Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ

Несмотря на то, что первые школы появились на Руси еще в 11 веке, домашнее обучение с приглашением домашних учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины 19 века.
Примечательно, что в допетровской России домашнее образование детям могли давать только русские учителя, а иностранцы, в большинстве своем люди купеческого сословия, не допускались. Однако еще в 17 веке образование не было обязательным даже для боярских детей и имело религиозный характер. Чтению и грамоте дети обучались по церковным книгам – Часослову, Псалтыри, Евангелию.

Новый этап в развитии домашнего образования в России наступил с воцарением Петра I и установлением в государстве светской культуры. Жадный интерес ко всему иностранному, к европейской культуре открыл двери домов учителям светского этикета и иностранных языков. Причем среди них были как русские подданные, так и иноземцы.

Несмотря на то, что в моду вошло получение образования за границей, в большинстве своем боярские, дворянские, а потом и купеческие дети по-прежнему обучались и воспитывались дома. Слова «гувернер», «гувернантка» вошли в русский язык именно в 18 веке. В то время основными «дисциплинами» домашнего образования были танцы, манеры и иностранные языки.

Среди домашних учителей было немало людей ярких, талантливых. Поэт Василий Жуковский, например, занимался воспитанием и обучением будущего императора Александра II. Талантливым воспитателем был также баснописец Иван Андреевич Крылов. Домашний наставник буквально открывал ребенку мир, был ему другом, советчиком, компаньоном в путешествиях и играх и просто обязан был служить примером для подражания.

Безусловно, были и другие примеры. Вспомним хотя бы француза-гувернера Евгения Онегина («Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил»). Или учителей недоросля Митрофанушки – недоучившегося семинариста Кутейкина, отставного солдата Цыфиркина и немца Адам Адамыча Вральмана.

В середине 18 века спрос на домашних учителей явно превышал предложение, и среди гувернеров было столько самозванцев, что императрица Елизавета Петровна была вынуждена издать указ, в котором говорилось: «В Москве у помещиков находится на дорогом содержании великое число учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют, многие, не снискавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иным подобными ремеслами все свои жизни препровождали».

Засилье малограмотных иностранцев в домашнем образовании продолжало вызывать возмущение образованной части общества и в первой половине 19 века. Это привело к изданию в 1834 году закона, защищающего российские семьи от учителей-самозванцев.

Новый закон не допускал к работе иностранцев, не имеющих российских аттестатов учителя, наставника или гувернера и специального свидетельства о нравственном поведении. При этом обучением и воспитанием детей в российских семьях могли заниматься священнослужители, студенты высших учебных заведений и даже образованные слуги.

После революции 1917 года, с введением «всеобуча» домашнее обучение в России было запрещено, а гувернерство стало незаконным. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды, тем не менее, прикреплявшиеся к ближайшей школе, учителя которой должны были время от времени посещать этих детей, проводить с ними занятия и аттестовать от имени школы.

В советский период неким отдаленным подобием гувернеров становятся репетиторы, которые «натаскивают» школьников и абитуриентов к экзаменам и «подтягивают» их по наиболее трудным предметам. Занятие репетиторством считалось незаконным («левым») заработком и как таковое осуждалось и преследовалось.

 

В начале 90-х гг. прошлого века домашнее обучение в форме узаконенного семейного образования, экстерната, репетиторства снова обрело право на существование.

В середине 90-х годов начинается быстрое развитие экстерната: старшеклассники, в первую очередь, московских школ, спасаясь от перегруженного школьного учебного плана, переходят в школы-экстернаты на интенсивную программу обучения, проходят и сдают за год курс 10-11 классов, освобождая время для подготовки к вступительным экзаменам в вуз и занятий с репетиторами. Большую часть времени при этом экстерны занимаются самостоятельно, дома, часто – используя специальные учебные материалы для самостоятельного и дистанционного обучения.

Сегодня можно говорить об устойчиво растущем интересе у нас в стране к домашнему обучению, быстром росте популярности различных его разновидностей: дистанционного обучения, семейного образования, экстерната…

Это вызвано, с одной стороны, недовольством растущего числа детей и родителей качеством традиционного школьного образования и, в целом, ситуацией в школах, и, с другой стороны, новыми широкими возможностями для дистанционного и электронного обучения в связи с бурным развитием новых коммуникационных и образовательных технологий.

Рост интереса и популярности, как обычно, сопровождается ростом числа споров вокруг домашнего обучения, постановкой под сомнение его границ и возможностей.

Тем не менее, статистика показывает, что молодые люди, получившие домашнее образование, по многим критериям превосходят тех, кто посещал «обычную» школу.