Родительский активизм и домашнее образование в США – Часть II

В предыдущей статье я рассказала о традициях активизма среди энтузиастов домашнего обучения в США. Эту статью о родительских группах я хочу начать с небольшого пояснения. При слове «активизм» может возникнуть образ людей, которые единым фронтом пытаются радикально оспорить каждое несправедливое действие системы – но эта картина не будет соответствовать реальности. Группы, в которые объединяются семьи на ДО, столь же разные и разнообразные, как и сами нешкольные семьи. Большинство людей уделяют основное внимание своей повседневной жизни и текущим нуждам, а от общения с другими такими же людьми ищут простой радости и поддержки. Но при этом им свойственна активная жизненная позиции: наличие четких убеждений и интересов, а также внимательное отношения к тому, что происходит вокруг, и ощущение ответственности за развитие событий. Именно она является основой для организованной общественной активности, характерной для практикующих домашнее образование семей.

Ниже я более подробно расскажу о разных типах родительских групп. Для удобства и очень условно я их разделила на неформальные группы, целевые группы и крупные ассоциации.

Неформальные родительские группы

Для этих коллективов основной целью практически всегда является свободный поиск единомышленников для учебных задач, общения, создание социальной сцены и социальной сети для своей семьи и детей. В каждом более-менее крупном городке будет существовать несколько заметных групп родителей-нешкольников по интересам: хоумскулеры-христиане, светские нешкольники; следующие системе Шарлотты Мейсон и анскулеры; или просто старые подруги, вместе решившие учить дома своих детей и получившие новый повод для встреч и общения. Порой членство в этих группах перекрывается: например, одних и тех же людей видишь и на спевке церковного хора для детей-нешкольников, и на встрече, организованном анскулерами в приюте для животных. Некоторые такие группы также имеют базы на интернетных форумах или сайте Фейсбук, где к ним могут присоединиться люди из других городов штата или страны.

Структура встреч и их тематика совершенно свободны и зависят от интересов членов группы. Как минимум, люди договариваются о еженедельной встрече в парке в хорошую погоду. Может быть, кто-то захочет организовать экскурсию в музей, поход в лес или посещение игротеки по групповым расценкам. При наличии интереса такие встречи тоже становятся традицией, наряду с обсуждениями новых книг о родительстве или методах ДО. В подобных группах нет никаких вступительных требований, достаточно появиться на совместном сборище и познакомиться с присутствующими. Более бывалые члены группы с удовольствием поделятся с новичками своими соображениями о домашнем обученями и об уроках, вынесеных из ситуаций, который новичок встречает впервые: как заполнять документы для регистрации детей в школьном округе, как отвечать на каверзные вопросы родственников и знакомых, и пр.

Как для любого живого коллектива, подобным группам свойственна текучка: люди переезжают, перестают учить дома и теряют интерес к группе, или же приходят к другому стилю обучения и находят новых товарищей. Часто наблюдается «смена поколений» — мамы, одновременно пришедшие в группу и имеющие старших детей одинаковых возрастов, становятся хорошими подругами, вместе со своими детьми проходят через разные стадии образования и интересы, а когда дети вырастают, отходят от дел, даже если их младшие дети еще находятся на ДО и требуют внимания. На смену им приходит другая активная подгруппа людей, с детьми помладше. В каждый момент времени, набор конкретных личностей и их личностные приязни и неприязни будут определять активность группы, ее структуру и интересы.

Хотя это и не является их основным фокусом, неформальные родительские группы часто оказываются первой ступенью активного обсуждения законов о ДО и обмена информации на их тему. Как правило, втакой группе находится инициативный организованный человек, который соберет в кучу нужные правила и ответы на часто задаваемые вопросы. Обратившийся с вопросом о том, например, как заполнять ту или иную форму, найдет исчерпывающий ответ наряду с подсказками, выработанными в ходе жизненного опыта —например, пожелание составлять учебный план по требуемуму законом минимуму, чтобы не создавать прецедента, на основе которого с последующих хоумскулеров школы бы стали требовать более подробных планов. Кроме того, в таких группах быстро распространяются все связанные с ДО новости.

Целевые группы

Свободные родительские группы могут послужить основой для возникновения более структурированной целевой группы. Как правило, катализатором служит яркий прецедент, важная идея или заметный интерес в сообществе. Такие группы могут иметь фокус в деловой, учебной или социально-политической сфере.

Примером деловых проектов могут служить связанные с домашним обучением бизнес-инициативы. Популярным сервисом являются рассылки каталогов обучающих материалов, основанные семьями на ДО как семейный бизнес. Еще один пример – организация семинаров, занятий и экскурсий для нешкольников. Эту идею превратили в собственный бизнес две мои подруги. Они начинали с того, что приглашали друзей за компанию с их семьями посетить интересные затеи вроде мечения бабочек-монархов или раунда игры в геокешинг. И поняли, что, организуя это профессионально, они смогут выйти на более массовый уровень и брать небольшую комиссию как посредники. В этом году они организовывает ярмарку учебно-развивающей литературы, а также семинары и презентации по контракту со школьным округом.

Примером целевой организации в учебной сфере могут служить школы-кооперативы или платные курсы для нешкольников. Например, в нашем городе есть курсы для старшеклассников, организованные группой христианских нешкольников. Они снимают помещение на определенные часы и вскладчину нанимают преподавателей по нужным им предметам. Фактически, это повторение программы старших классов, но с меньшим количеством учеников в классе и с недоступным в обычной школе уклоном (например, биология преподается с позиций креационизма по соответствующей учебной программе). Еще одним вариантом целевого образовательного проекта может служить индивидуально разработанный родителем учебный план, самостоятельно изданный и распространяемый через сеть независимых каталогов, семинаров и публикаций. Самым известным примером, пожалуй, является классическая программа «Хорошо тренированный разум» (Well Trained Mind), авторства Джесси Уайз и Сьюзен Уайз Бауэр. В настоящее время и основная программа, и написанные специально для нее учебники по истории, грамматике и естествознанию доступны в сетевых книжных магазинах.

Примером целевой организации родителей в социально-позитической сфере будут инициативные группы, созданные для продвижения интересов семей на ДО и лоббирования в законодательных органах. Одна такая группа возникла в нашем городе в прошлом году при довольно непростых обстоятельствах. В конце сессии Сената штата на повестку дня был выставлен проект закона об изменении школьного финансирования. Оказалось, что среди сотен страниц этого законопроекта был запрятан неприятный сюрприз для нешкольников: одним из сервисов под угрозой сокращения были программы помощи хоумскулерам и учителя-кураторы. Этот аспект законопроекта большинство депутатов просто проглядели; о нем одним ухом услышала лоббистка посторонней организации, и уже на следующий день новость пронеслась по местным нешкольным форумам. Нешкольники, заинтересованные в совместной работе со школьными округами, осознали, что не имеют собственного голоса на месте. Тем не менее, в кратчайший срок, люди организовались и написали письма с разъяснениями своим законно избранным представителем. Несколько моих знакомых, у которых нашлось время, во главе с пожилым и опытным бывшим лоббиистом, поехали прямо в законодательное собрание и нашли возможность поговорить с несколькими сенаторами, произведя позитивное впечатление. К сожалению, этот проект закона был принят большинством голосов, однако небольшая победа таки была одержана: поправка обязала школьные округа сохранить уже существующие программы, хоть мытьем, хоть катаньем. В целом, этот инцидент выявил, чтов нашем штате отсутствует группа, которая бы представляла интересы всех нешкольников независимо от их религиозного вероисповедания и отношений со школьным округом. Поэтому те люди, которые активно участвовали в обсуждении законопроекта, продолжили инициативу организацией официальной лоббиистской группы. Надеюсь, что она будет продолжать расти.

При создании целевой группы необходимо быть готовым к бОльшим затратам времени и энергии для вывода дела на самоподдерживающийся уровень. Будет нужно также официально зарегистрировать организацию (в виде не ориентированной на прибыль благотворительной организации, бизнеса или лоббиистской группы, по обстоятельствам), задокументировать ее цели и правила функционирования, избрать управляющий совет, а также соблюдать финансовую отчетность. Это предоставляет собой настоящую работу, в ходе которой люди нередко теряют старых партнеров, с которыми вместе начинали дело, и приобретают новых. Однако важность подобных организаций трудно переоценить.

Крупные ассоциации на уровне штата и федеральном уровне

Крупные ассоциации семей на домашнем обучении расчитывают сотни и тысячи членов, а их руководители участвуют в заметных общественных дебатах и цитируются в СМИ. Подобные организации существуют в нескольких штатах, например в Калифорнии. На общенациональном уровне, большой вес имеет Ассоциация юридической защиты домашнего обучения (Home School Legal Defense Association, HSLDA). Она была основана в 1983 г. Майклом Феррисом, адвокатом, чьи дети обучались дома. HSLDA поддерживает информативный вебсайт, освещающий все связанные с ДО вопросы. Целью организации является юридическая поддержка связанных с ДО, отслеживание связанных с ДО судебных разбирательств, комментирование публикаций о ДО и создание позитивного образа домашнего обучения в средствах массовой информации. Членство в HSLDA гарантирует семье на домашнем обучении бесплатную помощь адвоката в случае, если они будут вовлечены в судебное разбирательство по поводу ДО.

Есть ли для средней семьи на домашнем обучении смысл в том, чтобы вступить в члены крупной организации вроде HSLDA? Я в этом сомневаюсь, и вот почему. Любая раскрученная организация отходит от своих изначальных целей, т.е. защиты интересов своего базового контингента. Она начинает преследовать свои собственные цели по расширению сферы влияния и продвижению более фундаментальных идей, с изначальной идеей не обязательно связанными. Так, помимо усилий по юридической защите ДО, HSLDA поддерживает консервативных политических кандидатов и активно выражает свою позицию по вопросам, прямо не связанные с домашним обучением (например, выступают против активно обсуждаемого сейчас законопроекта о всеобщем здравоохранении). Когда в моем штате 15-20 лет назад обсуждался закон о домашнем обучении, HSLDA поддерживала христианские лоббистские организации, требовавшие формулирования права на ДО как религиозного права, и не дававшее светским семьям и семьям с нестардартными религиозными убеждениями априорно признаваемой возможности учить своих детей дома.

Неизбежно возникает вопрос: могу ли я поддерживать организацию, с мировоззренческой позицией которой я согласна только частично? Или, еще хуже, если она представляет мои интересы лишь в ограниченном аспекте, а в других работает против них? Это типичная моральная дилемма для думающего человека, пытащегося разобраться в американском политическом ландшафте, и при рассмотрении связанных с домашним обучением вопросов она тоже возникает.

Если же смотреть на ситуацию не с мировоззренческой, а с практической точки зрения, то выходит, что привлечение новых членов в HSLDA опирается на раздувание опасений конфликта с законом, свойственных многим семьям на ДО. Членство в HSLDA подается как что-то вроде страховки от связанного с ДО судебного разбирательства. Но на практике, такая страховка средней семье не нужна.

В настоящее время хоумскулинг легален во всех пятидесяти штатах США. Любые родители могут перевести своего ребенка на домашнее обучение, даже если их ребенок имеет особые нужды, при условии, что заполнены соответствующие бумаги. Причин, по которой государственные органы могут приказать ребенку вернуться в школу, фактически нет. Даже недостаточная, по чьему-либо мнению, успеваемость ребенка на ДО не является для этого основанием. Так, в нашем штате тестирование или наблюдение учителя –куратора не являются абсолютным мерилом учебных достижений: они призваны показать «видимый прогресс» в знаниях в конце года относительно начала года, и только. Если ребенок сильно отстает по программе в течение нескольких лет, школьный округ обязан помочь его родителям выработать программу для того, чтобы нагнать сверстников, Только в случае провала такой программы может зайти речь о посещении школы. Таким образом, бремя доказательства несостоятельности чьей-то домашней программы обучения лежит на представителях школьной системы и занимает долгое время. Учитывая то, что и в обычной школе множество детей переходят из класса в класс, не усвоив материал предыдущего года, любая критика успеваемости ребенка на ДО опирается на шаткие основания и, следовательно, просто нецелесообразна для школьного округа с его множеством ежедневных проблем.

Основным и самым частым поводом для судебных разбирательств на тему ДО является развод родителей, при котором один из родителей не согласен на то, чтобы дети учились дома, и требует внести это как одно из условий в договор об опеке. Однако, HSLDA четко оговаривает, что их адвокаты за подобные дела не возьмутся. Поскольку членом HSLDA считается вся семья, т.е. оба родителя, организация видит конфликт интересов в том, чтобы выбирать сторону одного из участников тяжбы. В принципе, такие судебные разбирательства могут быть разрешены в пользу родителя, практикующего ДО, но для этого потребуются услуги опытного адвоката со стороны, которые, разумеется, будут платными. Значительно более перспективным видится в случае развода не доводить вопрос о ДО до суда, и вместо этого поддерживать открытыми линии коммуникации и взаимопонимание с бывшим партнером.

Гораздо более редким поводом для проблем с ДО может являться судебное разбирательство о насилии или пренебрежении ребенком. Если семья попала в поле зрения социальных служб в результате жалоб на обращение с ребенком и дело дошло до ювенильного суда, то, действительно, судья может принять решение отправить детей в школу, где они могут получить внимание учителей и психологов.

Для тех, кто следил за дискуссией о ювенальной юстиции, такой вариант развития событий выглядит пугающим. На деле, вероятность того, что подобное случится с обычной нормальной семьей на основании пустых жалоб какого-нибудь любителя сделать гадость ближнему своему, ничтожно мала. HLDSA предусмотрительно не раскрывает информации о том, за сколько дел в год они берутся. Но по свидельству одного из бывших сотрудников организации, на шестьдесят тысяч членов ассоциации в год приходится, по самым смелым оценкам, максимум двести жалоб на внимание со стороны социальных служб, из которых более 90% оказываются «ложной тревогой» еще на этапе первоначального скрининга, а из оставшихся доходят до судебное инстанции поистине единичные серьезные случаи.

Отдельного внимания требуют случаи, когда конкретное судебное заключение ювенильного суда становится легальным прецедентом, который может быть приложен к любой хоумскульной семье. Такой казус случился в штате Калифорния весной 2008 г. За несколько лет до этого семья Лонг попала под суд по легитимным свидетельствам о плохом обращении со своими детьми. В процессе разбирательства выяснилось, что дети находятся на домашнем обучении. Назначенные судом для представления интересов младших детей адвокаты запросили перевода детей в государственную или частную школу для получения адекватного образования и консультации специалистов. Ювенильный суд не счел нужным делать такого распоряжения, и дело шло по инстанциям, пока не дошло до очередной апелляции. Судья, получивший дело на рассмотрение на этот раз, не только принял решение о том, чтобы отправить детей в школу, но и сделал несколько сильных общих утверждений о том, что “родители не имеют конституционного права на домашнее обучение своих детей”, и что Мэри Лонг нарушает закон, поскольку обучает детей дома, не являясь лицензированным учителем штата Калифорния. Несмотря на то, что эта интерпретация закона штата была неаккуратной, она была внесена в материалы дела, и под потенциальным ударом этого прецедента оказались все ДО семьи Калифорнии. Ситуация и возможные способы ее разрешения вызвали широкий общественный резонанс. Успешная финальная апелляция в Верховном суде штата целиком отменила бы решение этого судьи, но вместе с исчезновением проблемных заявлений о ДО исчезла бы и последняя возможность повлиять на проблемную и конфликтную семью. В итоге, не без влияния большого количества писем со стороны граждан, решение суда было просто переписано, и неправомерные общие заявления о ДО были из него удалены.

Семья Лонг не состояла в HSLDA, и адвокаты из ассоциации в их защите не участвовали. Представители HSLDA активно распространяли информацию во время обсуждения, но насколько важным было их политическое влияние в разрешении конфликта, сказать трудно. По крайней мере, Ассоциация калифорнийских хоумскулеров (California Homeschoolers Association, CAM) специально попросила не подписывать заявление, подготовленное HSLDA, чтобы не раздувать истерию и в результате иметь более высокий шанс на мирное урегулирование вопроса.

Так какие же случаи берет под свою защиту HSLDA? Чаще всего они выбирают самые легкие дела, в которых на самом деле судебное разбирательство не нужно – достаточно правильно прочитать закон, найти ответственного человека и грамотно обсудить ситуацию. Ясно, что легкий успех дает ассоциации пиар ценой наименьших усилий. Но родителям обращение к HLDSA в таких случаях в конечном счете невыгодно, поскольку означает потерю контроля над собственной ситуацией и признание своей некомпетентности в законах и правилах.

Примером может служить история моей знакомой. Наш школьный округ предоставляет одаренным студентам бесплатную возможность посещать курсы в городском колледже, которые идут как в счет школьной программы, так и будущей вузовской степени. Места в программе для одаренных детей распределяются на основании стандартных тестов на академическую успеваемость и коэффициент интеллекта, рекомендаций от учителя и заявления куратора программы о том, что доступные в школе классы не удовлетворяют образовательному уровню ученика. Ребенок на домашнем обучении тоже имеет право на сервисы для одаренных детей, но, поскольку у него нет возможности предоставить всех рекомендаций, для него должно быть достаточно одного тестирования. Сын моей знакомой показал выдающиеся результаты в тестировании, однако директор школы и суперинтендант округа отказали ему в возможности прослушать выбранный им вузовский курс. Кто-нибудь другой на ее месте мог бы подать в суд на школьный округ и обратиться в HLDSA за помощью, и из дела вышел бы неплохой показательный процесс. Однако вместо этого она сама тщательно изучила закон, обосновала свою позицию и обратилась сначала опять к супер-интенданту, а потом выше по инстанциям, в школьный совет и Департамент образования штата. Там в ее случае подробно разобрались, встали на ее сторону и оказали давление на суперинтенданта, который в итоге одобрил посещение колледжа для ее сына. Помимо того, что ей удалось разрешить вопрос быстро и без участия суда, она еще и поделилась всеми подробностями на местном форуме для нешкольников. Теперь и другие семьи имеют на руках детальную информацию, чтобы при необходимости тоже самостоятельно урегулировать подобный конфликт.

Таким образом, самым важным полем для родительского активизма по-прежнему остается местный уровень. Никакая официальная централизованная организация не заменит самостоятельных усилий, а также культивации плодотворных взаимоотношений как с единомышленниками среди семей на ДО, так и с представителями школы. При этом для сотрудничества оказывается не обязательным, чтобы взгляды и общие устремления людей полностью совпадали. Объединения на основании конкретного интереса или задачи тоже плодотворны, и затем по мере достижения цели они эволюционируют или распадаются, освобождая время и энергию для новых задач. За годы участия в активной жизни местного хоумскульного сообщества я поняла, что могу выстроить осмысленные и благотворные отношения с радикально различающимися между собою людьми, при условии, что наши отношения основаны на свободе выбора и ориентированы на взаимопомощь. Пожалуй, для меня в этом состоит основной урок родительского активизма в американском домашнем образовании.

Мария Фокина.

3 комментария к статье "Родительский активизм и домашнее образование в США – Часть II"

  1. Автор поста Юлия Жабыко пишет:

    Очень познавательная и толковая статья. Мне кажется, подтверждает уже ставшее общепринятым мнение по поводу ДО: спасение утопающих — дело рук известно кого, и особой разницы нет, в какой стране это происходит. Неча на государство надеяться…)

  2. Автор поста Наталья Геда пишет:

    Очень интересная и полезная статья. Подумать только, 20 лет назад в США еще не было ДО! В общем, нам всем есть куда расти очевидным образом. Спасибо, очень многие моменты в статье заставили всерьез задуматься о будущем. Только бы продраться через текущий кризис…

  3. Автор поста Мария пишет:

    Наталья и Юлия, большое спасибо за положительные отзывы. Хочу только немножко пояснить относительно истории ДО в США. В том ли ином виде оно существовало всегда, даже в тот период времени с конца 19-го века, когда школьное образование стало обязательным. Но где-то с с 60-70-х годов 20-го века пошла волна публикаций о недостатках школы и преимуществах семейной формы обучения, как со стороны религиозных (Рэймонд и Дороти Мур) так и светских (Иллич, Холт) людей, и ДО превратилось в движение. Когда кол-во семей на ДО выросло, возникла необходимость определить это явление в законном порядке. Где-то это было сделано раньше, где-то позже; в нашем штате — позже всех, 15-20 лет назад. Так или иначе, момент принятия закона о ДО в том или ином штате не является нулевой точкой отсчета времени существования ДО. Ему предшествует самозарождение и длительная работа всех тех групп, о которых я писала. Т.е., весь процесс занимает гораздо больше времени. Но действительно, пожалуй, 30-40 лет назад семья на ДО могла не знать никого другого, кто бы этим занимался, и встречать полное недоумение окружающих. ПОсле многих кризисов, ситуация действительно изменилась на многих уровнях в сторону принятия ДО, и это радует.

Яндекс.Метрика