Домашнее обучение и реформа образования

Известие о предстоящей реформе образования пронеслось по интернет-сообществу, подобно лесному пожару. Многие до последнего момента надеялись, что эта информация – не более, чем слух, но после публикации новости соответствующего содержания на «Российском образовательном портале» (http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=68391) эта хрупкая надежда растаяла, как утренний лед на луже. Сбитые с толку родители перестали понимать, что ожидает в будущем их детей и к чему готовиться лично им. Особую неуверенность в этой перспективе не могут не почувствовать родители домашних детей. Что же, все-таки, сулят родителям детей школьного возраста предстоящие реформы Министерства образования и науки?

Экономика образовательного процесса

Первое, на что все обращают внимание – это, разумеется, коммерческая сторона вопроса. Скорее всего, уже с третьей четверти этого учебного года все государственные школы превратятся в коммерческие предприятия, а директора – в их менеджеров. Три бесплатных урока, которые будут предложены родителям в течение каждого учебного дня, закроют не более половины от теперешней школьной программы. Очевидно, что какие-то предметы вообще выпадут из программы, обязательные требования к остальным – существенно сократятся. За овладение остальным объемом знаний из образовательного минимума, как известно, родителям придется доплачивать из своего кармана. И тут уж никак нельзя будет просто «плыть по течению»: необходимость платить за образование детей самым непосредственным образом поставит на повестку дня вопрос о том, как правильно сделать выбор необходимых именно вашей семье образовательных услуг. Всем родителям придется самим определять, какие предметы из общеобразовательного цикла будут приоритетными именно для их ребенка – а значит, очень многое из обязательного образовательного минимума будет упускаться. Наверняка чаще других будут пренебрегать такими предметами, как музыка, ИЗО, литература; наверняка повышенный спрос на такие дополнительные предметы, как иностранные языки, информатика, естественные науки существенно повысят стоимость обучения по этим дисциплинам.

И, при рассмотрении под таким углом, домашнее образование доказывает свою несомненную экономичность.
В самом деле, сокращение обязательной части программы вдвое неминуемо приведет к сокращению обязательных аттестаций наполовину же – потому что, согласно действующему законодательству, никакая школа не сможет сделать обязательными аттестации по факультативной, платной части программы. Следовательно, родителям детей на домашнем обучении придется платить за аттестации и консультации только по обязательным дисциплинам. Таким образом, после ввода реформы в действие у родителей домашних детей, наконец, появится подлинная свобода в обучении. Теперь им уже не придется тратить драгоценное время и деньги на бессмысленные и ненужные никому аттестации. Значит, можно будет потратить освободившееся время на то, чтобы глубже и фундаментальнее овладеть основными дисциплинами, а также познакомиться с большим числом дополнительных. Таким образом, усилия родителей в области самостоятельного обучения детей теперь повлекут за собой существенную экономию на образовательных расходах.
Что касается родителей, которые по-прежнему будут делать ставку на получение образования в школьных стенах, то им, судя по всему, придется раскошелиться куда более существенно: ведь для того, чтобы ребенок получил более-менее приличный и систематический объем знаний, им придется платить многочисленным предметникам. Собственно, такова и будет цена вопроса: хочешь, чтобы твой ребенок был образован – плати немалые деньги или учи его всему сам, в меру своих способностей. Здесь, на портале «Домашнее обучение», мы пытаемся продемонстрировать заинтересованной аудитории, насколько реальным для массового применения является второй путь, менее затратный в материальном аспекте и более затратный – в личностном. Мы хотим доказать, что этот подход оправдывает себя в наибольшей степени, поскольку помогает семье не только сэкономить – что, конечно, существенно, – но и стать куда ближе друг к другу, сплотиться, стать семьей в куда большей степени, чем до того.

Профильное образование – за и против

Следующий вопрос, который не менее серьезно занимает умы родительской общественности – как относиться к вновь вводимому в сетку часов профессиональному обучению?
На этот вопрос нет однозначного ответа.
Понятно, что возврат к профильному обучению очевидным образом демонстрирует приоритеты российского правительства в области образования: очевидно, что государству нужны не талантливые ученые, бизнесмены или мастера искусств, а в первую очередь – квалифицированный обслуживающий персонал, талантливые сантехники и электрик, токари и слесаря. Плохо это или хорошо?

С одной стороны, неплохо, поскольку позволит детям уже в школе получить возможность овладеть востребованной специальностью, которая позволит им зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Правда, в реальности такую возможность получить будет не так-то просто: сеть ПТУ, хорошо развитая в СССР, к настоящему времени пришла в полную негодность, а для оборудования новых, современных профессиональных училищ у правительства наверняка не найдется денег. Что касается ставки правительства на то, что дети будут получать квалификацию на производстве, которое, к тому же, и будет оплачивать на 60% их обучение – то эти предположения уже совсем из области фантастики. Какими бы малочисленными не были последующие наборы школьников, российских предприятий, реально способных на полноценное профессиональное обучение всех этих школьников за свой счет – еще меньше. Поэтому, на самом деле, и перспектива получения сколько-нибудь полноценной профессиональной подготовки на таких условиях оказывается при ближайшем рассмотрении достаточно эфемерной. Вряд ли правительство сможет обязать российские предприятия, и без того задавленные экономическим кризисом, всерьез заниматься обучением школьников. А это значит, что на условно-бесплатных уроках УПК дети, скорее всего, не получат никаких или почти никаких действительно полезных навыков. Как избежать очередной бессмысленной принудиловки? Опять-таки, домашнее обучение является надежной гарантией от потери времени, поскольку труд не является обязательным предметом для аттестации экстерна. Родители, занимающиеся образованием своего ребенка, наверняка способны самостоятельно определить, будет ли их ребенок получать специальные навыки, если будет – то каким образом, при каких производствах и за какие деньги. Сейчас сложно предсказать, каким образом изменится рынок образовательных услуг после того, как реформа осуществится. Однако можно наверняка гарантировать, что предприятия сочтут выгодным для себя сделать ряд предложений по платному профессионально-техническому обучению детей школьного возраста. И вот такие-то предложения, очевидно, будут более полезным вложением времени ребенка и денег родителей, чем уроки, которые будет предлагать школа.

В любом случае, у родителей домашних детей всегда будет выбор – воспользоваться предлагаемым школой профильным обучением, или нет. В конце концов, если уровень предлагаемых уроков УПК будет вполне приемлемым, то можно будет на них ходить, а если нет – отказаться от них.

А что с «Паспортом здоровья школьника»?

Одним из наиболее шокирующих нововведений Министерства образования и науки является, вне всякого сомнения, «Паспорт здоровья школьника». Родительская общественность протестует против нововведения, в настоящий момент идет сбор подписей под открытым письмом министру образования А. А. Фурсенко (http://digital-geda.livejournal.com/84317.html). Однако, независимо от того, каких результатов удастся добиться в этом направлении, дети на альтернативных формах обучения и в этом отношении находятся в более выигрышном, по сравнению со школьниками, положении. Почему это так?
Очевидно, что ссылки на ст. 32 п. 3. «Закона об образовании» недостаточно, чтобы ввести подобную практику, потому что она лишь указывает, что образовательное учреждение несет ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса». Существующая трактовка и судебная практика по этой статье предполагает, что «во время образовательного процесса» — это во время нахождения в школе, а не за пределами школы (по дороге домой, дома, на внешкольных занятиях). Это же делает данную статью неприменимой к учащимся, получающим образование в форме семейного образования в силу ст. 10, 52 Закона об образовании, – кроме времени нахождения в школе во время аттестаций и иных мероприятий. Таким образом, родители домашних детей имеют еще одно основание для игнорирования обязанностей по ведению «Паспорта школьника» — в случае, если этот документ все-таки попытаются сделать обязательным.

Какие проблемы могут возникнуть у домашних детей?

Разумеется, такое независимое положение детей-экстернов не может не вызвать определенные эксцессы между ними и педсоставами школ. В самом деле, для большинства школ экстерны и ученики на семейном обучении – не более, чем ненужная обуза, на которой как следует невозможно заработать и за которую еще, возможно, придется отвечать. Учителя-предметники не понимают специфики образовательного процесса детей, обучающихся дома: они пытаются спрашивать с них, как о школьников, проверять их домашние задания, навязывать дополнительные занятия, занижать оценки. Не так просто найти школу, которая может предложить ученикам-экстернам адекватные услуги со стороны учителей и администрации. Однако зачастую родители и сами не могут адекватно сформулировать свои требования к педсоставу школы, к которой им приходится прикрепляться. И даже договор, который заключен между семьей и школой, далеко не во всех случаях может защитить ребенка от разнообразных эксцессов. Что же должны знать родители домашнего ребенка, чтобы сократить эти эксцессы до минимума? Ниже мы приводим примерный список основных положений, которые должны твердо знать и понимать родители домашнего ребенка и которые им следует донести до сведения администрации своей школы:

При семейной форме обучения за процесс обучения ребенка ответственность несет не школа, а родители, или лица, их заменяющие. Образовательное учреждение отвечает только за аттестацию, т.е. за проверку знаний ребенка, а не за его обучение. Таким образом, учитель не обучает ребенка, а лишь проверяет полученные им дома знания, а, при необходимости и с согласия родителей ученика, оказывает ему консультативную помощь. Этот общий принцип лежит в основании семейной формы обучения и всегда должен учитываться.

Учитель проводит проверку знаний ребенка на момент аттестации. Хотя родители и дети могут показывать аттестующему учителю результаты домашней работы ребенка, оценка этой работы, как таковая, не входит в компетенцию аттестующего учителя. Объем и характер домашней работы ребенка на семейном обучении находятся в компетенции семьи, а не аттестующего образовательного учреждения. Учитель не может требовать от ребенка выполнения конкретных заданий дома, кроме заданий, являющихся непосредственной частью аттестационной работы.

Аттестационные задания, устные или письменные, должны служить цели итоговой проверке знаний, а не их получения. Общий объем этих заданий определяется необходимостью итоговой проверки знаний, а не освоения учебного курса. Этот объем, таким образом, не может быть сравним с объемом работы ребенка очной формы обучения за время обычных классных и домашних занятий. Общий объем аттестационных заданий (включая практические и лабораторные части) должен примерно соответствовать итоговой контрольной работе за период или итоговому экзамену за год. Необходимо помнить, что, требуя от ученика выполнения большего объема заданий, чем это необходимо для итоговой проверки знаний, учитель препятствует нормальной организации домашнего учебного процесса семьей ребенка, что находится вне его компетенции и зоны ответственности. Требуя от учащегося семейной формы образования выполнения большего объема заданий, чем требуется от учащегося очной формы обучения при итоговой проверке знаний за соответствующий период, учитель осуществляет неоправданную дискриминацию учащегося семейной формы образования, что недопустимо. Устная итоговая проверка знаний должна учитывать особенности возрастной физиологии учащегося, и иметь разумную продолжительность – с тем, чтобы не нанести вред здоровью ребенка.

Учитель не вправе требовать от ребенка при аттестации знаний или навыков, отличающихся от предусмотренных государственным стандартом по данному предмету, даже в том случае, когда эти знания или навыки преподаются в данном учебном учреждении детям очной формы обучения.
Учитель не вправе предписывать учащимся конкретное учебное пособие, по которому они должны заниматься. Все указания такого рода могут носить только рекомендательный характер. Во время аттестации проверяются знания ребенка в рамках общих требований государственного стандарта по соответствующему предмету, а не в рамках изложения конкретного учебника.

В отношении оформления выполненных заданий не могут предъявляться какие-либо требования, не входящие в общие требования государственных стандартов (в частности, принятые в конкретном образовательном учреждении). Если желательно, чтобы выполняемые во время аттестации задания отвечали определенному стандарту оформления, требования к оформлению должны быть четко и ясно объяснены ученику заблаговременно, до срока аттестации. Оценка за аттестацию может снижаться за оформление заданий, лишь если оно не отвечает общим требованиям государственных учебных стандартов.

В случае, если знания ребенка не соответствуют требуемым, учитель должен уведомить об этом родителей ребенка, поскольку именно они несут ответственность за ход учебного процесса. Любые консультации и репетиционные занятия с целью доподготовки учащегося могут быть рекомендованы и предложены, но назначаются только по согласованию с родителями. Родители могут отказываться от таких занятий и сами брать на себя ответственность за подготовку ребенка к переаттестации.

Сведения о форме проведения аттестации, ее сроках, конкретных требованиях к аттестуемому ученику (включая и конкретные указания на то, какая именно часть знаний в рамках государственного стандарта будет проверяться на аттестации) должны быть заблаговременно сообщены ученику и его родителям в ясной и четкой форме.
Ученик имеет право, (но не обязан)

  • брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
  • посещать лабораторные и практические занятия с классом;
  • принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

При любой форме аттестации родители ребенка имеют право принимать участие во всех стадиях аттестационного процесса (включая присутствие на письменных контрольных и устных экзаменационных собеседованиях). Родители ученика имеют право ознакомиться с результатами выполнения письменных аттестационных работ и заданий. В случае возникновения у родителей сомнений в справедливости выставленной ученику оценки, учителю следует ознакомить их с ее обоснованием.

На итоговую оценку учащегося не могут влиять не зависящие от него факторы. В частности, при проведении аттестации в устной форме на итоговую оценку не может влиять тот факт, что учитель не успевает за отведенное время задать вопросы по всем частям учебного курса.

 

Родители домашних детей должны понимать, что ответственность за реализацию всех вышеперечисленных требований к организации учебного процесса лежит целиком на них. Администрации образовательных учреждений, скорее всего, не будет сильно озабочиваться соблюдением прав учеников на альтернативных формах обучения. Отстаивание этих прав, таким образом, целиком должно оставаться инициативой родителей домашних детей. Однако очевидно, что постреформенная школа станет ареной борьбы за права абсолютно всех категорий детей и их родителей. А значит, родителям детей школьного возраста следует заранее готовиться к такой повседневной правозащитной деятельности. И не забывать, что только повседневное отстаивание своих прав, своей чести и достоинства, и делает человека человеком.

Наталья Геда.

5 комментариев к статье "Домашнее обучение и реформа образования"

  1. Автор поста Юлия Жабыко пишет:

    Наталья,
    то, о чем вы пишете, как всегда, остро.
    Можно поинтересоваться, откуда у вас информация, что уже с третьей четверти нынешнего учебного года начнутся все эти ужасы?
    Мне кажется, настолько непродуманно и действительно бесконтрольно все это, что просто технически на данный момент неосуществимо. Ни планов нет, ни расценок, грубо говоря… А что делать с сельскими школами? И интересно, предприятия в курсе, что они должны будут кого-то еще и учить, при нынешних-то кризисных временах?..
    Понимаю, что последние вопросы совершенно не к вам, но мне кажется, что паника, вызванная этой реформой, как-то уж чрезмерна. Думаю, к чему-то подобному стоит готовиться в будущем, может, и не столь отдаленном, но точно не завтра…

  2. Автор поста Наталья Геда пишет:

    Юля, я основывалась на материале с форума «Завуч-инфо»: http://zavuch.info/component/content/article/35-2009-03-16-01-40-14/548-obrash-k-sobr.html
    То, что реформа не за горами — мне стало ясно тогда, когда стало очевидно, что кризис пришел всерьез и надолго. Всеобщее среднее образование по существующим стандартам — слишком затратная статья бюджета, чтобы наше нынешнее правительство не попыталась ее урезать настолько, насколько возможно.
    Конечно, я допускаю возможность контролируемой «утечки» информации (вернее, дезинформации) — относительно января 2010. Но то, что реформа начнется с 1 сентября 2010 — к гадалке уже можно не ходить.
    Неопределенность вносит исключительно то, что на сайте МОиН пока нет прямой информации о грядущей реформе — но, поскольку я уже лично столкнулась с очевидной нечестностью МО в отношении обсуждения Паспорта здоровья, меня это ничуть не удивляет.
    В крайнем случае, предлагаю относиться к этой статье как к вероятному прогнозу. Хотя содержание третьей части актуально уже сейчас для очень многих родителей

  3. Автор поста Анна пишет:

    «Педсовет.Орг.» уже с месяц муссирует эти темы (3 оплаченных урока; «пачпорт здоровья»), но все учителя сошлись на том, что подобная слишком уж откровенно-обнажённая глупость вряд ли состоится. Кстати, сегодня там вывешена новость:»В связи с эпидемией гриппа Фурсенко посоветовал развивать дистанционные формы обучения». СО подходит под определение «дистанционной формы»?

  4. Автор поста Екатерина Асонова пишет:

    По поводу дистанционных форм слушала новостное сообщение на Радио «Эхо Москвы»: ныне предписано не пускать детей учиться, если у них есть признаки ОРЗ, ОРВИ и т.д. Рекомендовано с такими детьми организовывать дистант — интернет или телефон — обучение.
    Не поняла только одного, 1. как учитель (не врач) будет отличать аллергию, например, от гриппа; 2. как можно организовать дистантное обучение половины класса при условии того, что другая половина класса сидит на уроке и учится… у нас вдвое увеличат штат учителей? 3.как может учиться болеющий ребенок, когда его дело лечиться и в кровати лежать?

  5. Автор поста Татьяна пишет:

    Да это одна трескотня, все дистанционное обучение сводится к тому, что домашнее задание на сайте вывешивают. Да и то делали это во время дополнительных каникул из-за свиного гриппа.

Яндекс.Метрика