мысли представителей этих давно канувших в Лету культур, умение понимать их мышление, характер и способ действия. Родителям нешкольников следует учить ребенка уважительному отношению к историко-культурному наследию человечества, к предупреждению насмешливо- пренебрежительного отношения к нему, как к ненужному праху у ног «вершины эволюции и пищевой цепочки» — офисного служащего у монитора персонального компьютера. Следует учить своего ребенка пониманию того, что сравнивать между собой исторические эпохи по принципу продолжительности жизни и доступности техники и расстоянию до ближайшего супермаркета не всегда корректно. Обязательно нужно избегать предвзятого и мифологизированного отношения к историческим периодам – к примеру, «Темного Средневековья» (которого на самом деле никогда не существовало нигде, кроме как в головах у советских историков), или «отсталого» Востока.

Предлагаемый принцип и порядок изучения истории несколько отличается от школьной программы, и у родителей может зародиться подозрение, что потянуть такую нагрузку параллельно со сдачей аттестаций по школьной программе может стать слишком серьезной дополнительной тяготой для ребенка.

Однако это не будет так, если не ставить перед подростком заведомо неисполнимых требований глубокого знания темы на ВУЗовском уровне. По большому счету, от ученика на данном этапе потребуется только умение собирать информацию из разных источников в рамках поставленной проблемы и составлять конспекты по пройденному материалу. Разумеется, помимо книг и учебников, основным материалом для изучения должны быть атласы и контурные карты, т.к. подростку нужно не только знать факты, но и находить их место во времени и пространстве мировой истории человечества.

Завершать годичный цикл изучения очередной части мировой истории лучше всего выполнением культурного проекта, в котором подросток должен попытаться самостоятельно дать ответ на один из проблемных вопросов по пройденному материалу. Публичная защита культурного проекта обязательно должна входить в программу обучения на диалектическом этапе обучения начиная с 6 класса и далее, так как именно такая форма учебной деятельности наилучшим образом тренирует репрезентативные и коммуникативные навыки подростка, а также собственно навыки публичной защиты своей точки зрения. Если нет возможности организовать такую защиту перед сообществом нешкольников, можно устроить защиту проекта в режиме он-лайн, на форуме или в Скайпе в режиме реального времени (перед избранной аудиторией преподавателей, друзей и родственников).

 

Материалы для углубленного изучения мировой истории на диалектическом этапе обучения

Понятно, что базовой литературы, позволяющей реализовать описанный выше подход, в России не хватает. Все действующие ныне учебные пособия обслуживают государственный общеобразовательный стандарт и соответствуют ему в большей или меньшей степени. Некоторое разнообразие учебных пособий наблюдается в разделах «Древний мир» и «История Средних Веков». В частности, по истории Древнего мира есть неплохой альтернативный (и при этом одобренный Министерством образования) учебник В. Уколовой и Л. Мариновича, http://www.labirint.ru/books/9682/, и их же «Книгу для чтения по истории Древнего мира»: http://www.labirint.ru/books/37939/. По истории Средних Веков также можно найти альтернативу стандартному «черному» учебнику, например учебник М. Бойцова и Р. Шукурова : http://www.ozon.ru/context/detail/id/4657507/ или А. Гуревича и Д. Харитоновича (несколько, на наш взгляд, менее удачный): http://www.ozon.ru/context/detail/id/134290/

Что касается учебников истории Нового и Новейшего времен, то их меньше и они довольно однородны в своем качестве – одинаково неудовлетворительны и неудобоваримы.

Итак, какие книги и учебные пособия могут помочь родителям даль своим детям более глубокие и систематические знания по истории?

В первую очередь это, разумеется, энциклопедии от издательства «Аванта+». Нужно понимать, что никакой альтернативы этим изданиям на современном книжном рынке России попросту нет, и потому следует находить деньги на то, чтобы купить все тома, необходимые для нормального обучения детей, как минимум, такие, как:

— «Всемирная история», Ч. 1, «Древний мир»: http://www.avanta.ru/index.asp?Kod=601 и
Ч. 2, «Средние Века»: http://www.labirint.ru/books/201736/ )

— «Общество. Ч.1 и Ч.2. Культуры мира» http://shop.avanta.ru/index.asp?OfferID=128
и http://www.avanta.ru/index.asp?Kod=129
— «История войн»: http://www.avanta.ru/index.asp?Kod=574
— История России (в 3-х томах): http://www.avanta.ru/index.asp?Kod=102

Информация, изложенная в данных изданиях, поможет подростку легко находить нужный материал по темам, изложенным в предыдущем разделе. Кроме того, полезными в учебе будут такие издания, как:
— книги М. В. Керама
« Боги, гробницы, ученые»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4625590/, и
«Первый американец. Загадки индейцев доколумбовой Америки»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2457097/
— книги М. Гаспарова «Занимательная Греция»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2473013/
и « Капитолийская волчица. Рим до цезарей»: http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=408921
— книга Г. Мишо «История Крестовых походов»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2695597/
— энциклопедия «Блестящее наследие Африки»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3005755/
— книга Я. Н. Нерсесова «Доколумбова Америка. Ацтеки, майя, инки»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3005755/
— книги из серии «Живая история. Повседневная жизнь человечества»: http://www.internet-oplata.ru/mgnovenno/ozon-mirror/ozon.php?/context/detail/id/226773/
— Бокщанин А.А., Непомнин О.Е.
Лики Срединного царства: Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2190535/
Хироаки Сато: Самураи – история и легенды
http://www.labirint.ru/books/58585/
Ч. Данн. Традиционная Япония. Быт, религия, культура.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3044371/
Жан-Поль Ру. Чингисхан и империя монголов.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2653453/
Рене Груссе. Чингисхан
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2287233/
Жан-Поль Ру. Тамерлан.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1922892/

Для домашнего изучения материалов по МХК лучше всего подойдет серия мультимедийных дисков от издательства Директмедиа Паблишинг.
и т.д. и т.п.

Разумеется, этот список можно продолжать еще долго, но в каждом хорошем деле главное – вовремя остановиться.

(продолжение следует)

Наталья Геда.

21 комментарий к статье "Гуманитарные предметы на диалектическом этапе обучения"

  1. Автор поста Владимир пишет:

    Хочу отметить, что новое издание учебника Бойцов и Шукурова по истории средних веков (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4657507/) — это _совершенно_ другая книга, чем известная многим более ранняя с тем же названием (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3614580/). И много худшая, увы. Многих интересных материалов нет, а те, что есть — стали фактологически перевраны.

    Чего стоит один рассказ о IV Крестовом походе. В старой книге он был краток, но не содержал неточностей. В новом, например, крестоносцы сами свергают императора, которому помогли вернуться на престол (при том, что в реальности его свергли византийские заговорщики). Боюсь, это не единственный такой пример. Сравнил и за голову схватился.

  2. Автор поста Наталья Геда пишет:

    То есть, учебник Бойцова 2010 года выпуска использовать в качестве альтернативы не имеет смысла? Очень обидно! И по чему же теперь учиться в 6 классе? Разве что искать более старую версию — 1995-96 гг. Да, он конечно черно-белый, но в нем нет таких диких искажений фактов…

  3. Автор поста Владимир пишет:

    Да, увы, брать черно-белый учебник Бойцова-Шукурова. Был еще двухтомный вариант, но его, увы, в руках не держал. Есть еще учебник Гуревича-Харитоновича — еще реже попадается. Он неплохой, но, на мой вкус, в нем чрезмерное внимание уделено теме преследования в средние века евреев (не всегда адекватно излагаемой, увы). Для взрослых-то есть более адекватная литература, но ребенок ее не осилит.

    Поэтому, пока нет нормальных учебников, учитывающих все факты — видимо, старый Бойцов+Шукуров, плюс томик Аванты, плюс дополнительная литература — по хорошему, надо бы составить нормальный рекомендательный список. Ну, скажем, очень неплохи для юношества книжки из этой серии: http://www.ozon.ru/context/detail/id/230066/ (большой плюс — хорошо подобранное и красивое оформление). Есть и иные.

  4. Автор поста Владимир пишет:

    Ну и, конечно, надо подбирать книжки, подходящие под способности конкретного ребенка и, по возможности, с учетом его интересов. Только тут есть одна тонкость, которую сейчас не учитывают часто. Интересы рождаются не на ровном месте. Ребенок, который прочел несколько хороших книг на определенную тему уже имеет почву для интереса, он может возникнуть (и, при правильном подходе педагогов, как правило, возникает). Увы, если ребенок ничего не знает и его не знакомят на хорошем уровне с той или иной областью знания — интересу появиться просто _неоткуда_, это же пустота, она ничего не рождает.

    К сожалению — и это факт — наши школьные учебники построены так, что не вызывают интереса даже к весьма интересному :( Но, безусловно — и это надо понимать, базовый учебник, как книга — весьма ограниченная вещь. Ее задача — дать ученику координатную сетку. Это своего рода скелет — всегда. Если к нему не придать какую-то плоть — то сам по себе скелет весьма мало способен породить интерес к предмету.

  5. Автор поста Владимир пишет:

    Да, оговорюсь — не все книжки из серии «Открытие» хороши, только некоторые. По древности хороших книг, безусловно, больше. Например, неплохие (хотя не красочные) книги этой серии:
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/3404424/
    Отличные во всех отношениях (но редкие и дорогие вследствие этого): http://www.ozon.ru/context/detail/id/1314940/
    А со средними веками все скупо, потому что это время в советский период у нас сильно «заидеологизировали», даже больше чем новое время.

  6. Автор поста Людмила Уитман пишет:

    А мог бы кто-то прокомментировать вот этот новый УМК, пожалуйста. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9eebc407-fd27-4c16-aefe-30119e6b09a3/105333/?interface=catalog&class=48&subject=20

  7. Автор поста Наталья Геда пишет:

    Людмила, Вашу ссылку Яндекс не открыл. Так что лучше дать имена авторов и название учебника.

  8. Автор поста Людмила Уитман пишет:

    Попробуйте http://school-collection.edu.ru/catalog/ , потом выберите 6 класс история инновационные учебные материалы «История Средних веков». Автор Девятайкина.

  9. Автор поста jane_lozinsky пишет:

    А гимназические учебники Виппера и Васильева?

  10. Автор поста Наталья Геда пишет:

    Посмотрела. Ну что могу сказать… пособие , конечно, богато иллюстрировано и более детально излагает события средневековой истории Запада и Востока… но только на первый взгляд. Есть ряд «контрольный точек», по которым и определяется уровень учебного пособия. Для истории Средневековья это, конечно, роль монашеских орденов, монастырей и Церкви в повседневной жизни общества и в становлении культуры и науки; это взаимоотношения Западной и Восточной ветвей Католической церкви и раскол 1054 года; это Крестовые походы и, в особенности — 4 Крестовый поход; это еретики и инквизиция. В старых учебниках истории Средних веков часть этих ключевых для средневекового общества тем вообще замалчивалась (ну кто вообще из советских школьников знал о разделении Церкви в 1054 году? И о том, что это событие имело ключевое значение для последующего тысячелетия европейской истории и истории России?) . Вторая половина тем подвергалась жесточайшей идеологической переработке в духе советской исторической школы и превращалась в отвратительные антиклерикальные мифы — о «жадных» и «жестоких» захватчиках-крестоносцах, о «кровавой» инквизиции, безжалостно преследовавшей еретиков и т.д. и т.п. Насколько все было сложнее , знают только историки-медиевисты, вскрывшие в последние десятилетия огромные массивы архивных данных, существенно изменивших представления о Средневековье для западных ученых. В России же до сих пор Жак ле Гофф является последним словом в медиевистике. То, что историческая наука на Западе ушла далеко вперед от зафиксированных ле Гоффом представлений, наши историки либо до сих пор не знают, либо предпочитают делать вид, что не знают. Уж не знаю, что хуже.
    Учебник г-жи Девятайкиной имеет все те же «проколы» на «контрольных точках», что и другие российские учебники (в меньшей степени- старый учебник Бойцова, о котором много говорили выше). В частности, о средневековых монашеских орденах, о главных из них — Бенедиктинском, Францисканском и Доминиканском, сказано по 2-3 скупые фразы, имена основателей вообще основательно смешаны с грязью — о св. Францаске сказано зачем-то , что он 3 часа проповедовал свиньям, о св. Доминике — разумеется, что он основал кровавую инквизицию, преследовавшую еретиков (а каких, откуда, с чем это было связано — разумеется, об этом — ни слова). О св. Бенедикте, трудами и молитвами которого в монастырских скрипториях было спасено духовное наследие античной цивилизации — вообще ни слова. О том, что первые города в раннее средневековье возникали вокруг монастырей, что вся европейская культура и науки вышли из монастырей — умалчивается. Автор пытается создать впечатление. что монастыри жили своей странной непонятной жизнью борьбы с грехами и усмирения плоти, а культура, науки и быт жили какой-то своей отдельной жизнью, что попросту бред. Средневековье — особый универсум, где все части бытия человека были тесто связаны и вытекали одна из другой.
    Итак, на долю свв. Бенедикта, Франциска, Доминика досталось по 2-3 фразы, в то время как на Жакерию и восстание Уолта Тайлера — по полноценной странице . Видимо, г-жа Девятайкина продолжает считать, что эти события имели для истории Средних веков куда большее значение, чем деяния вышеперечисленных деятелей христианства.

    Что касается событий 1054 ода, то нужно отдать должное смелости автора — они в учебнике ЕСТЬ, но поданы они таким образом, что, по мне, уж лучше бы их не было. Позволю себе длинную цитату из учебника:
    «В 1054 году произошло важное событие: церковь разделилась на
    две: на западную и византийскую. Римские папы и византийские
    патриархи много столетий были соперниками. Они по-разному тол-
    ковали христианское учение, вводили разные обряды. Византийцы
    категорически отказывались признавать, что папа выше всех. По-
    сланцы папы долго вели в Константинополе переговоры, но ничего
    не добились. Они рассердились, зашли в храм Святой Софии, поло-
    жили на алтарь грамоту со словами проклятия в адрес византий-
    ских священников и вышли вон. Византийский патриарх в ответ
    проклял папских посланцев. С тех пор западная церковь закрепи-
    ла за собой название «католическая» («всемирная»), а византий-
    ская — «православная» («истинная»).»
    Безграмотность этого изложения достойна того, чтобы войти в анекдот. Но это , увы, было бы смешно, когда бы не было так грустно…
    Ну и про Крестовые походы, напоследок: разумеется, огромная история крестовых походов уместилась у автора в несколько весьма скупых страничек, из которых можно узнать, что крестоносцы в Святой Земле в основном «грабили, убивали и молились»(именно так и написано!) Разумеется, 4 Крестовому походу и взятию Константинополя крестоносцами уделено куда большее внимание. чем, к примеру, взятию Иерусалима. Разумеется, история 4 Крестового похода столь же основательно переврана, сколько и история Крестовых походов в целом.
    Список ляпов автора можно продолжать до бесконечности. Цитат у меня скопировано уже несколько страниц. В целом, учебник оставил впечатление о безграмотности и дремучем антиклерикализме автора, что для медиевиста сейчас — непростительный грех. Быть медиевистом, не уважая Церковь и не оценивая правильным образом ее значение для развития культуры и цивилизации Запада — просто невозможно сейчас. Нет, пожалуйста. можно не быть христианином — но отрицать ведущую роль христианской Церкви в истории Средних веков — значит проявлять вопиющую безграмотность и крайнюю тенденциозность.
    В общем, после детального ознакомления с учебником лично у меня нет ни малейшего желания учить по нему детей. Как бы прекрасно он не был оформлен.

  11. Автор поста Владимир пишет:

    Да, посмотрел — учебник Девятайкиной — это смесь махрового антихристианства совкового образца (с перевиранием фактов, как водится) с простым невежеством. Из цитат можно составить сборник анекдотов. Учебник и правда «инновационный» — но лишь в том смысле, что он знакомит нас со многими фактами, до этого неизвестных никому. Вообще. В том числе историкам. И вообще до него не существовавшими :)

    Васильев — неплохо (хотя и не лишено мифологичности), но: (1) безусловно, устарел по содержащейся в нем информации (наука о средних веках сделала большие успехи, особенно в последние лет 30-40) и (2) никак не сообразован с требованиями текущего школьного стандарта, по которому — хочешь или нет — надо аттестации сдавать.

  12. Автор поста Людмила Уитман пишет:

    Спасибо большое.

  13. Автор поста Анна пишет:

    Наталья, Владимир, спасибо большое! Мои мысли! Бойцов-Шукуров у нас «ещё тот» (умный!). Для ребёнка возраста своей дочери я бы ещё вспомнила «Задачник по истории Древнего мира» (Смирнов С.Г.) и обожаемого дочкой «цветного» Гумилёва («От Руси до России»).
    Из любимого-несерьёзного: «Всемирная история, написанная Сатириконом». Смех учит критически относится ко многим историческим фактам (по-разному изложенным у разных авторов).

  14. Автор поста Анна пишет:

    Ой, прошу прощения! Ь пропустила («относитЬся»)!

  15. Автор поста Владимир пишет:

    Гумилев как дополнительная литература — почему нет. Но, конечно, как учебная базовая литература он не очень подходит, поскольку все рассматривает через призму своих концепций (и, увы, не всегда бывает аккуратен с фактами). А «Сатириконовская» — это да. Особенно та часть, которая относится к истории России местами весьма концептуальна :)

  16. Автор поста Анна пишет:

    А ещё книга И.Можейко (доктор ист.наук, он же К.Булычёв) «1185 год». Великолепный срез по всему средневековью (от Англии до Японии).

  17. Автор поста Владимир пишет:

    Можейко не плох, да. Хотя мне у него больше нравится «7 и 37 чудес».

    Он, кстати, по научной специализации востоковед-бирманист.

  18. Автор поста Владимир пишет:

    Ой-ой-ой. Конечно «неплох». :)

  19. Автор поста tuve пишет:

    А как вы относитесь к книгам С.А.Нефедова. История древнего мира и История средних веков. Мне показалось очень интересно . Правда, его учебники можно найти только в электронном виде
    http://hist1.narod.ru/.
    Моя школьница-пятиклашка с таким неподдельным интересом слушала, Я от нее просто даже и не ожидала такого интереса к истории. Я.конечно, не профессионал, но его концепция подачи истории мне очень нравится. Все хаотичные факты в моей голове сразу встали на место.

  20. Автор поста Светлана пишет:

    Неужели с учебником Бойцова все настолько плохо? Казалось, что на фоне чёрного учебника он неплох, хотя старый «толстый» был безусловно лучше.
    Благодарю Владимира за ценные советы. Хотелось бы узнать, что еще фактологически неточно в учебнике Бойцова, это тем более огорчает, что от сына родственников наслышана о нем как о хорошем преподавателе.

  21. Автор поста хасан пишет:

    хорошо

Яндекс.Метрика